В разработке
скоро здесь появится информация
СМОЛЕНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Смоленской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Смоленской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Решение Смоленского городского совета от 28.11.2003 г. № 736 «Об утверждении Правил содержания собак и кошек в городе Смоленске», в ред. от 28.09.2012 г.
Ознакомиться с Решением


2. Постановление от 22.11.2013 № 949 «Об утверждении областной государственной программы "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы», в ред. от 29.06.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением


Дополнительная информация:

В Смоленской области имеет место дефицит нормативного правового регулирования: отсутствует нормативный правовой акт, в котором был бы зафиксирован единый порядок отлова и содержания животных (обращения с животными).

Судя по публикациям в СМИ, в плане законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2013 год, утвержденном Постановлением Смоленской областной Думы от 01.02.2013 года № 38, был заявлен законопроект «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Смоленской области».

Но в настоящее время таковой отсутствует.

Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Решением Смоленского городского совета от 28.11.2003 г. № 736 в ред.от 28.09.2012, утверждены Правила содержания собак и кошек в городе Смоленске.

  • Решением зафиксировано, что на территории города должны быть оборудованы не менее чем 20 площадок для выгула собак.
  • Правила содержания собак и кошек в городе Смоленске устанавливают порядок и условия их содержания. Обязательным условием содержания животных является соблюдение их владельцами санитарно-эпидемиологических, санитарных, ветеринарных и настоящих Правил.
  • Собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации, ежегодной перерегистрации и вакцинации против бешенства, начиная с трехмесячного возраста, независимо от породы, в городской станции по борьбе с болезнями животных.
  • Владелец при достижении собакой трехмесячного возраста обязан ее зарегистрировать. Вновь приобретенные собаки должны быть зарегистрированы в десятидневный срок со дня их приобретения.
  • При изменении владельцами места жительства они обязаны перерегистрировать собаку по своему новому месту жительства в течение десяти дней.
  • Правилами также закреплены права и обязанности владельцев животных. В частности, владельцы обязаны содержать животных в соответствии с их биологическими особенностями, гуманно с ними обращаться, не оставлять без присмотра, пищи и воды, не избивать и в случае заболевания вовремя обращаться за ветеринарной помощью.
  • Также установлена обязанность передать животное другому владельцу, сдать в приют или другое специализированное учреждение при невозможности его дальнейшего содержания.
  • Также закреплена обязанности уборки за животным в ходе выгула.
  • Владельцам животных запрещается использовать животных в различных схватках, натравливать их друг на друга, охотиться негуманными способами.
  • Введен также запрет на выпуск собак на улицу без сопровождения (самовыгул).


2. Постановлением от 22.11.2013 № 949 в ред.от 29.06.2018 г. утверждена областная государственная программа "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы».

Цель программы - повышение качества и доступности ветеринарного обслуживания, обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Смоленской области.

Целевые показатели следующие:
  • количество очагов заразных болезней животных, управляемых средствами специфической профилактики (единиц);
  • количество заболеваний людей, вызванных использованием недоброкачественной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения (случаев на 100 тыс. населения);
  • количество случаев заражения людей от домашних животных карантинными и особо опасными болезнями животных, общими для человека и животных (на 100 тыс. населения)
В документе указано:

«Остается сложной обстановка по заболеванию животных бешенством, в основном среди диких животных (лисы, еноты, волки). Резервуаром и главным источником возбудителя бешенства являются дикие хищники. При эпизоотиях городского типа основные распространители болезни - бродячие и безнадзорные собаки. Животные, подозреваемые в заболевании бешенством, должны находиться на карантинировании под наблюдением ветеринарных специалистов в течение 10 дней. В связи с этим необходимы организация и обеспечение деятельности ветеринарного пункта временного содержания животных для карантинирования с целью исключения особо опасных болезней животных и болезней, общих для человека и животных.»

Таким образом, рассмотренное выше Постановление не предусматривает мероприятий, направленных на гуманное сокращение численности популяции безнадзорных животных.

При высоких бюджетах на данную программу, у ней не предусмотрено проведение обязательных стерилизаций безнадзорных животных и льготных стерилизаций домашних животных.



Дополнительная информация:

Согласно публикациям на официальных сайтах Администрации города Смоленска и Администрации Смоленской области, вопросами отлова и содержания безнадзорных животных в данном городе занимается ведомство Госветслужба.

