В разработке
скоро здесь появится информация
ТУЛЬСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Тульской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Тульской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Тульской области от 03.06.2013 № 1952-зто «О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 25.06.2015 г.
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Правительства Тульской области от 09.07.2013 № 339 «О мерах по реализации Закона Тульской области "О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред. от 19.09.2017

(Приложениями к нему являются Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области и Порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории Тульской области)
Ознакомиться с Постановлением

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Тульской области от 03.06.2013 № 1952-зто наделяет органы местного самоуправления Тульской области государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

  • Органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации проведения следующих мероприятий:
  1. по отлову безнадзорных животных;
  2. по содержанию безнадзорных животных;
  3. по стерилизации (кастрации) безнадзорных животных;
  4. по умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных (по показаниям);
  5. по утилизации (захоронению) трупов безнадзорных животных (далее - государственные полномочия).
Таким образом, предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий.

  • Средства на реализацию государственных полномочий предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета области.
  • При этом, расчет размера субвенций производится исходя из гипотезы о том, что из 100% отловленных животных, 90% не подлежат эвтаназии (подлежат стерилизации), а 10% подлежат.

2. Постановлением Правительства Тульской области от 09.07.2013 № 339 утвержден Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области и Порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории Тульской области.

  • Для проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных проводится мониторинг по определению количества безнадзорных животных для расчета субвенций на очередной бюджетный год.

2.1. В Порядке отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области содержится перечень ключевых понятий, которым даны определения. В частности, раскрыто понятие жестокого обращения с животными.

  • Установлен ряд запретов при отлове, в частности, запрет на жестокое обращение с животными.
  • Запрещается отлов безнадзорных животных исключительно с целью их умерщвления.
  • Установлен порядок транспортировки и требования к специализированному автомобилю.
  • Работники специализированной организации по отлову безнадзорных животных доставляют отловленных безнадзорных животных в специализированные организации по проведению карантина, содержанию безнадзорных животных, где такие животные подлежат клиническому осмотру ветеринарным специалистом в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
  • Раненые животные или животные с явными признаками болезни проходят ветеринарное освидетельствование в течение трех часов после поступления в приют для содержания, им оказывается немедленная ветеринарная помощь.
  • Ветеринарный специалист непосредственно после клинического осмотра каждого безнадзорного животного составляет письменное заключение.
  • Поступившие безнадзорные животные находятся на карантине в течение 10 (десяти) календарных дней до выяснения состояния здоровья.
  • После истечения срока пребывания безнадзорного животного в карантинном помещении оно помещается в приют для содержания.
  • В состав работ по содержанию безнадзорных животных в приюте для содержания должно входить:
  1. осмотр всех животных;
  2. мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;
  3. мытье и дезинфицирование посуды для животных;
  4. кормление и поение животных;
  5. прогулки с животными.

  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Регулирование численности безнадзорных животных на территории Тульской области осуществляется путем:
  1. возврата безнадзорных животных их владельцам;
  2. безболезненного умерщвления (эвтаназия) безнадзорных животных по предусмотренным основаниям;
  3. стерилизации (кастрация) безнадзорных животных;
  4. передачи безнадзорных животных заинтересованным гражданам или организациям;
  5. передачи в муниципальную собственность.
То есть, процедура стерилизации предусмотрена, но метод массовых стерилизаций не зафиксирован как ключевой или единственный.

  • Закреплены следующие основания для эвтаназии:
  1. животные в тяжелом состоянии, при котором оказание эффективной помощи в условиях приюта не представляется возможным;
  2. животные, у которых обнаружены заболевания, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания;
  3. животные, у которых обнаружены заболевания, не причиняющие страдания, но делающие их нежизнеспособными в среде обитания, при которых оказание эффективной помощи в условиях приюта не представляется возможным,
  4. повышенно агрессивные безнадзорные животные.
Важно отметить, что возможность усыпления по основанию агрессии открывает широкие возможности для злоупотреблений, так как это понятие не раскрыто, методы ее диагностики и порядок оформления данного решения не зафиксирован.


2.2. Помимо этого, зафиксирован Порядок проведения мониторинга численности популяции безнадзорных животных.

  • Мониторинг включает в себя сбор, систематизацию, обобщение и анализ информации.
  • При осуществлении Мониторинга собираются и систематизируются сведения о наличии на территории каждого муниципального образования безнадзорных животных: собак и кошек мужских и женских особей.
  • Сбор информации осуществляется уполномоченными органами путем осуществления объездов (обходов) территорий населенных пунктов, включающих в себя визуальный подсчет безнадзорных животных. К участию в объездах (обходах) могут привлекаться общественные организации, волонтеры, а также активные граждане.
  • Полученные данные используются для расчета размера субвенций на будущий год.
Таким образом, анализируя региональные нормативные правовые акты данного региона, можно отметить, что по целому ряду пунктов зафиксированы гуманные и передовые нормы. В частности, запрет на отлов исключительно с целью умерщвления, указание всего спектра услуг в отношении животных, включая стерилизацию, понимания важности проведения мониторинга численности популяции. Нормативные правовые акты данного региона выигрывают при сравнении с другими субъектами.

