Вы обнаружили сами или узнали о том, что в Вашем городе объявлена закупка на массовое умерщвление животных. План действий: 1. Проверить информацию и найти данную закупку Информация обо всех объявленных закупках, за некоторым исключением, размещается в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), на сайте
zakupki.gov.ru Доступ к информации о закупках является свободным: каждый может зайти на сайт и ознакомиться с ней.
Для поиска закупки на сайте
zakupki.gov.ru, необходимо перейти на вкладку «Закупки», (она – самая первая слева), а затем нажать на кнопку «Все параметры поиска» (расположена справа).
Сделав эти действия, перед Вами откроются возможности поиска закупок по различным фильтрам (различным критериям).
Настраивать фильтры и искать закупки можно многими путями.
Каждый пользователь системы со временем выбирает наиболее удобный для него путь поиска закупок.
Важно помнить, что в названия строчек фильтра периодически вносятся изменения, поэтому важно освоить сам алгоритм поиска.
Самый простой путь поиска закупок таков: В поисковой строке (она – самая верхняя) вписываем ключевое слово, по которому хотим произвести поиск.
Таким ключевыми словами могут являться: «животных», «собак», «отлов», «регулирование», «стерилизация», «без владельца», «бродячих», «безнадзорных», «приют» и т.д. Важно помнить, что объект закупки формулируется заказчиками по-разному, что осложняет поиск.
Затем опускаемся ниже и выбираем интересующий нас регион или населенный пункт в «Местоположение заказчика».
Остальные строки не трогаем.
При данном способе поиска, мы ведем поиск только по ключевому слову и городу/региону, других фильтров в данном случае мы не задаем.
Внизу нажимаем кнопку «Применить».
В результате поиска, появляется перечень закупок, соответствующих заданным критериям.
Еще один вариант поиска закупок такой: В поисковой строке ничего не пишем (оставляем ее пустой), опускаемся до строки с указанием ОКПД 2.
Вписываем или выбираем код 75.00.19.000 (это услуги ветеринарные прочие).
Затем, как и в упрощенном варианте поиска, выбираем интересующий нас город или регион.
Остальные строки оставляем без изменений, после чего нажимаем кнопку запуска поиска.
В результате нам отобразятся все закупки данного региона или города в данной сфере.
Важно помнить, что вариантов поиска закупок и настройки фильтров несколько и у каждого есть свои плюсы и минусы. Всегда рекомендуется использовать несколько путей для поиска закупок, чтобы найти интересующую закупку.
Результатом поиска закупок является их список, который соответствует заданным параметрам.
Будет удобно отфильтровать найденные системой закупки от более «свежих» к более «старым», чтобы начать просмотр со свежих.
Просматривая одну за одной, Вы найдете ту закупку, которая Вас интересует.
Скорее всего, если Вы среагировали оперативно, интересующая Вас закупка будет находится на этапе «Подача заявок». Важно помнить, что только на этом этапе (он длится несколько дней) возможно как-либо повлиять на закупку: убедить заказчика в необходимости внесения изменений в документацию или отмены закупки, а также подать жалобу в УФАС. За пределами этого этапа жизни закупки сделать это невозможно.
2. Найдя закупку, необходимо внимательно изучить закупочную документацию Для того, чтобы ознакомиться с подробной информацией о закупке, необходимо нажать на ее номер (у каждой закупки свой длинный уникальный номер).
Информация о закупке размещается на нескольких закладках, а именно, следующих:
- Общая информация,
- Документы закупки,
- Результаты определения поставщика (эта вкладка появляется только тогда, когда победитель уже определен. До этого ее нет, поэтому, если у закупки этап «Подача заявок», этой закладки еще не будет),
- Журнал событий. Внимание в данном случае должно быть обращено на первые две закладки:
«Общая информация» и
«Документы закупки».
Закупочная документация размещена всегда именно во вкладке «Документы закупки».
Она расположена справа, в виде одного или нескольких файлов, обычно, в формате word или pdf.
Чтобы ознакомиться с закупочной документацией, нужно нажать на этот файл (файлы) и открыть их. Обычно, закупочная документация занимает большое число страниц.
Ключевыми частями закупочной документации являются:
- Извещение о проведении закупки,
- Информационная карта (Сведения о проводимой закупочной процедуре),
- Проект контракта,
- Техническое задание (описание объекта закупки),
- Расчет и обоснование НМЦК. Всю эту документацию следует прочитать внимательно.
