В разработке
скоро здесь появится информация
ТОМСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Томской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Томской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Томской области от 13.08.2010 № 154-ОЗ «О содержании собак и кошек в Томской области»
Ознакомиться с Законом


2. Закон Томской области от 11 апреля 2013 года № 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных», в ред.от 06.09.2016 г.
Ознакомиться с Законом


3. А также Методические рекомендации по исполнению органами местного самоуправления данного закона
Ознакомиться с Рекомендациями


4. Распоряжение Администрации Томской области от 7 мая 2013 года № 363-ра, в ред.от 24.11.2016 г.
Ознакомиться с Распоряжением


5. Приказ Управления ветеринарии Томской области от 13.02.2015 № 16 "Об утверждении нормативов"
Ознакомиться с Приказом


6. Постановление Администрации Томской области от 16.05.2018 № 212а «О порядке отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных в Томской области»
Ознакомиться с Постановлением




Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Закон Томской области от 13.08.2010 № 154-ОЗ «О содержании собак и кошек в Томской области»

  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Законом закреплены полномочия органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления в сфере содержания домашних животных, безнадзорных животных.
  • Зафиксированы принципы содержания животных.

В частности, принцип нравственного и гуманного отношения к домашним животным, безнадзорным животным.

  • Закреплены права и обязанности владельца домашнего животного. В частности, введен запрет на жестокое обращение.
  • Закреплен порядок регистрации животных. Собаки, достигшие трехмесячного возраста, независимо от породы подлежат обязательной регистрации по месту жительства владельца (по месту нахождения юридического лица) в течение 14 дней со дня достижения указанного возраста. Регистрация домашних животных осуществляется в соответствующих учреждениях, подведомственных уполномоченному в области ветеринарии исполнительному органу государственной власти Томской области.
  • Отдельная статья посвящена порядку отлова.
  • Отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и производится с применением разрешенных и сертифицированных для подобных целей приспособлений, препаратов и материалов.
  • Отловленные безнадзорные животные помещаются в пункт временного содержания безнадзорных животных.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Также зафиксированы основания для эвтаназии. Их достаточно много. Умерщвление домашних животных, безнадзорных животных допускается:
  1. при наличии у домашнего животного, безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животного;
  2. при необходимости умерщвления новорожденного приплода домашних животных, безнадзорных животных;
  3. для прекращения страданий домашнего животного, безнадзорного животного, если оно не может быть прекращено иным способом;
  4. при обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье человека (людей) находятся в опасности.

  • Относительно приютов сказано, что Органы местного самоуправления могут создавать приюты для животных, а также содействовать организации приютов физическими и юридическими лицами.
  • Отдельная статья посвящена общественному контролю в данной сфере.
Вместе с тем, не зафиксирован метод регулирования численности популяции. Стерилизация не отмечена как ключевое и обязательное мероприятие.


2. Законом Томской области от 11 апреля 2013 года № 51-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделяются отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных.

  • Реализация отдельных государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления путем организации проведения мероприятий:
  1. по отлову безнадзорных животных;
  2. по временному содержанию и учету отловленных безнадзорных животных;
  3. по стерилизации (кастрации) безнадзорных животных;
  4. по умерщвлению, утилизации безнадзорных животных.
  • Приложением к Закону является Методика расчета субвенций на данные цели.
Обращает на себя внимание тот факт, что в формуле предусматривается указание на число подлежащих умерщвлению животных. Неясно, как это можно запланировать, если эвтаназия допустима только при выявлении законного основания.

  • В целях реализации Закона Томской области от 11 апреля 2013 года № 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных», распоряжением Администрации Томской области от 7 мая 2013 года № 363-ра Управление ветеринарии Томской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области на установление необходимых нормативов средней стоимости услуг и расходов на осуществление переданных полномочий.


3. Распоряжение Администрации Томской области от 7 мая 2013 года № 363-ра, в ред.от 24.11.2016 г.

Управление ветеринарии Томской области уполномочено на установление ряда нормативов, а именно:
  1. норматива средней стоимости единицы услуги по отлову безнадзорных животных;
  2. норматива средней стоимости услуги по транспортировке безнадзорных животных на расстояние 1 км;
  3. среднего размера пробега транспортного средства в месяц;
  4. норматива средней стоимости услуги по содержанию в месяц в пунктах временного содержания (в том числе на период карантина) безнадзорных животных;
  5. норматива средней стоимости услуги по кастрации (стерилизации) безнадзорных животных;
  6. норматива средней стоимости услуги по умерщвлению безнадзорных животных;
  7. норматива средней стоимости услуги по утилизации безнадзорных животных
  8. норматива расходов на осуществление управленческих функций.
  9. установление объема средств субвенции, который направляется муниципальным образованием на приобретение в муниципальную собственность оборудования и материалов с целью предоставления их в пользование для осуществления следующих видов деятельности: отлов безнадзорных животных; временное содержание и учет отловленных безнадзорных животных; стерилизация (кастрация) безнадзорных животных; умерщвление, утилизация безнадзорных животных.

