Что делать, если в приюте животные содержатся ненадлежащим образом?

Вы увидели или узнали о том, что в приюте животные содержатся ненадлежащим образом? Возможно, животные содержатся в ужасных условиях, или на территорию приюта вообще невозможно попасть. Или вы знаете, что приют незаконно умерщвляет животных.

В таком случае нужно попытаться изменить ситуацию - добиться изменений в приюте или вовсе инициировать его закрытие.

План действий:


1. Собрать информацию о приюте

Для начала работы целесообразно составить карточку приюта и занести в неё как можно больше информации, а именно:

- Юридическая форма и официальное название,

- ИНН, Ф.И.О. генерального директора и собственника приюта,

- Адрес местонахождения приюта,

- Какова специфика работы приюта: частный, государственный или муниципальный приют, реализуется ли на базе данного приюта муниципальный контракт,

- Официальный сайт, ссылки на группы в соц.сетях,

- Состав помещений, имеющихся в приюте,

- Количество фактически содержащихся животных,

А также любую другую информацию, относящуюся к работе приюта.


2. Собрать доказательства нарушений и проанализировать их

В зависимости от того, какие нарушения имеют место быть в приюте, доказательства могут быть разными.

Наглядные доказательства имеющихся нарушений – один из важнейших пунктов для последующей подачи жалобы. Целесообразно сделать подробные фото и видео из приюта, зафиксировать как можно больше информации (не обязательно только нарушения).

Кроме того, необходимо проверить историю жалоб и судебных разбирательств данного приюта. Бывает так, что Прокуратура уже проверила приют и вынесла распоряжения об устранении нарушений, но по факту ничего не меняется. Такие факты будут служить дополнительным доводом жалобы.

Также доказательствами могут служить материалы и статьи в СМИ, информация с сайте приюта или из его социальных сетей.

Формулируя перечень нарушений, необходимо обращаться к действующему законодательству и понять, какие именно НПА и пункты нарушены.

Безусловно, для этого необходимо знать действующее законодательство. Список актуальных федеральных нормативно-правовых актов доступен по ссылке https://blagozoo.ru/akti

Также в каждом регионе действует собственное законодательнтво, которое также необходимо учитывать при подготовке жалобы.


3. Выработать стратегию действий

Перед тем, как начать действовать, необходимо определить стратегию действий.

Стратегию действий следует выбирать в зависимости от нарушений и в зависимости от того, чего вы хотите добиться по итогам подачи жалобы: устранение нарушений в содержании, расторжение муниципальных контрактов или же полное закрытие приюта.

Если в Вашем городе имеется приют, и вы имеете доказательства нарушений норм содержания животных, рекомендуется подготовить жалобу - прежде всего, в Прокуратуру.

Если вы хотите, чтобы исполнитель просто устранил имеющиеся нарушения, может быть достаточно нескольких жалоб в региональныю Прокуратуру. При этом совершенно не нужно указывать все нарушения в одной жалобе. Во-первых, достаточно выбрать самые серьезные из них, и те, которые подкреплены большим количеством доказательств. Во-вторых, если указать все нарушения в одной жалобе, велика вероятность, что прокуратура попросту «пропустит» часть из них. Целесообразнее писать жалобу по каждому серьезному нарушению для инициирования проверок и более тщательного рассмотрения дела.

Если же вы хотите полностью прекратить деятельность приюта, то нужно морально настроиться на долгую борьбу и судебные разбирательства (вплоть до Верховного суда). Но не нужно бояться этого.

Именно зооактивисты и волонтеры могут и должны останавливать это!

Да, это занимает много времени, сил и даже средств. Но в конечном итоге только такие действия могут сдвинуть с мертвой точки сложившуюся вокруг бездомных животных ситуацию.

Адресат жалобы зависит от того, какие именно нарушения, на Ваш взгляд, имеют место.


4. Подготовить текст жалобы

Жалоба должна состоять из нескольких частей. В ней должны быть указаны:

- Адресант жалобы: ваше ФИО, адрес и контактные данные,

- Адресат(-ы) жалобы,

- Информация о приюте: официальное наименование и форма собственности, ИНН, адрес местонахождения,

- Основная часть – максимально подробное и четкое описание нарушений, которые имеются в данном приюте. При этом каждый довод должен подкрепляться указанием на то, какие пункты каких нормативных правовых актов нарушены,

В основной части можно вставлять скриншоты нарушений, например, выдержки из контракта или скриншоты с сайта приюта.

