Исследование отношения к стерилизации в России

Летом 2024 года Рабочая группа «Стерилизация» Ассоциации организаций и граждан по гуманному отношению к животным «Благополучие животных» совместно с исследовательской командой «THE LAST WAGON» в рамках Международного конкурса молодых исследователей Research Got Talent 2024 провела исследование отношения к стерилизации животных в России. Проблемы, связанные со стерилизацией животных, - одно из направлений деятельности Ассоциации, которая объединяет организации и граждан для системных изменений и совместной деятельности по формированию гуманного отношения к животным. Цели исследования сводились к следующему:

  • Оценить отношение владельцев и волонтеров к стерилизации.
  • Оценить уровень доступности стерилизации кошек и собак для их владельцев и волонтеров, оказывающих помощь бездомным животным.
  • Получить информацию о целевой аудитории для разработки проектов по массовой стерилизации животных (как владельческих, так и бездомных).
  • Разработать практические рекомендации по реализации таких проектов для членов Ассоциации и других организаций.
По результатам опроса более 2 тыс. человек выяснилось, что около 2/3 домашних кошек и собак проживают в городах. Стерилизация больше распространена в крупных городах и среди владельцев, которым нет еще 25 лет. А 69% владельцев нестерилизованных кошек и 78% нестерилизованных собак не планируют стерилизовать животных в будущем. Уровень стерилизации кошек выше, чем у собак, т. к. только у 1/3 опрошенных владельцев собак питомцы стерилизованы, а среди владельцев кошек положительно ответили 2/3 респондентов.
Во время исследования были проанализированы барьеры и мотивы для стерилизации, которые были получены на основе анализа социальных сетей и интервью. Среди мотивов к проведению операции по стерилизации питомца были забота о здоровье и продолжительности жизни, коррекция нежелательного поведения, нежелание иметь потомство и уменьшение количества бездомных животных, сравнительная выгода по сравнению с регулярной лекарственной контрацепцией.
Тема здоровья питомца и финансовой составляющей проявляется как в мотивах, так и в драйверах, но с разных сторон. Говоря о мотивах для стерилизации, для кошек и для собак лидируют коррекция поведения и предотвращение нежелательного потомства. Это может быть связано с тем, что кошки активнее проявляют нежелательное для хозяина поведение во время течки, например. При этом у собак основным драйвером является предотвращение нежелательного потомства. А вот обеспокоенность здоровьем и долголетием питомца в качестве причины для стерилизации присуще молодым владельцам питомцев.
Также результаты работы показали, что в большинстве случаев (почти 65%) отношение к стерилизации после ее проведения либо не изменилось и осталось позитивным, либо даже улучшилось, то есть около 20% людей предполагали наличие каких-то проблем, которые не оправдались. А с негативными последствиями стерилизации столкнулись лишь 5-10% людей.
Анализ барьеров для стерилизации показал, что в ТОП одинаково для кошек и для собак, входят опасения за здоровье питомца и низкая осведомленность. То есть условия, с которыми можно эффективно работать через информационные кампании и просветительскую деятельность. Также выяснилось, что поколение владельцев в возрасте от 45 лет чаще склонно не задумываться о необходимости стерилизации, и составляют 21% опрошенных.
Высокая стоимость стерилизации в действительности является существенным барьером: 30% респондентов согласны с тем, что высокая стоимость стерилизации останавливает при принятии решения. А 26% владельцев стерилизовали бы своего питомца, если бы им была доступна бесплатная стерилизация. При этом в стране существует определенное количество льготных программ и клиник, которые предоставляют льготную или даже иногда бесплатную стерилизацию, однако уровень осведомленности населения о таких программах очень низкий. А из тех, кто знает о подобных условиях и предложениях, 58% уверены, что мер государственной поддержки должно быть больше. Доступность и качество ветеринарных услуг оценивается как высокое, однако на 20% ниже для маленьких городов, чем для крупных.
Исследование также затронуло вопрос осознания взаимосвязи между стерилизацией домашних питомцев и проблемой бездомных животных. Так, 80% россиян считают, что проблема бездомных животных распространена в их регионе. Однако лишь 57% людей согласны с тем, что стерилизация домашних животных может помочь в решении проблемы бездомных, из которых 70% владельцы стерилизованных питомцев.
Говоря о бездомных животных, нельзя не учитывать осведомленность и мнение граждан о программе ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск). И в крупных городах, и в городах до 100 тыс. уровень осведомленности об этой программе остается пока очень низким: лишь до 13% участников опроса с уверенностью смогли ответить, что знают об этой программе. Однако среди тех людей, которые знают об этой программе, подавляющее большинство (80%) поддерживают ее. Тем не менее в открытых вопросах, в открытых ответах фигурировали комментарии, что программа хорошая, но зачастую страдает ее реализация. Это говорит о необходимости работать с повышением доверия населения к этой программе, чтобы в том числе стимулировать ее поддержку.
