В разработке
скоро здесь появится информация
ТАМБОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Тамбовской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Тамбовской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Тамбовской области от 02.12.2014 N 483-З "О безнадзорных животных на территории Тамбовской области", в редакции от 28.12.2015
Ознакомиться с Законом


2. Закон Тамбовской области от 25.12.2015 № 625-З "О наделении администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями по организации отлова безнадзорных животных"
Ознакомиться с Законом


3. Приказ Управления ветеринарии Тамбовской области от 29.01.2016 г. № 11 "Об утверждении Правил отлова и передачи в приют безнадзорных животных на территории Тамбовской области"
Ознакомиться с Приказом


4. Приказ Управления ветеринарии Тамбовской области от 25.02.2016 г. № 34 «Об утверждении Порядка содержания безнадзорных животных на территории Тамбовской области»
Ознакомиться с Приказом




Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Тамбовской области от 02.12.2014 N 483-З
"О безнадзорных животных на территории Тамбовской области", в редакции от 28.12.2015 регулирует правоотношения в сфере деятельности, связанной с безнадзорными животными, и направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиту населения от заболеваний, общих для человека и животных, и формирование защиты безнадзорных животных от болезней и жестокого обращения на территории Тамбовской области.

  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Отлов безнадзорных животных осуществляется в целях:
  1. предотвращения возникновения эпизоотий и (или) распространения болезней, общих для человека и животных;
  2. предотвращения нанесения ущерба животному миру и среде обитания животных;
  3. регулирования численности безнадзорных животных;
  4. оказания помощи животным, находящимся в бедственном положении (больным, травмированным, попавшим в ненадлежащие или опасные для их нахождения места);
  5. возврата потерявшихся животных их собственникам;
  6. предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, организаций.

  • Отлов безнадзорных животных исключительно в целях их умерщвления запрещен.
  • При этом, в Законе сказано, что при отлове безнадзорных животных в случае необходимой обороны, если жизнь и (или) здоровье человека (людей) находятся в опасности допускается умерщвление животного.
  • Введено ряд запретов при отлове, в частности, запрещается применять способы и технические приспособления, которые могут привести к гибели животных, травмам, увечьям, а также препараты, опасные для их жизни и здоровья.
  • Безнадзорные животные после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток, где подлежат обязательному учету, осмотру, по результатам которого составляется заключение о состоянии здоровья, в том числе о признании одичавшими в порядке, установленном уполномоченным органом, и принимается решение об изоляции заболевшего животного, вакцинации, стерилизации (кастрации), передаче владельцам и иным заинтересованным лицам, а также при необходимости эвтаназии на основании заключения специалиста в области ветеринарии.
  • Безнадзорные животные содержатся в приюте до их возврата прежним собственникам, либо до их передачи иным лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по их содержанию, и имеющим для этого условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей животного в водопое, кормлении, движении, либо до наступления естественной смерти.
  • Законом также установлены обязанности приютов. Приют обязан:
  1. обеспечить проведение ветеринарного осмотра и карантинирование поступившего безнадзорного животного, а при необходимости - оказание ему квалифицированной ветеринарной помощи;
  2. произвести учет поступившего животного (дата его поступления, вид (порода), окрас, вес, приблизительный возраст, заключение специалиста в области ветеринарии о состоянии здоровья животного, сведения о наличии у животного уникальных отличительных признаков или мечения, сведения о лице, от которого животное поступило в приют);
  3. обеспечить ответственное обращение с безнадзорными животными (в том числе удовлетворение их потребностей в полнорационном сбалансированном питании, сне, движении);
  4. в случае установления собственника животного или подыскания иного лица, изъявившего желание принять на себя обязанности по содержанию животного, предоставить уполномоченному органу, осуществляющему функцию по регистрации безнадзорных животных, информацию о животном;
  5. обеспечить проведение безнадзорным животным обязательных вакцинаций и иных профилактических мероприятий, перечень которых устанавливается органом исполнительной власти Тамбовской области в области ветеринарии;
  6. принимать меры по недопущению размножения животных, собственник которых не был установлен в течение 6 месяцев, в том числе обеспечивать проведение мероприятий по стерилизации животных (если отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья животного);
  7. предоставлять лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по содержанию животного, информацию о животных, содержащихся в приюте.