При этом нельзя не отметить, что в них имеются и лазейки. В частности, допущение эвтаназии по основанию агрессии и отсутствие указания на метод массовых стерилизация как единственный.


Дополнительная информация (из СМИ):


Между фондом и Городской службой единого заказчика заключен муниципальный контракт на оказание услуг отлову и содержанию безнадзорных животных, предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных на территории Тулы. По сообщению администрации Тулы, в 2018 году произведен отлов 760 безнадзорных животных на общую сумму 3 784 260 руб.

В отношении отловленных животных проведен комплекс лечебно-профилактических мероприятий, они стерилизованы. В настоящее время животные содержатся на территории приюта «Ника».
https://myslo.ru/news/tula/2018-12-28-v-2018-godu-v-tule-otlovili-760-brodyachih-zhivotnyh-na-summu-bolee-3-5-mln-rublej

В 2019 году работой по отлову безнадзорных животных в Туле будет заниматься ООО «Континент+». В рамках контракта будут отловлены больше 400 безнадзорных животных. Цена контакта составит около 2,3 миллиона рублей.
https://www.tula.kp.ru/daily/26928/3978819/

В СМИ указано, что регулярно проводятся акции массовой стерилизации
https://myslo.ru/news/tula/2018-07-17-kak-v-tul-skoj-oblasti-reguliruyut-chislennost-beznadzornyh-zhivotnyh
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Тульской области
    • При объявлении закупок на регулирование численности безнадзорных животных муниципальные заказчики Тульской области используют типовое Техническое задание.

    Данное ТЗ предусматривает проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий, включая отлов, транспортировку, содержание, учет, стерилизацию (кастрацию), мечение, эвтаназию в случае выявления оснований, утилизацию.

    Вместе с тем, возможность возврата неагрессивных стерилизованных вакцинированных животных в прежнюю среду обитания не прописана в ТЗ.

    В ТЗ указано, что Услуга оказывается в полном или частичном объеме в отношении каждого животного в зависимости от его состояния и наличия у него владельца – что верно.

    Техническое задание изложено достаточно подробно, каждое мероприятие расписано.

    Качество подготовки ТЗ можно назвать хорошим.

    Качество подготовки ТЗ выше, чем в большинстве регионов.

    При этом, в данном ТЗ содержатся и лазейки, а именно:


    1. Согласно ТЗ, Регулирование численности безнадзорных животных на территории Тульской области осуществляется путем:

    • возврата безнадзорных животных их владельцам;
    • безболезненного умерщвления (эвтаназия) безнадзорных животных;
    • стерилизации (кастрация) безнадзорных животных;
    • передачи безнадзорных животных заинтересованным гражданам или организациям;
    • передачи в муниципальную собственность.

    То есть, наряду с гуманным методом массовых стерилизаций, закреплен и метод умерщвления. При этом, в федеральном законодательстве умерщвление не рассматривается как метод снижения численности популяции.


    2. В продолжении вышесказанного, Техническим заданием предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для эвтаназии.
    Эвтаназии по заключению ветеринарного специалиста подвергаются:

    • животные в тяжелом состоянии, при котором оказание эффективной помощи в условиях приюта не представляется возможным;
    • животные, у которых обнаружены заболевания, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания;
    • животные, у которых обнаружены заболевания, не причиняющие страдания, но делающие их нежизнеспособными в среде обитания, при которых оказание эффективной помощи в условиях приюта не представляется возможным,
    • повышенно агрессивные безнадзорные животные.
    Последнее основание вызывает особую обеспокоенность.

    Тот факт, что допускается эвтаназия по причине агрессии является лазейкой для недобросовестных подрядчиков. Ни в ТЗ, ни в региональном законодательстве не прописаны критерии агрессии и порядок ее диагностики. По этой причине агрессивным можно признать практически любое животное, усыпить его на этом основании. Проверить обоснованность данного решения будет невозможно, в том числе, заказчику.

    К сожалению, такой возможностью могут пользоваться подрядчики в ходе реализации контракта, тем самым, подменяя гуманный метод стерилизаций на метод умерщвления.

    Положительным обстоятельством является то, что цена за данный вид услуг рыночная и составляет 23100 за полный комплекс мероприятий.

    Расчет цены за единицу услуги в отношении одного животного формируется исходя из фактически произведенных исполнителем затрат в следующем соотношении:

    • отлов безнадзорного животного с учетом транспортных затрат в размере 5,628 % от цены Услуги (1300 руб.);
    • стерилизация безнадзорного животного (с учетом расходов на приобретение медицинских препаратов) в размере 9,957 % от цены Услуги (2300 руб.);
    • кастрация безнадзорного животного (с учетом расходов на приобретение медицинских препаратов) в размере 7,359% от цены Услуги (1700 руб.);
    • умерщвление (эвтаназия) безнадзорного животного в размере 4,182% от цены Услуги (966 руб.;
    • утилизация (захоронение) трупов безнадзорного животного в размере 0,130% от цены Услуги за 1кг (30,03 руб.);
    • содержание безнадзорного животного в приюте с учетом затрат на чипирование (в том числе на период карантина) и учет безнадзорных животных в размере 85,714% от цены Услуги, в том числе 0,476% за каждый день содержания в приюте, но не более 180 дней (19800 руб.).


    Дата подготовки Справки - 16.07.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