В разработке
скоро здесь появится информация
УЛЬЯНОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ульяновской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ульяновской области
В Ульяновской области порядок регулирования численности безнадзорных животных регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Законом Ульяновской области N 158-ЗО от 07.10.2010 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред. от 27.05.2019 г.

http://docs.cntd.ru/document/918018716

В 2019 году изменения в рассматриваемый закон внесены Законом Ульяновской области от 27.05.2019 N 36-ЗО

http://docs.cntd.ru/document/463729713

Внесенные изменения носят формальный характер и сводятся к замене термина «безнадзорное животное» на «животное без владельцев».

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

2. Постановлением Правительства Ульяновской области № 467-П от 28.12.2010 "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ульяновской области", в ред. от 03.06.2019 г.

В 2019 году изменения в рассматриваемое Постановление внесены Постановлением Правительства Ульяновской области № 257-П от 03.06.2019

http://law.ulgov.ru/doc/14324

Внесенные изменения также носят формальный характер и сводятся к замене термина «безнадзорное животное» на «животное без владельцев».

Таким образом, по факту принятия Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» фундаментальных и содержательных изменений в нормативных правовых актах данного региона не произошло.
Комплексный анализ вышеперечисленных нормативно-правовых актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Правила отлова и содержания безнадзорных животных (животных без владельцев) на территории Ульяновской области составлены чрезвычайно кратко, не фиксируют комплексный подход к проблеме гуманного снижения их численности, не регламентируют порядок осуществления ключевых и обязательных мероприятий, не учитывают передовой опыт других регионов в решении данной проблемы и нуждаются в незамедлительной доработке и уточнении.

В частности, Правила определяют только порядок отлова безнадзорных животных и частично затрагивают порядок проведения осмотра.

В Правилах имеют место следующие существенные пробелы и упущения:

- Не отрегулирован порядок осуществления транспортировки отловленных животных;

- Полностью отсутствуют требования к порядку содержания животных в пункте временного содержания;

- Не установлены требования к таким мероприятиям как карантинирование, вакцинация, стерилизация и кастрация, являющимися ключевыми и позволяющими эффективно снизить численность популяции и добиться улучшения санитарно-эпидемиологической обстановке в регионе;

- Не установлены требования к осуществлению учета и мечения отловленных животных;

- Не определены основания для выбытия животного из пункта временного содержания;

- Не зафиксирован исчерпывающий перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии животного, отсутствуют требованию к порядку проведения данного мероприятия;

- Не зафиксирована необходимость разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным и пропаганды массовой стерилизации как эффективного и современного метода достоверного снижения численности популяции;

- Не зафиксирована периодичность проведения мониторинга численности популяции для формирования объективной картины по данной проблеме (что позволило бы, в том числе, объективно подойти к определению объема закупаемых услуг по отлову и содержанию).

Таким образом, есть основания заключить, что данные Правила не в полной мере регулируют порядок отлова и содержания безнадзорных животных, чем создают почву для несистемного и неэффективного осуществления переданных субъекту полномочий.

2. В Правилах закреплено требование о том, что ловцы обязаны соблюдать принципы гуманного отношения к животным и соблюдать общепринятые нормы нравственности.

Ловцам запрещено жестоко обращаться с животными при их отлове.

Вместе с тем, данные требования не являются конкретными, допускают широту толкования, в том числе, не могут служить фундаментом для осуществления эффективной и прозрачной закупочной деятельности.

3. В Правилах зафиксированы следующие требования:

- Бригады по отлову в обязательном порядке в день отлова должны представлять отловленных животных для осмотра специалисту в области ветеринарии в целях выявления у них заразных, в том числе особо опасных, болезней животных.

- Специалист в области ветеринарии непосредственно после осмотра каждого животного вносит в журнал осмотра отловленных безнадзорных животных сведения о наличии либо об отсутствии у животного заразных или иных болезней.

- Здоровых отловленных животных бригады по отлову передают в пункты для содержания отловленных безнадзорных животных муниципальных районов и городских округов Ульяновской области для содержания в течение 10 дней, после чего бригады по отлову помещают их в приюты.

Таким образом, в Правилах зафиксировано требование о предоставлении отловленных животных для осмотра и дальнейшей передаче здоровых животных в пункт временного содержания и приют, но указанные требования являются фрагментарными, не учитывают и не описывают целый ряд возможных ситуаций, а именно:

- Не определяют срок передачи животного для осмотра после проведения отлова;

- Не определяют порядок действий с животными в случае выявления у них каких-либо болезней;

- Не устанавливают перечень мероприятий, проводимых с животными в пункте временного содержания;

- Не устанавливают четкий порядок передачи животных из пунктов временного содержания в приюты;

- Не предусматривают действия в отношении животных в случае отсутствия мест для размещения в приютах;

- Не определен порядок учета и отчетности при передаче животного: после отлова - на осмотр, затем - в пункт временного содержания.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ульяновской области

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018-2019 год)
    Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ульяновской области позволяет сделать следующие выводы:

    • Закупочная документация, размещаемая муниципальными заказчиками, в подавляющем большинстве случаев содержит признаки нарушения действующего федерального законодательства, так как по сути, закупаются услуги массового умерщвления животных на этапе отлова или на этапе содержания, что не предусмотрено действующим законодательством без наличия на это оснований;

    • Технические задания, размещаемые муниципальными заказчиками, не предусматривают проведение подрядчиками всего комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных, в частности, транспортировки, карантинирования, содержания, вакцинации, стерилизации, учета и мечения или же предусматривают их только для малой части из общего числа животных. При этом, не предусматривается проведение ключевых и обязательных мероприятий, метод массовой стерилизации и вакцинации не находит отражение в закупочной документации.

    • Ситуация с закупками в Ульяновской области является негативной.Бюджетные средства, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами рублей, в Ульяновской области на постоянной основе направляются на оплату массового убийства животных, причем на этапе, не предусмотренном для этого и без наличия на это законных оснований. В самой закупочной документации муниципальные заказчики в большинстве случаев предусматривают только мероприятие по отлову, только для малой части животных предусмотрено временное содержание. Методом регулирования по сути является массовая эвтаназия. Неясно, каким образом данная закупочная деятельность согласуется с принципом гуманности и морально-нравственными ценностями, обозначенными в региональном нормативном акте, а также с нормами федерального законодательства.

    • Требуется незамедлительная коррекция закупочной деятельности на регулирование численности безнадзорных животных, которая сложилась в настоящее время. 23.09.2019
    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