Что делать, если в приюте (пункте временного содержания) животные содержатся ненадлежащим образом?
Вы увидели или узнали о том, что в приюте (пункте временного содержания) животные содержатся ненадлежащим образом


План действий:



1. Собрать информацию о приюте (пункте временного содержания)

Необходимо собрать как можно более полную информацию о данном приюте (пункте временного содержания), а именно:

- Адрес его нахождения,

- Юридическая форма и официальное наименование,

- Какова специфика работы приюта (пункта временного содержания): это частный, государственный или муниципальный приют, реализуется ли на базе данного приюта (пункта временного содержания) муниципальный контракт, является ли данный приют (пункт временного содержания) субподрядчиком у подрядчика, реализующего контракт,

- Ф.И.О. директора,

- Коды деятельности юр.лица,

- Официальный сайт, ссылки на группы в соц.сетях,

- Состав помещений, имеющихся в приюте,

- Число фактически содержащихся животных (если такая информация доступна),

А также любую другую информацию, относящуюся к работе приюта.


2. Выработать стратегию действий

Перед тем, как начать действовать, необходимо определить стратегию действий, разработать план.

План действий зависит, прежде всего, от того, какие факты у Вас есть, а также от имеющихся ресурсов и наличия опыта в данном вопросе.

Если в Вашем городе имеется приют (пункт временного содержания), в котором нарушаются нормы содержания животных, о чем имеется достоверная информация и факты, рекомендуется рассмотреть следующую стратегию - подготовить жалобу, прежде всего, в Природоохранную прокуратуру.

Помимо этого, целесообразно рассмотреть вопрос отправки жалобы также в структуру Министерства сельского хозяйства. А если приют (пункт временного содержания) оказывает платные услуги, например, услуги населению, уместно отправить жалобу в Управление федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека.

Адресат жалобы зависит от того, какие именно нарушения, на Ваш взгляд, имеют место.


3. Обратиться к законодательству и формулировать, в чем именно состоят нарушения

Формулируя перечень нарушений, необходимо обращаться к действующему законодательству и понять, какое именно требование закона в приюте (пункте временного содержания) нарушено.

Безусловно, для этого необходимо знать действующее законодательство:

- Федеральный закон от 27.12.2018 № 498 "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подзаконные акты к нему;

- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., (ред. от 02.08.2019);

- Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. (последняя редакция);

- Уголовный Кодекс Российской Федерации, ст. 245;

- Гражданский Кодекс Российской Федерации, ст. 137, 230, 231, 232;

- Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (последняя редакция);

- Федеральный закон от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», ред. от 27.12.2018 г.;

- Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов

(утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации

4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469);

- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 г. N 54);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.04.2005 г. № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 г. № 03 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08", в ред. от 29.11.2016 г.;

- Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 19.12.2011 № 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)", в ред. от 15.02.2017 г.;

- Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденные Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 15.07.2002 г. N 13-5-2/0525;

- Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых, связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», в ред. от 24.12.2014 г.;

- Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.04.2015 г. № 145 «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 № 19 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов";

- Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981 г., Минсельхозом РСФСР 24.06.1981 г., Минздравом РСФСР 24.06.1981 г., Минюстом РСФСР 07.07.1981 г.).

- ГОСТ Р 54955-2012 Услуги для непродуктивных животных. Термины и определения;

- ГОСТ Р 55634-2013 Услуги для непродуктивных животных. Общие требования к объектам ветеринарной деятельности;

- ГОСТ Р 56391—2015 Услуги для непродуктивных животных. Содержание непродуктивных

животных в городских условиях;

- ГОСТ Р 56928-2016 Животные непродуктивные. Термины и определения;

- ГОСТ Р 57014-2016 Услуги для непродуктивных животных. Услуги по временному содержанию непродуктивных животных. Общие требования;

- ГОСТ Р 58090 – 2018 Клиническое обследование непродуктивных животных. Общие требования;

- ГОСТ Р 57634-2017 Услуги для непродуктивных животных. Ветеринарная экспертиза

непродуктивных животных. Общие требования;

- ГОСТ Р 58437-2019 Экспертиза качества лечебно-диагностических ветеринарных услуг. Общие требования;

- ГОСТ Р 58436 Ветеринарная экспертиза механических повреждений у непродуктивных животных. Общие требования.


