РАЗЪЯСНЕНИЕ О целесообразности создания муниципальных приютов в связи с принятием Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступлением в силу с 01.01.2020 требований к приютам. 27 декабря 2018 года был принят Федеральный Закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – «ФЗ № 498»).
Подавляющая часть статей уже вступила в силу, при этом, ряд статей вступят в силу с 01.01.2020 г., а именно: часть 6 статьи 13, статьи 15, 16, 18, 19, 20, 22.
Согласно пункту 2 статьи 3 (уже вступившей в силу), «
деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом».
Согласно пункту 2 статьи 7 (уже вступившей в силу), «
органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».
С 01.01.2020 года вступает в силу статья 16 «Приюты для животных».
Согласно пункту 2 данной статьи, «
приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях».
Согласно пункту 3 данной статьи, «
приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными».
С 01.01.2020 вступает в силу еще одна статья - статья 18 «Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев».
Согласно пункту 1 данной статьи, «
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных».
Более того, пункт 5 статьи 18 гласит:
«Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается». Таким образом, с 01.01.2020 года отловленные животные могут поступать только в приюты!
Очевидно, что наличие приютов становится обязательным условием осуществления деятельности по регулированию численности животных без владельцев. Таким образом, при объявлении закупок на отлов и содержание животных без владельцев начиная с 01.01.2020 года муниципалитеты могут пойти по одному из двух путей:
1 путь - Объявить закупку на полный комплекс услуг в отношении животных без владельцев, включая отлов, транспортировку, содержание, вакцинацию, стерилизацию и другие предусмотренные законодательством мероприятия. При этом, муниципальный заказчик будет обязан указать в закупочной документации требование к подрядчику о наличии у него приюта.
Победителем такой конкурсной процедуры сможет стать только тот подрядчик, кто таковым приютом будет обладать. Весомым минусом данного варианта является то, что в случае отсутствия подрядчиков, имеющих приют, и желающих принять участие в данной закупке, заказчик не сможет реализовать свои полномочия по организации мероприятий по регулированию численности животных без владельцев: не сможет реагировать на заявки граждан, не сможет регулировать численность популяции, что в свою очередь, может вызвать вопросы со стороны Прокуратуры. То есть, при данном сценарии муниципальный заказчик зависит от подрядчика: наличия у него частного приюта и его заинтересованности в заключении контракта. 2 путь -
Объявить закупку на отлов, транспортировку и содержание животных на базе имеющегося муниципального приюта (или же две закупки: Отдельно на отлов и транспортировку, отдельно - на содержание животных на базе имеющегося приюта). В данном случае, риски для заказчика значительно снижаются. Так как число исполнителей услуг по отлову и транспортировке значительно больше, чем число подрядчиков, располагающих приютом. На основании вышесказанного, муниципалитетам целесообразно уже сейчас рассмотреть и проработать вопрос о создании приютов, тем самым исключить вероятность невозможности регулирования численности популяции животных без владельцев в 2020 году. В настоящее время Правительство ведет разработку подзаконных актов к принятому ФЗ № 498 (
их полный перечень приведен в статье 5 ФЗ № 498).
Эти подзаконные акты будут уточнять и детализировать нормы Закона.
В частности, в настоящее время разрабатываются два важных подзаконных акта: "Методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них", а также "Методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев".