В разработке
скоро здесь появится информация
САРАТОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Саратовской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Саратовской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Саратовской области №144–ЗСО от 03.11.2015 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Правительства Саратовской области от 21.01.2016 года № 14-П «Об утверждении Положения о порядке отлова и содержания безнадзорных животных на территории Саратовской области, с изменениями на 13 июля 2017 года
Ознакомиться с Постановлением


3. Приказ Управления ветеринарии Правительства Саратовской области от 13 сентября 2017 года № 294 «Об утверждении нормативных затрат» (на 2018 год)
Ознакомиться с Приказом


4. Приказ Управления ветеринарии Правительства Саратовской области от 28 сентября 2018 года № 255 «Об утверждении нормативов финансовых затрат» (на 2019 год)
Ознакомиться с Приказом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Законом Саратовской области №144–ЗСО от 03.11.2015 года, органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Законом установлены права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий, а также финансовое обеспечение данных полномочий.

При расчете размера субвенций заложена длительность содержания животных, равная 12 дням.


2. Постановлением Правительства Саратовской области от 21.01.2016 года № 14-П
утверждено Положение о порядке отлова и содержания безнадзорных животных на территории Саратовской области.

Данный нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу в данном регионе.

  • В Положении приведен перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Зафиксировано, что отлов безнадзорных животных производится с соблюдением санитарно-гигиенических, ветеринарных норм, мер безопасности, общепринятых мер гуманного отношения к животным.
  • Установлен ряд запретов при отлове. В том числе, запрет на жестокое обращение с животными. При этом важно отметить, что отсутствует прямой запрет на отлов исключительно с целью умерщвления. Также не зафиксировано требование об отлове животных живыми и неповрежденными.
  • Бригады по отлову доставляют безнадзорных животных транспортными средствами в пункты временного содержания при организации, занимающейся отловом.
  • Установлены требования к специализированному транспорту для перевозки животных и его оснащению.
  • В пункте животные в день отлова подлежат клиническому осмотру специалистом государственной ветеринарной службы, с целью выявления у них заболеваний, травм и иных повреждений. После клинического осмотра каждого животного составляется письменное заключение по установленной форме
  • Установлено требование к ведению учета животных.
  • Отловленных животных, больных заразными заболеваниями, с подозрениями на бешенство по заключению ветеринарного специалиста государственной ветеринарной службы, подвергают незамедлительной эвтаназии. Агрессивные безнадзорные животные должны быть также изолированы от остальных безнадзорных животных.
  • Установлены следующие основания для эвтаназии:
  1. При наличии у животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животных, в порядке и по основаниям, установленным санитарно-ветеринарными правилами и нормами
  2. Для прекращения страданий безнадзорных животных, если они не могут быть прекращены иным способом
  3. В случае заболевания животного или его травматизма, не поддающихся лечению.

  • Животные при условии их ветеринарного благополучия содержатся в пункте в течение 12 календарных дней после их клинического осмотра и проведения противоэпизоотических мероприятий.
  • Изложены требования к этапу содержания животных: порядку их размещения, уходу за животными.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной, открытой и подлежит размещению в сети Интернет в течение суток с момента отлова животных.
Данное Положение имеет общий гуманистический вектор, при этом, имеет место важное упущение: отсутствует указание на метод регулирования численности популяции безнадзорных животных. А также в перечне мероприятий не указана стерилизация (кастрация) как ключевое мероприятие, гуманный и эффективный способ снижения численности.

По сути, обязанность проведения стерилизации в отношении отловленных безнадзорных животных, не закреплена.

Данное упущение значительно снижает эффективность данного нормативного правового акта, в том числе, потому, что им предусмотрен возврат животных их законным собственникам, передача новым владельцам или же в приют. Таким образом, на практике может сложиться ситуация, когда животные выбывают из пункта временного содержания способными к репродукции, далее пополняя популяцию.

Такое положение дел на практике приводит либо к неэффективности проводимых мероприятий, либо к фактической подмене зафиксированного гуманного метода на метод массового умерщвления всех отловленных животных.

