В разработке
скоро здесь появится информация
СВЕРДЛОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Свердловской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Свердловской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Свердловской области №743-ПП от 06.08.2004 «О примерных правилах содержания домашних животных в Свердловской области»
Ознакомиться с Постановлением


2. Закон Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак"
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Свердловской области от 22.09.2015 № 856-ПП «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак»
Ознакомиться с Постановлением


4. Приказ Департамента ветеринарии Свердловской области от 02.08.2017 № 231 «Об установлении максимальной предельной стоимости работ и услуг по отлову и содержанию безнадзорных собак при осуществлении расходов на проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных собак»
Ознакомиться с Приказом


5. Постановление Правительства Свердловской области от 14.09.2017 N 684-ПП "Об утверждении Порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области"
Ознакомиться с Постановлением


Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Правительства Свердловской области № 743-ПП от 06.08.2004 установлены правила содержания домашних животных. В Правилах содержится широкий спектр норм, в частности, нормы приобретения и продажи, выгула, перевозки, вакцинации, ухода за животными. Нормы изложены подробно, четко, имеют гуманистическую направленность.

  • Правилами установлены права и обязанности владельцев домашних животных. В том числе, закреплена обязанность содержать домашнее животное в соответствии с его биологическими особенностями, гуманно обращаться с ним, не оставлять без корма и воды.
  • Закрепленные нормы также касаются идентификации. В частности установлено, что домашние животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных в порядке, установленном ветеринарными правилами.
  • Также Правилами закреплены цели и задачи приютов для животных.
  • Вопросы регулирования численности безнадзорных животных не освещены в рамках данных Правил.


2. Законом Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 110-ОЗ, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак.

Законом закреплены права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по соответствующим вопросам, установлен порядок отчетности.


3. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.09.2015 № 856-ПП утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак.

Порядок определяет процедуру и условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак. Главным распорядителем средств областного бюджета является Департамент ветеринарии Свердловской области.

Порядок фиксирует процедуру предоставления средств и отчетности за них.


4. Приказ Департамента ветеринарии Свердловской области от 02.08.2017 № 231 устанавливает максимальную предельную стоимость работ и услуг по отлову и содержанию безнадзорных собак.

Установлены следующие нормативы:
  • Отлов с учетом транспортировки – 1000 руб.
  • Учет и содержание – 280 руб. (в сутки)
  • Стерилизация (кастрация) – 1500 руб.
  • Эвтаназия – 100 руб.
  • Утилизация – 150 руб.


5. Постановлением Правительства Свердловской области от 14.09.2017 N 684-ПП утвержден Порядок проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области.

По сути, данный нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу.

  • Правила содержат перечень основных понятий, которым даны определения.
  • В качестве метода регулирования закреплен метод отлова с последующим содержанием в пункте временного содержания, также предусмотрены вакцинация и стерилизация.
  • Отлов безнадзорных собак исключительно в целях умерщвления запрещен. При этом указано, что умерщвление (эвтаназия) безнадзорных собак допускается при обороне от нападающих безнадзорных собак, если жизни и (или) здоровью человека (людей) угрожает опасность. Важно отметить, что данная оговорка может быть использована недобросовестными подрядчиками для обоснования умерщвления.
  • Установлен порядок транспортировки животных, а также требования к специализированному автомобилю и его оснащению. Зафиксировано, что при погрузке, транспортировке и выгрузке отловленных безнадзорных собак должны использоваться средства, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.
  • Отловленных безнадзорных собак не допускается держать в автомобиле более 8 часов с момента отлова.
  • Закреплен состав работ по содержанию безнадзорных собак, в него входят:
  1. ветеринарно-санитарные мероприятия (лечение, профилактические обработки, дезинфекция);
  2. ведение учета поступления, содержания, выбытия;
  3. кормление;
  4. поддержание чистоты помещений и инвентаря;
  5. выгул.

  • При поступлении в пункт содержания отловленные безнадзорные собаки содержатся в карантинном помещении 10 дней. В случае необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований срок карантина продлевается на 5 дней.
  • В период нахождения в карантинном помещении безнадзорные собаки осматриваются специалистом в области ветеринарии, им оказывается ветеринарная помощь, по заключению специалиста в области ветеринарии выполняются другие необходимые профилактические мероприятия.
  • Прием животного оформляется актом приема-передачи и регистрируется в журнале учета. На каждое животное оформляется карточка учета.
  • Подробно изложены требования к содержанию животных: уходу, кормлению, выгулу.
  • Содержание безнадзорных собак осуществляется с соблюдением принципов гуманного обращения с животными способами, не допускающими их размножение и нанесение ущерба их жизни и здоровью.
  • Отловленные безнадзорные собаки содержатся в пункте временного содержания до передачи прежнему собственнику, новому владельцу или в приют для безнадзорных собак. При этом установлено, что передача прежнему собственнику, новому владельцу или в приют должна быть проведена в течение 30 календарных дней с момента помещения отловленной безнадзорной собаки в пункт содержания.
  • Безнадзорная собака в случае передачи новому владельцу или в приют для безнадзорных собак подлежит обязательной вакцинации против бешенства, стерилизации (кастрации), чипированию.
  • Установлены основания для эвтаназии:
  1. наличие неизлечимого заболевания, в том числе особо опасного для человека и (или) животных;
  2. необходимость предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и (или) ликвидации их последствий;
  3. необходимость прекращения страдания раненой или ослабленной безнадзорной собаки, имеющей признаки системного заболевания, причиняющего ей страдания.

