Что делать, если объявлена закупка на массовое умерщвление

Вы обнаружили сами или узнали о том, что в Вашем городе объявлена закупка на массовое умерщвление животных. План действий:

1.

Проверить информацию и найти данную закупку


Информация обо всех объявленных закупках, за некоторым исключением, размещается в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), на сайте zakupki.gov.ru

Доступ к информации о закупках является свободным: каждый может зайти на сайт и ознакомиться с ней.

Для поиска закупки на сайте zakupki.gov.ru, необходимо перейти на вкладку «Закупки», (она – самая первая слева), а затем нажать на кнопку «Все параметры поиска» (расположена справа).

Сделав эти действия, перед Вами откроются возможности поиска закупок по различным фильтрам (различным критериям).

Настраивать фильтры и искать закупки можно многими путями.

Каждый пользователь системы со временем выбирает наиболее удобный для него путь поиска закупок.

Важно помнить, что в названия строчек фильтра периодически вносятся изменения, поэтому важно освоить сам алгоритм поиска.

Самый простой путь поиска закупок таков:

В поисковой строке вписываем ключевое слово, по которому хотим произвести поиск.
Таким ключевыми словами могут являться: «животных», «собак», «отлов», «регулирование»,
«стерилизация», «без владельца», «бродячих», «безнадзорных», «приют» и т.д.
При данном упрощенном способе поиска, подавляющее большинство строчек оставляем пустыми, выбирая только город или регион, который нас интересует.
Таким образом, мы ведем поиск только по ключевому слову и городу/региону, других фильтров в данном случае мы не задаем, то есть, не вводим дополнительные фильтры, получая в итоге большой объем объявленных закупок.
В результате поиска, появляется перечень закупок, соответствующих заданным критериям. Изучив данный перечень закупок, целесообразно повторить поиск, используя уже другие ключевые слова. Это нужно для перепроверки, все ли закупки Вы нашли, так как объект закупки формулируется Заказчиками по-разному.
Объектом закупки может выступать как полный комплекс мероприятий (услуг), в отношении животных без владельца, так и каждое отдельное мероприятие (услуга) или несколько услуг из полного комплекса мероприятий.

Примеры формулировок, которые могут использоваться заказчиками при объявлении закупки на полный комплекс мероприятий (услуг):
- «Регулирование численности животных без владельца на территории …….»,
- «Отлов, содержание, вакцинация, стерилизация животных без владельца в городе…….»,
- «Регулирование численности животных без владельца посредством применения метода отлова, содержания, стерилизации и возврата в среду обитания в городе »,
- «Организация мероприятий по обращению с животными без владельца в …. районе …. края»
- «Поддержание и улучшение эстетического состояния города …….. в году»,
- «Услуги по отлову безнадзорных животных на территории городского поселения, их
содержанию, вакцинации, стерилизации и утилизации трупов бродячих животных».

Примеры формулировок, которые могут использоваться заказчиками при объявлении закупки на каждое мероприятие (услугу) по отдельности:
- «Отлов и транспортировка животных без владельца, обитающих на территории , в приют»,
- «Оказание услуг по отлову безнадзорных животных, обитающих на территории ……..
городского поселения»,
- «Услуги по содержанию, вакцинации, стерилизации животных без владельца …. в …. году»,
- «Содержание безнадзорных животных (собак) в первом квартале … года в городе….».

Еще один вариант поиска закупок такой:

В поисковой строке ничего не пишем, опускаемся до строки с указанием ОКПД-2.
Вписываем или выбираем вот такой код – 75.00.19.000 («Услуги ветеринарные прочие»).
Как и в упрощенном варианте поиска, мы также выбираем интересующий нас город или регион. Остальные строки оставляем без изменений, после чего нажимаем кнопку запуска поиска.
В результате нам отобразятся все закупки данного региона или города в данной сфере.

Необходимо помнить о том, что у каждого способа поиска закупок есть свои ограничения. Пользуясь описанным вариантом поиска, мы увидим подавляющее число закупок в данной сфере, так как именно код 75.00.19.000 должен быть присвоен закупкам на регулирование численности животных, но мы не увидим те закупки, которым заказчики (по ошибке) присвоили иной код.
Например, иногда данный вид услуг заказчики ошибочно относят к услугам по уборке города от мусора или к услугам по охоте и рыбной ловле, присваивая другие коды.

Важно помнить: вариантов поиска закупок и настройки фильтров много.

Можно установить целый ряд критериев и благодаря этому получить меньший перечень закупок, но наиболее подходящих именно Вам.
А можно не устанавливать «жесткие» фильтры, получив более широкую выборку закупок, тем самым понимать общую актуальную ситуацию на рынке.
Например, можно задать фильтры таким образом, чтобы в результатах поиска отображались только закупки в определенном диапазоне начальной максимальной цены.
Или можно отобрать закупки, с определенным способом определения поставщика. А еще можно найти закупку, объявленную конкретным заказчиком.
Со временем, Вы выберите способ поиска и состав фильтров, наиболее информативный и удобный именно для Вас.