Для полноты картины также важно отметить, что нормативно не закреплена необходимость проведения мониторинга численности популяции, а также необходимость ведения профилактической и разъяснительной работы с населением, направленной на формирование гуманного и ответственного отношения к животным, по сути, профилактики проблемы.


3. и 4. Приказ Управления ветеринарии Правительства Саратовской области от 13 сентября 2017 года № 294 и Приказ Управления ветеринарии Правительства Саратовской области от 28 сентября 2018 года № 255 устанавливают объемы субвенций на регулирование численности безнадзорных животных на 2018 год и 2019 год соответственно.

Нормативы финансовых затрат для определения общего объема субвенции, предоставляемой из областного бюджета местным бюджетам на 2018 год следующие:
  • на организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в расчете на 1 голову - 34 рубля;
  • по отлову безнадзорных животных в расчете на 1 голову - 299 рублей;
  • по содержанию в вольере отловленных безнадзорных животных в расчете на голову - 161 рубль в день.
Итого, 2231 руб. на животное.

Нормативы финансовых затрат для определения общего объема субвенции, предоставляемой из областного бюджета местным бюджетам на 2019 год следующие:

  • норматив финансовых затрат органа местного самоуправления на организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в расчете на 1 голову - 65 рублей;
  • по отлову безнадзорных животных в расчете на 1 голову - 417 рублей;
  • по содержанию в вольере отловленных безнадзорных животных в расчете на голову - 168 рублей в день.
Длительность содержания не более 12 дней.
Итого, 2433 руб. на животное.

Необходимо подчеркнуть, что приведенные выше суммы в пересчете на одно животное не дают возможность добросовестно оказать животному весь комплекс мероприятий, включая вакцинацию и стерилизацию.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Саратовской области
    • Число объявляемых закупок на регулирование численности безнадзорных животных в данном регионе невелико. Данные закупки также характеризуются небольшим объемом животных, подлежащих отлову.
    • Закупочная документация, размещаемая разными муниципальными заказчиками, является неоднородной и значительно отличается между собой по составу услуг. Наряду с закупочной документацией, предусматривающей весь комплекс услуг (включая вакцинацию и стерилизацию), размещается закупочная документация, не предусматривающая эти ключевые мероприятия.
    • Вторым важным обстоятельством, требующим внимания, является цена за комплекс услуг в отношении одного животного. Она составляет 2231 руб и ниже. Очевидно, что за данную невысокую цену добросовестно оказать весь комплекс услуг невозможно. Особенно с учетом того, что услуги содержания, вакцинации и стерилизации являются достаточно затратными. Очевидно, что подрядчики, с целью минимизации своих затрат, будут склонны усматривать у всех или у большинства отловленных животных показания для проведения эвтаназии и умерщвлять их. При этом, большинство Технических заданий содержит широкий и недостаточно четко изложенный перечень оснований, позволяющих проводить эвтаназию в широком спектре случаев. Очевидно, что столь низкая цена будет, с одной стороны, препятствовать формированию и развитию рынка оказания качественных услуг по отлову и содержанию животных, с другой стороны, будет способствовать тому, что подрядчики, в ходе исполнения контрактов, будут применять метод отловов с целью дальнейшего массового умерщвления животных, чтобы уложиться в отведенный на комплекс мероприятий бюджет и не проводить мероприятия (вакцинации и стерилизации) себе в убыток. Гуманное, эффективное и бесперебойное регулирование численности популяции безнадзорных животных при нынешних ценах видится невозможным. Говоря о крайне низкой и нерыночной цене, важно отметить, что на значительную часть из объявленных закупок не подается ни одной заявки. Следовательно, мероприятия по регулированию численности не осуществляются на постоянной основе. За время отсутствия отловов популяция возобновляется и пополняется, что создает препятствия эффективному решению проблемы.
    • Видится необходимым: разработка типового ТЗ, которое будет являться подробным и включать полный комплекс мероприятий (в частности, вакцинацию и стерилизацию), пересмотр порядка формирования цены за комплекс услуг, приведение ее к рыночным реалиям.


    Дата подготовки Справки - 03.02.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