В разработке
скоро здесь появится информация
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ставропольского края и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ставропольском крае
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1.Законом Ставропольского края от 06 октября 2015 г. № 90-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации проведения на территории Ставропольского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных"
Ознакомиться с Законом


2. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 марта 2016 года № 82 «Об утверждении методических рекомендаций по организации проведения на территории Ставропольского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Приказом




Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Ставропольского края от 06 октября 2015 г. № 90-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации проведения на территории Ставропольского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных" наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями, состоящими в организации проведения на территории Ставропольского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Настоящим Законом отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае.


2. Методические рекомендации по организации проведения на территории Ставропольского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных разработаны в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по организации проведения данных мероприятий.

  • Методические рекомендации имеют гуманистический вектор, идея недопущения жестокого обращения прослеживается при описании всех этапов работы с животными.
  • Предусмотрены следующие мероприятия в отношении безнадзорных животных: отлов, транспортировка, учет, карантинирование, вакцинация, стерилизация, возможность возврата в прежнюю среду обитания.
  • В Методических рекомендациях приведен перечень ключевых понятий и их определений.
  • В целом, рекомендации изложены достаточно подробно, вместе с тем, требования к ряду этапов работы изложены четко, а другая часть этапов содержит упущения и неточности, которые могут снижать итоговую эффективность и прозрачность работ по регулированию численности безнадзорных животных.
  • Методические рекомендации содержат запрет на отлов безнадзорных животных исключительно в целях их умерщвления, за исключением случаев явного проявления агрессивного поведения со стороны безнадзорного животного.
  • Также содержится запрет на уничтожение безнадзорных животных силами граждан и силами лиц, обеспечивающих охрану предприятий и организаций.
  • Вместе с тем, отсутствует прямое указание на необходимость отлова животных живыми и неповрежденными.
  • Помимо этого, в Методических рекомендациях указано, что безнадзорные животные, погибшие при отлове, учитываются в акте отлова с указанием причины гибели. При этом, отсутствует требование о доставке погибших при отлове животных в пункт временного содержания для освидетельствования и установления причины гибели.

Отсутствие двух обозначенных выше требований может создавать предпосылки для осуществления отстрела животных, который является менее затратным, чем отлов животных в живом виде.

  • Установлены требования к автомобилю для перевозки животных и порядку осуществления их транспортировки в пункт временного содержания.

При этом, не определено, в течение какого времени после отлова животные должны быть доставлены, что создает риск для жизни и здоровья отловленных животных.

  • Установлено, что отловленные безнадзорные животные подлежат содержанию в пункте временного содержания (приюте), а также срок данного содержания, который должен быть не более трех месяцев.
  • Установлена обязанность помещения животных в зону карантина на срок 10 дней.
  • Предусмотрены основания для выбытия животного из приюта, а именно: возврат владельцу, передача заинтересованному лицу, возврат в прежнюю среду обитания, наступления естественной смерти, эвтаназии в случае болезни животного или иных конкретных обстоятельств, при наступлении которых эвтаназия обеспечит облегчение страданий животных.
  • Установлен подробный перечень мероприятий, необходимых к проведению на этапе содержания животных, а именно: прием и оформление учетной документации, идентификация животных, первичный ветеринарный осмотр, карантинные мероприятия, поиск собственника или нового владельца безнадзорного животного, перевод в зону постоянного содержания, нанесение идентификационной метки (клеймение), стерилизация (кастрация) (при необходимости) с последующей реабилитацией, эвтаназия, осмотр всех безнадзорных животных и их вольеров, мытье и дезинфекция вольеров иных помещений и территорий, кормление, прогулки с животными, включающие в себя физические нагрузки.

Вместе с тем, необходимо отметить, что не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным, поступившим после отлова.

  • Установлен подробный перечень требований к помещениям приюта.

В частности, указано, что помещения приюта должны включать в себя: секции для содержания здоровых животных, секции для карантина вновь поступающих животных, секции изолятора (предназначенные для подозрительных по инфекционным заболеваниям или заведомо больных животных), помещение для хранения трупов, ветеринарный пункт, кормокухню, дезинфекционно-моечное отделение, санитарный блок (душевая и туалет), бытовое помещение для обслуживающего персонала.

Также установлены требования к наличию площадки для выгула животных.

  • Установлено требование о ведении учета животных, поступивших в пункт временного содержания (приют), а также об оформлении карточек учета с фотографиями животных.

Также зафиксирована необходимость обеспечения открытости и доступности информации об отловленных безнадзорных животных.

Вместе с тем, отсутствует четкое требование об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии, в день отлова для определения состояния животного.

