КРАСНОДАРСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Краснодарского края и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Краснодарском крае
В данном субъекте действуют следующие нормативные правовые акты:

1.Закон Краснодарского края от 27 сентября 2012 года N 2584-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края в области обращения с животными, предусмотренными законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Краснодарского края»

(с изменениями на 10 марта 2020 года)

Приложением является Методика расчета размера субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на данные цели.

http://docs.cntd.ru/document/460170601

2.Закон Краснодарского края «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» № 800-КЗ от 02.12.2004, в ред. от 03.04.2020 г.

http://docs.cntd.ru/document/461607716

3.Постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 08 июня 2020 года N 324 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края»

http://docs.cntd.ru/document/570810778

4.Постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 08 июня 2020 года N 325 «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края»

http://docs.cntd.ru/document/570810804

5.Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (с изменениями на 3 июля 2020 года)

http://docs.cntd.ru/document/461606550
Важно отметить, что в ранее в Краснодарском крае действовало Постановление Губернатора Краснодарского края "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края" № 300 от 07.04.2014.

http://docs.cntd.ru/document/412304567

Затем, в начале 2020 г. было принято Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.01.2020 N 07, согласно которому Постановление 300 действует в части, не противоречащей федеральному законодательству до вступления в силу региональных НПА, устанавливающих порядок организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них, а также порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.

В упрощенном виде, можно отметить, что имело место три этапа:

1.С 2014 года до середины января действовало Постановление № 300, в котором был целый ряд норм и лазеек, позволяющих применять негуманные методы регулирования.

Самый наглядный пример - перечень оснований для эвтаназии: предусмотрено умерщвление по причине агрессивности.

2.С середины января по июнь 2020 г. оно действовало в части, не противоречащей федеральным нормам, но НПА в Краснодарском крае еще не были приняты.

3.08 июня были приняты два важных НПА:

«Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края»

«Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края»

Согласно Постановлению Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 08 июня 2020 года N 324 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края»,

Уполномоченным органом по осуществлению организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края является департамент ветеринарии Краснодарского края (п.1.2).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края наделены государственными полномочиями Краснодарского края в области обращения с животными.

Заказчиками мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев являются органы местного самоуправления. (п.2.3.)

Обращает на себя внимание п.2.1. Постановления 324,

«Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, регулируемые настоящим Порядком, включают:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них на территории Краснодарского края;
2) возврат потерявшихся животных их владельцам;
3) возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.» в части отсутствия упоминания этапа содержания.

П.2.8. Постановления 324, как и раздел 7 Постановления 325 не предусматривает оказание неотложной вет.помощи.

Согласно Постановлению Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 08 июня 2020 года N 325 «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края», рекомендовано главам муниципальных образований провести работу по организации приютов на территории муниципальных образований Краснодарского края (п.2)

В Постановлении 325 подробно расписаны требования к приюту, указан перечень проводимых в приюте мероприятий, установлены требования к забору, организации территории и зонам приюта, к наличию коммуникаций, к поверхностям, порядку содержания и выгула.

В п.5.5. установлена норма, соответствующая части 11 чт. 16 ФЗ 498.

Обращает на себя внимание п.5.10.: «Поступившие животные без владельцев в приют, не проявляющие немотивированной агрессии, не имеющие заболеваний, содержатся в приюте. С ними проводятся мероприятия, предусмотренные частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": карантинирование, вакцинация, учет, маркирование, стерилизация». Данная формулировка указывает на то, что агрессивные животные содержанию не подлежат, что неверно.

В Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ «Об административных правонарушениях» 03 июля внесены изменения.

В частности, закон дополнен рядом статей, касающихся обращения с животными, установлены штрафы за нарушения порядка обращения с животными и их содержания:

- Ст.2.5. «Нарушение порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания в них»:

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

- Статья 2.5(1). Нарушение порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

- Статья 2.5(2). Нарушение требований о регистрации и перерегистрации собак и кошек, установленных законодательством Краснодарского края

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

- Статья 2.5(3). Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ситуация с закупками, объявляемыми в 2020 г., является разнородной и преимущественно негативной.

Зачастую в данном регионе объявляются закупки, к гуманности которых возникают обоснованные вопросы.

Часть закупок, объявленных в 2020 г., сводилась к отлову животных с целью последующего умерщвления или была с неясным составом закупаемых услуг.

Очевидна тенденция на применение метода эвтаназий. В ряде случаев при формировании документации учитывались нормы Постановления 300, противоречащие ФЗ 498.

В ряде случаев указание на массовое умерщвление прописано прямо, в ряде случаев более завуалированно.

Закупочная документация в значительном числе случаев сформирована без учета норм ФЗ 498, а именно:

- нет нормы об отлове животных живыми и неповрежденными и ответственность исполнителя за жизнь и здоровье животных,

- нет требования о видеосъемке,

- нет нормы о незамедлительной доставке в приют,

- нет нормы о содержании именно в приюте,

- нет четкого и полного перечня услуг, в том числе, не предусмотрены ключевые услуги вакцинации, стерилизации и выпуска,

- не указан срок содержания,

- нет запрета на умерщвление и не прописано единственное основание эвтаназии,

- нет четких оснований выбытия из приюта,

- нет требования о размещении информации о животных в Интернете.

- Помимо этого цена на услуги низкая, указана единой за комплекс услуг, не указана цена каждой услуги, извещение сформировано без учета ч.24 ст. 22, ч.2 ст. 42 ФЗ 44, что неверно и что способствует применению на практике негуманных методов и затрудняет вход на рынок добросовестных исполнителей.

Закупками Краснодарского края допускалась подмена законного метода регулирования численности на незаконный, негуманный и непрозрачный.

Приведем примеры таких закупок (обе были отменены):

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0318300537420000267

Краснодарский край, город-курорт Анапа

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0318100036820000032

Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н



Дата подготовки Справки - 07.08.2020 г.
    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