Что делать, если объявлена закупка на массовое умерщвление животных?

Вы обнаружили сами или узнали о том, что в Вашем городе объявлена закупка на массовое умерщвление животных. План действий:



1. Проверить информацию и найти данную закупку

Информация обо всех объявленных закупках, за некоторым исключением, размещается в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), на сайте zakupki.gov.ru

Доступ к информации о закупках является свободным: каждый может зайти на сайт и ознакомиться с ней.

Для поиска закупки на сайте zakupki.gov.ru, необходимо перейти на вкладку «Закупки», (она – самая первая слева), а затем нажать на кнопку «Все параметры поиска» (расположена справа).

Сделав эти действия, перед Вами откроются возможности поиска закупок по различным фильтрам (различным критериям).

Настраивать фильтры и искать закупки можно многими путями.

Каждый пользователь системы со временем выбирает наиболее удобный для него путь поиска закупок.

Важно помнить, что в названия строчек фильтра периодически вносятся изменения, поэтому важно освоить сам алгоритм поиска.

Самый простой путь поиска закупок таков:

В поисковой строке (она – самая верхняя) вписываем ключевое слово, по которому хотим произвести поиск.

Таким ключевыми словами могут являться: «животных», «собак», «отлов», «регулирование», «стерилизация», «без владельца», «бродячих», «безнадзорных», «приют» и т.д. Важно помнить, что объект закупки формулируется заказчиками по-разному, что осложняет поиск.

Затем опускаемся ниже и выбираем интересующий нас регион или населенный пункт в «Местоположение заказчика».

Остальные строки не трогаем.

При данном способе поиска, мы ведем поиск только по ключевому слову и городу/региону, других фильтров в данном случае мы не задаем.

Внизу нажимаем кнопку «Применить».

В результате поиска, появляется перечень закупок, соответствующих заданным критериям.

Еще один вариант поиска закупок такой:

В поисковой строке ничего не пишем (оставляем ее пустой), опускаемся до строки с указанием ОКПД 2.

Вписываем или выбираем код 75.00.19.000 (это услуги ветеринарные прочие).

Затем, как и в упрощенном варианте поиска, выбираем интересующий нас город или регион.

Остальные строки оставляем без изменений, после чего нажимаем кнопку запуска поиска.

В результате нам отобразятся все закупки данного региона или города в данной сфере.

Важно помнить, что вариантов поиска закупок и настройки фильтров несколько и у каждого есть свои плюсы и минусы. Всегда рекомендуется использовать несколько путей для поиска закупок, чтобы найти интересующую закупку.

Результатом поиска закупок является их список, который соответствует заданным параметрам.

Будет удобно отфильтровать найденные системой закупки от более «свежих» к более «старым», чтобы начать просмотр со свежих.

Просматривая одну за одной, Вы найдете ту закупку, которая Вас интересует.

Скорее всего, если Вы среагировали оперативно, интересующая Вас закупка будет находится на этапе «Подача заявок». Важно помнить, что только на этом этапе (он длится несколько дней) возможно как-либо повлиять на закупку: убедить заказчика в необходимости внесения изменений в документацию или отмены закупки, а также подать жалобу в УФАС. За пределами этого этапа жизни закупки сделать это невозможно.

2. Найдя закупку, необходимо внимательно изучить закупочную документацию

Для того, чтобы ознакомиться с подробной информацией о закупке, необходимо нажать на ее номер (у каждой закупки свой длинный уникальный номер).

Информация о закупке размещается на нескольких закладках, а именно, следующих:

- Общая информация,

- Документы закупки,

- Результаты определения поставщика (эта вкладка появляется только тогда, когда победитель уже определен. До этого ее нет, поэтому, если у закупки этап «Подача заявок», этой закладки еще не будет),

- Журнал событий.


Внимание в данном случае должно быть обращено на первые две закладки: «Общая информация» и «Документы закупки».

Закупочная документация размещена всегда именно во вкладке «Документы закупки».

Она расположена справа, в виде одного или нескольких файлов, обычно, в формате word или pdf.

Чтобы ознакомиться с закупочной документацией, нужно нажать на этот файл (файлы) и открыть их. Обычно, закупочная документация занимает большое число страниц.

Ключевыми частями закупочной документации являются:

- Извещение о проведении закупки,

- Информационная карта (Сведения о проводимой закупочной процедуре),

- Проект контракта,

- Техническое задание (описание объекта закупки),

- Расчет и обоснование НМЦК.


Всю эту документацию следует прочитать внимательно.

Изучая размещенную заказчиком документацию, необходимо обратить особое внимание на следующее:

- Какие именно мероприятия (услуги) предусмотрены для животных,

- Какие требования установлены к каждому мероприятию (услуге),

- Для всех ли животных предусмотрены услуги содержания, вакцинации и стерилизации,

- Какая длительность содержания животных прописана (и прописана ли вообще),

- Какие основания для эвтаназии прописаны,

- Какие основания для выбытия животных из приюта (пункта временного содержания) предусмотрены,

- Есть ли лазейки или неточные формулировки, позволяющие трактовать написанное двояко,

- Как сформирована и обоснована начальная цена.


3. Изучая закупочную документацию, необходимо сопоставить ее с нормами законодательства и сделать вывод о соответствии или несоответствии

Размещенная заказчиком закупочная документация должна строго соответствовать нормам действующего федерального и регионального законодательства. Заказчик несет ответственность за размещаемую им закупочную документацию.

При этом важно помнить, что документация должна соответствовать не только законодательству об обращении с животными, но и законодательству о закупках.

Для проведения такого анализа, безусловно, необходимо владеть ФЗ 44.

Не менее важно помнить, что вопросов обращения с животными прямо или косвенно касается целый ряд нормативных правовых актов, а не только ФЗ 498 «Об ответственном обращении с животными» и размещенную закупочную документацию мы сопоставляем со всеми нормативными правовыми актами.

В случае, если размещенная заказчиком закупочная документация противоречит Законодательству о закупках или же законодательству об обращении с животными, есть основание для подачи жалобы в УФАС и последующей отмены такой закупки.

Верно составленная закупочная документация на услуги по обращению с животными без владельца должна соответствовать всем следующим требованиям:

А) Закупочная документация должна предусматривать проведение в отношении всех подлежащих отлову животных полного комплекса мероприятий (услуг), а именно следующих:

- отлов животных без владельца,

- транспортировка животных без владельца в приют,

- первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животных без владельца, поступивших в приют,

- оказание неотложной ветеринарной помощи (в случае необходимости),

- регистрация и учет всех отловленных животных,

- содержание животных без владельца на карантине, под наблюдением специалиста в области ветеринарии, не менее 10 дней,

- лечение животных без владельца (умерщвление в целях регулирования численности животных не допускается, умерщвление осуществляется только в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии достоверно установленного специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного),

- обработка животных без владельца против экто- и эндопаразитов,

- ежедневное содержание животных, включающее кормление, предоставление постоянного доступа к питьевой воде, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря,

- вакцинация от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных,

- стерилизация (кастрация),

- маркирование (мечение),

- послеоперационный уход,

- транспортировка и возврат на прежние места обитания не проявляющих агрессию, вакцинированных и стерилизованных животных,

- содержание животных, возврат которых в среду обитания невозможен, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных,

- утилизация биологических отходов.


Б) В закупочной документации должны быть перечислены все федеральные и региональные нормативные правовые акты (соответствующего субъекта), а также ГОСТы, касающиеся обращения с животными без владельца. Описание объекта закупки должно быть сформулировано в строгом соответствии с действующим законодательством.

