В разработке
скоро здесь появится информация
ВОРОНЕЖСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Воронежской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Воронежской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Воронежской области от 04.05.2006 № 36-ОЗ «О регулировании отношений в области ветеринарии на территории Воронежской области», в ред. от 08.04.2019 г.
Ознакомиться с Законом

2. Закон Воронежской области от 30.06.2010 г. № 67-ОЗ «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения Воронежской области», в ред. от 01.12.2017 г.
Ознакомиться с Законом

3. Закон Воронежской области от 26.04.2013 № 29-ОЗ «О безнадзорных животных на территории Воронежской области», в ред. от 03.12.2018 г.
Ознакомиться с Законом

4. Закон Воронежской области от 30.12.2014 № 228-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Законом

5. Приказ управления ветеринарии Воронежской области от 02.03.2015 № 68 «О Порядке учета и регистрации безнадзорных животных в приюте и порядке предоставления сведений такого учета»
Ознакомиться с Приказом

6. Приказ управления ветеринарии Воронежской области от 02.03.2015 № 69 «О Порядке организации и деятельности приютов для безнадзорных животных»
Ознакомиться с Приказом

7. Приказ управления ветеринарии Воронежской области от 02.03.2015 № 71 «Об утверждении Инструкции по отлову и транспортировке безнадзорных животных»
Ознакомиться с Приказом

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Воронежской области от 04.05.2006 № 36-ОЗ «О регулировании отношений в области ветеринарии на территории Воронежской области», в ред. от 08.04.2019 г. регулирует правоотношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

  • Законом зафиксированы полномочия органов государственной власти Воронежской области в области ветеринарии.
  • Законом установлены обязанности уполномоченного органа в случае возникновения очагов заразных болезней животных.

2. Закон Воронежской области от 30.06.2010 г. № 67-ОЗ регулирует отношения, связанные с содержанием и защитой домашних животных и обеспечением безопасности населения в Воронежской области.

  • Зафиксирована основные принципы обращения с домашними животными, в том числе, принцип гуманного обращения.
  • Также Законом закреплены общие требования к содержанию домашних животных.
  • Закреплены права и обязанности граждан, на содержании которых находятся животные. В том числе, определен порядок выгула.
  • Отдельная статья посвящена защите домашних животных от жестокого обращения.

Действие данного Закона не распространяется на безнадзорных животных.

3. Закон Воронежской области от 26.04.2013 № 29-ОЗ «О безнадзорных животных на территории Воронежской области», в ред. от 03.12.2018 г. определяет организационно-правовую основу и принципы деятельности, связанной с безнадзорными животными, на территории Воронежской области.

  • Зафиксировано, что Закон направлен, в том числе, на формирование гуманного и ответственного отношения к безнадзорным животным.
  • В законе многократно подчеркивается необходимость гуманного отношения и обращения с безнадзорными животными.
  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Зафиксированы основные принципы, на которых строится работа с безнадзорными животными. А именно:
  1. обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;
  2. гуманного отношения к животным, критерием которого является благополучие животных и человека в рамках общепринятых этических ценностей;
  3. защиты животных от жестокого обращения, страданий и гибели, недопущения жестокого умерщвления животных;
  4. участия граждан и некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций, ассоциаций и союзов, в деятельности, связанной с безнадзорными животными, в порядке и в формах, которые установлены действующим законодательством;
  5. запрета пропаганды жестокого обращения с животными;
  6. осуществления и развития просветительской деятельности среди населения, начиная с дошкольных образовательных организаций, в сфере деятельности, связанной с безнадзорными животными, с участием некоммерческих организаций, в том числе ассоциаций и союзов, а также иных юридических и физических лиц, обладающих специальными знаниями.

  • Законом установлены Полномочия органов государственной власти Воронежской области в сфере деятельности, связанной с безнадзорными животными.
  • Отловленные безнадзорные животные подлежат помещению в приют для регистрации, вакцинации, стерилизации (кастрации), изоляции заболевших животных, последующей передачи собственникам либо в собственность других лиц. В целях содержания безнадзорных животных создаются приюты.
  • Зафиксированы обязанности владельцев приютов.
  • При поступлении безнадзорного животного приют обязан:
  1. обеспечить проведение ветеринарного осмотра поступившего животного, при необходимости установить для этого животного карантин, провести лечение и (или) вакцинацию по эпизоотическим показаниям в соответствии с действующим законодательством;
  2. вести учет поступивших животных.

  • Законом регламентировано Участие добровольцев (волонтеров) в деятельности, связанной с безнадзорными животными.


4. Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 228-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных.


5. Приказом управления ветеринарии Воронежской области от 02.03.2015 № 68 утвержден Порядок учета и регистрации безнадзорных животных в приюте и порядок предоставления сведений такого учета.