В любом случае, всегда рекомендуется использовать несколько путей для поиска закупок.

Получив список закупок по заданным параметрам поиска, следует изучить закупочную документацию каждой из них.


2.

Найдя закупку, необходимо внимательно изучить закупочную документацию


Для того, чтобы ознакомиться с подробной информацией о закупке, необходимо нажать на ее номер.
Сделав это, вверху мы видим длинный номер данной закупки (он является уникальным), а также информацию о ней, размещенную на нескольких вкладках.

Вкладки следующие:
- Общая информация,
- Документы,
- Результаты определения поставщика (эта вкладка появляется только тогда, когда победитель уже определен. До этого ее нет),
- Журнал событий.

Во вкладке «Общая информация» мы видим ключевую информацию о данной закупке, а именно:
- активную ссылку на Извещение о проведении закупки (она доступна и на других вкладках),
- способ определения поставщика,
- площадку, на которой осуществляется закупочная процедура,
- наименование заказчика, который разместил данную закупку,
- наименование объекта закупки,
- этап, на котором сейчас находится данная закупка,
- контактные данные заказчика,
- сроки каждого этапа данной закупки,
- начальную максимальную цена будущего контракта, а также максимальную цену каждой услуги, входящей в комплекс,
- преимущества, если таковые предоставляются участникам,
- сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации (если это аукцион),
- сроки оказания услуг в рамках контракта,
- информация об обеспечении заявки и исполнения контракта (если таковые установлены).

Во вкладке «Документы» размещена закупочная документация.
Она расположена справа, в виде одного или нескольких файлов, обычно, в формате word или pdf. Чтобы ознакомиться с закупочной документацией, нужно нажать на этот файл (файлы) и открыть их. Обычно, закупочная документация занимает большое число страниц.

Ключевыми частями закупочной документации являются:
- Извещение о проведении закупки;
- Проект контракта;
- Техническое задание (описание объекта закупки);
- Расчет и обоснование НМЦК.

Все части документации следует прочитать внимательно.


3.

Изучая закупочную документацию, необходимо сопоставить ее с нормами законодательства и сделать вывод о соответствии или несоответствии


Размещенная заказчиком закупочная документация должна строго соответствовать нормам действующего федерального и регионального законодательства. Заказчик несет ответственность за размещаемую им закупочную документацию.

При этом важно помнить, что документация должна соответствовать не только законодательству об обращении с животными, но и законодательству о закупках.

Для проведения такого анализа, безусловно, необходимо владеть ФЗ 44.

Не менее важно помнить, что вопросов обращения с животными прямо или косвенно касается целый ряд нормативных правовых актов, а не только ФЗ 498 «Об ответственном обращении с животными» и размещенную закупочную документацию мы сопоставляем со всеми нормативными правовыми актами.

В случае, если размещенная заказчиком закупочная документация противоречит Законодательству о закупках или же законодательству об обращении с животными, есть основание для подачи жалобы в УФАС и последующей отмены такой закупки.

Верно составленная закупочная документация на услуги по обращению с животными без владельца должна соответствовать всем следующим требованиям:

1. Закупочная документация должна предусматривать проведение в отношении всех подлежащих отлову животных полного комплекса мероприятий (услуг), а именно следующих:

- отлов животных без владельца,

- транспортировка животных без владельца в приют,

- первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животных без владельца, поступивших в приют,

- оказание неотложной ветеринарной помощи (в случае необходимости),

- регистрация и учет всех отловленных животных,

- содержание животных без владельца на карантине, под наблюдением специалиста в области ветеринарии, не менее 10 дней,

- лечение животных без владельца (умерщвление в целях регулирования численности животных не допускается, умерщвление осуществляется только в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии достоверно установленного специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного),

- обработка животных без владельца против экто- и эндопаразитов,

- ежедневное содержание животных, включающее кормление, предоставление постоянного доступа к питьевой воде, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря,

- вакцинация от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных,

- стерилизация (кастрация),

- маркирование (мечение),

- послеоперационный уход,

- транспортировка и возврат на прежние места обитания не проявляющих агрессию, вакцинированных и стерилизованных животных,

- содержание животных, возврат которых в среду обитания невозможен, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных,

- утилизация биологических отходов.

2. В закупочной документации должны быть перечислены все федеральные и региональные нормативные правовые акты (соответствующего субъекта), а также ГОСТы, касающиеся обращения с животными без владельца. Описание объекта закупки должно быть сформулировано в строгом соответствии с действующим законодательством.

