Вы увидели или узнали о том, что в приюте животные содержатся ненадлежащим образом? Возможно, животные содержатся в ужасных условиях, или на территорию приюта вообще невозможно попасть. Или вы знаете, что приют незаконно умерщвляет животных. В таком случае нужно попытаться изменить ситуацию - добиться изменений в приюте или вовсе инициировать его закрытие. План действий:1. Собрать информацию о приюте Для начала работы целесообразно составить карточку приюта и занести в неё как можно больше информации, а именно:
- Юридическая форма и официальное название,
- ИНН, Ф.И.О. генерального директора и собственника приюта,
- Адрес местонахождения приюта,
- Какова специфика работы приюта: частный, государственный или муниципальный приют, реализуется ли на базе данного приюта муниципальный контракт,
- Официальный сайт, ссылки на группы в соц.сетях,
- Состав помещений, имеющихся в приюте,
- Количество фактически содержащихся животных,
А также любую другую информацию, относящуюся к работе приюта.
2. Собрать доказательства нарушений и проанализировать их В зависимости от того, какие нарушения имеют место быть в приюте, доказательства могут быть разными.
Наглядные доказательства имеющихся нарушений – один из важнейших пунктов для последующей подачи жалобы. Целесообразно сделать подробные фото и видео из приюта, зафиксировать как можно больше информации (не обязательно только нарушения).
Кроме того, необходимо проверить историю жалоб и судебных разбирательств данного приюта. Бывает так, что Прокуратура уже проверила приют и вынесла распоряжения об устранении нарушений, но по факту ничего не меняется. Такие факты будут служить дополнительным доводом жалобы.
Также доказательствами могут служить материалы и статьи в СМИ, информация с сайте приюта или из его социальных сетей.
Формулируя перечень нарушений, необходимо обращаться к действующему законодательству и понять, какие именно НПА и пункты нарушены.
Безусловно, для этого необходимо знать действующее законодательство. Список актуальных федеральных нормативно-правовых актов доступен по ссылке
https://blagozoo.ru/akti Также в каждом регионе действует собственное законодательнтво, которое также необходимо учитывать при подготовке жалобы.
3. Выработать стратегию действий Перед тем, как начать действовать, необходимо определить стратегию действий.
Стратегию действий следует выбирать в зависимости от нарушений и в зависимости от того, чего вы хотите добиться по итогам подачи жалобы: устранение нарушений в содержании, расторжение муниципальных контрактов или же полное закрытие приюта.
Если в Вашем городе имеется приют, и вы имеете доказательства нарушений норм содержания животных, рекомендуется подготовить жалобу - прежде всего, в Прокуратуру.
Если вы хотите, чтобы исполнитель просто устранил имеющиеся нарушения, может быть достаточно нескольких жалоб в региональныю Прокуратуру. При этом совершенно не нужно указывать все нарушения в одной жалобе. Во-первых, достаточно выбрать самые серьезные из них, и те, которые подкреплены большим количеством доказательств. Во-вторых, если указать все нарушения в одной жалобе, велика вероятность, что прокуратура попросту «пропустит» часть из них. Целесообразнее писать жалобу по каждому серьезному нарушению для инициирования проверок и более тщательного рассмотрения дела.
Если же вы хотите полностью прекратить деятельность приюта, то нужно морально настроиться на долгую борьбу и судебные разбирательства (вплоть до Верховного суда). Но не нужно бояться этого.
Именно зооактивисты и волонтеры могут и должны останавливать это!
Да, это занимает много времени, сил и даже средств. Но в конечном итоге только такие действия могут сдвинуть с мертвой точки сложившуюся вокруг бездомных животных ситуацию.
Адресат жалобы зависит от того, какие именно нарушения, на Ваш взгляд, имеют место.
4. Подготовить текст жалобы Жалоба должна состоять из нескольких частей. В ней должны быть указаны:
- Адресант жалобы: ваше ФИО, адрес и контактные данные,
- Адресат(-ы) жалобы,
- Информация о приюте: официальное наименование и форма собственности, ИНН, адрес местонахождения,
- Основная часть – максимально подробное и четкое описание нарушений, которые имеются в данном приюте. При этом каждый довод должен подкрепляться указанием на то, какие пункты каких нормативных правовых актов нарушены,
В основной части можно вставлять скриншоты нарушений, например, выдержки из контракта или скриншоты с сайта приюта.
