В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
ЯКУТИЯ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республике Саха (Якутия) и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Саха (Якутия)
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон от 10.07.2002 N 45-З N 425-II «О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев», в ред.от 20.12.2017
Ознакомиться с Законом


2. Закон Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 N 1288-З N 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 18.12.2015
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.02.2015 № 31 «Об установлении нормативов средней стоимости услуг по отлову, транспортировке, содержанию в пунктах передержки и утилизации безнадзорных животных и утверждении порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 19.11.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением


4. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.04.2014 № 89 «Об утверждении Порядка организации проведения на территории Республики Саха (Якутия) мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред.от 22.01.2016 г.
Ознакомиться с Постановлением


5. Приказ Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) от 12.03.2014 г. № 63/1
«Об утверждении порядка регистрации, перерегистрации, профилактического, диагностического, лабораторного минимума обследований и вакцинации собак, кошек и экзотических животных в Республике Саха (Якутия)».
Ознакомиться с Приказом




Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон от 10.07.2002 N 45-З N 425-II регулирует отношения в области содержания собак, кошек и экзотических животных, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной и экологической безопасности жилых и природных зон.

  • Закон содержит перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Законом зафиксирован основные принципы содержания животных. В частности, принцип недопущение жестокого обращения.
  • Законом также закреплены права и обязанности владельцев, а также порядок содержания, регистрации, перевозки и выгула животных.

Порядок и метод регулирования численности безнадзорных животных данным Законом не закреплен.


2. Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 N 1288-З N 131-V органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) наделяются отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных собак, кошек и экзотических животных на территориях муниципальных образований.

  • В Законе приведен перечень основных понятий, которым даны определения.
Обращает на себя внимание следующее определение: «регулирование численности безнадзорных животных - комплекс мер, включающий в себя отлов, транспортировку, содержание в пунктах передержки и утилизацию безнадзорных животных».

Упор на массовую стерилизацию не делается.

  • Законом закреплены права и обязанности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий.
  • Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год.
  • Приложением является Методика расчета объема субвенций на данные цели.

При этом, количество безнадзорных животных, подлежащих отлову на очередной год, утверждается уполномоченным органом на основе отчетных данных о безнадзорных животных за предыдущий год.

В Методике расчета субвенций речь идет только о мероприятиях по отлову, транспортировке, содержанию и утилизации. То есть, услуги вакцинации и стерилизации не прописаны напрямую (можно предположить, что они подразумеваются в составе услуги содержания, но тем не менее, эти услуги дорогостоящие и было бы более верно их просчитывать отдельно). Расчеты по содержанию произведены исходя из длительности 10 дней.

Обращает на себя отдельное внимание, что при расчете указано, что количество безнадзорных животных, подлежащих утилизации определяется ежегодно уполномоченным органом. Совершенно неясно, как уполномоченный орган может это определять и насколько это обосновано.


Дополнительная информация:

По информации, размещенной в СМИ, в 2018 году муниципальным образованиям на осуществление переданных отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных выделено 24 738 580 рублей субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
https://sakhalife.ru/v-respublike-na-regulirovanie-chislennosti-beznadzornyih-zhivotnyih-vyideleno-24-mln-rubley/


3. Ежегодно постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) «Об установлении нормативов средней стоимости услуг по учету, отлову, транспортировке, содержанию в пунктах передержки и утилизации безнадзорных животных» и Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных утверждается объем субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на осуществление им переданных отдельных государственных полномочий.
http://docs.cntd.ru/document/424036803

Актуальным является Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.02.2015 № 31 «Об установлении нормативов средней стоимости услуг по отлову, транспортировке, содержанию в пунктах передержки и утилизации безнадзорных животных и утверждении порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 19.11.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением

Установлены следующие нормативы:
  • Средняя стоимость единицы услуги по отлову и транспортировке безнадзорных животных – 460 руб.
  • Средняя стоимость услуги по содержанию безнадзорных животных в пунктах передержки – 1500 руб.
  • Средняя стоимость услуги по утилизации безнадзорных животных – 500 руб.
Услуги стерилизации и вакцинации не прописаны. Как уже было отмечено выше, возможно, они подразумеваются на этапе содержания. Но за цену в 1500 руб. и содержать. И обработать, и вакцинировать, и стерилизовать животное невозможно.