В) В Техническом задании должно быть указание на отлов животных живыми и неповрежденными, с незамедлительной транспортировкой всех животных в пункт временного содержания (с 01.01.2020 – в приют) для проведения комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Г) В Техническом задании должен быть зафиксирован запрет на применение веществ, лекарственных средств, способов, технических приспособлений, приводящих к увечьям, травмам или гибели животных.

Д) В Техническом задании должно быть прописан запрет на умерщвление животных, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Е) В Техническом задании должно быть прямое указание на метод регулирования численности популяции – массовая стерилизация (кастрация) с последующим возвратом вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных в среду прежнего обитания или содержание животных в приюте, возврат которых в среду не возможен до факта возврата владельцу, пристройства или наступления естественной смерти (или синонимичные формулировки), в соответствии со статьями 3, 16, 17, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ж) В Техническом задании должна быть четко указана длительность содержания животных в пункте временного содержания (с 01.01.2020 – в приюте).

З) Закупочная документация и Техническое задание, в частности, должны быть изложены подробно, четко, формулировки должны позволять однозначно трактовать требования.

Части и пункты закупочной документации не должны противоречить друг другу.

И) ОКПД-2 закупки должен быть определен как 75.00.19.000 «Услуги ветеринарные прочие».

К) При формировании закупочной документации, должен быть учтено тот факт, что закупки на регулирование численности животных без владельца (обращение с животными без владельца) относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ (услуг), так как на этапе формирования закупочной документации заказчику не может быть известно, какие именно услуги в будущем будут оказаны в отношении каждого конкретного животного, так как состав этих услуг зависит от возраста, состояния здоровья животного, наличия или отсутствия у него хозяина и т.д..

В связи с этим, в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата оказанных услуг осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, то есть по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

Расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК) должен быть произведен в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Заказчики, применяющие статью 19 Закона о контрактной системе, не должны при расчете превысить предельные цены товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.

В Ведомости видов и стоимости услуг (Смете расходов) должна быть установлена цена каждой услуги, входящей в комплекс мероприятий, так как в отношении каждого животного состав и объем оказанных услуг будет различным.

Неверно составленная закупочная документация имеет следующие признаки:

А) В закупочной документации содержится указание на отлов животных без владельца, при этом отсутствует указание на необходимость незамедлительной транспортировки животных без владельца в приют для осуществления в их отношении полного комплекса мероприятий (то есть, закупки на отлов «в никуда»),

Б) в закупочной документации которых содержится указание на отлов животных без владельца с целью их умерщвления (отстрела/ усыпления/ иммобилизации/ эвтаназии/ утилизации/ удаления с территории муниципального образования и иные аналогичные по смыслу формулировки),

В) в закупочной документации которых указано число животных (или процент от общего числа), которые должны быть умерщвлены (эвтанизированы, усыплены, утилизированы) по итогам проведения осмотра специалистом в области ветеринарии,

Г) в закупочной документации которых предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий только для части из общего числа отловленных животных,

Д) в закупочной документации которых содержатся нечеткие формулировки, дающие возможности их двоякой трактовки,

Е) в закупочной документации которых имеются указания, противоречащие друг другу (взаимоисключающие требования),

Ж) в закупочной документации которых не указан метод регулирования численности популяции животных или метод регулирования численности указан неоднозначно или указан метод регулирования, не соответствующий статьям 3, 16, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

З) в закупочной документации которых указаны основания для умерщвления (эвтаназии), не предусмотренные действующим законодательством. Например, следующие: агрессивность, повышенная агрессивность, несоциальность, одичалость, невостребованность, истечение срока содержания, потенциальная угроза для государства и общества и другие.

И) цена сформирована за комплекс услуг, без указания цены каждой услуги.

В результате сопоставления закупочной документации и норм законодательства, Вы должны сделать вывод о соответствии или несоответствии. От этого вывода будут зависеть дальнейшие действия.

4. Если в закупочной документации есть неточности или признаки нарушения действующего законодательства, целесообразно составить и подвесить заказчику запрос на разъяснение

Запросы разъяснений – это по своей сути уточняющие вопросы к закупочной документации, на которые заказчик обязан дать ответ.

Запросы разъяснений позволяют достичь следующих целей:

- Получить от заказчика ответы на вопросы, которые остались неясными после прочтения закупочной документации,

- Получить уточнение в том случае, если в закупочной документации содержится неполная или противоречивая информация,

- В случае, если размещенная закупочная документация содержит признаки несоответствия действующему законодательству, обратить на этот факт внимание заказчика, что в ряде случаев имеет результатом внесение заказчиком изменений в закупочную документацию или отмену закупки самим заказчиком,

- Официально указав Заказчику на признаки нарушений, повысить тем самым свои шансы в УФАС (отразить это в жалобе).

По сути, размещение запроса разъяснений – это инструмент влияния на заказчика.

При этом, у запроса на разъяснение, как и у любого инструмента, есть ограничения, а именно:

- Его можно направлять только в ограниченном интервале времени, он указан в закупочной документации,

- Для отправки запроса необходимо быть зарегистрированным в системе (но для подачи запроса на разъяснение совершенно необязательно подавать заявку на данную закупку),

- Один потенциальный участник закупки может подвесить не более трех запросов на разъяснения к одной закупке (при этом, число вопросов в одном запросе не ограничено),

- Запрос разъяснений не предусмотрен для запросов котировок.

Примеры запросов на разъяснение:

«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № ……

Уважаемый Заказчик, просим Вас дать разъяснение по каждому из изложенных ниже вопросов:

Первый вопрос

В Техническом задании Вами указано: «Согласно п.4 п.п. «б» Постановления Правительства РФ от 10.09.2019 года №1180 «Подрядчик», после всех выполненных мероприятий, производит возврат содержавшихся в приютах животных без владельца на прежнее место обитания».

То есть, в Техническом задании Вы прописываете выпуск животных в среду обитания.

При этом, при расчете начальной цены единицы товара, работы, услуги оплата услуга транспортировки животного на прежнее место его обитания Вами не предусмотрена.

Просим пояснить, по какой причине Заказчиком предусмотрена оплата услуги «Транспортировка отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания животных» и услуги «Транспортировка к утилизационному пункту», а услуга «Транспортировка животных без владельца на прежнее место обитания» не предусмотрена, с учетом того факта, что в Техническом задании указано на необходимость ее оказания.

Как и на основании чего такая услуга будет оплачена подрядчику?

Второй вопрос

Согласно Технического задания, «Подрядчик обязан при гибели животного без владельца при отлове составлять акт с указанием причины гибели», а также «Обязан учитывать в акте отлова животных без владельца, погибших при транспортировке, с указанием причины гибели». Таким образом, смерть животных в ходе отлова и в хоте транспортировки рассматривается заказчиком как нормальный процесс обращения с животными.

При этом, согласно пункту 4.1. Постановления Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 № 489 «Об утверждении Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области», в ред. от 21.12.2017 г. (далее по тексту «Постановление 489»), «при погрузке, транспортировке и выгрузке животных применяются устройства и приемы, исключающие травмирование, увечия и гибель животных».

Согласно пункту 3.6. Постановления 489, «Безнадзорные животные подлежат отлову живыми и не поврежденными с применением разрешенных и сертифицированных для данных целей приспособлений, препаратов и материалов и гуманными способами».

Просим пояснить, как установленное в Техническом задании требование согласуется с Постановлением № 498?