  • При поступлении безнадзорного животного в приют заносится запись в журнал учета, а также на него оформляется карточка учета с фотографией, где указывается дата поступления в приют и отличительные признаки животного (пол, порода, окрас, размер, примерный возраст, особые приметы, все мероприятия, проводимые с животным в приюте).
  • На каждое животное заводится ветеринарный паспорт, в котором указываются все мероприятия, проводимые с животным в приюте (вакцинация, дегельминтизация, стерилизация (кастрация) и другие).
  • Документы подлежат хранению в приюте в течение одного года.- Регистрация проводится в том числе путем присвоения индивидуального номера, за исключением животных, имеющих номерной индивидуальный знак
  • Информация обо всех отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой и подлежит размещению в средствах массовой информации. Заинтересованные граждане и юридические лица вправе обратиться в приюты для безнадзорных животных и уполномоченные органы за получением информации об отловленных безнадзорных животных.
  • При отсутствии обращения владельцев отловленных безнадзорных животных последние по истечении срока карантинирования передаются на содержание и в пользование физическому или юридическому лицу, изъявившему желание и имеющему необходимые условия для содержания животного на основании договора передачи безнадзорного животного или в приют для безнадзорных животных до установления собственника.


6. Приказом управления ветеринарии Воронежской области от 02.03.2015 № 69 установлен Порядок организации и деятельности приютов для безнадзорных животных.

  • Изложены требования к расположению приюта.
  • Зафиксированы требования к помещениям приюта.
  • Закреплены требованиям к постройкам, наличию зеленых насаждений, забору, площадкам для выгула, полам, высоте потолков и прочие требования хозяйственного характера. Также зафиксированы требования к наличию водоснабжения, канализации, отоплению и температурному режиму, порядку уборки отходов.
  • Подробно изложены требования к содержанию животных в приюте. Закреплен порядок размещения животных.
  • Прописаны мероприятия, необходимые к проведению. Содержание животных в приюте включает в себя проведение следующих мероприятий:
  1. прием животных в приют и оформление учетной документации;
  2. первичный ветеринарный осмотр;
  3. карантинные мероприятия (обработка против эктопаразитов, дегельминтизация, вакцинация);
  4. перевод в зону постоянного содержания;
  5. нанесение идентификационной метки (клеймение) и присвоение регистрационного номера животному;
  6. стерилизация (кастрация) (при необходимости) с последующей реабилитацией;
  7. осмотр всех животных и их вольеров;
  8. мытье и дезинфекция вольеров, иных помещений и территорий, где содержатся животные, подсобных помещений, посуды для животных;
  9. кормление животных;
  10. прогулки с животными, включающие в себя физические нагрузки;
  11. проведение иных мероприятий, обеспечивающих надлежащее содержание животных в приюте.
  • Безнадзорные животные в срок, не превышающий двух календарных дней со дня поступления в приют, подлежат карантинированию, обязательному клиническому осмотру специалистом в области ветеринарии с целью выявления зооантропонозных заболеваний, по результатам которого не позднее одного рабочего дня составляется заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного, а также дегельминтизации и вакцинации.
  • В случае необходимости специалисты государственной ветеринарной службы проводят иные диагностические исследования отловленных безнадзорных животных для решения вопроса о дальнейшем использовании, а также при необходимости - об умерщвлении.
  • Все отловленные безнадзорные животные, в том числе покусавшие человека, а также животные, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительные на заболевание бешенством, должны содержаться изолированно от других безнадзорных животных (на карантине) в течение 10 дней.В случае необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований срок карантина продлевается.
  • В случае, если животное не возвращено собственнику или не передано на содержание иному заинтересованному лицу, по показаниям специалиста в области ветеринарии проводится стерилизация (кастрация) и клеймение животного. Информация об указанных мероприятиях заносится в журнал учета и карточку учета.
  • По истечении послеоперационной реабилитации животного при отсутствии признаков беспричинной агрессии по отношению к людям животное выпускается в прежнее место обитания.

Таким образом, в отношении отловленных животных предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий, включая содержание, вакцинацию и стерилизацию, а также предусмотрен возврат вакцинированных стерилизованных и неагрессивных животных в среду обитания.


7.Приказом управления ветеринарии Воронежской области от 02.03.2015 № 71 утверждена Инструкция по отлову и транспортировке безнадзорных животных.

  • Данная Инструкция устанавливает порядок отлова и транспортировки безнадзорных собак и кошек в Воронежской области специализированной службой по отлову безнадзорных животных или организациями.
  • Отлов безнадзорных животных осуществляется путем применения специальных средств, обеспечивающих ограничение их движения (сети, сачки, ловушки, пищевые приманки и др.).- Не допускается отстрел безнадзорных и бродячих кошек и собак из любого вида огнестрельного оружия, кроме случаев самообороны лиц, занимающихся отловом безнадзорных животных, а также защиты жизни, здоровья и имущества иных граждан.
  • Установлен ряд запретов при отлове, в том числе, запрет на жестокое обращение с животными.
  • Безнадзорные животные после отлова подлежат транспортировке в приют в день отлова.
  • Установлены требования к специализированному автомобилю для перевозки животных и самому порядку транспортировки. При погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных домашних животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья людей и животных.
  • Отловленных безнадзорных животных не допускается содержать в автотранспортном средстве более 8 часов с момента отлова.

