В разработке
скоро здесь появится информация
ВОЛОГОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Вологодской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Вологодской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Вологодской области от 19.03.2012 № 215 «Об организации отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных», в ред. от 20.08.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением


2. Закон Вологодской области от 15.01.2013 г. № 2966-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», в ред. от 27.02.2019 г.
Ознакомиться с Законом


3. Приказ Управления ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области от 27 февраля 2018 г. № 33 «Об утверждении норм кормления отловленных безнадзорных животных в специальном питомнике»
Ознакомиться с Приказом


4. Дополнительная информация:

В данном регионе был разработан законопроект «О содержании домашних животных в Вологодской области». Законопроект разработали депутаты Вологодской городской Думы. Предполагается, что новый закон позволит вести учет домашних животных, установит ответственность за ненадлежащее содержание питомцев и тем самым обеспечит безопасность жителей.

Сейчас в Вологодской области нет регионального закона, который регламентирует содержание домашних животных.

В Кодексе об административных правонарушениях области есть статья за ненадлежащее содержание животных, но отсутствует порядок действий по содержанию и ответственности вологжан, если животное оказывается брошенным. Законопроект призван устранить пробел в действующем законодательстве.
http://vologda-portal.ru/novosti/index.php?ID=396159&SECTION_ID=151
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Правительства Вологодской области от 19.03.2012 № 215 утвержден Порядок отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных.

  • Методическое руководство по вопросам организации отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных возложено на Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией области.
  • Порядок содержит перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Установлено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова с последующим содержанием в специальных питомниках.
  • Отлов и транспортировка безнадзорного животного должны осуществляться с применением методов, приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечья и гибель животных.
  • Отловленные животные подлежат доставке в специальный питомник в течение 12 часов после отлова. Отловленные безнадзорные животные содержатся в специальных питомниках.
  • Все отловленные безнадзорные животные, поступившие в специальный питомник, подлежат осмотру ветеринаром и вакцинации против бешенства.
  • Содержание безнадзорных животных осуществляется с соблюдением принципов гуманного обращения с животными способами, не допускающими их размножение и нанесение ущерба их жизни и здоровью.
  • В целях регулирования численности безнадзорных животных производится их стерилизация, но не ранее 10 дней со дня помещения животного в специальный питомник. При этом установлено, что не подлежит стерилизации животное, в отношении которого в течение указанного срока в специальный питомник поступило заявление владельца о возвращении ему данного животного, либо которому подыскан новый владелец.
  • Отловленные безнадзорные животные могут быть возвращены владельцам либо переданы новым владельцам по их заявлениям с соблюдением требований гражданского законодательства. Таким образом, предусмотрено три основания для выбытия животных из пункта временного содержания (питомника): возврат собственнику, передача новому владельцу или эвтаназия.
  • Порядком установлено, что безнадзорные животные подлежат эвтаназии по медицинским показаниям в случае их нежизнеспособности по причине болезни или травмы, а также по поведенческим показаниям, если они представляют опасность для общества. Важно отметить, что понятие «поведенческие показания», равно как и «опасность для общества» допускают широту трактовки. По факту это - лазейка, пользуясь которой можно признать опасным и эвтанизировать любое животное. Наличие таким образом сформулированного основания для умерщвления может свести к нулю всю гуманность ранее изложенных норм.
  • Также зафиксировано, что информация о специальных питомниках является открытой и подлежит обнародованию уполномоченным органом в средствах массовой информации.

Таким образом, резюмируя, необходимо отметить, что рассмотренный Порядок имеет общий гуманный вектор. Порядком предусмотрено проведение в отношении безнадзорных животных комплекса мероприятий, включая ключевые: содержание, вакцинацию и стерилизацию.

При этом, Порядок имеет ряд упущений, в том числе значимых для итогового результата обеспечения гуманного и эффективного регулирования численности, а именно:

  • Не зафиксированы требования к важному этапу - транспортировке животных, а также к специализированному автомобилю,
  • Отсутствует прямой запрет на отлов исключительно с целью умерщвления,
  • Не зафиксирована обязанность оказания помощи раненным или больным животным, поступившим с отлова,
  • Не расписан подробно перечень мероприятий, необходимых к проведению на этапе содержания животных (выгул, мытье, уход, обработка от паразитов, маркировка, послеоперационная реабилитация и т.д.),
  • Не зафиксирована обязанность проведения мониторинга численности популяции,
  • Отсутствует указание на необходимость проведения разъяснительной и профилактической работы с населением,
  • Отсутствует норма о возврате животных в среду обитания,
  • Самым весомым упущением является возможность эвтанизировать животных по нечетко сформулированному основанию «по поведенческим показаниям, если они представляют опасность для общества». При этом, не указан порядок данной диагностики, индикаторы такой опасности. Очевидно, что на практике это может привести к необоснованному принятию данного решения.