Третий вопрос

Согласно Технического задания, «Специалистом в области ветеринарии на этапе первичного клинического осмотра безнадзорного животного может быть принято решение о проведении медикаментозной эвтаназии в случае:

- наличия неизлечимого заболевания, в том числе особо опасного для человека и/или животных;

- необходимости предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации их последствий;

- необходимости прекращения страдания раненого или ослабленного животного при невозможности оказать ему лечебную помощь;

- установления наличия у животного без владельца устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и/или другим животным».

При этом, действующим федеральным законодательством, в частности ФЗ 498, не предусмотрено умерщвление по основанию агрессии. Более того, ни в региональном, ни в федеральном законодательстве отсутствует четкое определение данного понятия, а также регламента его диагностики.

В Техническом задании Вами также не раскрыто содержание понятия «устойчивая неоправданная агрессия», а также не указан порядок осуществления ее диагностики, отсутствуют измеримые и объективные критерии ее оценки.

Таким образом, отсутствует возможность однозначной трактовки требований к качеству услуг, установленных Заказчиком.

В связи с этим, просим Вас уточнить, что Заказчиком понимается под «устойчивой неоправданной агрессией», какие диагностические критерии должны быть применены, какая именно методика оценки должна быть использована при диагностике устойчивой и неоправданной агрессии.

Помимо этого, просим пояснить, каковы должны быть действия подрядчика в отношении животного, если проявляемая им агрессия удовлетворяет только одному указанному Вами требованию, в частности, проявляемая агрессия устойчивая, но оправданная, либо же агрессия неоправданная и при этом неустойчивая?

Данные разъяснения требуются в связи с тем, что услуга эвтаназии является оплачиваемой в рамках данного контракта, таким образом, должны быть установлены четкие и однозначные критерии к ее качеству, а также подрядчик должен понимать, каким образом качество будет проверяться заказчиком при приемке оказанных услуг.

Четвертый вопрос

В статье 3 ФЗ 498 (уже является действующей) однозначно прописан метод регулирования численности популяции животных без владельца, коим является массовая стерилизация животных, либо с последующим возвратом неагрессивных вакцинированных животных в места их прежнего обитания, либо с содержанием в приюте тех животных, чей выпуск невозможен.

Помимо этого, метод регулирования численности популяции также зафиксирован в пункте 1.5. и 9.1. Постановления 498:

«Основой метода является отлов безнадзорных животных в сочетании с поголовной стерилизацией (кастрацией) и вакцинацией неагрессивных особей. При этом больные и (или) агрессивные безнадзорные животные подлежат медикаментозной эвтаназии».

«… Целью стерилизации (кастрации) является ограничение роста численности безнадзорных животных, а также улучшение санитарно-эпидемической и эпизоотической обстановки в Ростовской области и признается наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.»

Таким образом, как федеральным, так и региональным законодательством установлен метод регулирования численности популяции, им является массовая стерилизация.

При этом, в размещенной закупочной документации метод регулирования численности не прописан.

Просим пояснить, по какой причине эта ключевая информация, обеспечивающая целевую и эффективную реализацию контракта не отражена в закупочной документации?

Предлагаем внести данное дополнение.

Пятый вопрос

Согласно Технического задания, «При мечении животных без владельца «Подрядчик» обязан произвести всем неагрессивным вакцинированным и стерилизованным (кастрированным) животным без владельца обязательное мечение и чипирование в целях их идентификации в дальнейшем.

При этом, ФЗ 498 не предусматривает умерщвление по основанию агрессии.

В связи с этим, просим пояснить, по какой причине агрессивные животные не должны подлежать мечению и идентификации?

Шестой вопрос

Согласно Технического задания, «Подрядчик обязан прекратить содержание животного без владельца в приюте:

- осуществления в период содержания животного без владельца в приюте передачу на содержание неагрессивного, помеченного, вакцинированного, стерилизованного (кастрированного) животного без владельца по заявлению заинтересованного лица.

- приложить заявление о передаче животного на содержание к индивидуальной учетной карточке животного.

- передачи (возврата) животного его собственнику;

- медикаментозной эвтаназии животного по заключению специалиста в области ветеринарии.»

При этом, ФЗ 498 предусмотрен выпуск животных в среду их прежнего обитания (статья 3, которая уже является действующей).

Помимо этого, возможность выпуска прописана Заказчиков в ТЗ.

Просим пояснить, по какой причине выпуск животных в среду прежнего обитания не указан в качестве основания для выбытия животного из приюта, с учетом того, что выпуск предусмотрен Техническим заданием?

Седьмой вопрос

Согласно Технического задания, «При сдаче актов выполненных работ «Подрядчик» обязан представить «Заказчику» следующий пакет документов:

- заверенные копии индивидуальных учетных карточек животных и приложений к ним;

- перечень применяемых сертифицированных лекарственных средств( по требованию);

- свидетельства об утилизации отдельно для подобранных павших животных и животных подвергшихся медикаментозной эвтаназии;

- акты о гибели животных при отлове».

При этом, в рамках объявленной закупки закупаются также услуги по содержанию, вакцинации, стерилизации. Исходя из этого в составе отчетности, предоставляемой Подрядчиком Заказчику должны быть документы, подтверждающие факт оказания данных услуг.

По какой причине в составе требуемой отчетности не предусмотрены документы об оказании услуг содержания, вакцинации, стерилизации?

Восьмой вопрос

В Техническом задании Вами указано и следующее: «В рамках оказания услуг на территории муниципального образования «Подрядчик» обязан осуществлять отлов и содержание животных без владельца, а так же сбор, утилизацию и уничтожение биологических отходов, включая трупы павших животных. Юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, необходимое иметь оборудование (пневматическое оружие либо иное), транспорт для перевозки животных, пункты временного содержания безнадзорных животных, специально подготовленных, прошедших иммунизацию против бешенства работников».

Просим пояснить, на основании какого именно нормативного правового акта Заказчик требует от Подрядчика обладать оружием для осуществления отлова животных?

Обращаем внимание Заказчика на то, что такое требование является избыточным, более того, применение оружия создаст прямую угрозу жизни и здоровью жителей города, в том числе, детям.

Девятый вопрос

В различных пунктах проекта муниципального контракта и Технического задания применяется как термин «безнадзорные животные», так и термин «животные без владельца». Чередование двух терминов схожего содержания вводит потенциального подрядчика в заблуждение, почему в одних случаях указан один термин. В других – другой.

Просим пояснить, по какой причине использовано два термина?

Десятый вопрос

В Техническом задании указано: «Выдача собственнику отловленного животного, производится организацией по отлову животных без владельца, при наличии документов на животное либо иных подтверждающих право собственности на животное материалов, квитанции об уплате стоимости расходов, и оформляется актом передачи животного».

Таким образом, в Техническом задании Вами предусмотрены условия возврата животного его владельцу.

Просим Вас пояснить, на основании какого именно нормативного правового акта в Техническом задании установлены условия возврата животного его собственнику?»



«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № …….

Уважаемый Заказчик, просим Вас дать разъяснение:

В Техническом задании предусмотрены следующие основания для выбытия безнадзорных животных из пункта временного содержания:

- передача (возврат) животного его собственнику;

- передача стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного лицу, выразившему желание взять на себя обязанность по его дальнейшему содержанию;

- передача стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного на содержание в приют;

- медикаментозная эвтаназия животного по заключению специалиста в области ветеринарии.

Таким образом, в Техническом задании Вами указан ограниченный перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания.

Согласно пункту 3.1. проекта муниципального контракта, срок оказания услуг: в течение 30 дней с момента заключения Контракта.