  • Предусмотрено проведение эвтаназии, в частности, с целью оказания помощи страдающему животному, вместе с тем, данную формулировку можно трактовать достаточно широко, помимо этого отсутствует четко прописанный и исчерпывающий перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии, а также не регламентирован порядок принятия и документирования данного решение, что на практике может приводить к злоупотреблениям со стороны подрядчиков, с целью оптимизации затрат на содержание животных.
  • Не зафиксирована обязанность проведения мониторинга и подсчёта численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных, обитающих на соответствующей территории, что может создавать предпосылки для необоснованного определения объема закупки со стороны заказчика (занижение или завышение объемов).
  • Не зафиксирована необходимость проведения с разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным. Таким образом, не зафиксирована необходимость проведения предупредительной работы, которая бы позволила уменьшить масштаб проблемы.

Таким образом, Методические рекомендации в целом имеют гуманистическую направленность, предусматривают проведение в отношении безнадзорных животных всего комплекса мероприятий, вместе с тем, в них присутствуют упущения и неточности, причем они имеют место на ключевых этапах.

Неточности формулировок нормативного правового акта на практике могут приводить к формированию лазеек для недобросовестных подрядчиков, позволяющих им осуществлять отстрел животных вместо гуманного отлова, несвоевременно передавать животных в пункт временного содержания, не производить осмотр в день поступления и не оказывать ветеринарную помощь нуждающимся в ней животным, а также злоупотреблять возможность проведения эвтаназии, признавая всех или большую часть животных больными и умерщвляя их, пользуясь неточно определенной в рекомендациях нормой.

На основании вышесказанного, целесообразна доработка Методических рекомендаций и внесение в них соответствующих уточнений.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ставропольском крае

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • К закупкам на регулирование численности безнадзорных животных в Ставропольском крае есть ряд обоснованных замечаний, ключевое из них состоит в том, что целый ряд размещенных заказчиками Технических Заданий противоречит нормам федерального и регионального законодательства и представляет собой закупки на отлов вникуда (отлов и утилизацию животных).
    • Для объективности картины, необходимо отметить, что наряду с обозначенными выше закупками, есть и закупки, в ТЗ которых предусмотрено проведение всего комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных.

    Таким образом, необходимо констатировать, что отсутствие типового ТЗ на регулирование численности безнадзорных животных привело к фактической разнородности закупочной документации по составу услуг: от закупок на отлова с целью утилизации, до закупок, предусматривающих отлов, транспортировку, карантинирование, вакцинацию, стерилизацию, выпуск.

    • Необходимо отметить, что на значительную часть объявляемых заказчиками закупок не подается ни одной заявки от потенциальных подрядчиков.

    Уровень конкуренции можно назвать низким: обычно подается только одна заявка и контракт заключается по максимальной цене.

    Очевидно, что такой низкий уровень конкуренции негативным образом сказывается на ситуации с наличием безнадзорных животных на улицах, так как из-за отсутствия поданных заявок возникают промежутки в реализации мероприятий по регулированию (один контракт истек, следующий еще не заключен), а также снижается качество оказанных услуг из-за отсутствия конкуренции и, по сути, зависимости заказчика от подрядчика.

    • Важной характеристикой закупок на регулирование численности в Ставропольском крае является низкая цена. Есть основание предполагать, что именно по этой причине на значительную часть закупок не подается ни одной заявки.

    Таким образом, в Ставропольском крае сложилась ситуация, когда имеют место закупки, представляющие собой закупки на отлов вникуда, а также закупки, формально включающий весь комплекс работ, но по факту, не реализуемые должным образом по причине цены, не соответствующей данному комплексу работ.

    Цена зак комплекс работ варьируется от 1300 до 2600, в среднем составляя 2000-2400 руб.

    Есть основание предполагать, что такая цена за комплекс работ в сочетании с наличием лазеек в региональном нормативно правовом акте, дает возможность подрядчикам применять на практике метод отлова с целью умерщвления.

    Нужно еще раз подчеркнуть, что данный метод не предусмотрен действующим законодательством и имеет высокие коррупционные риски.

    Есть основания рекомендовать:


    • Внести дополнения в Методические рекомендаций по организации проведения на территории Ставропольского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных,
    • Сформировать типовой проект Технического задания, включающего весь комплекс работ с безнадзорными животными и исключающего отлов с цель умерщвления.
    • Помимо этого, обязательным условием эффективности и прозрачности реализации муниципальных контрактов на регулирование численности безнадзорных животных является пересмотр порядка формирования цены, приведение ее к рыночному уровню, который бы позволил реализовывать на практике заявленный гуманный подход.


    Дата подготовки Справки - 05.12.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