КОНТРОЛЬ ЗАКУПОК
Проект «Контроль закупок» работал 3,5 года:
с января 2020 года по июнь 2023 год.


Целью проекта являлось обеспечение соответствия содержания закупочной документации на услуги по обращению с животными без владельцев требованиям законодательства.

Важность проекта была обусловлена тем, что соответствие документации объявляемых закупок требованиям законодательства является одной из предпосылок для выхода на закупку добросовестных исполнителей, развития рынка данных услуг и повышения прозрачности сферы обращения с животными.

Глобальная идея проекта состояла в создании предпосылок для добросовестной реализации контрактов в сфере обращения с животными и преодоления явления безнадзорности на благо человеку, обществу и четвероногим.

В рамках проекта отслеживались объявляемые в ЕИС закупки услуг по обращению с животными на этапе их «рождения», проводился анализ документации на предмет соответствия нормам законодательства, в случае выявления нарушений оказывалось содействие исправлению.

Помимо этого в рамках проекта оказывалась консультативная помощь Заказчикам по вопросам выбора способа определения исполнителя, нюансам подготовки документации и последующей приемки услуг, а также активистам по вопросам, связанными с закупками и функционированием контрактной системы.

Помимо этого коллективом проекта велась разработка вспомогательных и методических материалов, а также анализу ситуации и общих тенденций.
Благодаря работе проекта накоплен пакет методических материалов, востребованных и сейчас, а число выявляемых нарушений в документации постепенно снижалось, о чем свидетельствовала ежемесячная и ежегодная статистика проекта.

В 2023 года проект достиг исходной цели, а именно: в подавляющем большинстве случаев в закупочной документации отсутствовали грубые нарушения действующего законодательства (добавим, что написанное никак не говорит об отсутствии проблем в данной сфере, напротив, они есть, но происходят не на этапе подготовки документации, а позже, уже при исполнении контрактов, формально неплохо написанных).

В связи с вышеизложенным принято решение о закрытии именно закупочного проекта с 01.06.2023 г.
Вместе с тем, консультативная работа по входящим запросам будет продолжена.
Выражаем глубокую благодарность команде проекта и тем, кто помогал проекту на каждом этапе его жизни, и лично ее ключевому специалисту - уважаемой Юматовой Эвелине за ежедневный труд, профессиональные знания и целеустремленность. Эвелина - профессионал с большой буквы, с многолетним опытом в сфере госзакупок, который внес неоценимый системный вклад в изменение качества закупочной документации в данной сфере.
Статистика проекта Контроль закупок:

Подведены итоги работы проекта «Контроль закупок» за май 2023 г.
Хотели бы поделиться следующими цифрами:
за 5 месяцев 2023 года проведена проверка 1575 закупок,
на сумму 1 113 812 734 руб.,
отменено 30 на сумму 31 379 842 руб.
И исправлено 26 на сумму 29 828 121 руб.
Обзор ситуации с объявляемыми закупками в сфере обращения с животными
(по факту на конец мая 2023 г):


Анализируя объявляемые закупки услуг по обращению с животными, мы видим следующие тенденции:

1. Продолжается постепенная трансформация замечаний к закупочной документации по вектору: от грубых очевидных нарушений - к завуалированным.

2. В большинстве случаев закупочная документация не содержит очевидных нарушений, вместе с тем, глубина и качество ее проработки значительно разнится, отражая тем самым подход к вопросу, в том числе, к будущей приемке услуг: от заинтересованного и вдумчивого - к противоположному;

3. Именно эту разницу в подходе заказчиков к взаимодействию с исполнителем мы наблюдаем не только анализируя документацию в рамках данного проекта, но и получая сигналы с мест о нарушениях уже при исполнении контрактов;

4. Именно профессиональная позиция заказчиков, проявляющаяся как на этапе объявления закупки, так и при приемке, влияет на функционирование и развитие данного рынка услуг, в том числе, обеспечивает возможность работы недобросовестных исполнителей;

5. Преимущественным способом определения исполнителя остается аукцион. Вместе с тем, продолжается слабовыраженная тенденция об увеличении частоты использования конкурса.

6. Имеет место значительный разброс цен на закупаемые услуги.

7. Если проекты контрактов и технические задания вызывают в настоящее время сравнительно меньше замечаний, то подход к определению цены будущего контракта и к расчету цен на услуги вызывает наибольшие вопросы.

8. Выделяя наиболее актуальные проблемы, можно отметить следующие:

- Перед объявлением закупки анализ масштаба проблемы в муниципальном образовании не проводится, такая практика отсутствует. В результате даже при условии заключения контракта и его добросовестного исполнения не обеспечивается работа с достаточным процентом популяции животных.

- В ряде случаев расчет цен на услуги производится на базе заниженных тарифов и нормативов, что заведомо исключает возможность надлежащего исполнения контракта, а зачастую и его заключения.

- Зачастую замечания вызывает содержание и состав отчетности в рамках контрактов.

За период жизни проекта накоплен пакет вспомогательных и аналитических материалов:

Об истории проектов

«Контроль закупок»

и «Контроль исполнителей»

Читать