Согласно пункту 3.2., контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 31.10.2019 года.

Просим пояснить, каковы должны быть действия подрядчика с находящимися на содержании животными, если не наступило ни одно из четырех оснований для их выбытия, а срок оказания услуг истек?»



«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № …….

Уважаемый Заказчик, просим Вас дать разъяснение:

По какой причине в составе размещенной Вами закупочной документации отсутствует расчет и обоснование НМЦК? С учетом того факта, что данный документ является обязательным для размещения».



«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № …….

Уважаемый Заказчик, просим Вас дать разъяснение:

В закупочной документации указано, что начальная цена контракта 96 495 руб., а услуги должны быть оказаны в отношении 15 особей. Тем самым можно рассчитать цену за комплекс услуг в отношении одного животного.

При этом, заказчиком не указана цена каждого мероприятия, входящего в комплекс услуг.

При этом, очевидно, что в отношении каждого конкретного животного состав и объем оказанных услуг будет разным (в зависимости от возраста, состояния здоровья и итогов осмотра).

Отсутствие информации о цене каждой услуги создает препятствия потенциальным подрядчикам, так как не позволяет достоверно просчитать экономические аспекты работы и принять обоснованное решение об участии в закупке.

Многочисленными решениями, вынесенными УФАС, зафиксировано, что закупки на отлов и содержание животных без владельца относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы (услуги) осуществляется по цене единицы работы (услуги) исходя из объема фактически выполненной работы (услуги), по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

При этом в размещенном Заказчиком Извещении это требование не соблюдено.

Просим Вас пояснить, по какой причине цена сформирована именно за комплекс услуг, и не указана цена за каждую услугу, с учетом того факта, что в отношении каждого животного будет оказан различный состав и объем услуг?»



«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № …….

При расчете цены Заказчик предусмотрел оказание услуг обработки, вакцинации, стерилизации и мечения только для 10 из 53 животных, то есть, для 43 животных оплата данных услуг не предусмотрена.

При этом, согласно Техническому заданию оказать их в отношении всех ивотных подрядчик будет обязан. Действующее законодательство также обязывает проводить ПОГОЛОВНУЮ вакцинацию всех животных от бешенства.

Более того, в Техническом задании предусмотрена передача безнадзорных животных заинтересованным лицам. И тот факт, что при расчете цен контракта предусмотрена оплата услуги вакцинации только для 10 особей из 53 может привести к тому, что к жителям города могут попасть животные, не привитые от бешенства, что противоречит заявленной цели закупки.

Просим пояснить, за чей счет подрядчик должен оказать четыре вышеуказанные услуги, в том числе, услугу вакцинации, в отношении 43 животных, с учетом того, что расчетом цены их оплата не предусмотрена?»



«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № …….

В закупочной документации, подготовленной Заказчиком, отсутствует ссылка на Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", описание объекта закупки сформулирована без учета норм данного Федерального закона.

Просим пояснить, по какой причине нормы данного Федерального закона не учтены при формировании закупочной документации, с учетом того, что подрядчик в ходе исполнения настоящего муниципального контракта будет обязан руководствоваться его нормами, следовательно, должен учесть их при принятии решения о подаче заявки на участие в аукционе.»



«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № …….

В соответствии с п.1 Проекта контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных, в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту).

В пункте 1.1. Технического задания сказано, что целью закупки является отлов повышено агрессивных безнадзорных животных (собак) на территории …………………...

Согласно п.5.1.Технического задания, услуги отлова оказываются Подрядчиком на основании заявок Заказчика.

Вместе с тем, остается неясным кто и каким образом до момента отлова относит животных к категории «повышенно агрессивных».

В связи с этим, просим Вас пояснить, на основании чего лицо, подающее Подрядчику заявку на отлов, должно произвести диагностику агрессии животного и каким нормативно-правовым актом устанавливается возможность диагностики агрессии лицом, не имеющим специальной подготовки?»



«Запрос разъяснений положений аукционной документации к закупке № …….

В п.5.2. Технического задания указано, что в пункте передержки ветеринарный специалист осматривает собаку и выносит заключение о состоянии и здоровье животного.

В п.5.16. Технического задания указано, что эвтаназия животных проводится на основании письменного заключения специалиста в области ветеринарии, составленного в произвольной форме, в следующих случаях:

- наличия признаков заболевания бешенством;

- агрессивного поведения безнадзорного животного, несущего угрозу жизни и (или) здоровью человека.

Таким образом, решение об эвтаназии может быть принято только по итогам клинического осмотра и только при условии выявления оснований для этого.

Вместе с тем, согласно Техническому заданию, для исполнения настоящего Контракта, Подрядчик обязан произвести процедуру эвтаназии в отношении всех отловленных животных (в отношении всех 320 особей).

Просим Заказчика обратить внимание, что определение в документации о закупке точного количества безнадзорных животных, подлежащих умерщвлению по итогам еще несостоявшегося осмотра, не соответствует фактическим условиям исполнения контракта, согласно которым число таких животных будет определено только по заключению специалиста в случае наличия ограниченного перечня оснований. Указанные действия содержат признаки необъективности описания предмета закупки, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В связи с этим, просим Вас пояснить, каковы должны быть действия Подрядчика в случае отсутствия у отловленного безнадзорного животного законных оснований для проведения эвтаназии?

Просим Вас пояснить, за счет каких средств Подрядчику необходимо осуществлять содержание животного при отсутствии законных оснований для его эвтаназии?»
Если случилось так, что способом определения поставщика является именно запрос котировок или же Вы пропустили тот срок, когда есть возможность отправки запроса на разъяснение, есть еще одна возможность указать заказчику на признаки нарушения – устный диалог по телефону.

Во вкладке «Общая информация» размещены данные исполнителя, который формировал закупочную документацию: его Ф.И.О. и контактный номер. Целесообразно позвонить данному исполнителю, обозначить, к какой именно закупке у Вас есть замечания (при этом нужно помнить, что каждый специалист формирует закупочную документацию далеко не к одной закупке, а ко многим, поэтому необходимо обозначить, о какой закупке Вы говорите) и изложить ему свои аргументы. В ходе данного диалога необходимо соблюдать корректность и выражаться в форме рекомендаций, помнить о том, что заказчик не обязан вести этот диалог и прислушиваться, а Ваша задача его убедить.

В значительном числе случаев заказчики допускают ошибки по причине крайней специфичности закупок на данный вид услуг (а не из злого или живодерского умысла), поэтому грамотное разъяснение и подсказка в корректной и уважительной форме может помочь.

5. Отследить предоставленное заказчиком разъяснение

На каждый полученный запрос разъяснений, заказчик обязан подготовить письменный ответ и разместить этот ответ (без указания того, от кого запрос поступил).

Эти ответы заказчика размещаются во вкладке «Документы закупки» в свободном доступе.

Необходимо отследить ответ на запрос и ознакомиться с тем, что ответил заказчик.

В значительном числе случаев, грамотно сформулированный запрос на разъяснения, с указанием в нем на признаки нарушения, допущенные заказчиком, приводит либо к внесению заказчиком изменений в закупочную документацию (исправлению допущенной ошибки), либо к отмене заказчиком данной закупки.

Помимо этого, необходимо помнить, что при получении от заказчика формального ответа, ответа не по существу или же ответа с аргументацией допущенного нарушения, можно и нужно писать второй и даже третий запрос (опять же, помня о сроках, когда такая возможность есть).

