В разработке
скоро здесь появится информация
ВОЛГОГРАДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Волгоградской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Волгоградской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Волгоградской области от 15 июля 2013 года N 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных»
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Администрации Волгоградской области от 10 мая 2018 года №197-п «Об утверждении Порядка расходования органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных»
Ознакомиться с Постановлением


3. Приказ Комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 августа 2018 года N 416а
«Об утверждении порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Волгоградской области»
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Законом Волгоградской области от 15 июля 2013 года N 94-ОД органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области наделены государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных.

Законом установлены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, а также соответствующий порядок контроля и отчетности.

Метод и порядок регулирования численности безнадзорных животных Законом не устанавливается.

2. Постановлением Администрации Волгоградской области от 10 мая 2018 года №197-п утвержден Порядок расходования органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных.

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований, является комитет ветеринарии.

3. Приказом Комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 августа 2018 года N 416а утвержден Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Волгоградской области.
  • В Порядке содержится перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Порядком запрещается жестокое обращение с безнадзорными животными при их отлове, транспортировке и содержании. Осуществление мероприятий по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.
  • Также Порядком зафиксировано, что содержание отловленных безнадзорных животных направлено на сохранение жизни безнадзорных животных, их физического и психического здоровья.
  • Зафиксированы требования к отлову животных. Основным методом отлова безнадзорных животных является метод иммобилизации, который осуществляется путем выстрела из пневматического оружия снарядом с лекарственным средством, оказывающим иммобилизирующее воздействие на животных, и другими незапрещенными способами (сетками, ловушками).
  • Также установлен ряд запретов, в частности, запрет на использование травмирующих животных приспособлений. Вместе с тем, важно отметить, что отсутствует запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления.
  • Установлены требования к транспортировке животных, а также спецавтомобилю и его оснащению. Закреплено, что при погрузке, транспортировке и выгрузке отловленных безнадзорных животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья или гибель отловленных безнадзорных животных. Помимо этого установлен запрет на содержание животных в спецавтомобиле более 8 часов.
  • Отловленные безнадзорные животные в день отлова должны быть осмотрены специалистами государственной ветеринарной службы.
  • В день отлова на каждое отловленное безнадзорное животное составляется акт отлова, передержки и дальнейшего размещения (устройства) животного. Все отловленные безнадзорные животные в пункте временного содержания безнадзорных животных подлежат регистрации.
  • Изложены требования к порядку размещения, карантинирования и содержания животных.
  • Отловленные безнадзорные животные по истечении срока изолированного содержания подлежат обязательной вакцинации против бешенства специалистом в области ветеринарии.
  • Информация обо всех отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой. При содержании отловленных безнадзорных животных должны соблюдаться ветеринарно-санитарные, санитарно-гигиенические, зоотехнические и противоэпизоотические требования, а также приниматься меры по недопущению размножения отловленных безнадзорных животных (стерилизация, кастрация, разнополое содержание).

Таким образом, стерилизация не закреплена как метод снижения численности популяции и не зафиксирована как обязательная процедура, а понимается как мера по недопущению размножения животных в пункте временного содержания.
Метод регулирования численности, по сути, не определен.

  • Медикаментозная эвтаназия безнадзорных животных допускается в следующих случаях:
а) выявления больных бешенством животных;
б) необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
в) если животное является повышенно агрессивным - проявляет неоправданные действия в адрес других животных или человека, свидетельствующие о намерении нанести или повлекшие физические травмы.

Важно подчеркнуть, что последнее основание допускает широту его трактовки на практике и может приводить к трансформации гуманного метода в метод умерщвления всех или большинства животных по причине агрессии.

Таким образом, при общем гуманном векторе данного нормативного правового акта, в нем имеются значительные упущения.

  • В частности, четко не прописаны основания для выбытия животного из пункта временного содержания, а также порядок действий с животными в случае, если срок содержания истек, а основания выбытия не наступили. Возврат в среду обитания не предусмотрен.
  • Не зафиксирована обязанность оказания поступившим с отлова животным неотложной ветеринарной помощи.
  • Помимо этого, не закреплена обязанность проведения профилактической и разъяснительной работы с населением, направленной на формирование гуманного и ответственного отношения к животным, также отсутствует обязанность проведения мониторинга численности популяции.
  • Основным недостатком является то, что массовая (поголовная) стерилизация не закреплена в качестве ключевого мероприятия, необходимого для гуманного и эффективного снижения численности популяции.


    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Волгоградской области
    • В данном регионе число закупок на регулирование численности безнадзорных животных достаточно велико, объем закупаемых услуг исчисляется десятками животных.
    • При объявлении закупок цена за комплекс мероприятий в отношении одного животного значительно варьируется, в ряде случаев являясь крайне низкой и составляя менее 3000 рублей (в частности, 2300 руб.). Помимо этого, в ходе аукционов подрядчики, конкурируя за право заключения контракта, значительно падают от НМЦК, таким образом, есть закупки, где цена контракта в пересчете на цену за одно животное составляет меньше 1 тысячи рублей. Очевидно, что такая цена не позволяет на практике реализовать в отношении отловленных животных гуманные методы регулирования, состоящие в массовой стерилизации и вакцинации.
    • Технические задания, размещаемые заказчиками, и состав услуг разнятся.

    Ряд Технических заданий предусматривают проведение в отношении животных только услуг по отлову, эвтаназии и утилизации.

    Еще ряд ТЗ являются более полными и предусматривают также содержание и вакцинацию, при этом, такие закупки содержат достаточно широкий перечень оснований для проведения эвтаназии (включая такое спорное основание как агрессивность).

    Важно подчеркнуть, что системной ошибкой в закупках данного субъекта является отсутствие указания на необходимость проведения стерилизации в отношении отловленных животных в Техническом задании. Данное мероприятие просто упускается и не предусматривается.

    Таким образом, низкая цена, в сочетании с предусмотренным в ТЗ широким спектром для эвтаназии и отсутствием услуги стерилизации, на практике может свести метод регулирования к отлову с целью массового умерщвления.

    Дата подготовки Справки - 16.02.2019 г.
    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