В разработке
скоро здесь появится информация
ВЛАДИМИРОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Владимирской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных во Владимирской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Законом Владимирской области от 08.05.2015 №54-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области отдельными государственными полномочиями Владимирской области в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Владимирской области»
Ознакомиться с Законом

2. Постановлением администрации Владимирской области № 1088 от 02.11.2015 «О реализации закона Владимирской области от 08.05.2015 № 54-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области отдельными государственными полномочиями Владимирской области в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Владимирской области»
Ознакомиться с Постановлением


3. Постановлением Департамента Ветеринарии Администрации области от 07.12.2015 № 29 «О реализации Закона Владимирской области от 08.05.2015 № 54-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области отдельными государственными полномочиями Владимирской области в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Владимирской области»
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Законом Владимирской области от 08.05.2015 № 54-ОЗ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Владимирской области наделяются отдельными государственными полномочиями Владимирской области по отлову и содержанию безнадзорных животных, а также по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обращения с безнадзорными животными на территории Владимирской области. Закон устанавливает права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Закон не содержит нормы, относящиеся к порядку отлова и содержания безнадзорных животных.

2. Постановлением администрации Владимирской области №1088 от 02.11.2015 «О реализации закона Владимирской области от 08.05.2015 № 54-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области отдельными государственными полномочиями Владимирской области в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Владимирской области» определяются правила предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области на осуществление отдельных государственных полномочий Владимирской области в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Владимирской области, а также виды финансируемых мероприятий.

  • В соответствии с данным Постановлением, Департамент ветеринарии Администрации Владимирской области является уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам осуществления полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  • В соответствии с Постановлением, субвенции предусмотрены для финансирования следующих мероприятий: отлов, транспортировка, временное содержание, учет, вакцинация, стерилизация (кастрация), эвтаназия, утилизация.
  • Постановление определен порядок отчетности и установлены формы для предоставления отчетов.

3. Постановлением Департамента Ветеринарии Администрации области от 07.12.2015 № 29 утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Владимирской области. По сути, данное Постановление справедливо назвать ключевым по рассматриваемому вопросу.