Если в закупке есть признаки нарушения законодательства, а заказчиком не внесены изменения в закупочную документацию и закупка не отменена даже после указания на ошибки в форме запроса на разъяснение, целесообразно готовить жалобу в УФАС.

При этом, в тексте жалобы необходимо указать, что заказчику был направлен такой-то запрос на разъяснение и был получен такой-то ответ. При рассмотрении жалобы комиссия УФАС обязательно обратит внимание на тот факт, что заказчику было указано на нарушение, но он не предпринял шаги для его устранения.

6. Изучить статью 105 ФЗ 44

Для написания грамотной и результативной жалобы в УФАС безусловно требуется знание Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и целого ряда его статей.

Но особое внимание перед написанием жалобы необходимо обратить на статью 105 «Порядок подачи жалобы».

7. Изучить аналогичные жалобы в качестве примера

Подготовка жалобы на объявленную закупку – это объективно сложная задача, которая еще более осложняя тем, что написать ее необходимо в сжатый срок (до истечения этапа «Подача заявок, а это всего несколько дней)».

Необходимо признать, что для этого требуются специализированные знания и опыт.

Поэтому перед написанием собственной жалобы, целесообразно в качестве примера изучить жалобы, поданные другими лицами на закупки с похожими нарушениями. Это позволит действовать по аналогии.

Для этого целесообразно посетить как ЕИС, так и сайт УФАС, и там, и там размещаются поданные жалобы и результаты из рассмотрения.

Зайдя в ЕИС (сайт zakupki.gov.ru), целесообразно воспользоваться Картой сайта и войти в раздел «Контроль и аудит», подраздел «Жалобы ФЗ-44», после чего применить расширенный фильтр для поиска и найти информацию о поданных в УФАС жалобах на действия заказчиков и итогах их рассмотрения.

Принцип использования фильтра в данном случае аналогичен тому, какой рассматривался ранее для поиска закупок.

Для поиска целесообразно применять функцию расширенный поиск, где следует задать любые интересующие Вас параметры.

Поиск можно вести по ключевому слову (в самой верхней строке), также целесообразно отфильтровать только те жалобы, которые были признаны обоснованными или частично обоснованными.

Частично обоснованной считается жалоба, по итогам рассмотрения которой часть доводов или хотя бы один довод заявителя признан обоснованным, а остальные признаны необоснованными.

Результатом поиска является список жалоб, соответствующих заданным критериям. Целесообразно изучать их от более «свежей» - к более «старой».

Для того, чтобы получить более полную информацию о заинтересовавшей жалобе, нужно нажать на ее номер. Войдя в карточку жалобы, целесообразно посетить закладку «Сведения жалобы». Именно там прикреплены жалоба, решение и предписание (слева и ниже).

Все эти файлы целесообразно изучить, найти в них то, что схоже с волнующей Вас закупкой и принять на заметку.

Читая жалобу и вынесенное комиссией УФАС решение, обращайте внимание на следующее:

- Как оформлена жалоба, какая информация о закупке в ней отражена,

- На какие именно признаки нарушения указывает заявитель (схожи ли они с теми, которые есть в интересующей Вас закупке),

- Какие доводы приводит заявитель, как он аргументирует свою позицию о том, что закупочная документация содержит нарушения,

- На какие статьи каких именно нормативных правовых актов он ссылается в ходе аргументации, особенно обращайте внимание на применение в составе жалобы ссылок на статьи ФЗ 44,

- На тот факт, что в успешных жалобах написано не «в целом», а очень предметно, например, указано, какой именно пункт Технического задания или проекта муниципального контракта противоречит какому именно пункту какого именно нормативного правового акта,

- На тот факт, что подавляющее большинство успешных жалоб построено на том, что в закупочной документации выявлены нарушения именно ФЗ 44 (а не только и не столько законодательства об обращении с животными),

- На то, как оформлена просительная часть (конец) жалобы,

- На логику принятия УФАС решения по каждому доводу, на аргументацию решения (оно всегда подробно изложено в Решении. Рекомендуется применять при написании своей жалобы термины, аргументацию и логику, которые ВЫ видите именно в Решениях УФАС.

Аналогичную работу по сбору лучшего опыта можно провести и на сайте УФАС.

Там также предусмотрены фильтры для поиска жалоб и есть возможность их изучения.

Сайт fas.gov.ru – вкладка «База решений» - расширенный поиск.



Рекомендуем ознакомиться со следующей подборкой Решений УФАС:

- Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 26.02.2018 по делу № 248/03

- Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 15.06.2018 № 07-24-16177/18

- Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 05.07.2018 по делам 1212/05 и 1218/05

- Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 26.07.2018 по делам 1327/03, 1354/03, 1353/03

- Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 16.08.18 по делу 1477/05

- Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 30.04.2019 по делу 061/06/64-796/2019

- Решение Комиссии Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17.05.2016 по делу 07-24-5685/16

- Решение Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 19.02.2016 по делу № 2-57-1336/77-16

- Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 09.10.2015 г. по делу 01561000126/01.10.2015/6739
Рекомендуем ознакомиться с примерами формулировок (несколькими выдержками из жалоб, поданных на закупки с признаками нарушения)

«Заказчик некорректно произвел расчет стоимости оказания услуг по отлову, содержанию безнадзорных животных на территории г. Волгодонска Ростовской области.
Согласно Техническому заданию, подрядчик будет обязан оказать услуги по отлову, транспортировке, осмотру, содержанию, обработке, вакцинации, стерилизации, эвтаназии в случае выявления для этого оснований (то есть, комплекс услуг).
При этом, расчет цены контракта произведен с учетом того, что из отловленных 53 животных услуги обработки от паразитов, вакцинации, стерилизации и мечения будут оказаны только 10 животным, а для 43 животных эти услуги расчетом не предусмотрены.
Для данных 43 животных заказчиком, по неясным причинам, предусмотрен только отлов, транспортировка, осмотр, содержание, эвтаназия и утилизация. Это сделано необоснованно, так как заказчик на этапе формирования закупочной документации не может знать о том, что по итогам будущего осмотра эти 43 животных будут признаны подлежащими эвтаназии.
То есть, Расчет стоимости услуг и Протокол заседания комиссии по определению начальной (максимальной) цены контракта противоречат требованиям Технического задания, что делает различные части закупочной документации противоречащим друг другу.
Заказчику надлежало предусмотреть возможность оказания полного комплекса мероприятий (каждой услуги) для всех подлежащих отлову (53) животных.
В результате необъективного расчета цены контракта у подрядчика может сложиться ситуация, когда он произвел отлов 53 животных, специалист в области ветеринарии осуществил их осмотр и не выявил у животных оснований для эвтаназии.
В соответствии с действующим законодательством и требованиями Технического Задания, подрядчик обязан произвести обработку всех 53 животных от паразитов, затем произвести вакцинацию от бешенства всех этих животных, после чего произвести стерилизация (кастрацию) и мечение. Эти требования зафиксированы в ТЗ.
При этом, заказчик при расчете цены контракта предусмотрел услуги обработки от паразитов, вакцинации, стерилизации (кастрации) и мечения только для 10 животных.
А для 43 животных эти 4 ключевых услуги не предусмотрены.
Как они будут оплачены подрядчику?
В результате подрядчик будет поставлен в сложную ситуацию, когда он должен либо не проводить обработку, вакцинацию, стерилизацию и мечение, хотя этого требует законодательство и ТЗ, то есть, нарушать закон и ТЗ.
Либо же оказывать эти услуги за свой счет.
Обязанность поголовной вакцинации всех отловленных животных от опасной болезни бешенство закреплена федеральным законодательством, в частности, Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.04.2005 г. № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологические правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 г. N 54), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 г. № 03 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08", в ред. от 29.11.2016.
В нарушение этих требований, заказчик осуществил расчет цены исходя из того, что услуга вакцинации будет оказана только в отношении 10 из 53 животных. Тем самым, создаются предпосылки для того, чтобы 43 животных не получили вакцинацию от опасной болезни бешенство. Важно добавить, что заказчик в Техническом задании предусматривает передачу животных заинтересованным лицам. То есть, к жителям города могут попасть животные, не привитые от бешенства.»


