В разработке
скоро здесь появится информация
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО)
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2003 года № 62-ЗАО «О содержании и защите домашних животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»
Ознакомиться с Законом


2. Приказ службы ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2016 № 64-П «Об утверждении методических рекомендаций по отлову, транспортировке, учету и содержанию безнадзорных животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»

На данный документ ссылаются муниципальные заказчики, но найти его в открытом доступе не представляется возможным.




Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2003 года № 62-ЗАО направлен на обеспечение общественного порядка в сфере содержания и защиты домашних животных.

  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Зафиксированы принципы обращения с животными, в том числе, принцип гуманизма в отношении домашних животных.
  • Закреплены обязанности владельцев животных. В частности, граждане обязаны не допускать бесконтрольного и беспризорного обитания домашних животных.
  • Зафиксированы требования к содержанию домашних животных гражданами. Также установлен ряд запретов, в частости, запрет на побои, натравливание, лишение пищи и неоказание помощи.
  • Также регламентирован порядок выгула животных.
  • Закреплена обязанность регистрации животных в 2-недельный срок с момента приобретения. А также ежегодной перерегистрации.
  • Помимо этого закреплена обязанность граждан вакцинировать животных.

Регистрацию, перерегистрацию и вакцинацию животных против бешенства проводят учреждения государственной ветеринарной службы или уполномоченные ими предприниматели и юридические лица, владеющие лицензией на осуществление ветеринарной деятельности.

  • Домашние животные, находящиеся на территории населенных пунктов, в общественных местах без сопровождающего лица, кроме оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и иных учреждений, подлежат отлову.
  • При отлове безнадзорных животных запрещается жестокое обращение с ними, в том числе применение при отлове, транспортировке, временном содержании технических приспособлений и препаратов, травмирующих животных или опасных для их жизни и здоровья.

При этом, отсутствует запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления.

Также не установлены требования к автомобилю для перевозки животных.

  • Отловленные безнадзорные животные содержатся в пунктах отлова и возвращаются владельцам по их требованию. Невостребованные владельцами животные по истечении 5 дней содержания в пунктах отлова могут передаваться по актам зоозащитным организациям, заинтересованным учреждениям, гражданам.

При общей гуманности изложенных норм, в Законе отсутствует указание на метод снижения численности популяции.

Массовая стерилизация не зафиксирована как ключевое мероприятие и не закреплена как метод снижения численности.

  • Также в Законе указано, что Эвтаназия домашних животных производится ветеринарными службами на территории муниципальных образований.

При этом, перечень оснований для эвтаназии не зафиксирован. Что может приводить к необоснованному применению данного решения.

  • Также отсутствует перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания (приюта): неясно, что происходит с животным, если за ним не обратился собственник и не найден новый владелец, а предусмотренный срок содержания истек.
  • Помимо этого, в Законе не зафиксированы мероприятия, которые должны быть проведены в отношении животного на этапе его содержания в пункте временного содержания: мытье, уход, выгул, обработка и тд.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ямало-Ненецком автономном округе
    В Ямало-Ненецком автономном округе объявляется большое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных. Число подлежащих отлову животных исчисляется десятками и сотнями. На данные цели выделяются значительные бюджетные средства, цена за комплекс мероприятий в отношении животных является высокой.

    При этом, к закупочной документации возникает ряд серьезных замечаний.

    В Технических заданиях не предусмотрено проведение услуг вакцинации и стерилизации, которые являются ключевыми для гуманного и эффективного снижения численности популяции.

    Вместо этого, в ТЗ предусмотрены только услуги по отлову, транспортировке, осмотру, содержанию (разное число дней в разных закупках), эвтаназиии и утилизации.

    Получается, что методом снижения численности популяции является негуманный метод массовых умерщвлений.

    В ряде закупок заказчиками заранее указано число животных, у которых в будущем по итогам осмотра будут выявлены основания для эвтаназии. Очевидно, что знать этого заказчики не могут.

    Помимо этого, в Техническом задании предусматривается широкий перечень оснований для эвтаназии, часто - туманно сформулированный. Например, предусмотрена возможность эвтаназии по причине «повышенной агрессивности». Это понятие не раскрывается. Очевидно, что повышенно агрессивным, при желании, можно признать любое животное. Таким образом, туманные формулировки в ТЗ развязывают руки недобросовестным подрядчикам и приводят к применению на практике метода массовых убийств.

    Заказчики указывают цену за комплекс услуг в отношении одного животного, при этом, они не указывают цену каждой услуги. Это неверно.

    Очевидно, что в отношении каждого животного должен быть оказан различный состав и объем услуг (в зависимости от его возраста, состояния его здоровья, обращения хозяина или нового владельца или отсутствия такового, итоговой длительности нахождения в пункте временного содержания). По этой причине оплата различного состава и объема услуг по единой цене является неверной.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с ч.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.


    Дата подготовки Справки - 24.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