Поэтому неясно, за счет каких средств должна проводиться стерилизация.

Получается, что на гуманные мероприятия (то есть, без усыпления) выделяется сумма: 460 + 1500 = 1960 руб. Это крайне мало.


4, Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.04.2014 № 89 утвержден Порядок организации проведения на территории Республики Саха (Якутия) мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Данный порядок можно считать основным по рассматриваемому вопросу.

  • Мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных на территории Республики Саха (Якутия) включают в себя работы по отлову, транспортировке, учету, содержанию, кастрации (стерилизации), умерщвлению и утилизации безнадзорных животных.
То есть, данным Порядком предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий, включая стерилизацию.

Регулирование численности безнадзорных животных должно учитывать биологические закономерности, социально-нравственные аспекты, отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим жестокое обращение с ними.

  • Отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и производится с применением приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечье и гибель животных.
  • Установлены требования к порядку транспортировки животных и автомобилю.
  • Отловленные безнадзорные животные размещаются в вольерах пункта передержки животных. Срок пребывания безнадзорных животных в пункте передержки животных составляет не менее 10 календарных дней.
  • Все животные должны быть осмотрены по вызову ветеринарным специалистом в течение 24 часов с момента их поступления в пункт передержки животных или незамедлительно при признаках заболевания бешенством.
  • В период нахождения безнадзорных животных в пункте передержки животных безнадзорные животные осматриваются ветеринарным специалистом, им оказывается ветеринарная помощь, другие необходимые профилактические мероприятия по заключению ветеринарного специалиста.
  • Установлены требования к размерам вольеров для содержания.
  • Содержание безнадзорных животных в пунктах передержки животных включает в себя проведение следующих мероприятий:
  1. прием безнадзорных животных в пункт передержки животных и оформление карточки учета безнадзорного животного;
  2. первичный ветеринарный осмотр;
  3. поиск владельца безнадзорного животного;
  4. уборка и дезинфекция вольеров, где содержатся животные, посуды для животных, уборка территории пункта передержки животных, уборка и дезинфекция оборудования, инвентаря места для проведения ветеринарных мероприятий;
  5. кормление животных;
  6. проведение иных мероприятий, обеспечивающих надлежащее содержание животных в пунктах передержки животных;
  7. возврат безнадзорных животных их владельцам;
  8. кастрация (стерилизация) в случаях и при соблюдении условий, установленных законодательством;
  9. передача безнадзорных животных заинтересованным гражданам или организациям;
  10. умерщвление в случаях и при соблюдении условий, установленных законодательством, либо возврат в среду обитания.

  • Решение об умерщвлении данных животных в зависимости от их клинического состояния выносится ветеринарным специалистом.
  • Умерщвление безнадзорных животных производится:
  1. при наличии у безнадзорного животного болезни, общей для человека и животных;
  2. при подозрении безнадзорного животного в заболевании бешенством в период проведения ограничительных мероприятий (карантина) в неблагополучных пунктах;
  3. для прекращения страданий безнадзорного животного в случае травмы, несовместимой с жизнью, или неизлечимой болезни, если они не могут быть прекращены иным способом;
  4. при проявлении агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.

Таким образом, предусмотрена эвтаназия по причине агрессии. Это понятие не раскрыто, измеримые критерии диагностики отсутствуют, порядок принятия данного решения не прописан. Это может приводить к злоупотреблениям.

  • В Порядке зафиксировано, что информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Безнадзорные животные, не возвращенные их владельцам, не подлежащие умерщвлению и не переданные заинтересованным гражданам или организациям, выпускаются в среду обитания по окончании срока пребывания безнадзорного животного в пункте передержки животных.
  • Выпуск безнадзорных животных в среду обитания осуществляется только после их стерилизации (кастрации).
  • В итоге, метод регулирования численности не зафиксирован. С одной стороны, предусмотрено проведение стерилизации, а также возврата животных в среду обитания (что прогрессивно), но наряду с этим, отсутствует запрет на отлов животных с целью их умерщвления, а также предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии, в том числе, по причине агрессии, что по факту может свести метод регулирования к массовому усыплению.