В 2018 году в Смоленске был обустроен пункт временной передержки бездомных животных, на его территории предусмотрены индивидуальные вольеры для содержания собак, помещения для стерилизации животных, хранения кормов и спецоборудования для отлова.

В публикациях подчеркивается, что отлов производится только гуманными методами, исключающими гибель животных.

Указано, что специалистами Госветслужбы совершаются регулярные выезды, проверяются адреса согласно жалобам горожан. После проведения необходимых ветеринарных мероприятий собак прививают от бешенства, стерилизуют и идентифицируют. Затем Госветслужба предлагает неравнодушным смолянам помочь бездомным животным обрести хозяев. Если желающих забрать животное не найдется, собаки будут выпущены в естественную среду обитания.

На год запланирован отлов и содержание 200 особей.
https://www.smoladmin.ru/press-centr/novosti/kontr...
https://www.admin-smolensk.ru/news/news_19528.html
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Смоленской области
    Ситуация с закупками на регулирование численности в данном регионе носит негативный характер.

    • Закупочная документация, размещаемая заказчиками Смоленской области на регулирование численности безнадзорных животных, является разнородной и значительно отличается между собой. Типовое ТЗ отсутствует: целый ряд закупок содержат признаки нарушения действующего федерального законодательства.
    В ряде Технических заданий предусмотрен полный комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных, в том числе, содержание, вакцинация и стерилизация.

    И вместе с этим, в Технические задания большого числа закупок предусмотрен только отлов: такие закупки представляют собой закупки на отлов вникуда (отлов с последующим умерщвлением животных).

    Таким образом, в Смоленской области выявлены противоречащие законодательству закупки, представляющие собой закупки услуг по отлову с последующим умерщвление всех отловленных животных.

    Необходимо подчеркнуть, что умерщвление животных для регулирования численности популяции не предусмотрено действующим федеральным законодательством и в корне противоречит вектору гуманизации сферы «человек-животное».

    • В ряде закупок Техническое задание изложено чрезвычайно кратко, требования к качеству оказываемых услуг изложены фрагментарно, что может препятствовать качественной и объективной приемке услуг по объему и качеству.
    • Помимо вышесказанного, значительно отличается цена за комплекс услуг в отношении одного животного, объявляемая различными заказчиками. Разброс цен чрезвычайно велик.

    Есть закупки, в которых объявленная заказчиком цена составляет 2000 за комплекс мероприятий в отношении одного животного, а есть - 15000 руб. (данное обстоятельство не является нарушение, а отмечено для описания общей картины).

    • Существенное и обоснованное замечание возникает к порядку формирования цены: сам порядок формирования цены является неверным.

    Заказчики Смоленской области объявляют цену за комплекс услуг в отношении одного животного.

    При этом, закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    Вместо этого, муниципальные заказчики объявляют цену за комплекс услуг.

    Помимо того, что это нарушает ФЗ 44, данное формирование цены может подталкивать недобросовестных подрядчиков на следующее нарушение: признавать большую часть или всех животных агрессивными и эвтаназировать по этому основанию.

    При этом, оплата будет произведена подрядчику в том же объеме, как если бы он оказал в отношении животного услуги содержания, ухода, вакцинации, стерилизации, мечения.

    Очевидно, что подрядчику гораздо выгоднее признать животное агрессивным и произвести эвтаназию, нежели содержать животное, ухаживать за ним, вакцинировать и стерилизовать его, при этом, получив точно такую же оплату, как в первом случае.

    Такой соблазн был бы меньше, если бы заказчик установил цену за каждую услугу в отдельности (а не единым комплексом, как это сейчас происходит).

    Отдельно необходимо заметить, что в большинстве Технических заданий предусмотрено такое основание для умерщвления как агрессия. При этом, никакие критерии диагностики не установлены, порядок принятия данного решения также не зафиксирован и по сути процедура признания животного агрессивным является нерегламентированной. По факту, подрядчик имеет возможность злоупотребления этим и может признать агрессивным и опасным любое животное: проверить это будет невозможно.

    Необходимо подчеркнуть, способствует злоупотреблениям именно одновременное наличие двух условий:

    • В ТЗ предусмотрен широкий спектр оснований для эвтаназии, в том числе, допускается умерщвление по основанию агрессия (туманно и неясно определённому),
    • Цена сформирована за комплекс мероприятий, а не за каждое в отдельности, и подрядчику выгоднее умертвить, получив те же деньги.
    Дата подготовки Справки - 13.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