3. В Техническом задании должно быть указание на отлов животных живыми и неповрежденными, с незамедлительной транспортировкой всех животных в приют для проведения комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством.

4. В Техническом задании должен быть зафиксирован запрет на применение веществ, лекарственных средств, способов, технических приспособлений, приводящих к увечьям, травмам или гибели животных.

5. В Техническом задании должно быть прописан запрет на умерщвление животных, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. В Техническом задании должно быть прямое указание на метод регулирования численности популяции – массовая стерилизация (кастрация) с последующим возвратом вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных в среду прежнего обитания или содержание животных в приюте, возврат которых в среду не возможен до факта возврата владельцу, пристройства или наступления естественной смерти (или синонимичные формулировки), в соответствии со статьями 3, 16, 17, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. В Техническом задании должна быть четко указана длительность содержания животных в приюте.

8. Закупочная документация и Техническое задание, в частности, должны быть изложены подробно, четко, формулировки должны позволять однозначно трактовать требования.

Части и пункты закупочной документации не должны противоречить друг другу.

И) ОКПД-2 закупки должен быть определен как 75.00.19.000 «Услуги ветеринарные прочие».

К) При формировании закупочной документации, должен быть учтено тот факт, что закупки на регулирование численности животных без владельца (обращение с животными без владельца) относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ (услуг), так как на этапе формирования закупочной документации заказчику не может быть известно, какие именно услуги в будущем будут оказаны в отношении каждого конкретного животного, так как состав этих услуг зависит от возраста, состояния здоровья животного, наличия или отсутствия у него хозяина и т.д..

В связи с этим, в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата оказанных услуг осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, то есть по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

Расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК) должен быть произведен в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Заказчики, применяющие статью 19 Закона о контрактной системе, не должны при расчете превысить предельные цены товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.

В ОНМЦК должна быть установлена цена каждой услуги, входящей в комплекс мероприятий, так как в отношении каждого животного состав и объем оказанных услуг будет различным.

Неверно составленная закупочная документация имеет следующие признаки:

1. В закупочной документации заранее определено число животных, в отношении которых будет оказана та или иная услуга. В крайнем случае может быть указано, у какого числа животных по итогам осмотра будут выявлены основания для эвтаназии

2. В закупочной документации указано основание к эвтаназии животных, отличное от формулировки, предусмотренной 498-ФЗ. Например, может быть предусмотрена эвтаназия животных по причине их агрессивности, наличия бешенства или в целях защиты интересов общества и государства.

3. В закупочной документации не указано, каковы должны быть действия подрядчика в отношении животными после истечения срока содержания.

4. Расчет начальной максимальной цены контракта осуществлен тарифным/нормативным/иным методом, а не методом сопоставимых (рыночных) цен. Часто для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики использую нормативы расчета субвенций, установленные региональными НПА. Это в корне неверно, так как нормативные цены обычно намного ниже рыночных, что ограничивает конкуренцию.

5. Для расчета начальной максимальной цены контракта заказчик исследовал рынок и получил коммерческие предложения от потенциальных поставщиков. А затем заменил полученные цены на нормативные, тем самым занизив рыночные цены.

6. Установлена цена за комплекс услуг в отношении одного животного, без учета того, что в отношении каждого конкретного животного будет оказан разный объем и состав услуг.

С более подробной информацией о нарушениях можно ознакомиться по ссылке https://blagozoo.ru/narusheniya


4.

Если в закупочной документации есть неточности или признаки нарушения действующего законодательства, целесообразно составить и подвесить заказчику запрос на разъяснение


Запросы разъяснений – это по своей сути уточняющие вопросы к закупочной документации, на которые заказчик обязан дать ответ.

Запросы разъяснений позволяют достичь следующих целей:

- Получить от заказчика ответы на вопросы, которые остались неясными после прочтения закупочной документации,

- Получить уточнение в том случае, если в закупочной документации содержится неполная или противоречивая информация,

- В случае, если размещенная закупочная документация содержит признаки несоответствия действующему законодательству, обратить на этот факт внимание заказчика, что в ряде случаев имеет результатом внесение заказчиком изменений в закупочную документацию или отмену закупки самим заказчиком,

- Официально указав Заказчику на признаки нарушений, повысить тем самым свои шансы в УФАС (отразить это в жалобе).

По сути, размещение запроса разъяснений – это инструмент влияния на заказчика.

При этом, у запроса на разъяснение, как и у любого инструмента, есть ограничения, а именно:

- Его можно направлять только в ограниченном интервале времени, он указан в закупочной документации,

- Для отправки запроса необходимо быть зарегистрированным в ЕИС (но для подачи запроса на разъяснение совершенно необязательно подавать заявку на данную закупку),

- Один потенциальный участник закупки может подать не более трех запросов на разъяснения к одной закупке (при этом, число вопросов в одном запросе не ограничено),

- Запрос разъяснений не предусмотрен для запросов котировок.