4. Подготовить текст жалобы

Жалоба должна состоять из нескольких смыслов частей.
Должны быть указаны:

- Адресат (-ы) жалобы,

- Информация о приюте (пункте временного содержания),

- Основная часть - информация о признаках нарушения, которые, по Вашему мнению, имеются в данном приюте (пункте временного содержания), с указанием на то, какие пункты каких нормативных правовых актов нарушены,

- Просительная часть жалобы,

- К жалобе могут быть приложения (это рекомендуется),

- Контактная информация, включая почту, на которую Вы хотите получить ответ, подпись, печать (если есть).

Оформление Приложений к жалобе:

Приложениями к жалобе целесообразно сделать следующие материалы:

- Исходящие письма (запросы) по тематике жалобы и ответы на них, в том числе, переписка с официальными органами и экспертами,

- фото- и видеоматериалы, на которых зафиксированы факты нарушений,

- аудиозаписи, на которых зафиксированы факты нарушений,

- скриншоты переписки, скриншоты с официальных сайтов.

Данные материалы можно разместить как в бумажном виде, в конце жалобы, так и на электронном носителе.
Каждый материал необходимо пронумеровать, подписать, указать дату.
В основной части жалобы должны быть ссылки на материалы приложения.

При составлении жалобы необходимо учитывать следующее:

- Если имеются факты нарушения санитарных и ветеринарных норм, необходимо обязательно отметить это в жалобе, причем не в общем виде, а расписать максимально конкретно,

- Лучше излагать каждый довод жалобы в отдельном пункте, чтобы жалоба имела четкую структуру. Лучше использовать принцип: одно нарушение – один пункт жалобы,

- Все указанные в жалобе доводы необходимо аргументировать, сопровождать их ссылками на документы, факты, фотографии, официальные письма и ответы на запросы, нормы законодательства,

- Ссылаясь на законодательство, необходимо ссылаться не на нормативный правовой акт в целом, а указывать его конкретный пункт. Указывать, как сказано в законодательстве и как обстоит дело в приюте (пункте временного содержания) по факту,

- В просительной части жалобы целесообразно запрашивать проверку именно по части соблюдения санитарного и ветеринарного законодательства,

- Целесообразно пронумеровать все страницы.

Примеры формулировок:

Пример формулировки начала жалобы:


«По моему мнению, в частном приюте для животных без владельца «Альфа», расположенном по адресу: Московская область, г. Отрадный, ул.Замечательная, д.10, имеет место грубое и систематическое нарушение ветеринарных и санитарных норм, что создает угрозу для жизни и здоровья содержащихся в нем животных, а также грозит риском распространения заболеваний, в том числе, особо опасных и общих для человека и животных.
Данный приют создан Благотворительным фондом помощи бездомным и безнадзорным животным «Альфа».

Ф.И.О. директора …….

ИНН ……

ОГРН ……

Основной вид деятельности: …….

Сайт Благотворительного фонда …….

Группы приюта в социальных сетях: ……………………»


Пример формулировки одного из доводов жалобы:

«Карантинное помещение в приюте «Альфа», по адресу ……. отсутствует. Таким образом, поступающие в приют животные не проходят предусмотренный законодательством карантин, длительность которого должна быть не менее 10 дней, а сразу помещаются к уже находящимся в приюте, чем создаются предпосылки для распространения заболеваний, заражения всех содержащихся животных, а также распространения заболеваний за пределы приюта (так как содержащиеся в приюте животные передаются на содержание лицам, желающим их принять). Фотографии, сделанные в приюте, содержатся в Приложении № 01»


Пример формулировки просительной части жалобы:

«В связи с вышеизложенным, прошу Вас:

1. Рассмотреть настоящую Жалобу, изложенную на 4 листах, и содержащую приложения с фотографиями описанных нарушений (Приложения № 01,02,03).

2. Произвести в отношении приюта «Альфа» внеплановую выездную проверку на предмет соблюдения в приюте норм ветеринарного и санитарного законодательства, предъявляемых к объектам ветеринарной деятельности.

