В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
ТАТАРСТАН
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Татарстан и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Татарстан
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Татарстан от 13.01.2012 г. № 9-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Ознакомиться с Законом


2.Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 г. № 126 «Об утверждении Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан», в ред. от 06.07.2015 г.
Ознакомиться с Постановлением


3.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 апреля 2013 г. N 279"О внесении изменений в социальные стандарты и натуральные нормы расходов на содержание учреждений ветеринарной службы в Республике Татарстан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.07.2000 N 470 "О развитии социальных стандартов и натуральных норм в Республике Татарстан"
Ознакомиться с Постановлением


4. Закон Республики Татарстан от 07.03.2014 г. № 16-ЗРТ «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в Республике Татарстан», в ред. от 23.07.2014
Ознакомиться с Законом


Дополнительная информация:

Остается проблемным вопрос создания приютов для содержания безнадзорных животных. Приюты функционируют только в шести муниципальных образованиях: Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, Елабуге, Агрызском и Лаишевском муниципальных районах.
https://www.tatar-inform.ru/news/2018/02/09/597105...

Про ситуацию в Казани:

https://www.idelreal.org/a/29583198.html
https://kazanfirst.ru/articles/484050



Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Республики Татарстан от 13.01.2012 г. № 9-ЗРТ наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

  • Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: отлов безнадзорных животных; содержание безнадзорных животных в пункте временного содержания; регулирование численности безнадзорных животных (стерилизация (кастрация) безнадзорных животных, умерщвление повышенно агрессивных безнадзорных животных и безнадзорных животных, у которых обнаружены болезни, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания).


2. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 г. № 126 утвержден Порядок отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан. Данный нормативный правовой акт, по сути, является ключевым по вопросу регулирования численности безнадзорных животных в данном субъекте.

  • Нормативный правовой акт устанавливает требования к осуществлению мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету безнадзорных животных, а также по регулированию их численности на территории Республики Татарстан.
  • Порядком закреплено, что осуществление данных мероприятий основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.
  • Порядком также установлен ряд запретов при осуществлении отлова.
  • Регламентирован порядок транспортировки отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания (приют): она должна производиться автотранспортом, специально оборудованным для перевозки животных, исключающим возможность травматизма животных. Также закреплены требования к специализированному автомобилю для перевозки животных.
  • При погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья людей и животных.
  • Отловленные безнадзорные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания (приют) специализированной организации, где они подлежат:
1) регистрации в журнале;
2) клиническому осмотру и освидетельствованию специалистом в области ветеринарии.
  • При поступлении в пункт временного содержания (приют) безнадзорные животные должны содержаться на карантине 10 дней. В случае необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований срок карантина продлевается на 5 дней.
  • Установлено, что в состав работ по содержанию в пункте временного содержания (приюте) безнадзорных животных, должны входить:
а) осмотр всех животных;
б) мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;
в) мытье и дезинфицирование посуды для животных;
г) кормление животных;
д) выгул животных.
  • Методами регулирования численности безнадзорных животных на территории Республики Татарстан являются:
а) стерилизация (кастрация) безнадзорных животных;
б) безболезненное умерщвление безнадзорных животных по основаниям, предусмотренным Порядком;
в) отлов и содержание в пунктах временного содержания (приютах) специализированных организаций.

Таким образом, получается, что в Республике Татарстан три метода регулирования численности безнадзорных животных: стерилизация, умерщвление и содержание в пунктах временного содержания (приютах). Никакой приоритетности данных методов не установлено. Получается, что гуманный метод закреплен наряду с антигуманным.

  • Безнадзорные животные подлежат обработке от паразитов, вакцинации, стерилизации (кастрации), мечению и после проведения указанных процедур - возврату в места прежнего обитания.
Таким образом, в рамках гуманного метода регулирования, Порядком предусмотрено проведение в отношении безнадзорных животных всего комплекса мероприятий, включая содержание, вакцинацию, стерилизацию, а также предусмотрен возврат животных в среду их прежнего обитания.
  • Установлены два основания для проведения эвтаназии. Умерщвлению по заключению специалиста в области ветеринарии подвергаются:
а) повышенно агрессивные безнадзорные животные, с которыми связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай;
б) безнадзорные животные, у которых обнаружены заболевания, общие для человека и животных или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания.

Важно подчеркнуть, что «повышенная агрессия» - понятие, позволяющее широко трактовать его, что дает возможности для злоупотреблений.

  • Зафиксировано, что информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой. Заинтересованные граждане и юридические лица вправе обратиться в пункт временного содержания (приют) за получением информации об отловленных животных.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что рассмотренный нормативный правовой акт допускает умерщвление как метод регулирования численности популяции и допускает эвтаназию по недостаточно четко сформулированным основаниям, допускающим широту трактовки.


3. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.04.2013 года № 279 утверждены нормы расходов на осуществление мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорныхживотных специализированными предприятиями в следующем размере:
  • Отлов и транспортировка – 320,72 руб.
  • Содержание в пункте временного содержания - 2033,66 руб.
  • Стерилизация, кастрация - 582,02 руб.
  • Умерщвление и утилизация - 298,76 руб.