«Многочисленными решениями УФАС, зафиксировано, что закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.
При этом в размещенном Заказчиком Извещении это требование не соблюдено.
То есть, Заказчику надлежало указать в Извещении цену отдельно за каждую услугу, предусмотренную в Техническом задании, и указать в Извещении, что оплата будет производиться по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг.
Заказчик не выполнил данное требование».


«Заказчиком установлена цена за комплекс мероприятий в отношении одного животного, равная 6 000 руб.
При этом, согласно пункту 1.6. Технического задания, в состав услуг входят:
- Услуги по отлову и транспортировке отловленных безнадзорных животных;
- Услуги по содержанию и учёту отловленных безнадзорных животных;
- Услуги по вакцинации и стерилизации (кастрации) отловленных безнадзорных животных;
- Услуги по медикаментозной эвтаназии и утилизации трупов безнадзорных животных.
При этом очевидно, что в отношении каждого конкретного животного состав и объем оказанных услуг будет разным.
Например, может быть отловлено молодое животное, которому противопоказано проведение вакцинации и стерилизации по причине раннего возраста, в отношении данного животного будут оказаны услуги: отлов, транспортировка, осмотр, содержание.
Также может быть отловлено животное с тяжелым неизлечимым заболеванием, которое приносит непереносимые страдания, - в отношении такого животного будет оказаны услуги: отлов, транспортировка, осмотр, эвтаназия.
Также может быть отловлено уже стерилизованное и меченное (клипса) животное, тогда в его отношении будут оказаны услуги: отлова, транспортировки, осмотра, содержания, вакцинации.
Также животное может быть взрослое и полностью здорово, - в его отношении будут оказаны услуги: отлова, транспортировки, осмотра, вакцинации, стерилизации, содержания, мечения.
Вариантов комбинаций данных услуг в отношении каждого конкретного животного много. В отношении каждого животного состав и объем оказанных услуг будет отличаться.
По этой причине оплата разного объема и состава услуг по единой цене является неверной.
Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.
При этом в размещенном Заказчиком Извещении это требование не соблюдено».


«Согласно пункту 7 Информационной карты, код ОКПД-2 закупки определен как 81.29.13.000 «услуги санитарно-гигиенические прочие». При этом, данный вид услуг не связан с регулированием численности безнадзорных животных и ветеринарией.
ОКПД необходимо было определить как 75.00.19.000 «Услуги ветеринарные прочие».
Корректность выбора ОКПД важна в свете применения Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который является обязательным для соблюдения норм статьи 33 Закона 44-ФЗ «Описание объекта закупки». Если неверно подобран код ОКПД-2, это будет совершенно другая позиция Каталога ТРУ. Каталог ТРУ обязателен для применения заказчиками и содержит необходимые показатели, которыми заказчик не имеет права пренебречь при описании объекта закупки.»


«Действующим региональным законодательством установлен ОГРАНИЧЕННЫЙ перечень оснований для эвтаназии. Техническое задание также содержит ограниченный перечень данных оснований.
Чтобы определить у животного показания к эвтаназии, необходимо осуществить, согласно тому же разделу 2.4.1. ТЗ, клинический осмотр животного или дальнейшее его наблюдение специалистом в области ветеринарии.
Таким образом, решение об эвтаназии может быть принято только в случае выявления у животного одного из предусмотренных оснований.
В тоже время, Заказчик в ТЗ указал, что услуга эвтаназии должна быть оказана в отношении именно 3 животных, чем заранее, на этапе объявления закупки, предопределил итоги ветеринарного осмотра.
Более того, заказчик предусмотрел услугу содержания только для 37 животных из 40, то есть, для 3 животных услуга содержания не предусмотрена вне зависимости от итогов ветеринарного осмотра.
Установление в ТЗ ограниченного перечня оснований для эвтаназии вступает в противоречие с указанием точного числа животных, подлежащих эвтаназии. Заказчик на этапе объявления закупки не может знать и предугадать итоги ветеринарного осмотра, который будет проведен в будущем.
Таким образом, различные части ТЗ противоречат друг другу. В данной закупке имеются признаки необъективности описания объекта закупки.
Указание заказчиком в закупочной документации числа животных, подлежащих эвтаназии, признано необъективным описанием объекта закупки, что подтверждено Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок по делу 1069/03 от 13.06.2018.
В результате необъективного описания Заказчиком объекта закупки, у реализующего контракт подрядчика может сложиться ситуация, когда он произвел отлов 40 животных, специалист в области ветеринарии осуществил их осмотр и не выявил у животных оснований для эвтаназии. В соответствии с действующим законодательством и условиями ТЗ, подрядчик должен содержать данных животных (40 особей). При этом, заказчик предусмотрел услугу содержания только для 37 животных.
Сформированная Заказчиком закупочная документация ставит подрядчика в ситуацию, когда он должен либо умерщвлять животных, у которых отсутствуют законные основания для этого, то есть нарушать и законодательство, и ТЗ, либо же содержать животных за собственный счет.
Более того, сформированная таким образом закупочная ситуация ставит подрядчика и в другую, не менее сложную ситуацию: подрядчик произвел отлов 40 животных, специалист в области ветеринарии осуществил их осмотр и выявил более чем у 3 животных основания для эвтаназии (например, у половины, у 20 особей). В соответствии с действующим законодательством и условиями ТЗ, подрядчик должен произвести эвтаназию данных животных. При этом, заказчик предусмотрел данную услугу только для 3 животных. Совершенно неясно, как действовать подрядчику: он будет вынужден либо нарушать законодательство и ТЗ, не оказывая данную услугу, либо, как и в первом примере, оказывать ее за собственный счет».


