В разработке
скоро здесь появится информация
САМАРСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Самарской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Самарской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Самарской области от 10.05.2018 № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», в ред.от 04.04.2019 г.
Ознакомиться с Законом


2. Приказ департамента ветеринарии Самарской области от 06.06.2018 № 220-П «Об утверждении Порядка проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории Самарской области»
Ознакомиться с Приказом


3. Постановление Правительства Самарской области от 14.06.2018 № 327 «Порядок проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Самарской области», в ред. от 11.02.2019 г.
Ознакомиться с Постановлением


4. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2018 № 700 «Об определении норматива расходов на выполнение государственных полномочий Самарской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Самарской области на 2019 год»
Ознакомиться с Постановлением




Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Законом Самарской области от 10.05.2018 № 36-ГД, в ред. от 04.04.2019 г., отдельными государственными полномочиями Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области.
  • Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:
  1. отлов животных без владельцев;
  2. транспортировка животных без владельцев;
  3. обеспечение осмотра животных без владельцев ветеринарным специалистом;
  4. содержание и кормление животных без владельцев в пункте временного содержания;
  5. передача животных без владельцев заинтересованным лицам;
  6. кастрация или стерилизация животных без владельцев;
  7. умерщвление (эвтаназия) животных без владельцев в предусмотренных случаях.
  8. утилизация, уничтожение трупов животных без владельцев, подвергшихся умерщвлению (эвтаназии).

  • Согласно данного Закона, умерщвление (эвтаназия) животных без владельцев допускается в следующих случаях:
  1. при необходимости прекращения страданий животного без владельца, если они не могут быть прекращены иным способом;
  2. при наличии у животного без владельца неизлечимого заразного заболевания либо если животное без владельца является переносчиком этого заболевания;3) при наличии у животного без владельца признаков бешенства;
  3. при агрессивном поведении животного без владельца, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
Таким образом, предусмотрено умерщвление по причине агрессии.


2. Приказом департамента ветеринарии Самарской области от 06.06.2018 № 220-П утвержден Порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории Самарской области.

  • Приказ определяет механизм проведения ежегодного мониторинга численности популяции.
  • Закреплены цели и основные принципы проведения мониторинга. В частности, целью является установление числа животных с целью обоснованного планирования комплекса дальнейших мероприятий.
  • В ходе мониторинга собираются данные о числе животных в каждом муниципальном образовании.
  • Методами являются объезды территории, опрос жителей, анализ обращений граждан и площадочный учет.

3. Постановление Правительства Самарской области от 14.06.2018 № 327 утвержден Порядок проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Самарской области». Данный нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу в данном регионе.
  • Порядок устанавливает требования к осуществлению на территории Самарской области мероприятий по отлову, содержанию, возврату владельцам отловленных безнадзорных животных, передаче отловленных безнадзорных животных заинтересованным гражданам и организациям, эвтаназии безнадзорных животных и утилизации или уничтожению их трупов.
  • В Порядке отмечено, что при регулировании численности безнадзорных животных необходимо учитывать биологические закономерности, социально-нравственные аспекты, требования гуманности и применять современные технологии, исключающие убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Имеется перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и проводится с применением приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечья и гибель животных, и соблюдением норм общественной нравственности, порядка и спокойствия населения.
  • Специализированная организация за три дня до проведения плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных обязана проинформировать население через средства массовой информации о местах и сроках отлова безнадзорных животных.
  • Установлен ряд запретов при отлове (гуманистического характера).
  • Отловленные животные подлежат доставке в пункт временного содержания безнадзорных животных.
  • Транспортировка отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания специализированной организации производится автотранспортом, специально оборудованным для перевозки животных, исключающим возможность травматизма людей и животных.
  • Отловленные безнадзорные животные в день отлова или не позднее чем по истечении 12 часов помещаются в карантинное помещение пункта временного содержания, где они подлежат:
  1. регистрации в журнале (с оформлением карточки учета безнадзорных животных по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку);
  2. клиническому осмотру и освидетельствованию ветеринарным специалистом;
  3. вакцинации против бешенства.

  • Установлены требования к содержанию, кормлению и уходу за животными.
  • В состав работ по содержанию в пункте временного содержания безнадзорных животных должны входить:клинический осмотр всех животных ветеринарным специалистом;мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;мытье и дезинфицирование посуды для животных;кормление животных;выгул животных.
  • Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Стерилизация (кастрация) является наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.
  • Эвтаназия безнадзорных животных допускается:при необходимости прекращения страданий безнадзорного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;при наличии у безнадзорного животного неизлечимого заразного заболевания либо если безнадзорное животное является переносчиком этого заболевания;при наличии у безнадзорного животного признаков бешенства;при агрессивном поведении безнадзорного животного, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.