Примеры запросов на разъяснение:

«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № ……

Уважаемый Заказчик, просим Вас дать разъяснение по каждому из изложенных ниже вопросов:

1. В Техническом задании Вами указано: «Согласно п.4 п.п. «б» Постановления Правительства РФ от 10.09.2019 года №1180 «Подрядчик», после всех выполненных мероприятий, производит возврат содержавшихся в приютах животных без владельца на прежнее место обитания».

То есть, в Техническом задании Вы прописываете выпуск животных в среду обитания.

При этом, при расчете начальной цены единицы товара, работы, услуги оплата услуга транспортировки животного на прежнее место его обитания Вами не предусмотрена.

Просим пояснить, по какой причине Заказчиком предусмотрена оплата услуги «Транспортировка отловленных безнадзорных животных приют» и услуги «Транспортировка к утилизационному пункту», а услуга «Транспортировка животных без владельца на прежнее место обитания» не предусмотрена, с учетом того факта, что в Техническом задании указано на необходимость ее оказания.

Как и на основании чего такая услуга будет оплачена подрядчику?

2. Согласно Технического задания, «Специалистом в области ветеринарии на этапе первичного клинического осмотра безнадзорного животного может быть принято решение о проведении медикаментозной эвтаназии в случае:

- наличия неизлечимого заболевания, в том числе особо опасного для человека и/или животных;

- необходимости предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации их последствий;

- необходимости прекращения страдания раненого или ослабленного животного при невозможности оказать ему лечебную помощь;

- установления наличия у животного без владельца устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и/или другим животным».

При этом, действующим федеральным законодательством, в частности ФЗ 498, не предусмотрено умерщвление по основанию агрессии. Более того, ни в региональном, ни в федеральном законодательстве отсутствует четкое определение данного понятия, а также регламента его диагностики.

В Техническом задании Вами также не раскрыто содержание понятия «устойчивая неоправданная агрессия», а также не указан порядок осуществления ее диагностики, отсутствуют измеримые и объективные критерии ее оценки.

Таким образом, отсутствует возможность однозначной трактовки требований к качеству услуг, установленных Заказчиком.

В связи с этим, просим Вас уточнить, что Заказчиком понимается под «устойчивой неоправданной агрессией», какие диагностические критерии должны быть применены, какая именно методика оценки должна быть использована при диагностике устойчивой и неоправданной агрессии.

Помимо этого, просим пояснить, каковы должны быть действия подрядчика в отношении животного, если проявляемая им агрессия удовлетворяет только одному указанному Вами требованию, в частности, проявляемая агрессия устойчивая, но оправданная, либо же агрессия неоправданная и при этом неустойчивая?

Данные разъяснения требуются в связи с тем, что услуга эвтаназии является оплачиваемой в рамках данного контракта, таким образом, должны быть установлены четкие и однозначные критерии к ее качеству, а также подрядчик должен понимать, каким образом качество будет проверяться заказчиком при приемке оказанных услуг.

3. В 498-ФЗ однозначно прописан метод регулирования численности популяции животных без владельца, коим является массовая стерилизация животных, либо с последующим возвратом неагрессивных вакцинированных животных в места их прежнего обитания, либо с содержанием в приюте тех животных, чей выпуск невозможен.

Помимо этого, метод регулирования численности популяции также зафиксирован в пункте 1.5. и 9.1. Постановления 498:

«Основой метода является отлов безнадзорных животных в сочетании с поголовной стерилизацией (кастрацией) и вакцинацией неагрессивных особей. При этом больные и (или) агрессивные безнадзорные животные подлежат медикаментозной эвтаназии».

«… Целью стерилизации (кастрации) является ограничение роста численности безнадзорных животных, а также улучшение санитарно-эпидемической и эпизоотической обстановки в Ростовской области и признается наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.»

Таким образом, как федеральным, так и региональным законодательством установлен метод регулирования численности популяции, им является массовая стерилизация.

При этом, в размещенной закупочной документации метод регулирования численности не прописан.

Просим пояснить, по какой причине эта ключевая информация, обеспечивающая целевую и эффективную реализацию контракта не отражена в закупочной документации?

Предлагаем внести данное дополнение.

4. Согласно Технического задания, «При сдаче актов выполненных работ «Подрядчик» обязан представить «Заказчику» следующий пакет документов:

- заверенные копии индивидуальных учетных карточек животных и приложений к ним;

- перечень применяемых сертифицированных лекарственных средств( по требованию);

- свидетельства об утилизации отдельно для подобранных павших животных и животных подвергшихся медикаментозной эвтаназии;

- акты о гибели животных при отлове».

