В разработке
скоро здесь появится информация
ТЮМЕНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Тюменской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Тюменской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1.Постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 650-п «Об установлении порядка отлова безнадзорных домашних животных в Тюменской области», в ред.от 29.11.2017 г.
Ознакомиться с Постановлением


2. Закон Тюменской области от 20.03.2019 № 21 «Об обращении с животными в Тюменской области»
Ознакомиться с Законом


Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 650-п в ред. от 29.11.2017 г. утвержден Порядок отлова безнадзорных домашних животных в Тюменской области.

  • Порядком зафиксировано, что отлов животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и соблюдении норм общественной нравственности.
  • Запрещено применение препаратов и методов отлова, опасных для жизни и здоровья животных.
Вместе с тем, отсутствует прямой запрет на отлов животных с целью их последующего умерщвления.

  • Отлов безнадзорных домашних животных включает деятельность по поимке, изоляции, усыплению и захоронению безнадзорных домашних животных, которая может включать в себя стерилизацию (кастрацию), чипирование безнадзорных домашних животных.

Таким образом, стерилизация не указана в качестве ключевого мероприятия, позволяющего эффективно снизить численность популяции, вместо этого указано, что она может быть включена в комплекс проводимых мероприятий.

  • Зафиксирована обязанность информирования населения о предстоящих отловах.

Зафиксирован принцип открытости информации об отловленных животных.

Вместе с тем, отсутствует норма о проведении разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным, профилактику отказа от них. Также отсутствует норма о проведении мониторингов численности популяции.

  • Транспортировка отловленных безнадзорных домашних животных в пункт временного содержания (приют) специализированной организации должна производиться автотранспортом с применением клеток, ящиков и иных специальных пространственных ограничений для перевозки, исключающих возможность травматизма животных.

При этом, отсутствуют четкие нормы к самому автотранcпорту, применяемому для данных целей.

  • Отловленные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания (приют), где они подлежат регистрации в журнале учета по форме, установленной уполномоченным органом.

Максимальная длительность этапа транспортировки не закреплена.

Отсутствует четкое требование об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии в день отлова.

Не зафиксирована обязанность помощи раненным и больным животным.

  • На этапе содержания предусмотрено проведение лечебных мероприятий, вакцинации, стерилизации, а также эвтаназии по причине опасных болезней для человека и животных.

Резюмируя, необходимо отметить, что в данном Порядке не зафиксирован метод регулирования численности популяции - об этом ничего не сказано.

Стерилизация упоминается, но не указана в качестве ключевой и обязательной к проведению.

Также упущены и не определены основания для выбытия животных из пункта временного содержания. Такое основание как возврат в среду обитания не указано.

Также не прописан перечень оснований для эвтаназии. Только упоминается, что эвтаназия допускается в случае опасных болезней для человека и животных, при этом, данное понятие не раскрыто, не прописан порядок диагностики и фиксации результата, что может являться лазейкой.


2. Закон Тюменской области от 20.03.2019 № 21 «Об обращении с животными в Тюменской области» был принят в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данный Закон регулирует отдельные правоотношения в сфере обращения с животными в Тюменской области.

  • Законом определены полномочия Тюменской областной Думы и исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере обращения с животными.
  • До утверждения в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Российской Федерации методических указаний по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев действующие нормативные правовые акты Тюменской области в сфере содержания домашних животных, муниципальные нормативные правовые акты в сфере содержания домашних животных применяются в части, не противоречащей федеральному законодательству.
  • Данным Законом признаны утратившими силу ряд ранее принятых нормативных правовых актов.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Астраханской области
    1. Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 650-п в ред. от 29.11.2017 г. утвержден Порядок отлова безнадзорных домашних животных в Тюменской области.

    - Порядком зафиксировано, что отлов животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и соблюдении норм общественной нравственности.

    - Запрещено применение препаратов и методов отлова, опасных для жизни и здоровья животных.

    Вместе с тем, отсутствует прямой запрет на отлов животных с целью их последующего умерщвления.

    - Отлов безнадзорных домашних животных включает деятельность по поимке, изоляции, усыплению и захоронению безнадзорных домашних животных, которая может включать в себя стерилизацию (кастрацию), чипирование безнадзорных домашних животных.

    Таким образом, стерилизация не указана в качестве ключевого мероприятия, позволяющего эффективно снизить численность популяции, вместо этого указано, что она может быть включена в комплекс проводимых мероприятий.

    - Зафиксирована обязанность информирования населения о предстоящих отловах.

    Зафиксирован принцип открытости информации об отловленных животных.

    Вместе с тем, отсутствует норма о проведении разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным, профилактику отказа от них. Также отсутствует норма о проведении мониторингов численности популяции.

    - Транспортировка отловленных безнадзорных домашних животных в пункт временного содержания (приют) специализированной организации должна производиться автотранспортом с применением клеток, ящиков и иных специальных пространственных ограничений для перевозки, исключающих возможность травматизма животных.

    При этом, отсутствуют четкие нормы к самому автотранcпорту, применяемому для данных целей.

    - Отловленные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания (приют), где они подлежат регистрации в журнале учета по форме, установленной уполномоченным органом.

    Максимальная длительность этапа транспортировки не закреплена.

    Отсутствует четкое требование об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии в день отлова.

    Не зафиксирована обязанность помощи раненным и больным животным.

    - На этапе содержания предусмотрено проведение лечебных мероприятий, вакцинации, стерилизации, а также эвтаназии по причине опасных болезней для человека и животных.

    Резюмируя, необходимо отметить, что в данном Порядке не зафиксирован метод регулирования численности популяции - об этом ничего не сказано.

    Стерилизация упоминается, но не указана в качестве ключевой и обязательной к проведению.

    Также упущены и не определены основания для выбытия животных из пункта временного содержания. Такое основание как возврат в среду обитания не указано.

    Также не прописан перечень оснований для эвтаназии. Только упоминается, что эвтаназия допускается в случае опасных болезней для человека и животных, при этом, данное понятие не раскрыто, не прописан порядок диагностики и фиксации результата, что может являться лазейкой.


    2.Закон Тюменской области от 20.03.2019 № 21 «Об обращении с животными в Тюменской области» был принят в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    Данный Закон регулирует отдельные правоотношения в сфере обращения с животными в Тюменской области.

    - Законом определены полномочия Тюменской областной Думы и исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере обращения с животными.

    - До утверждения в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Российской Федерации методических указаний по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев действующие нормативные правовые акты Тюменской области в сфере содержания домашних животных, муниципальные нормативные правовые акты в сфере содержания домашних животных применяются в части, не противоречащей федеральному законодательству.

    - Данным Законом признаны утратившими силу ряд ранее принятых нормативных правовых актов.



    Дата подготовки Справки - 02.03.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