«Объект закупки обозначен заказчиком как Мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных.
Цель закупки обозначена как отлов повышено агрессивных безнадзорных животных (собак) на территории городского округа Домодедово Московской области.
При этом, из содержания Технического задания и спецификации (расчетной таблицы), однозначно следует, что все 320 отловленных животных будут подвергнуты эвтаназии, без проведения диагностических процедур, без ветеринарных анализов, без обследования специалистов, без возможности получения ветеринарной помощи.
То есть, данный заказчик поручает подрядчику осуществить регулирование численности методом умерщвления 100% отловленных животных.
Вышесказанное подтверждается следующим:
В спецификацию (перечень услуг, предоставляемых в рамках Контракта) Заказчик включил только мероприятия:
- отлов и транспортировка,
- содержание на карантине,
- клинический осмотр,
- вакцинацию против бешенства,
- идентификация,
- эвтаназию и утилизацию трупа.
Таким образом, в спецификацию не включены следующие мероприятия:
- Обследование у специалиста в случае ветеринарных показаний,
- Дополнительные исследования в случае ветеринарных показаний,
- Проведение ветеринарных манипуляций в случае ветеринарных показаний,
- Поствакцинальный период,
- Передержка после операции,
- Санитарное мытье,
- Обработка против эктопаразитов,
- Дегельминтизация,
- Кастрация, стерилизация,
- Утилизация биоотходов после оперативного вмешательства.
То есть, заказчик поручает подрядчику провести эвтаназию безнадзорных животных, при этом не предусматривая в спецификации диагностические услуги, которые позволяют определить наличие или отсутствие показаний для эвтаназии.
В соответствии с п.5.16. Технического задания, эвтаназия животных проводится на основании письменного заключения специалиста в области ветеринарии, составленного в произвольной форме, в следующих случаях:
- наличия признаков заболевания бешенством;
- агрессивного поведения безнадзорного животного, несущего угрозу жизни и (или) здоровью человека.
Таким образом, решение об эвтаназии может быть принято только при условии выявления у животного одного из двух оснований: признаков бешенства или же агрессивного поведения. Следовательно, должна быть произведена диагностика.
Для достоверного установления обоих оснований требуется обследование ветеринарного специалиста, кинолога, дополнительные исследования и манипуляции, которые не предусмотрены заказчиком в спецификации.
В виду отсутствия в спецификации мероприятий по лабораторной оценке здоровья животных, создается предпосылка постановки им неверного диагноза, что влечет за собой выдачу недостоверного ветеринарного заключения, а так же незаконной и необоснованной эвтаназии клинически здоровых животных.
Заказчику заранее не может быть известна информация о наличии у 320 животных признаков заболевания бешенством или агрессивного поведения, поэтому он не может поручать подрядчику произвести эвтаназию всех отловленных особей без проведения анализов и исследований.
Указание в Техническом задании на то, что мероприятия по регулированию численности заведомо завершаются эвтаназией, не соответствует фактическим условиям исполнения контракта, согласно которым судьба животного будет определена только по заключению специалиста, а эвтаназия может быть произведена в случае выявления ограниченного перечня оснований.
Указанные действия заказчика содержат признаки необъективности описания предмета закупки, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Размещенная заказчиком спецификация оставляет неясным, каковы должны быть действия подрядчика с отловленным животным в случае отсутствия у него обоих из законных показаний для эвтаназии (отсутствие признаков бешенства и отсутствие агрессии), при этом спецификацией не предполагается дальнейшее содержание, а предполагается эвтаназия.
Так же неясно, каковы должны быть действия подрядчика в отношении животных, нуждающихся в ветеринарной помощи, так как мероприятия по оказанию такой помощи в спецификации не предусмотрены, а наличие заболевания не является законным основанием для эвтаназии.»


«Согласно пункту 3.1. проекта муниципального контракта, срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 01 ноября 2019г. включительно.
При этом, в Техническом задании Заказчиком не установлен порядок действий подрядчика с животными, находящимися в пункте временного содержания после истечения срока контракта в случае, если к моменту истечения срока действия контракта не наступил ни один из случаев, являющийся законным основанием для выбытия безнадзорного животного из пункта временного содержания.
Заказчик не установил порядок действия исполнителя (потенциального победителя) с животными, находящимися в пункте временного содержания после истечения срока действия контракта.
Отсутствие в закупочной документации указания на порядок действий в данном случае не позволяет однозначно трактовать требования к объему и качеству услуг, препятствует просчету затрат, необходимых для исполнения контракта потенциальным подрядчиком.
Таким образом, Заказчик в этой части не определил исчерпывающий объем услуг.
Аналогичная позиция изложена в ряде Решений Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности, Решении от 26.02.2018 по делу №248/03, Решением от 05.07.2018 по делам 1212/05 и 1218/05, Решением от 26.07.2018 по делам 1327/03, 1354/03, 1353/03, Решением от 24.10.2018 по делу 1858/05.
Данная позиция поддержана Решением Комиссии Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 15.06.2018 по делу № 07-24-16177/18.»


«В Извещении о проведении запроса котировок, размещенном Заказчиком, в качестве способа определения поставщика, по результатом которого будет заключен контракт, указан запрос котировок.
При этом, в пункте 2.1. проекта муниципального контракта указано, что стоимость работ по настоящему контракту будет определена по результатам проведенного электронного аукциона.
Таким образом, выбранный Заказчиком способ определения поставщика (запрос котировок), указанный в Извещении, не соответствует способу определения поставщика (электронный аукцион), указанному в проекте муниципального контракта.»


«Согласно пунктам 1.6., 2.2 Технического задания, Подрядчик должен оказать услугу содержания отловленных животных в пункте временного содержания. При этом, в закупочной документации Заказчиком не указано, какова требуемая длительность содержания отловленных животных.
По моему мнению, отсутствие информации о требуемой длительности содержания (в днях) содержит признаки необъективности описания объекта закупки, чем нарушает статью 33 ФЗ 44.
Неясно, каким образом Заказчик будет контролировать полноту оказания Подрядчиком услуг, если требуемая длительность содержания не зафиксирована».


«18.07.18г. в 16 час. 36 мин. мной был подан запрос (состоящий из 9 вопросов) на разъяснения закупочной документации, т.е. за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
20.07.18г. в 17 час. 12 мин. Заказчик опубликовал разъяснения следующего содержания: «Заказчиком принято решение о внесении изменений в аукционную документацию».
Считаю, что Заказчик не ответил ни на один из заданных мной вопросов и, тем самым, Заказчик нарушил порядок разъяснения положений конкурсной документации, что является нарушением п. 4 ст. 65 ФЗ-44 и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного п. 1.4. ст. 7.30 КоАП РФ.»


«По моему мнению, заказчиком допущены следующие нарушения:
В соответствии с п.5 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком не даны пояснения по существу и изменена суть при ответе на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе от 07.06.2018.
А именно:
Заказчику был задан вопрос:
«В соответствии с п.1 Проекта контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных, в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту).
В пункте 1.1. Технического задания сказано, что целью закупки является отлов повышено агрессивных безнадзорных животных (собак) на территории городского округа Домодедово Московской области.
Согласно п.5.1.Технического задания, услуги отлова оказываются Подрядчиком на основании заявок Заказчика.
Вместе с тем, остается неясным кто и каким образом до момента отлова относит животных к категории «повышенно агрессивных».
В связи с этим, просим Вас пояснить, на основании чего лицо, подающее Подрядчику заявку на отлов, должно произвести диагностику агрессии животного и каким нормативно-правовым актом устанавливается возможность диагностики агрессии лицом, не имеющим специальной подготовки?»
Заказчик ответил следующее:
«Персонал исполнителя обязан иметь специальную подготовку и обладать необходимыми навыками»
Вместе с тем, Согласно п.5.1.Технического задания, услуги отлова оказываются Подрядчиком на основании именно заявок Заказчика.
Таким образом, вопрос о том, как Заказчик может отнести животных до факта отлова к категории агрессивных (то есть на этапе передачи заявки на отлов от Заказчика – Подрядчику) остался не разъясненным.
Так же осталось неразъясненным, каким образом Заказчик, подавая заявку на отлов Подрядчику, будет определять агрессивность, не имея для этого специальной подготовки.
Заданный вопрос не касался компетенций сотрудников Подрядчика, а касался именно этапа подачи заявки на отлов от Заказчика-Подрядчику.
Очевидно, что Заказчик, не видя животных и не имея специализированной подготовки, не может отнести их к какой-либо категории, в том числе агрессивных. Таким образом, остается неясным, как должно соблюдаться Техническое задание, согласно которому отлову подлежат только повышенно агрессивные животные» .
8. Подготовить свою жалобу в УФАС

Жалоба должна соответствовать всем следующим требованиям:

- Должна быть оформлена на фирменном бланке заявителя (это может быть коммерческая организация, например, ООО или ИП, или же некоммерческая),

- В начале жалобы должна быть приведена подробная информация о закупке, в соответствии со статьей 105 ФЗ 44 (ниже приведен пример правильного оформления начала жалобы),

Важно помнить, что отсутствие требуемой информации о закупке – основание для того, чтобы жалоба не была рассмотрена и была возвращена подавшему ее лицу без рассмотрения,

- В основной части должно быть четко и подробно аргументировано, почему Вы считаете, что закупочная документация противоречит законодательству.

