6.
Изучить статью 105 ФЗ 44
Для написания грамотной и результативной жалобы в УФАС безусловно требуется знание Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и целого ряда его статей.
Но особое внимание перед написанием жалобы необходимо обратить на статью 105 «Порядок подачи жалобы».
7.
Изучить аналогичные жалобы в качестве примера
Подготовка жалобы на объявленную закупку – это объективно сложная задача, которая еще более осложняя тем, что написать ее необходимо в сжатый срок (до истечения этапа «Подача заявок, а это всего несколько дней)».
Необходимо признать, что для этого требуются специализированные знания и опыт.
Поэтому перед написанием собственной жалобы, целесообразно в качестве примера изучить жалобы, поданные другими лицами на закупки с похожими нарушениями. Это позволит действовать по аналогии.
Зайдя в ЕИС (сайт zakupki.gov.ru), войти в раздел «Контроль и аудит», подраздел «Жалобы ФЗ-44», после чего применить расширенный фильтр для поиска и найти информацию о поданных в УФАС жалобах на действия заказчиков и итогах их рассмотрения.Принцип использования фильтра в данном случае аналогичен тому, какой рассматривался ранее для поиска закупок.
Для поиска целесообразно применять функцию расширенный поиск, где следует задать любые интересующие Вас параметры.
Поиск можно вести по ключевому слову (в самой верхней строке), также можно отфильтровать только те жалобы, которые были признаны обоснованными или частично обоснованными.
Частично обоснованной считается жалоба, по итогам рассмотрения которой часть доводов или хотя бы один довод заявителя признан обоснованным, а остальные признаны необоснованными.
Результатом поиска является список жалоб, соответствующих заданным критериям. Целесообразно изучать их от более «свежей» - к более «старой».
Для того, чтобы получить более полную информацию о заинтересовавшей жалобе, нужно нажать на ее номер. Войдя в карточку жалобы, можно посетить закладку «Сведения жалобы». Именно там прикреплены жалоба, решение и предписание (слева и ниже).
Все эти файлы нужно изучить, найти в них то, что схоже с волнующей Вас закупкой и принять на заметку.
Читая жалобу и вынесенное комиссией УФАС решение, обращайте внимание на следующее:- Как оформлена жалоба, какая информация о закупке в ней отражена,
- На какие именно признаки нарушения указывает заявитель (схожи ли они с теми, которые есть в интересующей Вас закупке),
- Какие доводы приводит заявитель, как он аргументирует свою позицию о том, что закупочная документация содержит нарушения,
- На какие статьи каких именно нормативных правовых актов он ссылается в ходе аргументации, особенно обращайте внимание на применение в составе жалобы ссылок на статьи ФЗ 44,
- На тот факт, что в успешных жалобах написано не «в целом», а очень предметно, например, указано, какой именно пункт Технического задания или проекта муниципального контракта противоречит какому именно пункту какого именно нормативного правового акта,
- На тот факт, что подавляющее большинство успешных жалоб построено на том, что в закупочной документации выявлены нарушения именно ФЗ 44 (а не только и не столько законодательства об обращении с животными),
- На то, как оформлена просительная часть (конец) жалобы,
- На логику принятия УФАС решения по каждому доводу, на аргументацию решения (оно всегда подробно изложено в Решении. Рекомендуется применять при написании своей жалобы термины, аргументацию и логику, которые ВЫ видите именно в Решениях УФАС.
Аналогичную работу по сбору лучшего опыта можно провести и на сайте УФАС.
Там также предусмотрены фильтры для поиска жалоб и есть возможность их изучения.
Сайт
fas.gov.ru – вкладка
«База решений» -
расширенный поиск.