- Просительная часть жалобы -что именно вы хотите добиться. Это может быть требование о проведении проверки в приюте, об устранении всех нарушений, и др,

- К жалобе целесообразно приложить все имеющиеся дополнительные материалы и доказательства ваших доводов,

- Контактная информация, включая почту, на которую Вы хотите получить ответ, подпись, печать (если есть).


Оформление Приложений к жалобе:

Приложениями к жалобе могут быть следующие материалы:

- Исходящие письма (запросы) по тематике жалобы и ответы на них, в том числе, переписка с официальными органами и экспертами,

- Копия контракта и приложений к нему, копии актов оказанных услуг,

- Фото- и видеоматериалы, на которых зафиксированы факты нарушений,

- Аудиозаписи, на которых зафиксированы факты нарушений,

- Скриншоты переписки, скриншоты с официальных сайтов (если их много и они не помещаются в основную часть жалобы, либо не являются основным доказательством, а лишь дополняют доводы),

- Каждое приложение необходимо пронумеровать, подписать и указать дату,

- В основной части жалобы должны быть ссылки на каждое приложение.


При составлении жалобы необходимо учитывать следующее:

- Если имеются факты нарушения санитарных и ветеринарных норм, необходимо обязательно отметить это в жалобе, расписав максимально конкретно,

- Лучше излагать каждый довод жалобы в отдельном пункте, чтобы жалоба имела четкую структуру по принципу: одно нарушение – один пункт жалобы,

- Все указанные в жалобе доводы необходимо подтвердить ссылками на документы, факты, фотографии, официальные письма и ответы на запросы,

- Ссылаясь на законодательство, необходимо ссылаться не на нормативный правовой акт в целом, а указывать его конкретный пункт. Желательно указать формулировку из НПА и потом описать, как по факту обстоит дело в приюте,

- Удобнее подавать жалобу в электронном виде,

- Если жалоба подается в бумажном виде, желательно сшить её вместе с приложениями в единый том. Фото -и видеоматериалы можно приложить на диске. Страницы желательно пронумеровать.


Примеры формулировок доводов:

Пример начала жалобы:

«По моему мнению, в частном приюте для животных без владельца «_______», расположенном по адресу: _____________________, имеет место грубое и систематическое нарушение ветеринарных и санитарных норм, что создает угрозу для жизни и здоровья содержащихся в нем животных, а также грозит риском распространения заболеваний, в том числе, особо опасных и общих для человека и животных.

Учредителем данного приюта является _____________________.

Ф.И.О. директора _____________________.

ИНН _____________________

ОГРН _____________________

Основной вид деятельности: _____________________

Сайт Благотворительного фонда _____________________

Группы приюта в социальных сетях: _____________________»

Пример формулировки одного из доводов жалобы:

«Карантинное помещение в приюте «_______», по адресу _____________________ отсутствует.


Согласно пп. 1 п. 7 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

«7. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:

1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;»

Ввиду отсутствия в приюте карантинного помещения поступающие в приют животные не проходят предусмотренный законодательством карантин, а сразу помещаются к остальным животным, чем создаются предпосылки для распространения заболеваний, заражения всех содержащихся животных, а также распространения заболеваний за пределы приюта. Фотографии, сделанные в приюте, содержатся в Приложении № 01»


Пример формулировки просительной части жалобы:


«В связи с вышеизложенным прошу Вас:

1. Рассмотреть настоящую жалобу, изложенную на 4 листах, и содержащую приложения с фотографиями описанных нарушений (Приложения № 01,02,03).

2. Произвести в отношении приюта «_______» внеплановую выездную проверку на предмет соблюдения в приюте норм ветеринарного и санитарного законодательства, предъявляемых к объектам ветеринарной деятельности.