Изучая размещенную заказчиком документацию, необходимо обратить особое внимание на следующее:
- Какие именно мероприятия (услуги) предусмотрены для животных,
- Какие требования установлены к каждому мероприятию (услуге),
- Для всех ли животных предусмотрены услуги содержания, вакцинации и стерилизации,
- Какая длительность содержания животных прописана (и прописана ли вообще),
- Какие основания для эвтаназии прописаны,
- Какие основания для выбытия животных из приюта (пункта временного содержания) предусмотрены,
- Есть ли лазейки или неточные формулировки, позволяющие трактовать написанное двояко,
- Как сформирована и обоснована начальная цена. 3. Изучая закупочную документацию, необходимо сопоставить ее с нормами законодательства и сделать вывод о соответствии или несоответствии Размещенная заказчиком закупочная документация должна строго соответствовать нормам действующего федерального и регионального законодательства. Заказчик несет ответственность за размещаемую им закупочную документацию.
При этом важно помнить, что документация должна соответствовать не только законодательству об обращении с животными, но и законодательству о закупках.
Для проведения такого анализа, безусловно, необходимо владеть ФЗ 44.
Не менее важно помнить, что вопросов обращения с животными прямо или косвенно касается целый ряд нормативных правовых актов, а не только ФЗ 498 «Об ответственном обращении с животными» и размещенную закупочную документацию мы сопоставляем со всеми нормативными правовыми актами.
В случае, если размещенная заказчиком закупочная документация противоречит Законодательству о закупках или же законодательству об обращении с животными, есть основание для подачи жалобы в УФАС и последующей отмены такой закупки.
Верно составленная закупочная документация на услуги по обращению с животными без владельца должна соответствовать всем следующим требованиям: А) Закупочная документация должна предусматривать проведение в отношении всех подлежащих отлову животных полного комплекса мероприятий (услуг), а именно следующих:
- отлов животных без владельца,
- транспортировка животных без владельца в приют,
- первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животных без владельца, поступивших в приют,
- оказание неотложной ветеринарной помощи (в случае необходимости),
- регистрация и учет всех отловленных животных,
- содержание животных без владельца на карантине, под наблюдением специалиста в области ветеринарии, не менее 10 дней,
- лечение животных без владельца (умерщвление в целях регулирования численности животных не допускается, умерщвление осуществляется только в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии достоверно установленного специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного),
- обработка животных без владельца против экто- и эндопаразитов,
- ежедневное содержание животных, включающее кормление, предоставление постоянного доступа к питьевой воде, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря,
- вакцинация от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных,
- стерилизация (кастрация),
- маркирование (мечение),
- послеоперационный уход,
- транспортировка и возврат на прежние места обитания не проявляющих агрессию, вакцинированных и стерилизованных животных,
- содержание животных, возврат которых в среду обитания невозможен, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных,
- утилизация биологических отходов. Б) В закупочной документации должны быть перечислены все федеральные и региональные нормативные правовые акты (соответствующего субъекта), а также ГОСТы, касающиеся обращения с животными без владельца. Описание объекта закупки должно быть сформулировано в строгом соответствии с действующим законодательством.
В) В Техническом задании должно быть указание на отлов животных живыми и неповрежденными, с незамедлительной транспортировкой всех животных в пункт временного содержания (с 01.01.2020 – в приют) для проведения комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Г) В Техническом задании должен быть зафиксирован запрет на применение веществ, лекарственных средств, способов, технических приспособлений, приводящих к увечьям, травмам или гибели животных.
Д) В Техническом задании должно быть прописан запрет на умерщвление животных, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Е) В Техническом задании должно быть прямое указание на метод регулирования численности популяции – массовая стерилизация (кастрация) с последующим возвратом вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных в среду прежнего обитания или содержание животных в приюте, возврат которых в среду не возможен до факта возврата владельцу, пристройства или наступления естественной смерти (или синонимичные формулировки), в соответствии со статьями 3, 16, 17, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ж) В Техническом задании должна быть четко указана длительность содержания животных в пункте временного содержания (с 01.01.2020 – в приюте).
З) Закупочная документация и Техническое задание, в частности, должны быть изложены подробно, четко, формулировки должны позволять однозначно трактовать требования.
