РЕСПУБЛИКА
БАШКОРТОСТАН

Закупочная документация, размещаемая заказчиками в 2022 г., является разнородной. В 2021 г. было выявлено большое число закупок, содержащих грубые нарушения законодательства, а именно: содержащие указание на умерщвление заранее известного числа животных, предусматривающие вакцинацию и стерилизацию только для части из отловленных животных, допускающие гибель животных при отлове, учитывающие не все нормы Законодательства о обращении с животными.

В начале второго полугодия 2021 г. ситуация начала меняться: стали размещаться преимущественно закупки, не содержащие вышеописанных грубых нарушений, а предусматривающие проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий, включая вакцинацию, стерилизацию, мечение и выпуск в среду.
По состоянию на июнь 2022 года закупки Башкортостана значительно улучшились по сравнению с 2021 годом. В них нет явных антигуманных моментов, но, к сожалению, нет и желаемого качества документации, напротив - присутствуют лазейки.

В документации ряда закупок все еще есть неточности, позволяющие все равно обойти закон или отклониться от его норм. Например, допущение гибели животных при отлове, отсутствие четко прописанного метода регулирования и так далее.

При определении цен на закупаемые услуги, не исследуется рынок, технические задания отличаются краткостью. Также на ситуацию негативно влияет отсутствие достаточного количества приютов и, соответственно, добросовестных исполнителей, которые могут оказывать качественные услуги и эффективно решать проблему законным методом.

Важным негативным аспектом является использование нормативов расчета субвенций в качестве обоснования НМЦ. Данные нормативы установлены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.03.2016 № 60.
Цены, которые установлены данным Постановлением, чрезвычайно низкие. За оказание комплекса ОСВВ для самок собак исполнитель получит 4631,00 руб. за собак и 3479,00 руб. за кошек. И это начальные цены, которые еще могут снижаться в ходе аукциона. Столь низкие цены никак не способствуют развитию рынка услуг в регионе. Напротив, на закупки с нерыночными ценами с большой вероятностью будут выходить недобросовестные поставщики, которые под видом применения метода ОСВВ будут использовать далеко не гуманные способы работы с животными, а, возможно, завышать объем фактически оказанных услуг.
Объявлено 88 закупок с 01.01.21-31.12.21
Объявлено 33 закупки с 01.01.22-30.06.22
Действуют следующие нормативные правовые акты:

- Закон Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года № 289-з «Об ответственном обращении с животными в Республике Башкортостан»
http://docs.cntd.ru/document/570833236

- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.03.2016 № 60 "Об утверждении нормативных затрат, применяемых для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных"
http://docs.cntd.ru/document/432943514

- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 февраля 2020 года № 117 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике Башкортостан»
http://docs.cntd.ru/document/561768499

- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 сентября 2021 года № 490 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан»
https://docs.cntd.ru/document/577955599

- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2015 года № 584 «Об утверждении Правил учета и расходования средств, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике Башкортостан»
http://docs.cntd.ru/document/432842459

- Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23 июля 2015 года № 787-р «Об утверждении плана мероприятий (Дорожной карты) «Организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в Республике Башкортостан»»
http://docs.cntd.ru/document/428653249

- Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 04 февраля 2019 года № 69-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по информатизации и автоматизации процессов в ветеринарии и идентификации животных в Республике Башкортостан»
http://docs.cntd.ru/document/553377696

- Приказ Управления ветеринарии Республики Башкортостан от 21.08.2020 № 147 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Башкортостан»
https://veterinary.bashkortostan.ru/documents/315988/