3. В ходе осуществления выездной проверки прошу:

- произвести осмотр территории приюта, а также имеющихся построек, на предмет соблюдения норм, установленных законодательством для объектов ветеринарной деятельности, а также наличия или отсутствия возможности для осуществления на территории приюта операций стерилизации,

- проверить, каким образом производится карантинирование животных, поступающих в приют,

- проверить, каким образом производится содержание больных, ослабленных, истощенных животных, а также щенков,

- проверить, каким образом производится уборка, обработка, дезинфекция, дезинвазия территории и помещений, какие средства для этого применяются, в какой концентрации, с какой частотой,

- проверить, каким образом и с какой частотой осуществляется кормление животных, из чего состоит их рацион, в том числе, щенков, больных и ослабленных животных, каким образом хранятся корма или субпродукты, каким образом организована кормо-кухня, каким оборудованием она располагает,

- каким образом осуществляется поение животных, каким образом обеспечивается доступ к питьевой воде, каким образом обрабатываются миски и поилки, какими средствами,

- осуществить осмотр животных, находящихся на содержании на территории данного приюта, и дать оценку их состоянию и условиям содержания,

- проверить наличие коммуникаций: водоснабжения, водоотведения, электричества, газоснабжения. Выяснить, каким образом проводятся мероприятия по обработке территории и помещений в данных условиях, куда направляются сточные воды,

- проверить, производится ли хранение на территории приюта ветеринарных препаратов, если да, то соблюдается ли порядок и температурный режим их хранения, ведется ли учет.


4. В ходе осуществления проверки запросить у учредителя и генерального директора приюта «_______» заверенные копии следующих документов:

- Договор на оказание ветеринарных услуг, в частности, на осуществление мероприятий по осмотру животных, вакцинации, стерилизации, послеоперационному уходу, лечению, а также Акты оказанных услуг за 20__ год,

- Договор на утилизацию трупов павших животных, а также Акты оказанных услуг к нему за 20__ год,

- Учетные документы, в которых зафиксирована информация о числе находящихся на содержании животных, датах их поступления, датах и основаниях выбытия из приюта (Журнал движения животных, Акты, карточки и т.д.),

- Документы, подтверждающие факт обработки помещений, территории, инвентаря (Акты обработки, Журналы обработки),

- Ветеринарные паспорта, документы, подтверждающие факты вакцинации содержащихся животных и соблюдение схем вакцинации,

- Документы, содержащие информацию о денежных поступления и их расходовании (отчетность за благотворительные поступления) за 2019 год.


5. Предоставить официальный ответ о результатах рассмотрения настоящей Жалобы и проведения внеплановой проверки, а также копию Акта проведения выездной проверки на территорию приюта, на электронную почту ………, в срок, установленный законодательством».


5. Подача жалобы

Подавать жалобу можно как в электронном виде - через сайт необходимого ведомства, так и лично в бумажном виде.

Если вы решили подавать жалобу в бумажном виде, то перед поездкой, рекомендуется зайти на официальный сайт адресата и узнать приемные дни и часы, обратить внимание на время перерыва.

Отправляясь для сдачи жалобы в бумажном виде, необходимо иметь при себе два ее экземпляра, чтобы сдать один и оставить у себя второй, также необходимо иметь при себе паспорт.

Сдаваемая жалоба должна быть подписана, должна стоять дата, печать (если есть).На втором экземпляре после сдачи жалобы должна стоять отметка должностного лица о ее получении, дата, время сдачи и подпись.

Если же вы подаете жалобу в электронном виде, то это можно сделать двумя способами: на сайте необходимого ведомства в разделе «обращения граждан» или отправить её на официальную электронную почту (обычно указана в разделе «контакты»). Рекомендуется на следующий день позвониь в ведомство и уточнить, была ли принята и зарегистрирована жалоба, а также узнать её входящий номер.


6. Отслеживать срок и порядок ее рассмотрения

Целесообразно отследить:

- Рассматривается ли жалоба тем органом, куда она была подана или же она была направлена для рассмотрения в другой орган,

- Какому именно должностному лицу на рассмотрение передана Ваша жалоба (его Ф.И.О. и должность),

- На каком этапе находится процесс рассмотрения поданной жалобы.

Необходимо помнить о том, что важно не только верно определить адресата жалобы, составить грамотный текст и подать жалобу, но не менее важно отслеживать ход ее рассмотрения, занимать активную позицию на этом этапе.

Уместно звонить должностным лицам, осуществляющим проверку по поданной Вами жалобе, а также направлять им письменные запросы, с одной стороны, получая информацию о ходе рассмотрения Вашей жалобы, а с другой стороны, демонстрируя свою включенность в процесс.

Практика показывает, что контроль хода рассмотрения жалобы способствует более глубокому и объективному ее рассмотрению и может повлиять на итоговое решение.