  • Данным Постановлением утверждены нормативы средней стоимости единиц услуг по осуществлению отдельных государственных полномочий Владимирской области по отлову, содержанию и дальнейшему использованию безнадзорных животных.
  • А также, данным Постановлением утвержден порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных.
  • Порядок отлова предваряет перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Установлена длительность содержания животных в пункте временного содержания. Она равна 12 дням.
  • Порядком зафиксировано, что отлов безнадзорных животных осуществляется в соответствии с принципами гуманности, исключающими жестокое обращение с животными. Установлен запрет на жестокое обращение с животными при отлове. Вместе с тем, не установлен прямой запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Установлена обязанность организаций, осуществляющих отлов и/или содержание безнадзорных животных, до начала мероприятий по отлову, информировать население через средства массовой информации о сроках действия мероприятий по отлову, а также местонахождении пунктов временного содержания, в которые передаются животные. Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Установлены требование к процессу транспортировки отловленных животных, к специализированным автомобилям и их оснащению.
  • Порядком установлено, что бригады по отлову безнадзорных животных передают отловленных животных в пункт временного содержания. Важно отметить, что не установлено, в какой срок после отлова животные должны быть доставлены в пункт временного содержания.
  • Общий гуманный вектор данного Порядка нарушается пунктом, который гласит: «В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Владимирской области, при принятии решения об эвтаназии безнадзорного животного, в ходе проведения мероприятий по отлову, на основании освидетельствования ветеринарного специалиста, составляется соответствующий акт по форме согласно приложению № 7 к настоящему Порядку». Совершенно неясно, каким образом эвтаназия может производиться в ходе отлова. Более того, такая возможность не предусмотрена федеральным законодательством.
  • Порядком установлено, что безнадзорные животные, поступившие в пункт временного содержания, подвергаются клиническому осмотру ветеринарным специалистом, по результатам осмотра оформляется запись в журнале учета. При этом, не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным, не установлен срок, не позднее которого данная помощь должна быть оказана.
  • После клинического осмотра животное подвергается карантинированию в течение не менее 10 дней под наблюдением ветеринарного специалиста.
  • Установлен состав работ, осуществляемый в пункте временного содержания: прием животного, оформление документации, карантинирование, проведение диагностических и лечебно-профилактических мероприятий (включая вакцинацию), содержание животного, включающее осмотр животного и вольера, уборку и дезинфекцию вольера, загонов для прогулок и подсобных помещений, кормление животного, прогулки с животным.
  • Установлена обязанность проведения вакцинации животных после завершения карантинирования. После вакцинации предусмотрена стерилизация. Таким образом, состав мероприятий на этапе содержания изложен подробно.
  • Вместе с тем, при общем гуманном векторе, в данном Порядке имеются упущения. В частности, не прописан четкий перечень оснований для выбытия животных из пункта временного содержания. При этом, в бланках карточки учета безнадзорного животного и акте выбытия безнадзорного животного имеется такое основание выбытия как возврат в среду обитания. При этом в самом правовом акте не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам, а установленный срок пребывания в пункте временного содержания истек (приведена крайне туманная формулировка).Хотя данный вопрос ключевой. Кране важным упущением является отсутствие четко зафиксированного и ограниченного перечня ветеринарных оснований для проведения эвтаназии. Приведена расплывчатая формулировка, допускающая многообразие толкований. Целесообразно повторно отметить, что безосновательная эвтаназия и эвтаназия как метод регулирования численности не предусмотрена федеральным законодательством, тем более, в ходе отлова и без проведения осмотра.
  • Как уже было отмечено выше, рассматриваемым Постановлением также установлены нормативы средней стоимости единиц услуг по осуществлению отдельных государственных полномочий Владимирской области по отлову, содержанию и дальнейшему использованию безнадзорных животных.
  • Норматив средней стоимости услуги по отлову безнадзорных животных – в размере 157 рублей на одно животное.
  • Норматив средней стоимости услуги по транспортировке отловленных животных на расстояние 1 км – в размере 11,76 рублей (при этом, установлен средний размер пробега транспортного средства по области - 1500 км в месяц).
  • Норматив средней стоимости услуги по содержанию в специально отведенных помещениях и учету животных – в размере 1842,9 рублей на животное за 12 суток.
  • Норматив средней стоимости услуги:
- по кастрации одной мужской особи - 913 рублей;
- по стерилизации одной женской особи – 948 рублей;
- Норматив средней стоимости эвтаназии – в размере 245 рублей на одно животное.
- Норматив средней стоимости услуг по утилизации трупов – в размере 292,96 рублей.
- Норматив ставки арендной платы за квадратный метр в сутки 3,89 рублей.
- Норматив срока использования помещений для размещения пункта по временному содержанию отловленных безнадзорных животных – 12 суток с момента отлова безнадзорного животного.

Помимо этого, в документе зафиксировано, что для расчета плановых значений размера субвенций из бюджета Владимирской области бюджетам муниципальных образований положено принять следующие значения:
- кастрация –в размере 40% отловленных безнадзорных животных,
- стерилизация –в размере 40% отловленных безнадзорных животных,
- эвтаназия -20% отловленных безнадзорных животных.

Необходимо подчеркнуть, что такого рода нормирование вступает в противоречие со всеми изложенными выше нормами. Так как эвтаназия может быть осуществлена только в случае наличия и выявления оснований для этого специалистом в области ветеринарии, о чем не может быть известно заранее.

  • Также Постановлением установлен Порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных.
При этом важно отметить, что данный вопрос раскрыт кратко. В частности, зафиксировано, что мониторинг включает в себя сбор, систематизацию и анализ информации.

Сбор информации осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Владимирской области.

При осуществлении мониторинга собираются и систематизируются сведения о наличии безнадзорных животных в каждом муниципальном районе и городском округе: собак и кошек, мужских и женских особей, возрастной состав безнадзорного животного.

После сбора и систематизации информации орган местного самоуправления муниципального района и городских округов Владимирской области обобщает ее и представляет в департамент ветеринарии Владимирской области.

Сам факт понимания необходимости такого рода мониторинга является прогрессивным.