  • Проведение ветеринарных мероприятий (осмотр, карантин, лечение, стерилизация (кастрация) безнадзорных животных) осуществляется специалистами в области ветеринарии с обязательным обеспечением животного необходимым послеоперационным уходом, содержанием, реабилитацией.
Таким образом, в Законе предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных: отлов, транспортировка, осмотр, учет, карантинирование, содержание, вакцинация, стерилизация, мечение, послеоперационный уход, за исключением возврата в среду прежнего обитания.

  • в рассматриваемом Законе указано, что Возврат животных в прежнюю среду обитания не допускается.
  • Отдельной статьей определен порядок участия добровольцев приютов в деятельности, связанной с безнадзорными животными.
В целом, Закон имеет гуманистический вектор, изложен достаточно подробно.


2. Закон Тамбовской области от 25.12.2015 № 625-З регулирует отношения по наделению администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями по организации отлова безнадзорных животных.

Администрации муниципальных районов и городских округов Тамбовской области наделяются отдельными государственными полномочиями по организации отлова безнадзорных животных на территории Тамбовской области.


3. Приказом Управления ветеринарии Тамбовской области от 29.01.2016 г. № 11 утверждены Правила отлова и передачи в приют безнадзорных животных на территории Тамбовской области".

  • Правила устанавливают требования к осуществлению на территории Тамбовской области мероприятий по отлову, транспортировке и передаче в приют или пункт временного содержания безнадзорных животных.
  • Главным распорядителем бюджетных средств по отлову, транспортировке и передаче в приют (пункт временного содержания) безнадзорных животных является управление ветеринарии Тамбовской области.
  • Правила содержат требования к отлову и запреты, аналогичные рассмотренному выше Закону «О безнадзорных животных на территории Тамбовской области».
  • Установлено, что безнадзорные животные после отлова подлежат транспортировке и помещению в приют (пункт временного содержания).
  • Подробно изложены требования к порядку транспортировки и спецавтомобилю.
  • В Приложении к Порядку размещены ряд отчетных бланков.


4. Приказом Управления ветеринарии Тамбовской области от 25.02.2016 г. № 34 утвержден Порядок содержания безнадзорных животных на территории Тамбовской области.

  • Порядок устанавливает требования к осуществлению на территории Тамбовской области мероприятий по содержанию безнадзорных животных в приюте или пункте временного содержания
  • Безнадзорные животные после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток, где подлежат учету с оформлением соответствующей карточки.
  • Безнадзорные животные в день поступления в приют (пункт временного содержания) подлежат обязательному клиническому осмотру специалистом в области ветеринарии с целью определения категории безнадзорного животного, выявления заболеваний, по результатам которого не позднее одного рабочего дня составляется заключение о состоянии безнадзорного животного.
  • В приютах (пунктах временного содержания) для безнадзорных животных обеспечиваются:
  1. осмотр безнадзорных животных;
  2. очистка и дезинфекция вольеров, подсобных помещений;
  3. мытье и дезинфицирование посуды для безнадзорных животных;
  4. кормление безнадзорных животных в соответствии с физиологическими потребностями.

  • Эвтаназия безнадзорного животного производится специалистом в области ветеринарии в соответствии с заключением о состоянии безнадзорного животного в следующих случаях:
  1. прекращения страданий нежизнеспособного животного, в том числе при наличии у него неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы;
  2. наличия у животного неизлечимых заразных болезней, в том числе общих для человека и животных;
  3. проявления животными агрессии по отношению к людям и другим животным, несущей угрозу здоровью и жизни людей и животных;
  4. наличия заявления владельца животного об эвтаназии животного.