2. Закон Вологодской области от 15.01.2013 г. № 2966-ОЗ, в ред. от 27.02.2019 г. наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (кошек и собак).

  • Законом закреплен порядок расчета объема субвенций, предусмотренных на мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных:
-норматив затрат на отлов = 830 рублей;
-норматив содержания одной собаки в питомнике = 4900 рубле;
-норматив содержания одной кошки в питомнике = 4650 рублей;

3. Приказом Управления ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области от 27 февраля 2018 г. № 33 утверждены нормы кормления отловленных безнадзорных животных в специальном питомнике.

  • Зафиксировано, что для кормления отловленных безнадзорных животных, содержащихся в специальных питомниках, используется полнорационный сухой корм эконом класса.
  • Рацион питания безнадзорных животных установлен в зависимости от веса животного с учетом рекомендаций производителя кормов, но не более 349 граммов корма в сутки для собак и 63 грамм корма в сутки для кошек.
  • Животные должны иметь постоянный доступ к питьевой воде.- Недопустима раздача кошкам корма, предназначенного для собак, и наоборот.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Вологодской области
    • В Вологодской области объявляется достаточно большое число закупок на регулирование численности (отлов и содержание) безнадзорных животных. Число животных, подлежащих отлову, исчисляется десятками.
    На данные цели выделяются значительные бюджетные средства, расчет НМЦК производится на основании Закона Вологодской области от 15.01.2013 г. № 2966-ОЗ, в ред. от 27.02.2019: цена за комплекс мероприятий в отношении одной собаки составляет 5730 руб.


    • Вместе с тем, заказчики устанавливают либо единую цену (5730 руб.) за весь комплекс мероприятий в отношении животного, либо устанавливают цену за отлов (830 руб.) и цену за все прочие услуги (4900 руб.). Это формирование цены является неверным. Так как цена должна быть у каждого мероприятия (осмотра, содержания, вакцинации, стерилизации и т.д.). А при нынешнем формировании заказчиками цены получается, что и в случае эвтаназии животного по итогам его осмотра, и в случае оказания животному услуг вакцинации, стерилизации, мечения, содержания, оплата будет одинакова (830 + 4900). Очевидно, что это нелогично и противоречит нормам ФЗ 44.
    Некорректное формирование цены со стороны заказчика способствует тому, что недобросовестные подрядчики могут признавать всех или значительную часть животных агрессивным и эвтанизировать по этому основанию. Очевидно, что провести эвтаназию является более выгодным, нежели содержать, осуществлять уход, вакцинировать и стерилизовать животное, а размер оплаты – такой же.

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что оплата по контракту должна напрямую зависеть от фактически оказанных услуг в отношении каждого конкретного животного.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.


    • Содержания Технических заданий, при их схожести на первый взгляд, отличается между собой формулировками и их нюансами. В большинстве закупок предусмотрено проведение в отношении безнадзорных животных всего комплекса мероприятий, включая вакцинацию и стерилизацию, вместе с тем, в ряде закупок ключевая услуга стерилизации только упоминается и не зафиксирована в качестве обязательного мероприятия.


    • В ходе анализа Технических заданий обращает на себя особое внимание формулировка оснований для эвтаназии: она отличается в различных закупках. Чаще всего, заказчики указывают, что «Эвтаназия (усыпление) безнадзорных животных проводится ветеринаром по медицинским показаниям в случае их нежизнеспособности по причинам болезни или травмы, а также по поведенческим (агрессивным) показаниям, если они представляют опасность для общества.», при этом, есть и закупки с еще более широким спектром оснований для умерщвления.
    Важно подчеркнуть, что понятие «поведенческих показаний» не раскрыто и допускает широту его трактовки. По сути, такие формулировки дают подрядчикам возможность достаточно вольно понимать их и применять к действию. Наличие таких оснований может привести к ситуации, когда подрядчики будут усматривать поведенческие показания у большинства из отловленных животных и умерщвлять, при этом, получая полную оплату, что видится крайне нелогичным и неэффективным.

    Дата подготовки Справки - 08.04.2019 г.
    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