5. Приказ Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) от 12.03.2014 г. № 63/1
регулирует отношения, связанные с регистрацией, перерегистрацией, профилактическим, диагностическим, лабораторным минимумом обследований и вакцинации собак, кошек и экзотических животных в Республике Саха (Якутия).

  • Целями регистрации являются:подтверждение имущественных прав владельцев животных;создание Единого реестра собак, кошек и экзотических животных в Республике Саха (Якутия), имеющих владельца;установление лиц, ответственных за содержание, сохранность животных и гуманное обращение с животными, определение их юридической ответственности в случае нарушения правил содержания животных.
  • Регистрацию осуществляют государственные ветеринарные учреждения, подведомственные уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Саха (Якутия) в области ветеринарии - Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия).
  • Собаки, кошки и экзотические животные, принадлежащие физическим и юридическим лицам, подлежат обязательной регистрации в недельный срок с момента приобретения (щенки - с 2-месячного возраста) и ежегодной перерегистрации при проведении профилактических, диагностических, лабораторных минимумов обследований и вакцинации животных.
  • Регистрация животных производится в государственных ветеринарных учреждениях по месту жительства владельца (по месту нахождения юридического лица).


Дополнительная информация:


О планах по строительству приюта
http://www.1sn.ru/225873.html


    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Саха (Якутия)
    Ситуация с закупками, объявляемыми заказчиками данного региона на регулирование численности безнадзорных животных, носит негативный характер:

    1. Имеются закупки, в которых предусмотрен полный комплекс мероприятий в отношении животных, включая содержание, вакцинацию и стерилизацию, но таковых меньшая часть. При этом, большинство закупок не предусматривает гуманных методов регулирования и сводится только к отлову с последующим умерщвлением всех животных.

    Таким образом, в большинстве случаев закупочная документация предполагает применение метода массовых убийств животных.

    2.Помимо этого, Заказчики в Технических заданиях предусматривается либо достаточно широкий перечень оснований для эвтаназии, либо сформулированный нечетко, позволяющий широко трактовать формулировки.

    Например, предусмотрена возможность эвтаназии по причине повышенной агрессии.

    При этом, данное понятие не раскрыто, не указаны методы и критерии диагностики, не определен порядок фиксации и подтверждения данного решения.

    Очевидно, что такая нечеткая формулировка в ТЗ развязывает руки недобросовестным подрядчикам и приводит к применению на практике метода массовых убийств по удобному и непроверяемому основанию - агрессия. Таковым можно признать буквально каждую собаку. Проверить это после эвтаназии и тем более утилизации - просто невозможно.

    Отдельно нужно отметить, что допущение заказчиком эвтаназии по неясным и непроверяемым основаниям, может приводить к припискам и завышению объемов фактически оказанных услуг со стороны подрядчиков, так как крайне легко завысить число отловленных животных, с учетом того, что это животное умерщвлено и уже утилизировано (следов нет).

    То есть, наличие широкого перечня оснований или неточных формулировок этих оснований может рассматриваться как возможность для злоупотреблений, приписок и прочих махинаций с бюджетными средствами.

    3.Не менее удручающим и противоречащим законодательству является то, что в ряде Технических заданий допускается отстрел животных из огнестрельного оружия, в случае, если поведение животного угрожает человеку. Опять же, как и в случае с эвтаназией по причине агрессии, понятие угрозы не раскрыто, критериев нет. Очевидно, что несущим потенциальную угрозу при желании можно счесть любое животное и отстрелить его при отлове. Помимо этого, стрельба из огнестрельного оружия создает угрозу жизням людей.

    Данный пункт ТЗ также приводит к тому, что по факту может применяться метод массовых убийств, еще на этапе отлова. Подрядчикам выгодно застрелить животное еще при отлове, при этом, выставить к оплате как оказанные услуги по временному содержанию и последующей эвтаназии, по факту их не оказав.

    Таким образом, закупочная документация в большинстве случае формируется таким образом, чтобы создать предпосылки для применения подрядчиками метода отлова с последующим умерщвлением: допускается отстрел при отлове, предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии, включая непроверяемые, в ряде ТЗ не предусмотрено даже 10 дней содержания, услуга стерилизации также зачастую не предусмотрена.



    Дата подготовки Справки - 13.07.2019г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