При этом, в рамках объявленной закупки закупаются также услуги по содержанию, вакцинации, стерилизации. Исходя из этого в составе отчетности, предоставляемой Подрядчиком Заказчику должны быть документы, подтверждающие факт оказания данных услуг.

По какой причине в составе требуемой отчетности не предусмотрены документы об оказании услуг содержания, вакцинации, стерилизации?

5. По какой причине в составе размещенной Вами закупочной документации отсутствует расчет и обоснование НМЦК? С учетом того факта, что данный документ является обязательным для размещения».

6. В закупочной документации указано, что начальная цена контракта 96 495 руб., а услуги должны быть оказаны в отношении 15 особей. Тем самым можно рассчитать цену за комплекс услуг в отношении одного животного.

При этом, заказчиком не указана цена каждого мероприятия, входящего в комплекс услуг.

При этом, очевидно, что в отношении каждого конкретного животного состав и объем оказанных услуг будет разным (в зависимости от возраста, состояния здоровья и итогов осмотра).

Отсутствие информации о цене каждой услуги создает препятствия потенциальным подрядчикам, так как не позволяет достоверно просчитать экономические аспекты работы и принять обоснованное решение об участии в закупке.

Многочисленными решениями, вынесенными УФАС, зафиксировано, что закупки на отлов и содержание животных без владельца относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы (услуги) осуществляется по цене единицы работы (услуги) исходя из объема фактически выполненной работы (услуги), по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

При этом в размещенном Заказчиком Извещении это требование не соблюдено.

Просим Вас пояснить, по какой причине цена сформирована именно за комплекс услуг, и не указана цена за каждую услугу, с учетом того факта, что в отношении каждого животного будет оказан различный состав и объем услуг?»

7. При расчете цены Заказчик предусмотрел оказание услуг обработки, вакцинации, стерилизации и мечения только для 10 из 53 животных, то есть, для 43 животных оплата данных услуг не предусмотрена.

При этом, согласно Техническому заданию оказать их в отношении всех ивотных подрядчик будет обязан. Действующее законодательство также обязывает проводить ПОГОЛОВНУЮ вакцинацию всех животных от бешенства.

Более того, в Техническом задании предусмотрена передача безнадзорных животных заинтересованным лицам. И тот факт, что при расчете цен контракта предусмотрена оплата услуги вакцинации только для 10 особей из 53 может привести к тому, что к жителям города могут попасть животные, не привитые от бешенства, что противоречит заявленной цели закупки.

Просим пояснить, за чей счет подрядчик должен оказать четыре вышеуказанные услуги, в том числе, услугу вакцинации, в отношении 43 животных, с учетом того, что расчетом цены их оплата не предусмотрена?»


Если случилось так, что способом определения поставщика является именно запрос котировок или же Вы пропустили срок отправки запроса разъяснений, есть еще одна возможность указать заказчику на признаки нарушения – устный диалог по телефону.

Во вкладке «Общая информация» размещены данные исполнителя, который формировал закупочную документацию: его Ф.И.О. и контактный номер. Целесообразно позвонить данному исполнителю, обозначить, к какой именно закупке у Вас есть замечания (при этом нужно помнить, что каждый специалист формирует закупочную документацию далеко не к одной закупке, а ко многим, поэтому необходимо обозначить, о какой закупке Вы говорите) и изложить ему свои аргументы. В ходе данного диалога необходимо соблюдать корректность и выражаться в форме рекомендаций, помнить о том, что заказчик не обязан вести этот диалог и прислушиваться, а Ваша задача его убедить.

В значительном числе случаев заказчики допускают ошибки по причине крайней специфичности закупок на данный вид услуг, а не из злого умысла, поэтому грамотное разъяснение и подсказка в корректной и уважительной форме может помочь.


5.

Отследить предоставленное заказчиком разъяснение


На каждый полученный запрос разъяснений заказчик обязан подготовить письменный ответ и разместить его в ЕИС (без указания того, от кого запрос поступил).

Эти ответы заказчика размещаются во вкладке «Документы» в свободном доступе.

Необходимо отследить ответ на запрос и ознакомиться с тем, что ответил заказчик.

В значительном числе случаев, грамотно сформулированный запрос на разъяснения, с указанием в нем нарушений, допущенных заказчиком, приводит либо к внесению заказчиком изменений в закупочную документацию (исправлению допущенной ошибки), либо к отмене данной закупки.

Помимо этого, необходимо помнить, что при получении от заказчика формального ответа, ответа не по существу или же ответа с аргументацией допущенного нарушения, можно и нужно писать второй и даже третий запрос (опять же, помня о сроках подачи).