3. В ходе осуществления выездной проверки прошу:

- произвести осмотр территории приюта, а также имеющихся построек, на предмет соблюдения норм, установленных законодательством для объектов ветеринарной деятельности, а также наличия или отсутствия возможности для осуществления на территории приюта операций стерилизации,

- проверить, каким образом производится карантинирование животных, поступающих в приют,

- проверить, каким образом производится содержание больных, ослабленных, истощенных животных, а также щенков,

- проверить, каким образом производится уборка, обработка, дезинфекция, дезинвазия территории и помещений, какие средства для этого применяются, в какой концентрации, с какой частотой,

- проверить, каким образом и с какой частотой осуществляется кормление животных, из чего состоит их рацион, в том числе, щенков, больных и ослабленных животных, каким образом хранятся корма или субпродукты, каким образом организована кормо-кухня, каким оборудованием она располагает,

- каким образом осуществляется поение животных, каким образом обеспечивается доступ к питьевой воде, каким образом обрабатываются миски и поилки, какими средствами,

- осуществить осмотр животных, находящихся на содержании на территории данного приюта, и дать оценку их состоянию и условиям содержания,

- проверить наличие коммуникаций: водоснабжения, водоотведения, электричества, газоснабжения. Выяснить, каким образом проводятся мероприятия по обработке территории и помещений в данных условиях, куда направляются сточные воды,

- проверить, производится ли хранение на территории приюта ветеринарных препаратов, если да, то соблюдается ли порядок и температурный режим их хранения, ведется ли учет.

4. В ходе осуществления проверки запросить у директора Благотворительного фонда помощи бездомным и безнадзорным животным «Альфа» заверенные копии следующих документов:

- Договор на оказание ветеринарных услуг, в частности, на осуществление мероприятий по осмотру животных, вакцинации, стерилизации, послеоперационному уходу, лечению, а также Акты оказанных услуг за 2019 год,

- Договор на утилизацию трупов павших животных, а также Акты оказанных услуг к нему за 2109 год,

- Учетные документы, в которых зафиксирована информация о числе находящихся на содержании животных, датах их поступления, датах и основаниях выбытия из приюта (Журнал движения животных, Акты, карточки и т.д.),

- Документы, подтверждающие факт обработки помещений, территории, инвентаря (Акты обработки, Журналы обработки),

- Ветеринарные паспорта, документы, подтверждающие факты вакцинации содержащихся животных и соблюдение схем вакцинации,

- Документы, содержащие информацию о денежных поступления и их расходовании (отчетность за благотворительные поступления) за 2019 год.

5. Предоставить официальный ответ о результатах рассмотрения настоящей Жалобы и проведения внеплановой проверки, а также копию Акта проведения выездной проверки на территорию приюта, на электронную почту ………, в срок, установленный законодательством» .


5. Подать жалобу

Сдавать жалобу можно как не выходя из дома (через сайт), так и лично, в распечатанном виде.

На основании опыта однозначным советом является личная сдача жалобы (то есть, сдавать ее лучше очно, лично, в бумажном виде, под роспись).

Перед поездкой, рекомендуется зайти на официальный сайт адресата и узнать приемные дни и часы, обратить внимание на время перерыва.

Отправляясь для сдачи жалобы в бумажном виде, необходимо иметь при себе два ее экземпляра, чтобы сдать один и оставить у себя второй, также целесообразно иметь при себе паспорт.

Сдаваемая жалоба должна быть подписана, должна стоять дата, печать (если есть).

На втором экземпляре после сдачи жалобы должна стоять отметка должностного лица о ее получении, дата, время сдачи и подпись.


6. Отслеживать срок и порядок ее рассмотрения

Целесообразно отследить:

- Рассматривается ли жалоба тем органом, куда она была Вами подана или же она была направлена для рассмотрения в какой-либо другой,

- Какому именно должностному лицу на рассмотрение передана Ваша жалоба (его Ф.И.О. и должность),

- На каком этапе находится процесс рассмотрения поданной жалобы, что уже сделано.

Необходимо помнить о том, что важно не только верно определить адресата жалобы, составить грамотный текст и подать жалобу, но не менее важно отслеживать ход ее рассмотрения, занимать активную позицию и на этом этапе.
Уместно звонить должностным лицам, осуществляющим проверку по поданной Вами жалобе, а также направлять им письменные запросы, тем самым, с одной стороны, получая информацию о ходе рассмотрения Вашей жалобы, а с другой стороны, демонстрируя свою включенность в процесс.
Практика показывает, что контроль хода рассмотрения жалобы способствует более глубокому и объективному ее рассмотрению.