В разработке
скоро здесь появится информация
ЯРОСЛАВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ярославской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ярославской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», в ред.от 14.05.2019 г.
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Правительства Ярославской области от 19.03.2015 года № 299-п «Об утверждении Правил предоставления и расходования субвенции на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред.от 17.02.2016 г.
Ознакомиться с Постановлением


3. Закон Ярославской области от 08.04.2015 № 11-З «О содержании собак и кошек в Ярославской области»
Ознакомиться с Законом


4. Приказ департамента ветеринарии Ярославской области от 29.01.2019 № 4 «Об установлении базовых нормативов стоимости отлова одного безнадзорного животного, стоимости содержания одного безнадзорного животного на 2019 год
Ознакомиться с Приказом


5. Приказ департамента ветеринарии Ярославской области от 12.02.2016 № 5 «Об утверждении Порядка отлова безнадзорных животных на территории Ярославской области», в ред.от 24.05.2018 г.
Ознакомиться с Приказом


Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Закон Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных.

  • Осуществление государственных полномочий контролирует уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в области ветеринарии.
  • Приложением к Закону является Методика распределения субвенции на отлов и содержание безнадзорных животных. При расчете субвенций учтены только две услуги: отлов и содержание.
Услуги по вакцинации и стерилизации не учтены при этом расчете.


2. Постановление Правительства Ярославской области от 19.03.2015 года № 299-п «Об утверждении Правил предоставления и расходования субвенции на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред.от 17.02.2016 г.

  • Контроль за реализацией государственных полномочий в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, а также функции главного распорядителя субвенций осуществляет департамент ветеринарии Ярославской области.
  • Получателями субвенций являются муниципальные районы и городские округа области.
  • Общий объем субвенции, выделяемой муниципальному району (городскому округу) области, включает в себя субвенцию на осуществление мероприятий по отлову безнадзорных животных, субвенцию на осуществление мероприятий по содержанию безнадзорных животных.
То есть, опять же указано, что субвенции выделяются и затем расходуются на два вида услуг: отлов и содержание животных. Услуги вакцинации и стерилизации оставлены без внимания. На них средства не предусмотрены.


3. Закон Ярославской области от 08.04.2015 № 11-З регулирует отношения в сфере содержания домашних и безнадзорных собак и кошек на территории Ярославской области в целях обеспечения общественного порядка, безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарно-эпидемиологического, психологического и иного воздействия на них указанных животных.

  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Закреплены принципы содержания домашних и безнадзорных животных. В том числе, принцип нравственного и гуманного к ним отношения.
  • Закреплен порядок содержания домашних животных и обязанности владельцев.
  • Предусмотрена регистрация животных по желанию владельцев.
  • Отдельная статья посвящена отлову. Требования к порядку отлова изложены кратко. неполно.
  • Отсутствует запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Отсутствует норма об обязательной и незамедлительной транспортировке всех отловленных животных в пункт временного содержания (приют), а также о необходимости отлова животных в живом виде.
  • Отсутствует указание на метод регулирования численности популяции. А также информация о дальнейших мероприятиях с животными после отлова.
  • Сказано только про умерщвление.
Умерщвление домашних животных, безнадзорных животных допускается:

  1. для прекращения страданий домашнего животного, безнадзорного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в том числе при наличии у животного неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы;
  2. для умерщвления нежизнеспособного приплода с врожденными физическими пороками;
  3. в случае наличия у домашнего животного, безнадзорного животного неизлечимых заразных болезней, в том числе общих для человека и животных;
  4. в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, в данном Законе в отношении безнадзорных животных предусмотрен только отлов и умерщвление, о других мероприятиях не сказано.


4. При объявлении закупок на регулирование численности безнадзорных животных, цена на данный вид услуг формируется на основании Приказа департамента ветеринарии Ярославской области от 29.01.2019 № 4 «Об установлении базовых нормативов стоимости отлова одного безнадзорного животного, стоимости содержания одного безнадзорного животного на 2019 год».

Согласно Приказа, цены следующие:
  • Отлов – 745 руб. за животное,
  • Содержание – 200,85 за сутки (длительность содержания 10 дней)
  • Таким образом, цена за комплекс услуг в отношении одного животного составляет - 2 753,50 руб.
Это крайне мало. Такая цена не позволяет оказать в отношении животного полный комплекс гуманных мероприятий, в частности, обработать от паразитов, вакцинировать, стерилизовать, провести послеоперационный уход, мечение.


5. Приказом департамента ветеринарии Ярославской области от 12.02.2016 № 5 утвержден Порядок отлова безнадзорных животных на территории Ярославской области».