- Просительная часть жалобы -что именно вы хотите добиться. Это может быть требование о проведении проверки в приюте, об устранении всех нарушений, и др,
- К жалобе целесообразно приложить все имеющиеся дополнительные материалы и доказательства ваших доводов,
- Контактная информация, включая почту, на которую Вы хотите получить ответ, подпись, печать (если есть).
Оформление Приложений к жалобе: Приложениями к жалобе могут быть следующие материалы:
- Исходящие письма (запросы) по тематике жалобы и ответы на них, в том числе, переписка с официальными органами и экспертами,
- Копия контракта и приложений к нему, копии актов оказанных услуг,
- Фото- и видеоматериалы, на которых зафиксированы факты нарушений,
- Аудиозаписи, на которых зафиксированы факты нарушений,
- Скриншоты переписки, скриншоты с официальных сайтов (если их много и они не помещаются в основную часть жалобы, либо не являются основным доказательством, а лишь дополняют доводы),
- Каждое приложение необходимо пронумеровать, подписать и указать дату,
- В основной части жалобы должны быть ссылки на каждое приложение.
При составлении жалобы необходимо учитывать следующее: - Если имеются факты нарушения санитарных и ветеринарных норм, необходимо обязательно отметить это в жалобе, расписав максимально конкретно,
- Лучше излагать каждый довод жалобы в отдельном пункте, чтобы жалоба имела четкую структуру по принципу: одно нарушение – один пункт жалобы,
- Все указанные в жалобе доводы необходимо подтвердить ссылками на документы, факты, фотографии, официальные письма и ответы на запросы,
- Ссылаясь на законодательство, необходимо ссылаться не на нормативный правовой акт в целом, а указывать его конкретный пункт. Желательно указать формулировку из НПА и потом описать, как по факту обстоит дело в приюте,
- Удобнее подавать жалобу в электронном виде,
- Если жалоба подается в бумажном виде, желательно сшить её вместе с приложениями в единый том. Фото -и видеоматериалы можно приложить на диске. Страницы желательно пронумеровать.
Примеры формулировок доводов: Пример начала жалобы: «По моему мнению, в частном приюте для животных без владельца «_______», расположенном по адресу: _____________________, имеет место грубое и систематическое нарушение ветеринарных и санитарных норм, что создает угрозу для жизни и здоровья содержащихся в нем животных, а также грозит риском распространения заболеваний, в том числе, особо опасных и общих для человека и животных. Учредителем данного приюта является _____________________. Ф.И.О. директора _____________________. ИНН _____________________ ОГРН _____________________ Основной вид деятельности: _____________________ Сайт Благотворительного фонда _____________________ Группы приюта в социальных сетях: _____________________» Пример формулировки одного из доводов жалобы: «Карантинное помещение в приюте «_______», по адресу _____________________ отсутствует. Согласно пп. 1 п. 7 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": «7. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования: 1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;» Ввиду отсутствия в приюте карантинного помещения поступающие в приют животные не проходят предусмотренный законодательством карантин, а сразу помещаются к остальным животным, чем создаются предпосылки для распространения заболеваний, заражения всех содержащихся животных, а также распространения заболеваний за пределы приюта. Фотографии, сделанные в приюте, содержатся в Приложении № 01»
Пример формулировки просительной части жалобы: «В связи с вышеизложенным прошу Вас: 1. Рассмотреть настоящую жалобу, изложенную на 4 листах, и содержащую приложения с фотографиями описанных нарушений (Приложения № 01,02,03). 2. Произвести в отношении приюта «_______» внеплановую выездную проверку на предмет соблюдения в приюте норм ветеринарного и санитарного законодательства, предъявляемых к объектам ветеринарной деятельности. 