Важным вопросом является пути взаимодействия с владельцами питомцев. Опрос показал, что наиболее перспективными инструментами коммуникации являются информационные ресурсы в интернете, информационные кампании в СМИ и размещение информации в ветеринарных клиниках. Ветеринарные клиники представляют особый интерес, потому что ветеринары продолжают оставаться источником номер один для получения информации о стерилизации, и очень важно продолжать с ними работать и осуществлять просветительскую деятельность.
Больше половины владельцев домашних животных поддерживают проведение подобных информационных кампаний и даже готовы сами активно участвовать в их распространении.
Еще один важный вопрос, затронутое исследованием, связан с недовольством людей тем, что они считают помощь государства не достаточной в решении проблем бездомности животных, и готовностью их самих решать проблему самостоятельно. Для этого исследователями была изучена целевая аудитория: волонтеры и люди, которые занимаются самостоятельно помощью животным и составлен портрет так называемого волонтера. Это женский пол, возраст 35-44, она замужем, специалист с высшим образованием, и у нее средняя зарплата 31-50 тысяч рублей в месяц. При этом 49% респондентов говорят, что они помогают бездомным животным достаточно часто, чаще, чем раз в месяц.
Виды волонтерской помощи могут быть совершенно разными: от распространения информации о животном до участия в волонтерских выездах в приюты. Здесь есть абсолютный лидер помощи - это подкармливание животных на улице. То есть через это простое действие чуть больше чем 2/3 участников опроса реализуют свое желание поддержать бездомных животных и делают это достаточно часто. При этом помощь, которая требует физического взаимодействия с проблемой, инвестиций денежных или своего времени, менее распространена.
Результаты опроса наглядно показывают, что помощь, которая реально ведет к непосредственному решению проблемы бездомных животных довольно сложная для большинства волонтеров, потому что просто подкормить или перевести деньги гораздо легче. Но при этом, несмотря на то, что помощь ограничивается возможностями и желанием людей, стало очевидно: волонтеры в общей своей массе (положительно 74% и нейтрально 15%) достаточно хорошо относятся к стерилизации бездомных кошек, собак. Более 90% из этих волонтеров тоже обладатели домашних животных и, как правило, их домашние животные стерилизованы, этот процент выше, чем среди владельцев домашних животных.
Однако эта самая помощь в стерилизации бездомных животных не очень распространена. Треть респондентов оказывали когда-либо помощь, однако это активные волонтеры, среди которых распространены и все другие виды помощи, по сравнению со средним волонтером.
Нефинансовый формат помощи содержит много задач, поэтому возможных ресурсов на такую помощь у волонтеров не хватает. Как правило, эта помощь часто происходит самостоятельно с другими неравнодушными людьми, а опыт помощи НКО имеют только половина опрошенных. Люди опасаются взаимодействовать с НКО. Есть ряд популярных НКО, которые могут быть тоже рассмотрены в будущем для взаимодействия, однако их число ограничено. Что же ограничивает людей в желании помочь? Главный барьер – это отсутствие возможности отвозить бездомных животных в клинику для стерилизации. Возможно, люди не до конца понимают, что еще кроме того, чтобы отвезти, нужно в этом процессе, то есть самой карты, как шаг по шагу происходит процесс, ее просто нет.
Один из вопросов волонтерам был про проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию стерилизации/кастрации бездомных животных. Исследовательская группа выясняла о поддержке таких мер со стороны волонтерского сообщества и о готовности лично принять участие в подобных информационных кампаниях (например, распространять информацию в социальных сетях). Оказалось, что информационные кампании очень важны, потому что информационная осведомленность все еще не до конца насыщена. И волонтеры, даже чаще, чем владельцы домашних животных, готовы помогать и готовы участвовать в этих информационных кампаниях.
Это исследование подтвердило гипотезу о том, что уровень стерилизации значительно ниже в маленьких городах, и это связано с недостаточным вниманием к вопросам стерилизации, и с ограниченными ресурсами жителей. Очевидно, что отношение к стерилизации различно у представителей разных поколений владельцев домашних питомцев, и если более молодые поколения склонны стерилизовать питомцев по причине заботы о здоровье, то среди старшего поколения более распространен барьер, который заключается в том, что они просто не задумываются о необходимости стерилизации, ну или опасаются нежелательных последствий. Для большинства владельцев домашних питомцев услуги стерилизации на самом деле являются физически доступными, кроме жителей маленьких городов. В малонаселенных городах проблема выражена как в доступности услуг, так и в их качестве, что требует проработки на системном уровне. Говоря о стоимости стерилизации, подтвердилось общепринятое мнение, что это реальный барьер, хотя и не озвучивается напрямую, и этот барьер особенно силен для больших семей с низким доходом и для людей более старшего поколения. В небольших городах более выражена проблема бездомных животных. И осведомленность жителей о влиянии стерилизации домашних животных на проблему бездомных животных очень низкая из-за недостаточного внимания к вопросу.