В разработке
скоро здесь появится информация
УДМУРТСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Удмуртия и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Удмуртия
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Удмуртской Республики от 01.10.2012 № 50-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред. от 21.12.2015 г.
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Администрации города Ижевска от 30.10.2012 г. № 1169 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Город Ижевск», в ред. от 23.07.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 01.10.2012 № 50-РЗ, в ред.от 21.12.2015 органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по отлову и содержанию безнадзорных животных в населенных пунктах на территории Удмуртской Республики.

  • Законом установлены права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий.
  • Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий является Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики.
  • Приложением к Закону является Методика расчета субвенций на реализацию полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных. При этом, в расчете учтены только затраты на отлов животных и их содержание. Затраты на проведение стерилизации (кастрации) не учтены.


2. Постановлением Администрации города Ижевска от 30.10.2012 г. № 1169, в ред.от 23.07.2018 г., утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Город Ижевск.

  • В Порядке указано, что основным методом отлова является метод иммобилизации (временной парализации для неагрессивных животных и усыпления для агрессивных животных), который осуществляется путем дистанционного введения с применением специальных средств (препарата), разрешенных к использованию в установленном порядке. Таким образом, допускается умерщвление при отлове.

Важно подчеркнуть, что население и ловцы не являются специалистами в области ветеринарии, поэтому не могут в ходе отлова достоверно установить агрессивность.

  • Крайне странным в соотношении с вышеуказанной нормой выглядит норма о том, что ловцы обязаны соблюдать принципы гуманного отношения к животным и соблюдать общепринятые нормы нравственности.
  • Также Порядком запрещено жестоко обращаться с животными при их отлове, транспортировке и содержании.
  • Отловленных безнадзорных животных запрещается содержать в специально оборудованных транспортных средствах для перевозки более 3 часов с момента отлова.
  • В краткой форме установлены требования к автомобилю, на котором осуществляется перевозка животных. Не допускается усыпление (эвтаназия) животных в транспорте для перевозки животных.
  • Для исключения карантинных и особо опасных заболеваний ловцы должны в обязательном порядке в день отлова доставлять отловленных животных на территорию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих отлов, где производится временное содержание отловленных животных.
  • Индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют содержание отловленных безнадзорных животных, после получения отрицательного заключения о заболевании, выданного ветеринарным специалистом по результатам осмотра, в течение 1 месяца.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Ветеринарный специалист индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих отлов, после клинического осмотра каждого животного выдает письменное заключение о наличии или об отсутствии заразных и иных болезней животных, перечень которых утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.03.2011 N 62. В случае установления заболевания в соответствии с указанным списком животное усыпляется. Заключение выдается на безвозмездной основе. Очевидно, что на практике все животные могут быть признаны больными с целью минимизации затрат на дальнейшее содержание.
  • Вакцинация и стерилизация животных не предусмотрена. По сути, единственным методом регулирования численности популяции является отлов с последующим умерщвлением.

Таким образом, необходимо констатировать дефицит нормативно-правового регулирования в данном субъекте: Закон Удмуртской Республики от 01.10.2012 № 50-РЗ только наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных, при этом не содержит норм о том, как именно данные мероприятия осуществлять.

Постановление Администрации города Ижевска от 30.10.2012 г. № 1169 такие нормы содержит, но распространяется только на город Ижевск. Единого регионального Закона, который бы регламентировал порядок регулирования численности безнадзорных животных, нет.

При этом, в ряде муниципальных образований издаются Постановления Администрации, которые регламентируют данные мероприятия на уровне данного поселения, примером может служить Постановление Администрации муниципального образования «Кизнерский район» №70 от 29.01.2019 года «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования «Кизнерский район».


Дополнительная информация


По информации в СМИ, в Республике Удмуртия проводился ряд встреч, посвященных проблеме переизбытка популяции безнадзорных животных.

На данных встречах обсуждалась проблема негуманного умерщвления собак со стороны Специализированных организаций.

Помимо этого, на данных совещаниях высказывались предложения о необходимости законодательно утвердить Правила содержания домашних животных и отдельно — Правила отлова безнадзорных животных.