Резюмируя, можно отметить, что действующие на региональном уровне нормативные правовые акты имеют общий гуманистический вектор.

Месте с тем, в них имеются и лазейки, в частности, предусмотрено проведение эвтаназии по основанию агрессии. На практике со стороны подрядчиков могут иметь место злоупотребления: признание всех или большинства животных агрессивными с целью минимизации затрат на содержание и уход за животными.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Тамбовской области
    • Муниципальными заказчиками Тамбовской области объявляется и размещается в ЕИС сравнительно небольшое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных (по сравнению с другими субъектами). Возможно, ряд заказчиков заключают прямые контракты на сумму до 100 рублей.
    • При этом, к размещенным закупкам есть целый ряд существенных замечаний

    • Ключевое состоит в том, что в закупочной документации не указаны услуги по вакцинации и стерилизации животных.

    В ряде закупок предусмотрены услуги отлова и транспортировки, а в ряде закупок указана еще и услуга содержания (при этом, не указана длительность содержания). Но ключевые услуги, обеспечивающие гуманное, прозрачное и эффективности снижении численности животных - стерилизация и вакцинация - не отражены в Технических заданиях.

    Важно подчеркнуть, что согласно действующему федеральному законодательству, вакцинация является обязательной и должна быть предусмотрена в отношении отловленных животных. В законодательстве отсутствует возможность замены вакцинации на умерщвление животных.

    Применение метода массового умерщвления животных для регулирования численности популяции также не предусмотрено федеральным законодательством и противоречит ему.

    Более того, согласно пункту 4 статьи 5 Закона Тамбовской области от 02.12.2014 N 483-З "О безнадзорных животных на территории Тамбовской области", в редакции от 28.12.2015,

    «Безнадзорные животные после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток, где подлежат обязательному учету, осмотру, по результатам которого составляется заключение о состоянии здоровья, в том числе о признании одичавшими в порядке, установленном уполномоченным органом, и принимается решение об изоляции заболевшего животного, вакцинации, стерилизации (кастрации), передаче владельцам и иным заинтересованным лицам, а также при необходимости эвтаназии на основании заключения специалиста в области ветеринарии». Таким образом, региональное законодательство предусматривает проведение вакцинации и стерилизации. Аналогичное по смыслу требование содержится в пункте 6 статьи 6 указанного выше Закона: в нем осмотр, карантинирование, стерилизация и вакцинация указаны как обязательные к проведению мероприятия.

    С учетом этого совершенно неясно, почему этих услуг нет в закупочной документации.

    • Второе, не менее существенное замечание, состоит в том, что цена за комплекс услуг является чрезвычайно низкой - 677 рублей за комплекс мероприятий в отношении одного животного. Очевидно, что за данную цену просто невозможно качественно оказать полный комплекс услуг, включающий отлов, транспортировку, осмотр, содержание, карантинирование, вакцинацию и стерилизацию. Данная цена не является рыночной, в чем можно убедиться, рассчитав стоимость необходимых препаратов, материалов, дез.средств, а такте стоимость приобретения ГСМ, кормов, оплату труда, налоги.

    Вероятно, именно по причине нерыночной цены на значительное число из объявляемых закупок не поступает ни одной заявки от потенциальных подрядчиков. Что, в свою очередь, грозит срывом плановых мероприятий по регулированию численности, ухудшением ситуации и увеличением масштабов проблемы переизбытка популяции.

    Данная цена, в сочетании с отсутствием в закупочной документации требования о вакцинации и стерилизации животных, дает основания полагать, что на практике для регулирования численности применяется метод отлова с последующим умерщвлением животных.

    • Третье, что необходимо отметить, это порядок формирования цены. Заказчики объявляют цену за комплекс услуг в отношении одного животного, что является неверным. Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ. В связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.



    Дата подготовки Справки - 23.03.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