Резюмируя, необходимо отметить, что в Воронежской области действует большое число нормативных правовых актов, в которых многократно подчеркивается необходимость гуманного обращения с животными и их защиты от жестокости.
В них предусмотрено проведение всего комплекса мероприятий, в том числе, по методу ОСВВ.

    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Воронежской области
    • Ситуация с объявляемыми закупками носит крайне негативный характер и коренным образом не соответствует содержанию региональных нормативных правовых актов, в которых многократно подчеркивается гуманность по отношению к животным.

    Размещаемая заказчиками закупочная документация не приведена в соответствие с нормами действующего федерального и регионального законодательства.

    • В данном регионе объявляется большое число закупок: на отлов десятков и сотен животных.

    В размещаемой заказчиками закупочной документации имеются два ключевых нарушения:

    1.
    В закупочной документации заранее точно указано число животных, у которых в будущем, по итогам ветеринарного осмотра, будут выявлены основания для эвтаназии.

    Очевидно, что знать этого заказчик на этапе объявления закупки не может. Такое указание содержит признаки необъективности при описании объекта закупки.

    Более того, для подлежащих эвтаназии животных НЕ предусмотрены услуги содержания, вакцинации и стерилизации. То есть, услуги содержания, вакцинации и стерилизации предусмотрены только для части от общего числа животных.

    Таким образом неясно, что должен делать подрядчик в ходе реализации контракта, если у заранее приговоренных заказчиком к эвтаназии животных по итогам ветеринарного осмотра не будут выявлены законные основания для умерщвления.

    Согласно федеральному и региональному законодательству, если у животного по итогам осмотра отсутствуют показания для эвтаназии, подрядчик обязан поместить их на карантин, содержать, вакцинировать и стерилизовать.

    А заказчики не предусмотрел вышеуказанные услуги для всех животных, а предусмотрели их только для части животных.

    Очевидно, что подрядчик будет подставлен в крайне сложную ситуацию, когда он либо вынужден будет выдумывать основания для умерщвления, которых по факту у животного нет, либо нарушать законодательство (не содержать, не вакцинировать животных, хотя это положено), либо же соблюдать законодательство и оказывать эти услуги за вой счет.

    Совершенно очевидно, что формированная таким образом закупочная документация, когда заранее установлено число животных, у которых в будущем должны быть найдены основания для умерщвления, создает предпосылки для нарушения подрядчиками закона, а также сговора, необъективной приемке услуг, нецелевого расходования бюджетных средств.

    В закупочной документации для всех подлежащий отлову животных должен быть предусмотрен полный комплекс мероприятий, включая содержание, вакцинацию и стерилизацию. Так как не может быть известно, у скольких животных будут выявлены оснований для эвтаназии и будут ли он выявлены. Данная позиция зафиксирована целым рядом решений УФАС в различных регионах и должна быть учтена.

    2.
    Вторым важнейшим замечанием к закупочной документации является то, что в Техническом задании предусмотрен отстрел животных из огнестрельного оружия на улицах города. Причем основания для отстрела очень много. И практически любую ситуацию и отлов любого животного можно свести к одному из предусмотренных для отстрела оснований. Таким образом, отстрел и умерщвление животных на месте рассматривается как допустимый способ работы.

    Совершенно неясно, как это стыкуется с тем, что в региональных нормативных правовых актах многократно подчеркивается необходимость гуманного отношения к животным, их защиты от жестокого обращения.

    Необходимо подчеркнуть, что указание в ТЗ на возможность отстрела животных из огнестрельного оружия на улицах города противоречит федеральному и региональному законодательству, по этой причине является основанием для расторжения контрактов.

    Ключевым обстоятельством является то, что отстрел животных запрещен в населенных пунктах и в непосредственной близости от них. Тем более, лицами, не уполномоченными на это (ловцами).

    Очевидно, что осуществление отстрела на территории населенных пунктов, то есть, стрельба из огнестрельного оружия, тем более, осуществляемая неуполномоченным на это лицом без специальной подготовки (ловцом) является прямой угрозой жизни и здоровья населения, чем нарушаются конституционные права граждан Российской Федерации.

    В ключе этого неясно, на каком основании заказчик поручает подрядчику осуществлять противозаконную деятельность, сводящуюся к массовому убийству животных на месте, а также не несущую прямую угрозу населению, оплачивая ее бюджетными средствами.


    Дата подготовки Справки - 24.05.2019 г.
    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