Если в закупке есть признаки нарушения законодательства, а заказчиком не внесены изменения в закупочную документацию и закупка не отменена даже после указания на ошибки в форме запроса на разъяснение, целесообразно готовить жалобу в УФАС.

При этом в тексте жалобы необходимо указать, что заказчику был направлен такой-то запрос на разъяснение и был получен такой-то ответ. При рассмотрении жалобы комиссия УФАС обязательно обратит внимание на тот факт, что заказчику было указано на нарушение, но он не предпринял шаги для его устранения.

6.

Изучить статью 105 ФЗ 44


Для написания грамотной и результативной жалобы в УФАС безусловно требуется знание Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и целого ряда его статей.

Но особое внимание перед написанием жалобы необходимо обратить на статью 105 «Порядок подачи жалобы».


7.

Изучить аналогичные жалобы в качестве примера


Подготовка жалобы на объявленную закупку – это объективно сложная задача, которая еще более осложняя тем, что написать ее необходимо в сжатый срок (до истечения этапа «Подача заявок, а это всего несколько дней)».

Необходимо признать, что для этого требуются специализированные знания и опыт.

Поэтому перед написанием собственной жалобы, целесообразно в качестве примера изучить жалобы, поданные другими лицами на закупки с похожими нарушениями. Это позволит действовать по аналогии.

Зайдя в ЕИС (сайт zakupki.gov.ru), войти в раздел «Контроль и аудит», подраздел «Жалобы ФЗ-44», после чего применить расширенный фильтр для поиска и найти информацию о поданных в УФАС жалобах на действия заказчиков и итогах их рассмотрения.

Принцип использования фильтра в данном случае аналогичен тому, какой рассматривался ранее для поиска закупок.

Для поиска целесообразно применять функцию расширенный поиск, где следует задать любые интересующие Вас параметры.

Поиск можно вести по ключевому слову (в самой верхней строке), также можно отфильтровать только те жалобы, которые были признаны обоснованными или частично обоснованными.

Частично обоснованной считается жалоба, по итогам рассмотрения которой часть доводов или хотя бы один довод заявителя признан обоснованным, а остальные признаны необоснованными.

Результатом поиска является список жалоб, соответствующих заданным критериям. Целесообразно изучать их от более «свежей» - к более «старой».

Для того, чтобы получить более полную информацию о заинтересовавшей жалобе, нужно нажать на ее номер. Войдя в карточку жалобы, можно посетить закладку «Сведения жалобы». Именно там прикреплены жалоба, решение и предписание (слева и ниже).

Все эти файлы нужно изучить, найти в них то, что схоже с волнующей Вас закупкой и принять на заметку.

Читая жалобу и вынесенное комиссией УФАС решение, обращайте внимание на следующее:

- Как оформлена жалоба, какая информация о закупке в ней отражена,

- На какие именно признаки нарушения указывает заявитель (схожи ли они с теми, которые есть в интересующей Вас закупке),

- Какие доводы приводит заявитель, как он аргументирует свою позицию о том, что закупочная документация содержит нарушения,

- На какие статьи каких именно нормативных правовых актов он ссылается в ходе аргументации, особенно обращайте внимание на применение в составе жалобы ссылок на статьи ФЗ 44,

- На тот факт, что в успешных жалобах написано не «в целом», а очень предметно, например, указано, какой именно пункт Технического задания или проекта муниципального контракта противоречит какому именно пункту какого именно нормативного правового акта,

- На тот факт, что подавляющее большинство успешных жалоб построено на том, что в закупочной документации выявлены нарушения именно ФЗ 44 (а не только и не столько законодательства об обращении с животными),

- На то, как оформлена просительная часть (конец) жалобы,

- На логику принятия УФАС решения по каждому доводу, на аргументацию решения (оно всегда подробно изложено в Решении. Рекомендуется применять при написании своей жалобы термины, аргументацию и логику, которые ВЫ видите именно в Решениях УФАС.

Аналогичную работу по сбору лучшего опыта можно провести и на сайте УФАС.

Там также предусмотрены фильтры для поиска жалоб и есть возможность их изучения.

Сайт fas.gov.ru – вкладка «База решений» - расширенный поиск.