Необходимо указывать, что написано в закупочной документации (указывать конкретный пункт документа), что гласит по данному вопросу норма закона (указывать статью и наименование нормативного правового акта), а также пояснить, почему это не соответствует.

- Аргументация должна строиться преимущественно на нарушении заказчиком норм ФЗ 44.

То есть, она должна быть изложена в терминах именно этого федерального закона.

- Помнить о том, что УФАС не является органом, уполномоченным защищать животных, он не рассматривает вопросы гуманности и негуманности, строить жалобу на основе этих аргументов бессмысленно,

- Каждый довод жалобы должен быть изложен отдельно, лучше применять нумерацию,

- Необходимо избегать оценочных и эмоциональных суждений, излагать только по существу,

- В заключительной части нужно указать, что Вы просите провести внеплановую проверку заказчика по закупке и с таким-то номером.

- Обязательно должна быть указана полная контактная информация, стоять живая подпись и печать,

- Листы жалобы лучше пронумеровать.


Пример правильного оформлена начала жалобы

«В Управление Федеральной антимонопольной службы по ……………… области

ЖАЛОБА

на действия муниципального заказчика

закупка № 0158600000919000020


Дата подачи жалобы 23.04.2019


На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 15.04.2019 № 0158600000919000020

Ссылка на закупку: http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0158600000919000020

Идентификационный код закупки (ИКЗ) – 193615009402361500100100180177500244

Наименование объекта закупки – Отлов и содержание безнадзорных животных, обитающих на территории города Новочеркасска

Код позиции - 75.00.19.000

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Электронный аукцион.

Информация об организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя):

Наименование организации – ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА

Почтовый адрес: Российская Федерация, 346400, Ростовская обл., г.Новочеркасск г, ул. Дворцовая, д.8

Место нахождения: Российская Федерация, 346400, Ростовская обл., г.Новочеркасск, ул. Дворцовая, д.8

Ответственное должностное лицо – Иванова Мария Ивановна

Адрес электронной почты – ааа@mail.ru

Номер контактного телефона – 7-8635-246410

Номер факса – 7-8635-227929

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 734 952,61 руб.

Дата и время начала подачи заявок – 15.04.2019 17:11

Дата и время окончания подачи заявок – 25.04.2019 08:00»


9. Сдать жалобу в УФАС строго до истечения этапа «Подача заявок»

Сдавать жалобы в УФАС своего региона можно как не выходя из дома (через сайт), так и лично, в распечатанном виде.

На основании опыта однозначным советом является личная сдача жалобы в УФАС (то есть, сдавать очно, лично, в бумажном виде, под роспись).

Перед поездкой, рекомендуется зайти на официальный сайт УФАС своего региона и узнать приемные дни и часы, обратить внимание на время перерыва.

Отправляясь в УФАС своего региона для сдачи жалобы в бумажном виде, необходимо иметь при себе два ее экземпляра, чтобы сдать один и оставить у себя второй, также целесообразно иметь при себе паспорт.

Сдаваемая жалоба должна быть подписана.

На втором экземпляре после сдачи жалобы должна стоять отметка должностного лица о ее получении, дата, время сдачи и подпись.

Подача жалобы возможна только до истечения этапа «Подача заявок» и ни минутой позже.

Информацию о времени истечения данного этапа можно найти на вкладке «Общая информация» (о данной закупке) или же в закупочной документации данной закупки.


10. Получить информацию о дате и времени заседания в УФАС

Через несколько дней после сдачи жалобы, заявителю на электронную почту приходит уведомления о дате и времени назначения заседания в УФАС.

Если оно не пришло в течение 3 дней, необходимо занимать активную позицию: звонить и уточнять дату и время, дабы не пропустить заседание.


11. Подготовиться к заседанию в УФАС по рассмотрению поданной жалобы

Заседание в УФАС – это важное мероприятие, от которого зависит итоговое решение, которое будет принято комиссией и судьба закупки.

Помимо этого, заседание – это весьма стрессогенное событие: на заседании многие заявители теряются, забывают доводы, уходят в ненужные детали, качество выступления страдает, поэтому к заседанию необходимо готовиться.

От качества этой подготовки во многом будет зависеть исход.

По субъективному мнению автора настоящей памятки, на основании большого опыта взаимодействия с УФАС, 50% результата зависит от качества подготовки текста жалобы, вторые 50% - от качества личного выступления перед комиссией УФАС (по сути, от качества ее защиты).

Поэтому необходимо:

- На основании текста жалобы составить себе план выступления,

- понимать, что на изложение доводов у Вас будет мало времени (3-5 минут), прорепетировать дома,

- понимать, что после Вашего выступления комиссия может задать уточняющие вопросы. Лучше распечатать себе статьи нормативных правовых актов, на которые Вы ссылаетесь, чтобы иметь под рукой и легко ответить на уточняющие вопросы,

- осознавать, что Вы идете в агрессивную среду, что со стороны заказчика могут быть провокации, что обсуждение может быть весьма жарким, быть морально готовым,

- также лучше распечатать и иметь перед глазами закупочную документацию, к которой у Вас есть замечания: целесообразно отметить себе пункты, вызывающие вопросы, чтобы при необходимости быстро найти и процитировать.

В УФАС надо взять паспорт, доверенность (если Вы – представитель по доверенности), уведомление о назначении даты и времени заседания (там указан номер кабинета, в котором будет заседание), также рекомендуется иметь при себе жалобу и составленный план выступления.


12. Принять участие в заседании, аргументировать свою позицию

Заявителю рекомендуется:

- Прибыть в УФАС заранее, а частности, предусмотреть время на поиск нужного кабинета. - Явившись, сразу заявить о своем прибытии, сообщить, что прибыл заявитель по жалобе такой-то для участия в заседании. Не молчать, обозначать свое присутствие.

- Помнить, что опоздание будет иметь следующий результат: Вас не пустят и рассмотрение Вашей жалобы пройдет без Вас. Это снизит шансы на то, что жалоба будет признана обоснованной.

- Знать, что заседание проходит под аудиозапись.

- На заседании, когда комиссия дала заявителю слово, изложить свои доводы, указанные в жалобе, аргументировать каждый из них.

- Понимать, что после Вашего выступления говорить будет заказчик и в своем выступлении он будет возражать против Ваших аргументов. Перебивать его нельзя, у него есть такое же право высказаться, какое было дано Вам.

- Не спорить и не оговариваться с комиссией, не переходить на личности, не кричать на заказчика, в выступлении и при ответах на вопросы комиссии не отвлекаться от темы, не высказываться вне регламента (когда Вам не дали слово).

После того, как выступил заявитель и заказчик, и комиссия задала все уточняющие вопросы сторонам, комиссия просит стороны выйти и происходит обсуждение.
Затем стороны приглашаются обратно в зал и оглашается решение.
Если комиссия приняла решение о том, что жалоба признана обоснованной или частично обоснованной, значит, Вы победили: закупка будет отменена, на заказчика будет наложен штраф.
Помимо эффекта, состоящего в отмене конкретной закупки, с высокой вероятностью заказчик учтет данный опыт при формировании закупочной документации в будущем.