Для регулирования численности бродячих собак представители АНО «Жёлтая бирка» предложили схему «отлов — вакцинация — стерилизация — возврат в среду обитания».

При этом, до настоящего времени такие нормативные правовые акты не приняты.

Также со стороны властей звучали обещания их принятия сразу после принятия ФЗ «Об ответственном обращении с животными», но они не были выполнены.

АНО «Желтая бирка» самостоятельно занимается стерилизациями за счет пожертвований.

При этом, в Республике Удмуртия на регулирование численности безнадзорных животных ежегодно выделяются значительные средства, при этом, используются негуманные и неэффективные методы.

В частности, в 2017 году на отлов из республиканского и местного бюджетов выделено более 3,6 млн. рублей, это около 4 тыс. животных.

https://udmurt.media/news/politika/7408/
http://www.udmgossovet.ru/press/news/24029/
https://news.rambler.ru/other/40177369-vmesto-otlova-sterilizatsiya-v-izhevske-hotyat-vvesti-pravila-soderzhaniya-domashnih-i-bezdomnyh-zhivotnyh/?updated

    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Удмуртия
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в данном регионе носит выраженный негативный характер.

    Объявляется большое число закупок, объемы подлежащих отлову животных измеряются десятками и сотнями.

    К объявляемым закупкам имеется целый ряд обоснованных замечаний:

    • Ключевым нарушением является то, что объявляемые закупки представляют собой закупку услуг по отлову животных с целью последующего массового умерщвления.При этом, услуги вакцинации и стерилизации не закупаются и не предусмотрены закупочной документацией. То есть, гуманные способы снижения численности популяции в данных закупках не предусмотрены.
    Вместо этого, для животных предусмотрена только эвтаназия и утилизация.

    В ТЗ указывается широкий перечень оснований для умерщвления, и очень важно, что эти основания допускают широту трактовки, давая возможности злоупотреблений ими.

    Например, в данных закупках эвтаназия животных допускается по причине их одичалости, а также наличия неизлечимых заболеваний.

    Четкие и измеримые критерии и порядок диагностики «одичалости» отсутствуют.

    По факту, любое животное при желании можно признать больным, агрессивным, одичавшим или несущим угрозу и эвтанизировать на этом основании, при этом, проверить обоснованность принятия такого решения будет невозможно. Наличие в ТЗ широкого перечня оснований для умерщвления в сочетании с отсутствием гуманных методов (стерилизации) могут на практике приводить к умерщвлению всех животных.

    Таким образом, объявляемые в регионе закупки сводятся к закупке услуг по отлову с целью последующего умерщвления всех или большинства животных.

    За исключением владельческих животных, за которыми обратятся хозяева, а также тех, за кем обратятся новые владельцы за срок их временного содержания, все остальные животные будут умерщвлены, никаких иных альтернатив не предусмотрено.

    Необходимо подчеркнуть, что умерщвление животных для регулирования численности популяции не предусмотрено действующим федеральным законодательством и в корне противоречит вектору гуманизации сферы «человек-животное».

    Поэтому данные закупки содержат признаки нарушения действующего законодательства.

    • Длительность содержания отловленных животных в разных закупках отлична: есть закупки, в которых длительность содержания – 3 дня, есть – 10 дней, 1 месяц, есть – до полугода, а также есть закупки, где содержание не предусмотрено или его длительность не указана. При этом, минимальная длительность карантина составляет 10 дней, таким образом, длительность содержания не может быть меньше 10 дней.
    • Особое внимание обращает на себя цена: за комплекс услуг в отношении одного животного она составляет 800 руб. Очевидно, что такая цена не позволяет оказать услуги по гуманному регулированию и даже содержать животных. Вызывает обоснованные сомнения тот факт, что животные содержатся даже 10 дней за данную цену: на практике может иметь место ситуация, когда все животные еще на этапе осмотра признаются агрессивными или одичалыми и 100% умерщвляются.
    • В большинстве случаев, Техническое задание формулируется Заказчиками очень кратко, фрагментарно. Такое качество формулировки объекта закупки может создать препятствия приемку услуг по качеству и объему.


    Дата подготовки Справки - 25.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