3. Анализ муниципальных контрактов.

Анализ муниципального контракта, пожалуй, одна из самых сложных частей подготовки к написанию жалобы. Часто волонтеры и зоозащитники знают, как должен выглядеть приют, и могут с одного взгляда на него указать на нарушения. Но вот контракт и его приложения…Анализ контракта может показаться сложным для человека, который ранее не сталкивался с этим. Но однажды изучив профильные НПА и внимательно проверив один контракт, вы поймете, что это вовсе не так трудно.

Муниципальный контракт должен строго соответствовать нормам действующего федерального и регионального законодательства. При этом важно помнить, что документация должна соответствовать не только законодательству об обращении с животными, но и законодательству о закупках - ФЗ 44.

В случае, если муниципальный контракт противоречит законодательству о закупках или же законодательству об обращении с животными, есть основание для подачи жалобы в прокуратуру.

Верно составленный контракт на услуги по обращению с животными без владельца должен соответствовать всем следующим требованиям:

1. Техническое задание должно предусматривать проведение в отношении всех животных полного комплекса мероприятий (услуг), а именно следующих:
· отлов животных без владельца,
· транспортировка животных без владельца в приют,
· первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животных без владельца, поступивших в приют,
· оказание неотложной ветеринарной помощи (в случае необходимости),
· регистрация и учет всех отловленных животных,
· содержание животных без владельца на карантине, под наблюдением специалиста в области ветеринарии, не менее 10 дней,
· лечение животных без владельца (умерщвление в целях регулирования численности животных не допускается, умерщвление осуществляется только в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии достоверно установленного специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного),
· обработка животных без владельца против экто- и эндопаразитов,
· ежедневное содержание животных, включающее кормление, предоставление постоянного доступа к питьевой воде, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря,
· вакцинация от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных,
· стерилизация (кастрация),
· маркирование (мечение),
· послеоперационный уход,
· транспортировка и возврат на прежние места обитания не проявляющих агрессию, вакцинированных и стерилизованных животных,
· содержание животных, возврат которых в среду обитания невозможен, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных,
· утилизация биологических отходов.

2. В контракте должны быть даны ссылки на все федеральные и региональные нормативные правовые акты (соответствующего субъекта), а также ГОСТы, касающиеся деятельности по обращению с животными без владельца. При этом не должны быть указаны утратившие силу НПА. Техническое задание должно быть сформулировано в строгом соответствии с действующим законодательством.

3. В Техническом задании должно быть указание на отлов животных живыми и неповрежденными, с незамедлительной транспортировкой всех животных в приют для проведения комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством.

4. В Техническом задании должен быть зафиксирован запрет на применение веществ, лекарственных средств, способов, технических приспособлений, приводящих к увечьям, травмам или гибели животных.

5. В Техническом задании должно быть прописан запрет на умерщвление животных, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. В Техническом задании должно быть прямое указание на метод регулирования численности популяции – массовая стерилизация (кастрация) с последующим возвратом вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных в среду прежнего обитания или содержание животных в приюте, возврат которых в среду не возможен до факта возврата владельцу, пристройства или наступления естественной смерти (или синонимичные формулировки), в соответствии со статьями 3, 16, 17, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. В Техническом задании должна быть четко указана длительность содержания животных в приюте, а также длительность карантинирования (не менее 10 дней).

8. Контракт и приложения к нему должны соответствовать друг другу, в них не должно быть противоречий и двусмысленных трактовок.

9. В контракте не должно быть прописано количество животных напротив каждой услуги, так как деятельность по обращению с животными без владельца относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению услуг, так как на подписания контракта заказчику не известно, какие именно услуги в будущем будут оказаны в отношении каждого конкретного животного.

Нарушения в контракте можно разделить на несколько видов: нарушения в тексте самого контракта, нарушения в Техническом задании, нарушения в Расчете стоимости услуг, нарушения при исполнении контракта в отчетных актах (которые также размещаются в ЕИС).

Типовые нарушения, которые могут встречаться в контракте:
1. В контракте заранее определено число животных, в отношении которых будет оказана та или иная услуга.

2. В ТЗ указано основание к эвтаназии животных, отличное от формулировки, предусмотренной 498-ФЗ. Например, может быть предусмотрена эвтаназия животных по причине их агрессивности, наличия бешенства или в целях защиты интересов общества и государства.

3. В ТЗ не указано, каковы должны быть действия подрядчика в отношении животными после истечения срока содержания.

4. Пункты и формулировки ТЗ противоречат федеральному и региональному законодательству.

5. Части контракта противоречат друг другу. Например, в контракте указаны одни сроки оказания услуг, а в ТЗ (приложении к контракту) – другие.
Или же в акте отлова может быть прописана транспортировка в пункт временного содержания, а в самом ТЗ указано, что нигде кроме приютов животные содержаться не могут.

6. Ошибки в Расчете стоимости услуг (смета, в которой указана цена за каждую услугу). Услуги могут быть сгруппированы или объединены в комплекс. Или же контрактом вообще не предусмотрена оплата некоторых услуг.

7. В контракте могут отсутствовать формы отчетных документов, которые показывают оказание каждой конкретной услуги. Вместо этого заказчики часто включат в приложения единый акт оказания услуг, который кроме наименования услуги, количества животных и суммы не показывает ровным счетом ничего.

К сожалению, в рамках одной справки мы не можем перечислить все возможные нарушения, которые заказчики допускают в контрактах и ТЗ. Каждый случай и комбинация нарушений индивидуальны, но самое главное – это понимать основы законодательства и уметь находить их в документах.

Необходимо прочитать каждый пункт контракта, особенно обращая внимания ни моменты, которые мы указали выше. После самого контракта необходимо проанализировать приложения к нему. Чаще всего это: техническое задание, расчет стоимости услуг и формы отчетных документов (актов).

Основная часть, которую необходимо проанализировать на нарушения – это Техническое задание. Так как именно оно определяет то, как будут впоследствии оказываться услуги.
Часто заказчики просто копируют положения региональных НПА дословно. В таком случае нужно сопоставить контракт (по сути, копию регионального НПА) с федеральным законодательством. Так как в некоторых регионах России нормативные документы противоречат и нарушают федеральные нормы.
Но иногда встречаются случаи, когда помимо копирования регионального НПА, заказчики добавляют или изменяют нужные им пункты ТЗ, что автоматически является нарушением. Кроме того, ТЗ может быть просто написано «от балды», без привязки к НПА, или же могут использоваться устаревшие ТЗ, написанные до принятия ФЗ 498.

Поэтому следует проанализировать каждый пункт ТЗ, сопоставить его с региональными НПА, а затем с федеральными.
В конечном итоге у вас должен получиться документ с комментариями – какие пункты и части контракта какие НПА нарушают. В дальнейшем все это будет отражено в жалобе.

Назад

Следующий пункт