Государственный региональный надзор осуществляет Управление ветеринарии Республики Башкортостан.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 февраля 2020 года № 117 предусматривает карантинирование животных в течение 14 календарных дней, а также полный комплекс ветеринарных услуг, предусмотренный 498-ФЗ. Также предусмотрен период послеоперационного ухода за животным не менее 5 дней.
Минусом является то, что данный НПА допускает гибель животных при отлове и транспортировке. Предлагается указывать причины смерти в актах отлова. Заказчики объясняют эту норму тем, что животное может погибнуть от полученных до отлова травм, например, от драки с другими животными. Хотя по факту это является лазейкой дл негуманных действий в отношении животных.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.03.2016 № 60 "Об утверждении нормативных затрат, применяемых для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных" устанавливает нормативы расходов по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Норматив расходов на услуги, входящие в программу ОСВВ, составляет 4631,00 руб. для собак и 3479,00 руб. для кошек. Именно эти цены заказчики используют при обосновании НМЦК, что является неэффективным подходом для закупки гуманных услуг.
Ситуация с животными без владельцев в республике Башкортостан сложная.
До 2020 года отловом собак в столице региона занималось «Спецавтохозяйство по уборке города». Животные содержались в пункте временного содержания и на одно животное выделялась лишь 1 тыс. руб, что катастрофически мало. Однако из-за вступившего в силу Закона № 498-ФЗ, данную деятельность муниципальное унитарное предприятие прекратило.

К большому сожалению, из-за нерешенности проблемы безнадзорности, в регионе регулярно происходят случаи нападения животных на людей.
https://tuvest.ru/news/novosti/2022-02-28/v-bashkirii-brodyachie-sobaki-napali-na-zhenschinu-i-devochku-2709158
https://bash.news/news/170644-pod-ufoy-devushku-pokusali-brodyachie-sobaki
https://ufa.bezformata.com/listnews/stai-brodyachih-sobak-napadayut/102087008/

В Башкирии насчитывается более 50 тысяч безнадзорных животных. Такие данные на совещании по решению вопроса с безнадзорными животными 14 марта 2022 г. озвучил начальник Управления ветеринарии РБ Азат Зиганшин.
https://www.bashinform.ru/news/social/2022-03-14/v-bashkirii-naschitali-bolee-50-tysyach-beznadzornyh-zhivotnyh-2727353

В 2021 году в Башкирии было отловлено всего 16,7 тысячи бродячих собак, из которых 12,2 тысячи или 69% после стерилизации и чипирования были возвращены на улицы. 1,8 тысячи особей нашли хозяев (10,5%), а 3,3 тысячи (18,7%) были усыплены или погибли по различным причинам, в основном от поствакцинальных и постоперационных осложнений.
При этом объем проводимых работ значительно отстает от реальных потребностей. По данным Главного государственного ветеринарного инспектора РБ Азата Зиганшина, в 2022 году объем финансирования работ по обращению с безнадзорными животными составит в республике 78 миллионов рублей, при том что минимально необходимая сумма оценивается в 260 миллионов.
https://ufa.bezformata.com/listnews/brodyachie-sobaki-kak-boryutsya/102348405/

Тем временем муниципалитеты сетуют на то, что ФЗ-498 и закрепленный в нем принцип ОСВВ не работает в их регионе. С завидной регулярностью депутаты Башкирии предлагают внести поправки в закон и разрешить регионам использовать массовые умерщвления как метод регулирования численности животных.
Так, недавно в Башкирии предложили приравнять собак, обитающих в природе, к диким животным.
https://ysia.ru/v-bashkirii-predlozhili-priravnyat-sobak-obitayushhih-v-prirode-k-dikim-zhivotnym/

Только вот никто не упоминает, что метод ОСВВ не работает по совершенно объективным причинам.
Например, за 2018-2020 гг. муниципалитеты Башкирии не освоили порядка 45 млн. рублей субвенций из республиканского бюджета, выделенных на отлов, содержание и лечение бездомных животных. Управление ветеринарии республики заключило соглашения с муниципалитетами на 187,1 млн рублей, из которых освоено 142 млн рублей — 76%.
Из общей суммы Уфе предоставлено 26,7 млн рублей, из которых освоено только 40% — 10,7 млн рублей.
К неполному использованию субвенций приводят также заниженные цены на закупаемые услуги.
Выявлены нарушения при определении Управлением ветеринарии общего объема субвенций. Анализ показал отсутствие системной и достаточной работы администраций муниципалитетов по обращению с животными без владельцев. В большинстве муниципалитетов работа по обращению с бездомными животными велась с нарушениями. В частности, недоработки выявлены в оформлении первичной документации, не велась видеозапись отлова и выпуска животных, не составлялись заключения об их клиническом состоянии, не соблюдался трехдневный срок рассмотрения заявлений об отлове собак, не предоставлялись документы, подтверждающие факт эвтаназии животных.
Ни один из проверенных приютов по содержанию животных не соответствовал установленным требованиям.
Проверка исполнения законодательства проводилась в связи с жалобами населения на нападения бездомных собак.
https://ufa.rbc.ru/ufa/02/03/2022/621f2e2a9a7947654b657030

