В разработке
скоро здесь появится информация
ТВЕРСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Тверской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Тверской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Тверской области от 02 июля 2013 года № 49-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 07.12.2015 г.
Ознакомиться с Законом



2. Постановление Правительства Тверской области от 02 июля 2013 года № 287-пп «О порядке организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Тверской области», в ред.от 25.08.2015 г.
Ознакомиться с Постановлением



Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Законом Тверской области от 02 июля 2013 года № 49-ЗО
органы местного самоуправления Тверской области наделены отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

  • Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.
  • Приложением является методика расчета объема предоставляемых субвенций.
  • Важно отметить, что при расчете объема субвенций предусматривается оказание услуг по отлову, содержанию, умерщвлению и утилизации. При этом, затраты на оказание услуги стерилизации не предусмотрены.
  • Не менее важно отметить, что расчет объема субвенций, в том числе, проводится на основании прогноза числа животных, которые будут подлежать эвтаназии.
Для этого применяется формула: средняя цена данной услуги, умноженная на количество безнадзорных животных, подлежащих умерщвлению и утилизации в текущем году по муниципальному образованию, определяемое ежегодно исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным Правительством Тверской области.

Крайне интересно понять, на каком основании данный орган может предсказать, у скольких животных в будущем будут выявлены основания для эвтаназии.


2. Постановлением Правительства Тверской области от 02 июля 2013 года № 287-пп утвержден Порядок организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Тверской области».

Данный нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу в данном субъекте.

  • В Порядке зафиксировано, что осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.
  • Отлов безнадзорных животных производится в целях их возвращения владельцам, обеспечения общественного порядка и спокойствия населения, благоустройства территории поселений и городских округов, предупреждения и ликвидации болезней, общих для человека и животных.
Важно сразу же отметить, что написанное выше (норма о гуманности и норма о возврате животных владельцам) никак не соответствует тому, что объявляемые по факту закупки содержат указание на точное число животных, которые должны быть эвтанизированы.

  • Зафиксирован ряд запретов при отлове. При этом, не закреплен запрет на отлов животных исключительно с целью умерщвления.
  • Транспортировка отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания (приют) специализированной организации должна производиться автотранспортом, специально оборудованным для перевозки животных, исключающим возможность травматизма животных.
Зафиксированы требования к автомобилю.

  • При погрузке, непосредственной транспортировке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья людей и животных.
  • Отловленные безнадзорные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания (приют) специализированной организации, где они подлежат:
  1. регистрации в журнале;
  2. клиническому осмотру и освидетельствованию специалистом в области ветеринарии.

  • При поступлении в пункт временного содержания (приют) безнадзорные животные должны содержаться на карантине 10 дней.
  • В обязательном порядке проводится вакцинация против бешенства всех безнадзорных животных, подлежащих возврату владельцу либо передаче новым хозяевам.
  • Безнадзорные животные находятся в пункте временного содержания (приюте) 30 дней .
  • В состав работ по содержанию в пункте временного содержания (приюте) безнадзорных животных должны входить:
  1. осмотр всех животных;
  2. мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;
  3. мытье и дезинфицирование посуды для животных;
  4. кормление животных;
  5. выгул животных.
  • Все животные, подлежащие возврату владельцу либо передаче на содержание и в пользование гражданам, общественным организациям или юридическим лицам, вне зависимости от пола и возраста подлежат присвоению идентификационного номера.

При этом, упущено из внимание ключевое мероприятие - стерилизация. Она не указана как обязательное к проведению.

Также не зафиксирован сам метод регулирования.

  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Умерщвление безнадзорных животных допускается:
  1. при наличии у безнадзорного животного признаков заболеваний, общих для человека и животного;
  2. при обороне от нападающего безнадзорного животного, если жизнь или здоровье человека находятся в опасности;
  3. в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
  • Важно отметить, что сформулированные таким образом основания развязывают руки недобросовестным подрядчикам: они может признать любое животное несущим угрозу жизни человека, эвтанизировать на этом основании. Проверить достоверность произошедшего будет невозможно.
  • Отдельно нужно отметить, что в основаниях выбытия не предусмотрено такое основания как возврат неагрессивных вакцинированных и стерилизованных животных в среду их прежнего обитания.
Не указано, что делать с животными, если по факту истечения 30 дней содержания они не востребованы собственниками, не найдены новые владельцы, у животного нет оснований для эвтаназии и они не переданы в приют.