4. Цена на данные услуги формируется в соответствии с Приказом Управления ветеринарии Томской области № 16 от 13 февраля 2015 года «Об утверждении нормативов» и предусматривает следующие нормативы:

А) норматив средней стоимости единицы услуги по отлову безнадзорных животных, включая их транспортировку- 569 рублей на одно безнадзорное животное, в том числе:

  • норматив средней стоимости единицы услуги по отлову безнадзорных животных - 316,20 рублей на одно безнадзорное животное;
  • норматив средней стоимости услуги по транспортировке безнадзорных животных (в пункт временного содержания или к месту утилизации) на расстояние 1 км – 50,14 рубля:
  • средний размер пробега транспортного средства в месяц –157,979 км.

Б) норматив средней стоимости услуги по содержанию безнадзорных животных, включая

  • ежедневное питание, первичное ветеринарное обслуживание, коммунальные затраты) 1257 рублей на одно безнадзорное животное в месяц, из расчёта 40,54 рублей в сутки.

В) норматив средней стоимости услуги по учёту безнадзорных животных (включая)- 300 рублей на одно безнадзорное животное в месяц.

Г) норматив средней стоимости услуги по кастрации, стерилизации безнадзорных животных:

  • по кастрации одной мужской особи – 536 рублей
  • по стерилизации одной женской особи - 940 рублей

Д) норматив средней стоимости услуги по умерщвлению безнадзорных животных – 240 рублей на одно безнадзорное животное.

Е) норматив средней стоимости услуги по утилизации – 473 рублей, с учётом того, что транспортировка до места утилизации включена в норматив средней стоимости единицы услуги по отлову.

Таким образом, можно рассчитать, что комплекс «гуманных» услуг, включающий отлов, транспортировку, 10 дней содержания, кастрацию составляет - 1810 руб.,
А комплекс, включающий отлов, транспортировку, 10 дней содержания, стерилизацию составляет - 2214 руб.

Данные цены видятся недостаточными для реализации данных дорогостоящий услуг на практике.


5. Администрации Томской области от 16.05.2018 № 212а утвержден Порядок отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных в Томской области.

  • Отлов безнадзорных животных производится с применением разрешенных и сертифицированных для этих целей приспособлений, препаратов и материалов. При этом, отсутствует запрет на отлов животных исключительно с целью умерщвления.
  • Указано, что Транспортировка отловленных безнадзорных животных должна производиться автотранспортом, оборудованным для перевозки животных. При этом, детализация требований к автомобилю отсутствует.
  • В день отлова безнадзорные животные помещаются в пункт временного содержания безнадзорных животных, где они в течение 72 часов подлежат: 1) регистрации (учету) путем внесения данных о безнадзорном животном в реестр безнадзорных животных;2) клиническому осмотру специалистом в области ветеринарии с целью выявления больных животных, подлежащих изолированному содержанию, дегельминтизации, обработке от блох и оказания иной ветеринарной помощи.
  • В основаниях для эвтаназии идет отсылка на Закон Томской области от 13.08.2010 № 154-ОЗ «О содержании собак и кошек в Томской области», в котором они изложены.
  • Поступившие в пункт временного содержания безнадзорные животные содержатся в карантинном помещении (вольерах для карантина) 10 дней со дня их отлова.
  • Приложениями являются ряд бланков отчетных документов для подрядчиков.

Необходимо подчеркнуть, что Порядок изложен достаточно кратко, в нем не зафиксированы такие ключевые мероприятия как вакцинация и стерилизация, таким образом, он не описывает весь комплекс мероприятий целиком.

Также в нем отсутствует указание на метод регулирования численности популяции.

Стерилизация не зафиксирована как обязательное мероприятие.

Также не расписан перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания. Из Порядка неясно, что делать с животными если после истечения периода их временного содержания (10 дней) нет оснований для эвтаназии и собственник животного не найден.

В данном документе много упущений.

По сути, расписан этап отлова, частично - содержания, эвтаназии, а ключевые мероприятия из внимания упущены.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Томской области
    В Томской области объявляется достаточно большое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных. Число подлежащих отлову животных исчисляется десятками и сотнями. На данные цели выделяются значительные бюджетные средства.