Таким образом, рассмотренный порядок имеет общую гуманистическую направленность.

Прогрессивным является то, что стерилизация признан наиболее эффективным и гуманным способом решения проблемы переизбытка популяции.

Вместе с тем, важно отметить, что в перечне оснований для эвтаназии указана, в том числе, агрессия, что может свести к нулю гуманность изложенных норм, так как недобросовестные подрядчики могут злоупотреблять данным основанием, признавать всех или большинство животных агрессивными.

Возможность возврата животных в среду прежнего обитания не указана, основания для выбытия животных из пункта временного содержания также не зафиксированы.



4. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2018 № 700 устанавливает норматив расходов на выполнение государственных полномочий Самарской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Самарской области на 2019 год.

Норматив данных расходов установлен в размере 1509,26 руб. на одно животное.

Безусловно, данная сумма не позволяет в полной мере и добросовестно провести в отношении животных полный комплекс услуг по гуманному регулированию.

За данную цену не представляется возможным отловить, транспортировать, осмотреть, карантинировать и содержать животное, обработать его от паразитов перед вакцинацией, вакцинировать и стерилизовать. Данная цена не стыкуется с гуманностью, заявленной в рассмотренных выше нормативных правовых актах.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Самарской области
    В Самарской области объявляется большое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных. Объявляется закупки на отлов и содержание десятков и сотен животных.

    1.
    При этом, обращает на себя внимание тот факт, что в значительном числе случаев на объявленные закупки не подается ни одной заявки.

    Следствием этого могут быть перерывы в осуществлении регулирования численности безнадзорных животных, а за время данных перерывов популяция может восполняться. Таким образом, ситуация с отсутствием интереса подрядчиков к объявляемым закупкам может повлечь за собой отсутствие положительной динамики в решении проблемы.

    Есть основание полагать, что причиной данной ситуации является крайне низкая цена, которая предлагается за данные услуги. В большинстве закупок за полный комплекс услуг в отношении животного предлагается начальная цена 1531 руб.

    При этом, Техническими заданиями предусмотрено проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий, который включает в себя следующие услуги: отлов, транспортировка, осмотр, учет, карантинирование, содержание, вакцинация, стерилизация, мечение, эвтаназия.

    Необходимо отметить, что добросовестно и в полном объеме оказать полный комплекс услуг за такую небольшую цену видится малореалистичным.

    Целесообразен пересмотр цены на данные услуги.

    2.
    Обращает на себя внимание тот факт, что в Технических заданиях предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии.

    Согласно размещаемым заказчиками ТЗ, эвтаназия безнадзорных животных допускается:

    • при необходимости прекращения страданий безнадзорного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
    • при наличии у безнадзорного животного неизлечимого заразного заболевания либо если безнадзорное животное является переносчиком этого заболевания;
    • при наличии у безнадзорного животного признаков бешенства;
    • при агрессивном поведении безнадзорного животного, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.

    Агрессивное поведение, при наличии таково желания, можно усмотреть у любого животного. Следовательно, имеется лазейка, позволяющая эвтанизировать всех или большую часть животных. Проверить обоснованность принятия данного решения будет невозможно. По сути, регулирование численности может свестись к отлову с целью последующего массового умерщвления животных под видом агрессивных и несущих угрозу.

    Таким образом, наличие в Техническом задании указания на возможность эвтаназии животных по причине их агрессивности открывает возможности для злоуотреблений со стороны недобросовестных подрядчиков. Подрядчики, с целью минимизации своих затрат, могут быть склонны усматривать агрессию у животных, чем избавлять себя от необходимости их содержать и нести затраты на содержание.

    3.
    Помимо того, что объявляемая цена не является рыночной, заказчики указывают цену за комплекс услуг в отношении одного животного, при этом, они не указывают цену каждой услуги. Это неверно.

    Очевидно, что в отношении каждого животного будет оказан различный состав и объем услуг (в зависимости от его возраста, состояния его здоровья, обращения хозяина или нового владельца или отсутствия такового, итоговой длительности нахождения в пункте временного содержания). По этой причине оплата различного состава и объема услуг по единой цене является неверной.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.


    Дата подготовки Справки - 29.05.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