  • Не нашла отражения норма о необходимости проведения мониторинга численности популяции.
  • Также упущена норма о проведении разъяснительной работы с населением.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Тверской области
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Тверской области носит негативный характер.

    Ключевым нарушением является следующее:

    1. В закупочной документации заранее точно указано число животных, у которых в будущем, по итогам ветеринарного осмотра, будут выявлены основания для эвтаназии.

    Очевидно, что знать этого заказчик на этапе объявления закупки не может. Такое указание содержит признаки необъективности при описании объекта закупки.

    Более того, для подлежащих эвтаназии животных не предусмотрена услуга содержания. То есть, возможность содержания предусмотрена только для части от общего числа животных.

    Таким образом неясно, что должен делать подрядчик в ходе реализации контракта, если у заранее приговоренных заказчиком к эвтаназии животных по итогам ветеринарного осмотра не будут выявлены законные основания для умерщвления. Перечень оснований для умерщвления является ограниченным.

    Согласно федеральному и региональному законодательству, если у животного по итогам осмотра отсутствуют показания для эвтаназии, подрядчик обязан поместить их на карантин, содержать, вакцинировать и стерилизовать.

    А заказчики не предусматривают такую возможность для всех животных, а предусматривают только для части животных.

    Очевидно, что подрядчик будет подставлен в крайне сложную ситуацию, когда он либо вынужден будет выдумывать основания для умерщвления, которых по факту у животного нет, либо нарушать законодательство (не содержать, не вакцинировать животных, хотя это положено), либо же соблюдать законодательство и оказывать эти услуги за вой счет.

    Совершенно очевидно, что формированная таким образом закупочная документация, когда заранее установлено число животных, у которых в будущем должны быть найдены основания для умерщвления, создает предпосылки для нарушения подрядчиками закона, а также сговора, необъективной приемке услуг, нецелевого расходования бюджетных средств.

    С учетом того, что федеральным и региональным законодательством предусмотрен ограниченный перечень оснований для эвтаназии, решение об эвтаназии может быть принято только в случае выявления у животного одного из предусмотренных оснований.

    Установление в ТЗ ограниченного перечня оснований для эвтаназии вступает в противоречие с указанием в нем же точного числа животных, подлежащих эвтаназии. Таким образом получается, что различные части ТЗ противоречат друг другу. Что создает признаки необъективности описания объекта закупки.

    В закупочной документации для всех подлежащий отлову животных должен быть предусмотрен полный комплекс мероприятий, включая содержание, вакцинацию и стерилизацию. Так как не может быть известно, у скольких животных будут выявлены оснований для эвтаназии и будут ли он выявлены. Данная позиция зафиксирована целым рядом решений УФАС в различных регионах и должна быть учтена.


    2.
    В Тверской области заказчиками при объявлении закупок используется типовое Техническое задание. В данном ТЗ прописаны услуги отлова, транспортировки, осмотра, учета, карантинирования (10 дней), содержания (до 30 дней), вакцинации, эвтаназии.
    При этом, по неясной причине, в нем отсутствует указание на обязательное проведение стерилизации отловленных животных.

    Массовая стерилизация должна быть зафиксирована как метод снижения численности популяции и это должно находить отражение в ТЗ. А в данном случае, в ТЗ это не указано.


    3. Не меньшие вопросы вызывает перечень оснований для эвтаназии животных.

    Согласно размещаемым заказчиками ТЗ, «Умерщвление безнадзорных животных допускается:

    1. при наличии у безнадзорного животного признаков заболеваний, общих для человека и животного;
    2. при обороне от нападающего безнадзорного животного, если жизнь или здоровье человека находятся в опасности;
    3. в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.»
    Второе основание может являться лазейкой: недобросовестные подрядчики могут эвтанизировать всех или большинство животных, указывая, что имелся факт нападения с стороны животного и это создавало угрозу. Но проверить достоверность будет невозможно.


    4.
    Установлены следующие цены на услуги:
    • Отлов - 1323,95 руб.,
    • Содержание животного 30 дней - 2697,81 руб.,
    • Эвтаназия и утилизация - 714,58 руб.
    Услуга стерилизация (кастрации) в ТЗ не указана, оплата не предусмотрена.


    5. В Тверской области на постоянной основе объявляются закупки на регулирование численности безнадзорных животных, при этом в большинстве случаев на объявленные закупки не подается ни одной заявки.

    Следствием этого являются перерывы в осуществлении регулирования численности безнадзорных животных, а за время данных перерывов популяция восполняется, следовательно, это препятствует положительной динамике в решении проблемы.


    Дата подготовки Справки - 10.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