4. Закон Республики Татарстан от 07.03.2014 г. № 16-ЗРТ «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в Республике Татарстан», в ред. от 23.07.2014

  • Закон в целях обеспечения общественного порядка, защиты людей от неблагоприятного воздействия домашних животных, недопущения жестокого обращения с домашними животными устанавливает общие принципы и основные правила содержания домашних животных, а также особенности содержания отдельных видов домашних животных в Республике Татарстан.
  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Закреплены основные принципы содержания домашних животных, которыми являются:
1) гуманное отношение к домашним животным;
2) соблюдение санитарно-эпидемиологических и ветеринарных правил;
3) защита населения от болезней, общих для человека и животных, и от неблагоприятного воздействия домашних животных;
4) участие органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления в осуществлении мероприятий по защите домашних животных;
5) ответственность за нарушение законодательства в сфере содержания домашних животных.

  • Законом также установлены условия содержания домашних животных. В частности, места содержания домашних животных должны быть обустроены с учетом индивидуальных потребностей домашних животных, в том числе в пространстве, температуре, освещении, вентиляции.
  • Законом установлены обязанности владельцев домашних животных. Ключевыми можно отметить следующие:
  1. не допускать жестокого обращения с домашним животным;
  2. осуществлять уход за домашним животным с учетом его естественных потребностей, в том числе в полнорационном корме, воде, сне, физической нагрузке;
  3. обеспечивать своевременное оказание домашнему животному ветеринарной помощи и проведение обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в отношении домашнего животного;
  4. принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у домашнего животного путем применения временной изоляции, контрацептивных средств, стерилизации (кастрации);
  5. убирать продукты жизнедеятельности домашних животных во время их выгула;
  6. в случае отказа от права собственности или иного права на домашнее животное найти ему нового владельца или передать его в пункт временного содержания безнадзорных животных.

  • Владельцам домашних животных запрещается:
  1. использовать инвентарь и иные приспособления, влекущие увечье, травму, болезнь или гибель домашнего животного;
  2. натравливать домашнее животное на других животных или людей;
  3. применять негуманные методы обучения (дрессировки) домашнего животного;
  4. организовывать и проводить бои с участием домашних животных.
  • Установлена уведомительная регистрация собак. Для регистрации собаки ее владелец обращается с заявлением в орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный на регистрацию собак, или подведомственные ему государственные учреждения и представляет собаку для осмотра. При регистрации собаки ее владельцу выдается свидетельство о регистрации собаки. В случае изменения данных владелец собаки обязан в течение 14 дней обратиться в уполномоченный орган или подведомственные ему государственные учреждения с заявлением о внесении соответствующих изменений в свидетельство о регистрации собаки.
  • Отдельной статьей закреплены правила выгула собак.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Татарстан

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • В Республике Татарстан объявляется большое число закупок, закупаются услуги регулирования численности в отношении десятков и сотен животных, на данные цели выделяются значительные бюджетные средства.
    При этом, в размещаемой закупочной документации выявлены признаки нарушения действующего законодательства.

    • Ключевым нарушением, допускаемым заказчиками Республики Татарстан, является следующее: заказчики заранее устанавливают число животных, подлежащих эвтаназии и утилизации. Обычно, число таких животных составляет половину или даже большую часть от общего числа отлавливаемых животных. Получается, что заказчик заранее, на этапе объявления закупки, точно указывает, у скольких именно животных в будущем по итогам клинического осмотра будут выявлены показания для умерщвления. Очевидно, что такое указание содержит признаки необъективности описания объекта закупки.

    Таким образом, значительная часть объявляемых закупок представляет собой закупки на массовое умерщвление заранее определенного числа животных.

    Важно подчеркнуть, что эвтаназия как метод регулирования численности популяции не предусмотрена действующим федеральным законодательством, более того, противоречит федеральному вектору гуманизации сферы «человек-животное».

    • Заказчики, заранее устанавливая число подлежащих умерщвлению животных, при этом не предусматривают для этих животных услуги содержания и стерилизации.

    Таким образом, складывается ситуация, когда услуги содержания и стерилизации предусмотрены только для части от общего объема отловленных животных.

    Такое формирование закупочной документации ставит подрядчика в сложную ситуацию в ходе исполнения контракта, например, в следующую: все отловленные животные по итогам осмотра были признаны клинически здоровыми, больных и агрессивных животных не выявлено. Таким образом, подрядчик обязан оказать услугу содержания и стерилизации в отношении всех данных животных, так как законных оснований для их умерщвления нет. При этом, согласно объему и составу закупаемых услуг, услуги содержания и стерилизации предусмотрены заказчиком только для некой части, например, для половины от общего числа отловленных животных.

    Тогда подрядчик будет поставлен в ситуацию необходимости усматривать основания для умерщвления там, где их нет (что противоречит законодательству), либо содержать и стерилизовать животных за счет собственных средств (что он вряд ли будет делать), либо не содержать и не стерилизовать животных, выпуская их в среду обратно не стерильными (чем снова допуская нарушение).

    Таким образом, описанные выше действия заказчика и сложившаяся практика формирования закупочной документации приводят к негуманности регулирования, снижению прозрачности проводимых мероприятий.


    Дата подготовки Справки - 09.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