3. В ходе осуществления выездной проверки прошу: - произвести осмотр территории приюта, а также имеющихся построек, на предмет соблюдения норм, установленных законодательством для объектов ветеринарной деятельности, а также наличия или отсутствия возможности для осуществления на территории приюта операций стерилизации, - проверить, каким образом производится карантинирование животных, поступающих в приют, - проверить, каким образом производится содержание больных, ослабленных, истощенных животных, а также щенков, - проверить, каким образом производится уборка, обработка, дезинфекция, дезинвазия территории и помещений, какие средства для этого применяются, в какой концентрации, с какой частотой, - проверить, каким образом и с какой частотой осуществляется кормление животных, из чего состоит их рацион, в том числе, щенков, больных и ослабленных животных, каким образом хранятся корма или субпродукты, каким образом организована кормо-кухня, каким оборудованием она располагает, - каким образом осуществляется поение животных, каким образом обеспечивается доступ к питьевой воде, каким образом обрабатываются миски и поилки, какими средствами, - осуществить осмотр животных, находящихся на содержании на территории данного приюта, и дать оценку их состоянию и условиям содержания, - проверить наличие коммуникаций: водоснабжения, водоотведения, электричества, газоснабжения. Выяснить, каким образом проводятся мероприятия по обработке территории и помещений в данных условиях, куда направляются сточные воды, - проверить, производится ли хранение на территории приюта ветеринарных препаратов, если да, то соблюдается ли порядок и температурный режим их хранения, ведется ли учет. 4. В ходе осуществления проверки запросить у учредителя и генерального директора приюта «_______» заверенные копии следующих документов: - Договор на оказание ветеринарных услуг, в частности, на осуществление мероприятий по осмотру животных, вакцинации, стерилизации, послеоперационному уходу, лечению, а также Акты оказанных услуг за 20__ год, - Договор на утилизацию трупов павших животных, а также Акты оказанных услуг к нему за 20__ год, - Учетные документы, в которых зафиксирована информация о числе находящихся на содержании животных, датах их поступления, датах и основаниях выбытия из приюта (Журнал движения животных, Акты, карточки и т.д.), - Документы, подтверждающие факт обработки помещений, территории, инвентаря (Акты обработки, Журналы обработки), - Ветеринарные паспорта, документы, подтверждающие факты вакцинации содержащихся животных и соблюдение схем вакцинации, - Документы, содержащие информацию о денежных поступления и их расходовании (отчетность за благотворительные поступления) за 2019 год. 5. Предоставить официальный ответ о результатах рассмотрения настоящей Жалобы и проведения внеплановой проверки, а также копию Акта проведения выездной проверки на территорию приюта, на электронную почту ………, в срок, установленный законодательством».
5. Подача жалобы Подавать жалобу можно как в электронном виде - через сайт необходимого ведомства, так и лично в бумажном виде.
Если вы решили подавать жалобу в бумажном виде, то перед поездкой, рекомендуется зайти на официальный сайт адресата и узнать приемные дни и часы, обратить внимание на время перерыва.
Отправляясь для сдачи жалобы в бумажном виде, необходимо иметь при себе два ее экземпляра, чтобы сдать один и оставить у себя второй, также необходимо иметь при себе паспорт.
Сдаваемая жалоба должна быть подписана, должна стоять дата, печать (если есть).На втором экземпляре после сдачи жалобы должна стоять отметка должностного лица о ее получении, дата, время сдачи и подпись.
Если же вы подаете жалобу в электронном виде, то это можно сделать двумя способами: на сайте необходимого ведомства в разделе «обращения граждан» или отправить её на официальную электронную почту (обычно указана в разделе «контакты»). Рекомендуется на следующий день позвониь в ведомство и уточнить, была ли принята и зарегистрирована жалоба, а также узнать её входящий номер.
6. Отслеживать срок и порядок ее рассмотрения Целесообразно отследить:
- Рассматривается ли жалоба тем органом, куда она была подана или же она была направлена для рассмотрения в другой орган,
- Какому именно должностному лицу на рассмотрение передана Ваша жалоба (его Ф.И.О. и должность),
- На каком этапе находится процесс рассмотрения поданной жалобы.
Необходимо помнить о том, что важно не только верно определить адресата жалобы, составить грамотный текст и подать жалобу, но не менее важно отслеживать ход ее рассмотрения, занимать активную позицию на этом этапе.
Уместно звонить должностным лицам, осуществляющим проверку по поданной Вами жалобе, а также направлять им письменные запросы, с одной стороны, получая информацию о ходе рассмотрения Вашей жалобы, а с другой стороны, демонстрируя свою включенность в процесс.
Практика показывает, что контроль хода рассмотрения жалобы способствует более глубокому и объективному ее рассмотрению и может повлиять на итоговое решение.