Рекомендуем ознакомиться со следующей подборкой Решений УФАС:- Решение УФАС Краснодарского края № 023/06/42-964/2022 от 18.03.2022 г. (Извещение № 0818300022722000064)
- Решение УФАС Забайкальского края № 075/06/105-74/2022 от 01.03.2022 г. (Извещение № 0191600001022000001)
- Решение УФАС Омской области № 055/06/42-111/2022 от 22.02.2022 г. (Извещение № 0152300008322000002)
- Решение УФАС Пермского края № 11159-21 от 13.09.2021 г. (Извещение № 856600005021000108)
- Решение УФАС Забайкальского края № 075/06/64-265/2021 от 24.05.2021 г. (Извещение № 0891200000621004495)
- Решение УФАС Республики Саха (Якутия) № 014/06/64-881/2020 от 18.05.2021 г. (Извещение № 0116300036221000006)
- Решение УФАС Тульской области № 071/06/105-169/2021 от 16.03.2021 г. (Извещение № 0166300014721000001)
- Решение УФАС Астраханской области № 030/06/64-189/2021 от 12.02.2021 г. (Извещение № 0125300005921000001)
- Решение УФАС Республики Чувашия № 021/06/64-1406/2020 от 23.12.2020 г. (Извещение № 0115300014420000022)
- Решение УФАС Республики Крым № 082/06/106-2125/2020 от 01.12.2020 г. (Извещение № 0375100001220000272)
- Решение УФАС Республики Саха (Якутия) № 014/06/59-3016/2020 от 10.11.2020 г. (Извещение № 0316300053720000069)
- Решение УФАС Краснодарского края № 1823/2020-КС по делу № 023/06/64-5369/2020 от 27.10.2020 г. (Извещение № 0118300003220000348)
- Решение УФАС Республики Саха (Якутия) № 014/06/64-2844/2020 от 14.10.2020 г. (Извещение № 0116300002220000018)
- Решение УФАС Хабаровского края № 7-1/426(027/06/33-1330/2020) от 24.09.2020г. (Извещение № 0122300006120001011)
- Решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 086/06/22-1621/2020 от 29.09.2020 г. (Извещение № 0387300000120000043)
- Решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 086/06/33-1609/2020 от 29.09.2020 г. (Извещение № 0187300005420000007)
- Решение УФАС Пензенской области № 058/06/106-723/2020г. от 09.10.2020 г. (Извещение № 0155300000520000037).
- Решение УФАС Тамбовской области от 18.09.2020 г. (Извещение № 0864500000220003082)
- Решение УФАС Республики Крым № 082/06/106-1594/2020 от 25.08.2020 г. (Извещение № 0375300008520000021)
- Решение УФАС Ростовской области № 061/06/64-796/2019 от 30.04.2019 г. (Извещение № 0158600000919000020)
- Решение УФАС Калужской области № 040/06/64-433/2020 от 17.04.2020 г. (Извещение 0137300003620000018)
- Решение УФАС Калужской области № 040/06/64-434/2020 от 17.04.2020 г. (Извещение № 0137300003020000030)
- Решение УФАС Свердловской области № 066/06/33-1838/2020 от 27.04.2020 г. (Извещение № 0162300019820000094)
- Решение УФАС по Ханты-Мансийскому АО-Югре № 086/06/33810-2020 от 22.05.2020 г. (Извещение № 0187300002820000078)
- Решение УФАС Липецкой области № 048/06/105-643/2020 от 16.07.2020 г. (Извещение № 0346300040720000046)
- Решение УФАС Амурской области № 028/06/105-416/2020 от 24.08.2020 г. (Извещение № 0123300021320000053).
Рекомендуем ознакомиться с примерами формулировок, которые использовались в указанных выше жалобах. 8.
Подготовить свою жалобу в УФАС
Жалоба должна соответствовать всем следующим требованиям:- Должна быть оформлена на фирменном бланке заявителя (это может быть коммерческая или некоммерческая организация, ИП или физическое лицо);
- В начале жалобы должна быть приведена подробная информация о закупке, в соответствии со статьей 105 ФЗ 44;
Важно помнить, что отсутствие требуемой информации о закупке – основание для того, чтобы жалоба была возвращена заявителю без рассмотрения;
- В основной части должно быть четко и подробно аргументировано, почему Вы считаете, что закупочная документация противоречит законодательству;
Необходимо указывать, что написано в закупочной документации (указывать конкретный пункт документа), что гласит по данному вопросу норма закона (указывать статью и наименование нормативного правового акта), а также пояснить, почему это не соответствует;
- Аргументация должна строиться преимущественно на нарушении заказчиком норм ФЗ 44.
То есть, она должна быть изложена в терминах именно этого федерального закона.
- Помнить о том, что УФАС не является органом, уполномоченным защищать животных, он не рассматривает вопросы гуманности и негуманности, строить жалобу на основе этих аргументов бессмысленно;
- Каждый довод жалобы должен быть изложен отдельно, лучше применять нумерацию;
- Необходимо избегать оценочных и эмоциональных суждений, излагать нарушения только по существу;
- В заключительной части нужно указать, что Вы просите провести внеплановую проверку закупки;
- Обязательно должна быть указана полная контактная информация, стоять живая подпись и печать;
- Листы жалобы лучше пронумеровать.
9.
Подать жалобу в УФАС строго до истечения этапа «Подача заявок»
Подавать жалобу можно как в электронном виде - через сайт необходимого ведомства, так и лично в бумажном виде.