В случае установления наличия у животного неоправданной агрессии по отношению к человеку и (или) другим животным, решение о проведении медикаментозной эвтаназии принимается совместно специалистом в сфере ветеринарии и специалистом-кинологом.

По сути, установлено 4 основания. Необходимо подчеркнуть, что четвертое основание является достаточно неточным, допускает возможности трактовки и может использоваться недобросовестными подрядчиками для минимизации затрат на содержание животных. По факту, проверить соответствие 4-му основанию практически невозможно.

  • Также постулируется принцип открытости информации об отловленных животных, пунктах их содержания.
  • К Правилам приложен ряд отчетных бланков.

Рассматриваемый Порядок изложен достаточно подробно, четко, имеет общую гуманистическую направленность. При этом, в нем есть лазейки, подробно описанные выше (касающиеся оснований для умерщвления), которые позволяют недобросовестным подрядчикам в ходе реализации контрактов на регулирование численности подменять указанный гуманный метод на необоснованную эвтаназию.

В Правилах предусмотрен полный комплекс мероприятий: отлов, транспортировка, осмотр, карантинирование, содержание, учет, вакцинация, стерилизация. Но не предусмотрен возврат в среду обитания.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Свердловской области
    • Закупки, объявляемые в Свердловской области на регулирование численности безнадзорных животных, являются разнородными: отличаются между собой по степени подробности изложения Технического задания, а также по фактору, предусмотрен ли полный комплекс мероприятий для всех отловленных животных или же, он предусмотрен только для части их них.
    Необходимо отметить, что в большинстве из рассмотренных закупок для всех отловленных животных предусмотрен полный комплекс мероприятий по гуманному регулированию численности, включая отлов, транспортировку, содержание, вакцинацию, стерилизацию. При этом, также выявлены закупки, в которых заказчиком заранее, на этапе объявления закупки, указано число животных, в отношении которых возможно проведение вакцинации, мечения, стерилизации, а также указано число животных, в отношении которых будет проведена эвтаназия (таким образом, в данных закупках весь комплекс мероприятий по гуманному регулированию предусмотрен не для всего объема, а только для части животных). В таких закупках число животных, подлежащих эвтаназии по вет.основаниям, составляет около половины от общего объема отлова. Вызывает большой вопрос, на каким образом заказчики сделали данную гипотезу. Важно отметить, что если бы у половины популяции безнадзорных животных имелись опасные заболевания, это бы давно привело к соответствующей эпидемии, поэтому, такая гипотеза заказчиков необоснованна.

    Данные закупки содержат признаки нарушения действующего законодательства, содержат признаки необъективности описания объекта закупки, а также будут создавать реальные препятствия добросовестному исполнению контракта на практике. Неясно, каковы должны быть действия порядочного подрядчика, если к нему после отлова поступает животное, у которого отсутствует законное основание для эвтаназии, при этом, объем вакцинации, содержания и стерилизации, предусмотренный контрактом, уже выбран (ранее отловленными животными). Тогда подрядчик будет вынужден либо содержать и вакцинировать животное за своей счет, либо не проводить данные мероприятия (нарушая Вет.Законодательство), либо же усматривать основание для эвтаназии, которого по факту нет. Очевидно, что заказчику на этапе объявления закупки не может быть известно, у скольких животных по итогам осмотра или карантинирования будут выявлены основания для эвтаназии. Поэтому, указание на то, что определенное число из общего числа отловленных животных будет эвтанизировано, является необоснованным.

    Такое формирование заказчиком закупочной документации создает препятствия добросовестной конкуренции и качественной реализации мероприятий по регулированию численности.

    • Цена за комплекс мероприятий в отношении животных является достаточно комфортной, адекватной рынку и превышает аналогичные цены, объявляемые в других регионах. Цена за комплекс варьируется от 5 т.р. и достигает 10 т.р.и выше. Есть основания отметить, что такая цена позволяет провести в отношении каждого животного полный комплекс, включая вакцинацию и стерилизацию, не прибегая к эвтаназии животных для сокращения численности популяции.
    • Для полноты картины необходимо отметить, что в большинстве случаев закупочная документация изложена достаточно подробно. Вместе с тем, важно отметить, что в ТЗ предусмотрен достаточно широкий перечень для проведения эвтаназии. В частности, в него входит агрессия. При этом, такое основание не расписано подробно, нет критериев ее определения, оно допускает широту трактовки и может быть необоснованно использовано недобросовестными подрядчиками для минимизации затрат на содержание животного.
    • Рынок подрядчиков достаточно разнороден, достаточную активность проявляют подрядчики зоозащитной направленности, которые выходят на закупки и в ряде случаев добиваются заключения контракта. При этом, имеются закупки, на участие в которых не подается ни одной заявки.


    Дата подготовки Справки - 01.02.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