Таким образом, необходимо заключить следующее:

В рассмотренных нормативных правовых актах выражен общий гуманный подход к регулированию численности безнадзорных животных и их защите от жестокого обращения. Предусмотрен весь комплекс мероприятий, включающий, в том числе, содержание, вакцинацию, стерилизацию.

При этом, имеются серьёзные упущения, которые на практике могут свести на нет все вышеуказанные преимущества. В частности, совершенно неясно, каким образом на уровне всей области, которая включает в себя разные населенные пункты и территории, с разной ситуацией по заболеваемости, можно достоверно предполагать, что именно у каждого пятого животного в ходе осмотра будут иметься законные основания для эвтаназии и строить на этом дальнейшую работу по регулированию численности. Очевидно, к каким результатам это приведет на практике.



    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных во Владимирской области
    (Анализ проведен на основании мониторинга выборки закупок за 2018 год)
    • Необходимо отметить, что общее число закупок на регулирование численности безнадзорных животных во Владимирской области сравнительно невелико.
    • Помимо этого, важно отметить, что на значительную часть размещенных заказчиками закупок не подается ни одной заявки от потенциальных подрядчиков, число таких закупок составляется около 30-35% от их общего числа.
    • Уровень конкуренции на рынке данных услуг достаточно низкий, число подрядчиков небольшое. Обычно подается одна, гораздо реже - две заявки.
    • Важно отметить, что в закупках, размещаемых в данном регионе, предусмотрено проведение всего комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных, то есть: отлова, транспортировки, осмотра, содержания, вакцинации и стерилизации. Это обстоятельство является позитивным и выгодно отличает данный субъект от других.
    • При этом, важно отметить, что в закупках Владимирской области есть существенная ошибка, допускаемая подавляющим большинством заказчиков по причине того, что она была заложена Постановлением Департамента Ветеринарии Администрации области от 07.12.2015 № 29.

    Она состоит в том, что полный комплекс мероприятий предусмотрен не для 100% отловленных животных, а для их части (обычно, большей части).

    При этом, каждый заказчик заранее указывает, в отношении скольких из отловленных животных будет иметься возможность осуществления всего комплекса услуг, а у скольких животных будут выявлены основания для эвтаназии.

    При этом, эвтаназия может производиться строго при наличии ограниченного списка основании, выявленных специалистом в области ветеринарии.

    Очевидно, что на этапе размещения закупки заказчику не может быть известно, у скольких животных в будущем, в ходе реализации контракта, специалист в области ветеринарии выявит такие основания. Поэтому заказчик должен предусмотреть для всех животных возможность осуществления полного комплекса услуг, а не предугадывать итоги осмотров. Такие попытки прогнозирования непрогнозируемых явлений приводят к тому, что создаются значительные препятствия в ходе реализации контрактов и в работу порядочных подрядчиков привносятся искусственные затруднения.

    По сути, это может являться фактором, ограничивающим здоровую конкуренцию за счет того, что далеко не все подрядчики готовы работать в таких условиях.

    Например, подрядчиком отловлен установленный в ТЗ объем животных, произведен их осмотр, карантинирование. При этом, у животных не выявлены основания для эвтаназии и нет противопоказаний для стерилизации, что влечет (согласно ТЗ) обязанность оказания услуги стерилизации. При этом, оплата данной услуги предусмотрена заказчиком только для части животных. Встает вопрос о том, как поступать с остальными. Очевидно, что на практике эта ситуация приведет либо к подтасовке результатов осмотра и учетных документов, либо к некачественному исполнению или неисполнению услуг, либо к неэффективному регулированию численности в отсутствии возможности стерилизации для ощутимой части отловленных животных. Что в любом случае наносит урон общей эффективности процесса регулирования, делая мероприятия менее прозрачными.

    • Также важно отметить, что цена, объявляемая заказчиками является рыночной, позволяет порядочно исполнять соответствующие контракты.

    Фактическая цена значительно варьируется, составляя от 4000 до 11000 рублей за комплекс услуг (в который включены все мероприятия). Что также выгодно отличает данный субъект от других регионов.

    Дата подготовки Справки - 15.01.2019

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