Итого получается, что в 2018-2022 г. имелась возможность отловить на 25% больше животных, чем было отловлено. Те животные, которые по какой-то причине не были отловлены и стерилизованы, продолжили увеличивать популяцию. Также зоозащитники сообщали, что контракты исполняются с нарушениями: биркованные животные оказываются не стерилизованными. Популяция снова увеличивается. Работа с населением о недопустимости самовыгула отсутствует. Добавим к проблемам недостаточное количество приютов для своевременного отлова животных и длительного содержания агрессивных особей.
Все эти факторы в совокупности и привели к текущий ситуации.
Проблема должна решаться комплексно, добросовестно и профессиональными руками.
https://rg.ru/2022/02/09/reg-pfo/v-bashkirii-ne-smogli-vybrat-sposob-resheniia-sobachego-voprosa.html
Пункты временного содержания: 4
Общественные организации: 15
Государственные приюты: отсутствуют
Муниципальные приюты: 2
Частные приюты: 12

Пункты временного содержания:
1. ПВС, г. Кармасан
2. ПВС, Уфимский район, с. Миловка
3. ПВС, г. Бирск
4. ПВС, с. Черкассы

Общественные организации:
1. Группа помощи бездомным животным «Добрые руки», г. Уфа
2. Группа помощи бездомным животным «КОТОПЕС», г. Уфа
3. БФ помощи животным «Потеряшки», г. Уфа
4. РОО Зоозащитников РБ «За Жизнь», г. Уфа
5. Группа помощи бездомным животным «Любимец», г. Уфа
6. Группа помощи бездомным животным «Найди меня», г. Уфа
7. Группа помощи бездомным животным «Uмка», г. Салават
8. Группа помощи бездомным животным «4 ЛАПКИ», г. Салават
9. Фонд помощи животным «ЧЕТЫРЕ ЛАПЫ», г. Стерлитамак
10. Фонд Защиты Животных «ЗооПланета», г. Стерлитамак
11. Группа помощи бездомным животным «Второй Шанс», г. Октябрьский и г. Туймазы
12. Общество Защиты Бездомных Животных, г. Октябрьский
13. Группа помощи бездомным животным «ЧЕТЫРЕ ЛАПЫ», г. Ишимбай
14. РООЗЖ Общество Защиты животных, г. Учалы
15. Благотворительный Фонд «Подари Жизнь», г. Благовещенск

Муниципальные приюты:
1. БФПЖ «Октябрьский приют животных ОКТДОМ», г. Октябрьский
2. Приют "Отлов РБ", г. Уфа

Частные приюты:
1. Приют для животных инвалидов «Белый Кот», г. Уфа
2. Приют для животных «Вторая Жизнь», г. Уфа
3. Приют для бездомных собак «Доброта», г. Уфа
4. АНО «Приют для Бездомных Животных «Дом Надежды», г. Уфа
5. Приют для кошек «ПУШИСТИКИ», г. Уфа
6. НКО ФОНД «ПРАВО НА ЖИЗНЬ», г. Салават
7. Фонд помощи собакам - Частный приют «Дружок», г. Стерлитамак
8. Приют для кошек «Престиж» г. Октябрьский
9. БФ помощи бездомным животным «Усы, лапы, хвост», г. Кумертау
10. Общество защиты животных «Добрые сердца», г. Нефтекамск
11. НКО БФ «Потеряшки», г. Нефтекамск
12. РОО «Общество по защите животных – Надежда», г. Белорецк

Дата обновления данной справки - 26.12.2022