  • Согласно Приказу, отлов безнадзорных животных включает в себя мероприятия по задержанию, транспортировке безнадзорных животных и передаче их в пункт временной изоляции безнадзорных животных. О вакцинации и стерилизации ничего не сказано.
  • Для отлова предусмотрен ряд методов. Обращает на себя внимание тот факт, что для отлова допускается, в том числе, применение пневматического оружия.
  • При этом указано, что ловцы обязаны соблюдать принципы гуманного отношения к безнадзорным животным и общепринятые нормы нравственности.
  • Введен ряд запретов при отлове. В том числе, запрещено применять способы и технические приспособления, которые могут привести к гибели безнадзорных животных, травмам, увечьям, а также препараты, опасные для их жизни или здоровья. Неясно, как это сочетается с возможностью применения пневматического оружия.
  • Задержанные безнадзорные животные помещаются в индивидуальные клетки, в которых их загружают в специально оборудованные для перемещения животных транспортные средства. Не допускается пребывание отловленного безнадзорного животного в спецавтомобиле более шести часов.
  • Зафиксированы требования к автомобилям.
  • Ловцы обязаны передавать животных в пункт временной изоляции безнадзорных животных в день их задержания.
  • Безнадзорные животные, поступившие в пункт временной изоляции, в день поступления подвергаются клиническому осмотру ветеринарным специалистом и помещаются на карантин, где содержатся не менее 10 дней со дня поступления.
  • Ветеринарный специалист в день поступления безнадзорного животного составляет письменное заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного.
  • По окончании срока карантина ветеринарный специалист вносит в заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного информацию о результатах карантина, проведенных ветеринарных мероприятиях, о состоянии животного, о возможности перевода животного на общие условия содержания, продлении срока карантина или наличии оснований для умерщвления животного. При этом, основания для эвтаназии не прописаны.
  • По истечении срока содержания безнадзорных животных в пункте временной изоляции животные возвращаются прежнему владельцу или передаются новому владельцу, в том числе передаются в приюты для безнадзорных животных. Возврат безнадзорных животных в среду обитания не допускается.
  • Метод регулирования численности популяции не зафиксирован: неясно, каким образом достигается снижение численности. Помимо этого неясно, каковы должны быть действия подрядчика со здоровыми животными после истечения 10-дневного содержания, если за ними не обратились собственники или новые владельцы, а также они не переданы в приют.
Таким образом, в нормативных правовых актах Ярославской области не предусмотрен полный комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных, в частности, полностью упущена из внимания вакцинация и стерилизация. Возврат животных в среду обитания запрещен.

Метод регулирования не зафиксирован. На целый ряд ключевых вопросов в нормативных правовых актах просто нет ответа. Что дает подрядчикам возможность широко трактовать нормы в нужную им сторону.

    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ярославской области

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    К закупочной документации, размещаемой Заказчиками Ярославской области, имеются следующие обоснованные замечания:

    1. В Технических заданиях предусмотрено оказание следующих услуг: отлов, транспортировка в пункт временного содержания, осмотр, содержание (10 дней), умерщвление животного при выявлении ветеринарным специалистом оснований для этого.

    Также предусмотрен возврат животных их собственникам, передача новым владельцам или в приют.

    Вместе с тем, в ТЗ не предусмотрено проведение ключевых мероприятий – вакцинации и стерилизации животных. Получается, что гуманных путей работы с животными не заложено.

    Важно также отметить, что в ТЗ напрямую прописан запрет на возврат животных в среду их прежнего обитания.

    Получается, что согласно ТЗ, после 10 дней содержания животное либо может быть передано владельцу или в приют, либо умерщвлено: иных вариантов не предусмотрено.

    Таким образом очевидно, что по факту в отношении большинства из отловленных животных методом снижения численности популяции является умерщвление.

    Отдельно необходимо обратить внимание на то, что ряд Технических заданий является чрезвычайно кратким.

    2. В Технических заданиях предусмотрена эвтаназия животных, если ветеринарный специалист выявит на это основания. При этом, перечень оснований для эвтаназии в ТЗ не приведен.

    Сформированная таким образом закупочная документация ставит подрядчиков в крайне сложную ситуацию. Например:

    Подрядчик отловил животное, поместил его на карантин. Ветеринарный специалист осмотрел животное и не выявил никаких заболеваний – животное здорово. При этом, за 10 дней его содержания за ним не обратился владелец, новый собственник также не найден, возможности помещения в приют отсутствуют. При этом, животное здорово и ЗАКОННЫХ оснований для эвтаназии нет. При этом, и выпустить животное подрядчику нельзя.

    Получается, что срок содержания истек, выпуск запрещен, передавать животное некому, законных оснований для усыпления тоже нет. Получается тупик.

    Очевидно, что составленная таким образом закупочная документация ставит подрядчика в ситуацию, когда он будет выходить из этого тупика так: выискивать и выдумывать основания для эвтаназии для тех животных, которые за 10 дней не востребованы. То есть, применять метод умерщвления большинства животных.

    3. Цена на данный вид услуг сформирована на основании Приказа департамента ветеринарии Ярославской области от 29.01.2019 № 4 «Об установлении базовых нормативов стоимости отлова одного безнадзорного животного, стоимости содержания одного безнадзорного животного на 2019 год и составляет:

    • Отлов – 745 руб. за животное,
    • Содержание – 200,85 за сутки (длительность содержания 10 дней)
    • Таким образом, цена за комплекс услуг в отношении одного животного составляет - 2 753,50 руб.

    Данная цена является крайне низкой и не позволяет осуществить в отношении животных весь комплекс гуманных мероприятий, в которые должны входить: обработка от паразитов, вакцинация, стерилизация (кастрация), мечение и послеоперационный уход. Эти услуги являются достаточно затратными, при этом они позволяют снижать численность популяции гуманным способом, избегая массовых умерщвлений.

    Услуги - обработка от паразитов, вакцинация, стерилизация (кастрация), мечение и послеоперационный уход – должны быть включены в Техническое задание, должна быть предусмотрена их оплата, соответственно должна быть увеличена НМЦК, внесены изменения в Приказ о установлении базовых нормативов.



    Дата подготовки Справки - 12.07.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