Рекомендуем ознакомиться со следующей подборкой Решений УФАС:

- Решение УФАС Краснодарского края № 023/06/42-964/2022 от 18.03.2022 г. (Извещение № 0818300022722000064)
- Решение УФАС Забайкальского края № 075/06/105-74/2022 от 01.03.2022 г. (Извещение № 0191600001022000001)
- Решение УФАС Омской области № 055/06/42-111/2022 от 22.02.2022 г. (Извещение № 0152300008322000002)
- Решение УФАС Пермского края № 11159-21 от 13.09.2021 г. (Извещение № 856600005021000108)
- Решение УФАС Забайкальского края № 075/06/64-265/2021 от 24.05.2021 г. (Извещение № 0891200000621004495)
- Решение УФАС Республики Саха (Якутия) № 014/06/64-881/2020 от 18.05.2021 г. (Извещение № 0116300036221000006)
- Решение УФАС Тульской области № 071/06/105-169/2021 от 16.03.2021 г. (Извещение № 0166300014721000001)
- Решение УФАС Астраханской области № 030/06/64-189/2021 от 12.02.2021 г. (Извещение № 0125300005921000001)
- Решение УФАС Республики Чувашия № 021/06/64-1406/2020 от 23.12.2020 г. (Извещение № 0115300014420000022)
- Решение УФАС Республики Крым № 082/06/106-2125/2020 от 01.12.2020 г. (Извещение № 0375100001220000272)
- Решение УФАС Республики Саха (Якутия) № 014/06/59-3016/2020 от 10.11.2020 г. (Извещение № 0316300053720000069)
- Решение УФАС Краснодарского края № 1823/2020-КС по делу № 023/06/64-5369/2020 от 27.10.2020 г. (Извещение № 0118300003220000348)
- Решение УФАС Республики Саха (Якутия) № 014/06/64-2844/2020 от 14.10.2020 г. (Извещение № 0116300002220000018)
- Решение УФАС Хабаровского края № 7-1/426(027/06/33-1330/2020) от 24.09.2020г. (Извещение № 0122300006120001011)
- Решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 086/06/22-1621/2020 от 29.09.2020 г. (Извещение № 0387300000120000043)
- Решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 086/06/33-1609/2020 от 29.09.2020 г. (Извещение № 0187300005420000007)
- Решение УФАС Пензенской области № 058/06/106-723/2020г. от 09.10.2020 г. (Извещение № 0155300000520000037).
- Решение УФАС Тамбовской области от 18.09.2020 г. (Извещение № 0864500000220003082)
- Решение УФАС Республики Крым № 082/06/106-1594/2020 от 25.08.2020 г. (Извещение № 0375300008520000021)
- Решение УФАС Ростовской области № 061/06/64-796/2019 от 30.04.2019 г. (Извещение № 0158600000919000020)
- Решение УФАС Калужской области № 040/06/64-433/2020 от 17.04.2020 г. (Извещение 0137300003620000018)
- Решение УФАС Калужской области № 040/06/64-434/2020 от 17.04.2020 г. (Извещение № 0137300003020000030)
- Решение УФАС Свердловской области № 066/06/33-1838/2020 от 27.04.2020 г. (Извещение № 0162300019820000094)
- Решение УФАС по Ханты-Мансийскому АО-Югре № 086/06/33810-2020 от 22.05.2020 г. (Извещение № 0187300002820000078)
- Решение УФАС Липецкой области № 048/06/105-643/2020 от 16.07.2020 г. (Извещение № 0346300040720000046)
- Решение УФАС Амурской области № 028/06/105-416/2020 от 24.08.2020 г. (Извещение № 0123300021320000053).

Рекомендуем ознакомиться с примерами формулировок, которые использовались в указанных выше жалобах.


8.

Подготовить свою жалобу в УФАС


Жалоба должна соответствовать всем следующим требованиям:

- Должна быть оформлена на фирменном бланке заявителя (это может быть коммерческая или некоммерческая организация, ИП или физическое лицо);

- В начале жалобы должна быть приведена подробная информация о закупке, в соответствии со статьей 105 ФЗ 44;

Важно помнить, что отсутствие требуемой информации о закупке – основание для того, чтобы жалоба была возвращена заявителю без рассмотрения;

- В основной части должно быть четко и подробно аргументировано, почему Вы считаете, что закупочная документация противоречит законодательству;

Необходимо указывать, что написано в закупочной документации (указывать конкретный пункт документа), что гласит по данному вопросу норма закона (указывать статью и наименование нормативного правового акта), а также пояснить, почему это не соответствует;

- Аргументация должна строиться преимущественно на нарушении заказчиком норм ФЗ 44.

То есть, она должна быть изложена в терминах именно этого федерального закона.

- Помнить о том, что УФАС не является органом, уполномоченным защищать животных, он не рассматривает вопросы гуманности и негуманности, строить жалобу на основе этих аргументов бессмысленно;

- Каждый довод жалобы должен быть изложен отдельно, лучше применять нумерацию;

- Необходимо избегать оценочных и эмоциональных суждений, излагать нарушения только по существу;

- В заключительной части нужно указать, что Вы просите провести внеплановую проверку закупки;

- Обязательно должна быть указана полная контактная информация, стоять живая подпись и печать;

- Листы жалобы лучше пронумеровать.


9.