На основании опыта лучшим вариантом является личная сдача жалобы под роспись.
Перед поездкой, рекомендуется зайти на официальный сайт адресата и узнать приемные дни и часы, обратить внимание на время перерыва.
Отправляясь для сдачи жалобы в бумажном виде, необходимо иметь при себе два ее экземпляра, чтобы сдать один и оставить у себя второй, также необходимо иметь при себе паспорт.
Сдаваемая жалоба должна быть подписана, должна стоять дата, печать (если есть).
На втором экземпляре после сдачи жалобы должна стоять отметка должностного лица о ее получении, дата, время сдачи и подпись.
Подача жалобы возможна только до истечения этапа «Подача заявок» и ни минутой позже.
Информацию о времени истечения данного этапа можно найти на вкладке «Общая информация» (о данной закупке) или же в закупочной документации данной закупки.
10.
Получить информацию о дате и времени заседания в УФАС
Через несколько дней после сдачи жалобы, заявителю на электронную почту приходит уведомления о дате и времени назначения заседания в УФАС.
Если оно не пришло в течение 3 дней, необходимо занимать активную позицию: звонить и уточнять дату и время, дабы не пропустить заседание.
11.
Подготовиться к заседанию в УФАС по рассмотрению поданной жалобы
Заседание в УФАС – это важное мероприятие, от которого зависит итоговое решение, которое будет принято комиссией и судьба закупки.
Помимо этого, заседание – это весьма волнительное событие: на заседании многие заявители теряются, забывают доводы, уходят в ненужные детали, качество выступления страдает, поэтому к заседанию необходимо готовиться.
От качества этой подготовки во многом будет зависеть исход.
На основании опыта можно сказать, что 50% результата зависит от качества подготовки текста жалобы, вторые 50% - от качества личного выступления перед комиссией УФАС (по сути, от качества ее защиты).
Поэтому необходимо:- На основании текста жалобы составить себе план выступления,
- понимать, что на изложение доводов у Вас будет мало времени (3-5 минут), прорепетировать дома,
- понимать, что после Вашего выступления комиссия может задать уточняющие вопросы. Лучше распечатать себе статьи нормативных правовых актов, на которые Вы ссылаетесь, чтобы иметь под рукой и легко ответить на уточняющие вопросы,
- осознавать, что Вы идете в агрессивную среду, что со стороны заказчика могут быть провокации, что обсуждение может быть весьма жарким, быть морально готовым,
- также лучше распечатать и иметь перед глазами закупочную документацию, к которой у Вас есть замечания: целесообразно отметить себе пункты, вызывающие вопросы, чтобы при необходимости быстро найти и процитировать.
В УФАС надо взять паспорт, доверенность (если Вы – представитель по доверенности), уведомление о назначении даты и времени заседания (там указан номер кабинета, в котором будет заседание), также рекомендуется иметь при себе жалобу и составленный план выступления.12.
Принять участие в заседании, аргументировать свою позицию
Заявителю рекомендуется:- Прибыть в УФАС заранее, а частности, предусмотреть время на поиск нужного кабинета.
- Явившись, сразу заявить о своем прибытии, сообщить, что прибыл заявитель по жалобе такой-то для участия в заседании. Не молчать, обозначать свое присутствие.
- Помнить, что опоздание будет иметь следующий результат: Вас не пустят и рассмотрение Вашей жалобы пройдет без Вас. Это снизит шансы на то, что жалоба будет признана обоснованной.
- Знать, что заседание проходит под аудиозапись.
- На заседании, когда комиссия дала заявителю слово, изложить свои доводы, указанные в жалобе, аргументировать каждый из них.
- Понимать, что после Вашего выступления говорить будет заказчик и в своем выступлении он будет возражать против Ваших аргументов. Перебивать его нельзя, у него есть такое же право высказаться, какое было дано Вам.
- Не спорить и не оговариваться с комиссией, не переходить на личности, не кричать на заказчика, в выступлении и при ответах на вопросы комиссии не отвлекаться от темы, не высказываться вне регламента (когда Вам не дали слово).
После того, как выступил заявитель и заказчик, и комиссия задала все уточняющие вопросы сторонам, комиссия просит стороны выйти и происходит обсуждение.
Затем стороны приглашаются обратно в зал и оглашается решение.
Если комиссия приняла решение о том, что жалоба признана обоснованной или частично обоснованной, значит, Вы победили: закупка будет отменена, на заказчика будет наложен штраф.
Помимо эффекта, состоящего в отмене конкретной закупки, с высокой вероятностью заказчик учтет данный опыт при формировании закупочной документации в будущем.