Части и пункты закупочной документации не должны противоречить друг другу.
И) ОКПД-2 закупки должен быть определен как 75.00.19.000 «Услуги ветеринарные прочие».
К) При формировании закупочной документации, должен быть учтено тот факт, что закупки на регулирование численности животных без владельца (обращение с животными без владельца) относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ (услуг), так как на этапе формирования закупочной документации заказчику не может быть известно, какие именно услуги в будущем будут оказаны в отношении каждого конкретного животного, так как состав этих услуг зависит от возраста, состояния здоровья животного, наличия или отсутствия у него хозяина и т.д..
В связи с этим, в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата оказанных услуг осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, то есть по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.
Расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК) должен быть произведен в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Заказчики, применяющие статью 19 Закона о контрактной системе, не должны при расчете превысить предельные цены товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.
В Ведомости видов и стоимости услуг (Смете расходов) должна быть установлена цена каждой услуги, входящей в комплекс мероприятий, так как в отношении каждого животного состав и объем оказанных услуг будет различным.
Неверно составленная закупочная документация имеет следующие признаки: А) В закупочной документации содержится указание на отлов животных без владельца, при этом отсутствует указание на необходимость незамедлительной транспортировки животных без владельца в приют для осуществления в их отношении полного комплекса мероприятий (то есть, закупки на отлов «в никуда»),
Б) в закупочной документации которых содержится указание на отлов животных без владельца с целью их умерщвления (отстрела/ усыпления/ иммобилизации/ эвтаназии/ утилизации/ удаления с территории муниципального образования и иные аналогичные по смыслу формулировки),
В) в закупочной документации которых указано число животных (или процент от общего числа), которые должны быть умерщвлены (эвтанизированы, усыплены, утилизированы) по итогам проведения осмотра специалистом в области ветеринарии,
Г) в закупочной документации которых предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий только для части из общего числа отловленных животных,
Д) в закупочной документации которых содержатся нечеткие формулировки, дающие возможности их двоякой трактовки,
Е) в закупочной документации которых имеются указания, противоречащие друг другу (взаимоисключающие требования),
Ж) в закупочной документации которых не указан метод регулирования численности популяции животных или метод регулирования численности указан неоднозначно или указан метод регулирования, не соответствующий статьям 3, 16, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
З) в закупочной документации которых указаны основания для умерщвления (эвтаназии), не предусмотренные действующим законодательством. Например, следующие: агрессивность, повышенная агрессивность, несоциальность, одичалость, невостребованность, истечение срока содержания, потенциальная угроза для государства и общества и другие.
И) цена сформирована за комплекс услуг, без указания цены каждой услуги.
В результате сопоставления закупочной документации и норм законодательства, Вы должны сделать вывод о соответствии или несоответствии. От этого вывода будут зависеть дальнейшие действия.
4. Если в закупочной документации есть неточности или признаки нарушения действующего законодательства, целесообразно составить и подвесить заказчику запрос на разъяснение Запросы разъяснений – это по своей сути уточняющие вопросы к закупочной документации, на которые заказчик обязан дать ответ.
Запросы разъяснений позволяют достичь следующих целей:
- Получить от заказчика ответы на вопросы, которые остались неясными после прочтения закупочной документации,
- Получить уточнение в том случае, если в закупочной документации содержится неполная или противоречивая информация,
- В случае, если размещенная закупочная документация содержит признаки несоответствия действующему законодательству, обратить на этот факт внимание заказчика, что в ряде случаев имеет результатом внесение заказчиком изменений в закупочную документацию или отмену закупки самим заказчиком,
- Официально указав Заказчику на признаки нарушений, повысить тем самым свои шансы в УФАС (отразить это в жалобе).
По сути, размещение запроса разъяснений – это инструмент влияния на заказчика.
При этом, у запроса на разъяснение, как и у любого инструмента, есть ограничения, а именно:
- Его можно направлять только в ограниченном интервале времени, он указан в закупочной документации,
- Для отправки запроса необходимо быть зарегистрированным в системе (но для подачи запроса на разъяснение совершенно необязательно подавать заявку на данную закупку),
- Один потенциальный участник закупки может подвесить не более трех запросов на разъяснения к одной закупке (при этом, число вопросов в одном запросе не ограничено),
- Запрос разъяснений не предусмотрен для запросов котировок.