Подать жалобу в УФАС строго до истечения этапа «Подача заявок»


Подавать жалобу можно как в электронном виде - через сайт необходимого ведомства, так и лично в бумажном виде.

На основании опыта лучшим вариантом является личная сдача жалобы под роспись.

Перед поездкой, рекомендуется зайти на официальный сайт адресата и узнать приемные дни и часы, обратить внимание на время перерыва.

Отправляясь для сдачи жалобы в бумажном виде, необходимо иметь при себе два ее экземпляра, чтобы сдать один и оставить у себя второй, также необходимо иметь при себе паспорт.

Сдаваемая жалоба должна быть подписана, должна стоять дата, печать (если есть).

На втором экземпляре после сдачи жалобы должна стоять отметка должностного лица о ее получении, дата, время сдачи и подпись.

Подача жалобы возможна только до истечения этапа «Подача заявок» и ни минутой позже.

Информацию о времени истечения данного этапа можно найти на вкладке «Общая информация» (о данной закупке) или же в закупочной документации данной закупки.


10.

Получить информацию о дате и времени заседания в УФАС


Через несколько дней после сдачи жалобы, заявителю на электронную почту приходит уведомления о дате и времени назначения заседания в УФАС.

Если оно не пришло в течение 3 дней, необходимо занимать активную позицию: звонить и уточнять дату и время, дабы не пропустить заседание.


11.

Подготовиться к заседанию в УФАС по рассмотрению поданной жалобы


Заседание в УФАС – это важное мероприятие, от которого зависит итоговое решение, которое будет принято комиссией и судьба закупки.

Помимо этого, заседание – это весьма волнительное событие: на заседании многие заявители теряются, забывают доводы, уходят в ненужные детали, качество выступления страдает, поэтому к заседанию необходимо готовиться.

От качества этой подготовки во многом будет зависеть исход.

На основании опыта можно сказать, что 50% результата зависит от качества подготовки текста жалобы, вторые 50% - от качества личного выступления перед комиссией УФАС (по сути, от качества ее защиты).

Поэтому необходимо:

- На основании текста жалобы составить себе план выступления,

- понимать, что на изложение доводов у Вас будет мало времени (3-5 минут), прорепетировать дома,

- понимать, что после Вашего выступления комиссия может задать уточняющие вопросы. Лучше распечатать себе статьи нормативных правовых актов, на которые Вы ссылаетесь, чтобы иметь под рукой и легко ответить на уточняющие вопросы,

- осознавать, что Вы идете в агрессивную среду, что со стороны заказчика могут быть провокации, что обсуждение может быть весьма жарким, быть морально готовым,

- также лучше распечатать и иметь перед глазами закупочную документацию, к которой у Вас есть замечания: целесообразно отметить себе пункты, вызывающие вопросы, чтобы при необходимости быстро найти и процитировать.

В УФАС надо взять паспорт, доверенность (если Вы – представитель по доверенности), уведомление о назначении даты и времени заседания (там указан номер кабинета, в котором будет заседание), также рекомендуется иметь при себе жалобу и составленный план выступления.


12.

Принять участие в заседании, аргументировать свою позицию


Заявителю рекомендуется:

- Прибыть в УФАС заранее, а частности, предусмотреть время на поиск нужного кабинета.


- Явившись, сразу заявить о своем прибытии, сообщить, что прибыл заявитель по жалобе такой-то для участия в заседании. Не молчать, обозначать свое присутствие.

- Помнить, что опоздание будет иметь следующий результат: Вас не пустят и рассмотрение Вашей жалобы пройдет без Вас. Это снизит шансы на то, что жалоба будет признана обоснованной.

- Знать, что заседание проходит под аудиозапись.

- На заседании, когда комиссия дала заявителю слово, изложить свои доводы, указанные в жалобе, аргументировать каждый из них.

- Понимать, что после Вашего выступления говорить будет заказчик и в своем выступлении он будет возражать против Ваших аргументов. Перебивать его нельзя, у него есть такое же право высказаться, какое было дано Вам.

- Не спорить и не оговариваться с комиссией, не переходить на личности, не кричать на заказчика, в выступлении и при ответах на вопросы комиссии не отвлекаться от темы, не высказываться вне регламента (когда Вам не дали слово).

После того, как выступил заявитель и заказчик, и комиссия задала все уточняющие вопросы сторонам, комиссия просит стороны выйти и происходит обсуждение.
Затем стороны приглашаются обратно в зал и оглашается решение.
Если комиссия приняла решение о том, что жалоба признана обоснованной или частично обоснованной, значит, Вы победили: закупка будет отменена, на заказчика будет наложен штраф.
Помимо эффекта, состоящего в отмене конкретной закупки, с высокой вероятностью заказчик учтет данный опыт при формировании закупочной документации в будущем.