    Расчет цены на услуги формируется в соответствии с Приказом Управления ветеринарии Томской области № 16 от 13 февраля 2015 года «Об утверждении нормативов».

    Плюсами закупочной документации, размещаемой заказчиками данного региона, являются следующие:

    • Закупаются услуги не только по регулированию численности собак (как в большинстве регионов), но и по регулированию популяции кошек.
    • В ТЗ прописано, что массовая стерилизация является гуманным и наиболее эффективным способом снижения численности популяции.
    • Само ТЗ составлено достаточно подробно.

    При этом, к закупочной документации возникает ряд серьезных замечаний.


    В Технических заданиях предусмотрено оказание в отношении безнадзорных животных следующих услуг: отлов и транспортировка, осмотр, содержание, вакцинация, стерилизация (кастрация), мечение, эвтаназия, утилизация.

    При этом, ключевые услуги содержания, вакцинации, стерилизации и мечения предусмотрены не для всех отловленных животных, а только для некоторого числа, указанного Заказчиком.

    Получается, что все зависимости от итогов осмотра, в отношении всех животных оказать гуманный комплекс услуг не получится, так как данные услуги предусмотрены не для 100% отловленных животных.

    Помимо этого, в ТЗ заранее установлено число животных, в отношении которых будет проведена эвтаназия и утилизация.

    Очевидно, что знать это заранее Заказчики не могут.

    Для животных, в отношении которых Заказчик предполагает эвтаназию, другие услуги не предусмотрены (в частности, содержание, вакцинация, стерилизация и мечение).

    Такое указание содержит признаки необъективности при описании объекта закупки.

    Неясно, что должен делать подрядчик в ходе реализации контракта, если у заранее приговоренных Заказчиком к эвтаназии животных по итогам ветеринарного осмотра не будут выявлены основания для умерщвления.

    Согласно законодательству, если у животного по итогам осмотра отсутствуют показания для эвтаназии, подрядчик обязан поместить их на карантин, содержать, вакцинировать и стерилизовать.

    А Заказчики не предусматривают такую возможность для всех животных, а предусматривают только для части животных.

    Очевидно, что подрядчик будет подставлен в крайне сложную ситуацию, когда он либо вынужден будет выдумывать основания для умерщвления, которых по факту у животного нет, либо нарушать законодательство (не содержать, не вакцинировать животных, хотя это положено), либо же соблюдать законодательство и оказывать эти услуги за свой счет.

    Совершенно очевидно, что формированная таким образом закупочная документация, когда заранее установлено число животных, у которых в будущем должны быть найдены основания для умерщвления, создает предпосылки для нарушения подрядчиками закона, а также сговора, необъективной приемке услуг, нецелевого расходования бюджетных средств.

    В закупочной документации для всех подлежащих отлову животных должен быть предусмотрен полный комплекс мероприятий, включая содержание, вакцинацию и стерилизацию. Так как не может быть известно, у скольких животных будут выявлены основания для эвтаназии и будут ли они выявлены.

    Данная позиция зафиксирована целым рядом решений УФАС в различных регионах и должна быть учтена при формировании закупочной документации.

    Помимо этого, в Техническом задании предусматривается достаточно широкий перечень оснований для эвтаназии, часто - сформулированный нечетко, позволяющий широко трактовать формулировки.

    Например, предусмотрена возможность эвтаназии по причине агрессии или же по заключению специалиста в области ветеринарии.

    При этом, понятие агрессии не раскрывается, порядок диагностики не зафиксирован. Очевидно, что агрессивным, при желании, можно признать любое животное.

    Также очевидно, что и заключение ветеринар может выдать то, которое необходимо.

    Таким образом, туманные формулировки в ТЗ развязывают руки недобросовестным подрядчикам и могут привести к применению на практике метода массовых убийств.

    Важно подчеркнуть, что эвтаназия по причине агрессии и по причине выдачи ветеринаром такого заключения - не предусмотрена действующим федеральным законодательством.

    Наличие в ТЗ этих оснований не только противоречит действующему федеральному законодательству, но и однозначно приводит к применению на практике метода убийств, который опять же, идет вразрез в федеральной линией гуманизации в решении этой проблемы.

    Отдельно нужно отметить, что допущение заказчиком эвтаназии по неясным и непроверяемым основаниям, может приводить к припискам и завышению объемов фактически оказанных услуг со стороны подрядчиков, так как крайне легко завысить число отловленных животных, с учетом того, что это животное умерщвлено и уже утилизировано (следов нет).

    То есть, наличие столь широкого перечня оснований для эвтаназии может рассматриваться как возможность для злоупотреблений, приписок и прочих махинаций с бюджетными средствами.



    Дата подготовки Справки - 29.06.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