Как связаны закупки с гуманным отношением к животным?Проблема наличия безнадзорных животных на улицах населенных пунктов стоит в нашей стране крайне остро. С целью уменьшения численности популяции заказчиками во всех регионах Российской Федерации на постоянной основе объявляются закупки на регулирование численности животных. По итогам закупочных процедур определяется исполнитель, который будет оказывать услуги в конкретном городе или районе, и с ним заключается контракт.
Таким образом, от объявляемых закупок и итогов определения победителя зависит комфорт и безопасность жителей и судьбы самих животных, эффективность и гуманность проводимых мероприятий. Именно поэтому данные закупки заслуживают пристального внимания.
Информация о закупках является открытой или закрытой?Вся информация, касающаяся государственных и муниципальных закупок, является общедоступной. В Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) можно найти информацию об объявленных закупках, о сроках их проведения, способе определения подрядчика, об условиях будущего контракта, о предлагаемых ценах на услуги, а также об итогах процедур и ходе исполнения контрактов.
Единая информационная система в сфере закупок доступна по адресу
www.zakupki.gov.ruКаждый человек может найти эту информацию и ознакомиться с ситуацией в своем городе или регионе.
Можно ли узнать, какой именно исполнитель работает в моем городе?Да, конечно, информация о действующем контракте и его исполнителе размещена на сайте
www.zakupki.gov.ru.
Более того, Вы можете посмотреть, когда было начато исполнение контракта, на какой срок он заключен, проведение каких именно мероприятий в отношении животных предусмотрено условиями контракта, какова цена контракта и цена каждой услуги, какой пакет отчетности будет предоставлять исполнитель и многое другое.
Помимо этого, можно узнать, какие еще контракты и в каких населенных пунктах получил данный исполнитель, что тоже важно.
В редких случаях контракт может быть заключен с исполнителем напрямую, без проведения закупки, и тогда он не будет размещен в ЕИС. В такой ситуации следует направить запрос заказчику и уточнить, кто именно является исполнителем контракта в конкретном населенном пункте или районе.
Отличается ли ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в различных регионах?Ситуация с качеством и гуманностью решения этой проблемы в различных регионах нашей страны значительно отличается: от применения прогрессивного и эффективного метода массовых кастраций, до объявления закупок на умерщвление, которые несут в себе высокие коррупционные риски, не приводя к решению проблемы. В настоящее время часть регионов приняли негуманные поправки к региональным НПА, что также отражается и в закупочной документации.
Какие нарушения чаще всего встречаются в данных закупках?Прежде всего важно подчеркнуть, что закупочная документация должна в обязательном порядке соответствовать действующему федеральному и региональному законодательству. Несмотря на то, что с Заказчиками постоянно ведется работа и количество нарушений сокращается, слабые места и нарушения все еще есть.
Чаще всего заказчики допускают следующие нарушения при формировании закупочной документации на деятельность по обращению с животными без владельца:
1. Лазейки и неточности в документации,
2. Неинформативные бланки отчетности, несоответствующие шаблонам, предусмотренным региональными НПА.
Например, заказчик использует шаблоны из устаревших НПА, в которых содержатся сведения, полностью противоречащие действующему законодательству (к примеру, не «приют», а «пункт временного размещения», предполагается указание количества умерщвленных и погибших при отлове животных).
3. Отсутствие цен на ряд обязательных услуг (мероприятий).
Например, цена стерилизации (кастрации) предусмотрена, а вакцинации - нет, есть отлов, но нет выпуска в среду прежнего обитания, содержание измеряется не в днях, а в условных единицах и пр.
Исполнение контракта с таким сокращенным составом услуг будет очень затруднено, будут созданы широкие предпосылки для нарушений законодательства.
4. Заниженные цены на услуги, в том числе, применение «нормативов» и «тарифов» для их расчета. Как результат - отсутствие поданных заявок и невозможность заключения контракта в принципе или же выход недобросовестного исполнителя.
В настоящее время все больше и больше заказчиков исследуют рынок, хотя ранее настаивали на использовании именно нормативов, по которым им рассчитали финансирование. Здесь надо понимать, что нормативы – это планирование, а осуществление закупки – это следующий этап и цены на закупаемые услуги должны быть рассчитаны в полном соответствии с законом 44-ФЗ и 135-ФЗ, которые предполагают эффективное расходование бюджетных средств - это предполагает не закупку по минимальным ценам, а поиск рыночных цен для закупки качественных услуг. Только так на закупку выйдет добросовестный исполнитель.
Занижая цены, заказчик, прежде всего, создает проблемы себе и исключает возможность решения проблемы переизбытка популяции. Исполнитель, вышедший на закупку с заведомо заниженными ценами, будет стремиться всячески снизить свои издержки, чтобы получить прибыль от убыточного контракта, а результатом будут многочисленные нарушения, в том числе, оказание услуг ненадлежащего качества и завышение объемов фактически оказанных услуг.
Статья 22 в части 6 говорит о приоритетности именно рыночного метода, а остальные методы расчета могут применяться лишь при объективной невозможности получения ценовой информации. Применяться могут только два метода: рыночный или иной. Для применения иного необходимо четко обосновать отказ от рыночного (часть 12 ст. 22), а не просто заявить, что применен иной без каких-либо оснований. Причина «нам выделено мало денег» обоснованием не является. Необоснованный отказ от исследования рынка является признаком нарушения добросовестной конкуренции и является препятствием для развития рынка услуг по обращению с животным без владельца на конкретной территории.
К каким последствиям может привести неграмотная закупочная документация, чем это опасно?Результатами некорректного формирования закупочной документации являются:
1. Наличие возможности подмены недобросовестными исполнителями законного и эффективного метода регулирования (массовой кастрации) на незаконный и неэффективный (массовую эвтаназию) в ходе реализации контрактов за счет наличия лазеек и неточной в документации.
2. Снижение возможностей здоровой конкуренции на рынке данных услуг. Добросовестными исполнителями, оказывающим в отношении животных полный комплекс мероприятий (включая содержание, вакцинацию, кастрацию), крайне сложно конкурировать по цене с недобросовестными игроками (которые несут затраты только на отлов и умерщвление, не содержат приют, не привлекают профессиональных сотрудников для оказания услуг и т.д.). Нечетко сформулированная закупочная документация открывает дорогу как добросовестным, так и недобросовестным игрокам, а последние всегда смогут предложить более низкую цену, следовательно, становятся в большинстве случаев победителями.
3. Возможность завышения объемов фактически оказанных услуг со стороны недобросовестных исполнителей (так как при применении метода умерщвлений достоверно проверить объем оказанных услуг затруднительно).
4. Формальная приемка услуг заказчиком, без надлежащей проверки по качеству и объему.
5. Оплата бюджетными средствами услуг, не соответствующих требованиям качества или прямо противозаконных, по сути, нецелевое расходование бюджетных средств.
6. Социальная напряженность и негатив со стороны граждан, которые не видят положительной динамики в решении проблемы из-за того, что она решается непрофессиональными и незаинтересованными в результате недобросовестными исполнителями.
Кто в итоге отвечает за то, что происходит с животными: заказчик или исполнитель?Важно понимать, что за качество оказания услуг и конечный результат несет ответственность и заказчик, и исполнитель.
От того, какую закупочную документацию размещает заказчик, зависит то, какой исполнитель выйдет на эту закупку и какие мероприятия будут предусмотрены для животных.
Заказчик обязан сформировать закупочную документацию с учетом всех требований и нюансов законодательства, предусмотреть для животных содержание, уход, вакцинацию и кастрацию, сформировать адекватную начальную максимальную цену на услуги, а также внимательно контролировать работу исполнителя и проводить объективную и вдумчивую приемку оказываемых услуг, не закрывать глаза на нарушения в случае их наличия и ни в коем случае не принимать услуги некачественные и негуманные.
Исполнитель обязан точно выполнять условия заключенного контракта, не допускать нарушения законодательства и своевременно отчитываться заказчику.
Почему важно обращать внимание на объявляемые закупки?При объявлении неэффективных, неграмотных и непрозрачных закупок проигравшими являются все стороны: во-первых, это граждане, которые по сути вынуждены мириться с переизбытком популяции и волноваться за безопасность своих детей; во-вторых, это муниципалитеты, которые, завалены обращениями жителей, и которые несут ответственность за объявленные закупки; в-третьих, это сами животные, подвергающиеся негуманному и жестокому обращению; в-четвертых, это бюджет, из которого в каждом регионе ежегодно выделяются миллионы рублей, но проблема при этом не решается.
Получается, если в закупке нет нарушений, то и контракт исполняется добросовестно?К сожалению, далеко не всегда это так. Даже несмотря на идеальную документацию и высокие цены на услуги, на закупку может выйти недобросовестный исполнитель. Большая проблема многих регионов – это отсутствие достаточного количества приютов. Поэтому на практике часто получается, что контракты исполняются с нарушениями. Например, это могут быть неприемлемые условия содержания, жестокое обращение с животными или незаконные умерщвления. Именно поэтому важно проверять не только закупки, но и контролировать исполнение контрактов на местах. Огромная роль в этом принадлежит активистам и общественным инспекторам, которые выявляют такие нарушения и реагируют на них. Роль таких неравнодушных граждан крайне высока и заслуживает глубочайшего уважения!
Что могут сделать простые граждане и волонтеры?Мы уверены, что волонтеры могут сделать очень многое! Именно думающие и чувствующие люди вершат великие и благие дела.
Во-первых, мы рекомендуем отслеживать объявляемые закупки и попытаться разобраться в закупочной документации, готовить обращения в соответствующие органы в случае выявления нарушений.
Во-вторых, волонтеры, общественные инспекторы и инициативные группы могут осуществлять общественный контроль работы исполнителей контрактов: проверять, как на деле исполняются требования законодательства и указанное в контракте.
В-третьих - и это главное - инициативные группы могут приобретать недостающие знания, повышать экспертность и в итоге становиться исполнителями, добросовестно и в полном соответствии с законодательством оказывать услуги по отлову и содержанию животных. Этот путь мы считаем крайне перспективным и необходимым для того, чтобы регулирование численности животных в нашей стране происходило исключительно гуманно и эффективно.