В разработке
скоро здесь появится информация
САХАЛИНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Сахалинской област и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Сахалинской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Сахалинской области от 04.06.2012 N 40-ЗО "О безнадзорных животных в Сахалинской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных", в ред. от 17.04.2017 г.
Ознакомиться с Законом


2. Постановление от 07.09.2012 г. № 446 «Об утверждении Положения об организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных», в ред. от 05.06.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением


3. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 13.11.2012 № 60 «Об утверждении нормативов средней стоимости единиц услуг по осуществлению государственных полномочий Сахалинской области по регулированию численности безнадзорных животных»
Ознакомиться с Приказом


Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Сахалинской области от 04.06.2012 N 40-ЗО регулирует отношения в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Сахалинской области в целях обеспечения общественной безопасности, защиты граждан от угрозы причинения вреда жизни и здоровью, а также наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области государственными полномочиями Сахалинской области по организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных.
  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области наделяются государственными полномочиями Сахалинской области по организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных.
  • Реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления путем организации проведения мероприятий:
  1. по отлову безнадзорных животных;
  2. по транспортировке безнадзорных животных;
  3. по содержанию и учету отловленных безнадзорных животных;
  4. по мечению безнадзорных животных;
  5. по кастрации (стерилизации) безнадзорных животных;
  6. по умерщвлению безнадзорных животных, утилизации или уничтожению трупов безнадзорных животных;
  • Отлов осуществляется в целях недопущения:
  1. неконтролируемого размножения безнадзорных животных;
  2. причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц;
  3. возникновения эпизоотий, чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями которых могут быть безнадзорные животные;
  4. нанесения ущерба животному миру и среде его обитания.

  • Отлов безнадзорных животных основывается на принципах нравственного, гуманного отношения к безнадзорным животным. При отлове безнадзорных животных запрещается применять способы, препараты, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам, гибели безнадзорных животных, либо опасные для их жизни или здоровья.
  • Запрещается проводить отлов безнадзорных животных исключительно в целях их умерщвления.
  • Отлов безнадзорных животных проводится в целях их помещения в пункт временного размещения безнадзорных животных для регистрации, стерилизации (кастрации), мечения, изоляции заболевших животных (за исключением животных, подлежащих умерщвлению по показаниям), последующей передачи в собственность или последующего возврата в прежнюю среду обитания. Запрещается возвращать в места прежнего обитания животных, отловленных на территории детских и медицинских организаций.

Таким образом, Законом предусмотрен полный комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных, а также учтена возможность возврата стерилизованных, вакцинированных и неагрессивных животных в среду их прежнего обитания. Данное обстоятельство является прогрессивным.

  • Умерщвление безнадзорных животных допускается в целях предотвращения:
  1. распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью ликвидации их последствий;
  2. страданий безнадзорного животного при наличии у него подтвержденного специалистом в области ветеринарии неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы.
  • Также Закон устанавливает порядок получения средств на реализацию переданных государственных полномочий, порядок и сроки отчетности за них. Также приведен расчет объема субвенций.


2. Постановлением от 07.09.2012 г. № 446 утверждено Положение об организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных».

  • Настоящее Положение устанавливает порядок организации проведения мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию и учету, мечению, кастрации (стерилизации), умерщвлению безнадзорных животных, утилизации или уничтожению трупов.
  • Отлов безнадзорных животных проводится в целях их помещения в пункте временного размещения безнадзорных животных для регистрации, стерилизации (кастрации), мечения, изоляции заболевших животных, умерщвления (по показаниям) либо последующей передачи владельцам животных или возврата в прежнюю среду обитания и основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности (норма аналогична приведенной в Законе Сахалинской области от 04.06.2012 N 40-ЗО, по сути, продублирована).
  • Зафиксированы требования к бригаде ловцов, собственно к мероприятию по отлову, а также введен ряд запретов. Требования изложены подробно, четко. Имеют гуманистический вектор.
  • Зафиксированы требования к транспортировке животных, а также специализированному автомобилю.
  • Отловленные безнадзорные животные помещаются в пункт временного размещения, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию специалистом в области ветеринарии.
  • Зафиксированы требования к учету животных. В частности, При поступлении отловленного безнадзорного животного в пункт временного размещения животное регистрируется в журнале, а также на него оформляется карточка учета.
  • Установлено требование о проведении осмотра поступивших животных, а также дальнейшего помещения на карантин.
  • Подробно изложены требования к содержанию, размещению животных.
  • В состав работ по содержанию безнадзорных животных в пункте временного размещения должно входить:
  1. осмотр всех животных;
  2. мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;
  3. мытье и дезинфицирование посуды для животных;
  4. кормление животных;
  5. прогулки с животными.

  • Также зафиксирована длительность содержания: Безнадзорные животные находятся в пункте временного размещения не более 14 дней со дня отлова. Специализированная организация несет ответственность за надлежащее содержание отловленных безнадзорных животных в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  • Пункты временного размещения безнадзорных животных должны быть оснащены системой видеонаблюдения.
  • Стерилизованные безнадзорные животные, прошедшие иммунизацию, мечение, подлежат возврату в места обитания.

Необходимо отметить, что данный нормативный правовой акт изложен достаточно подробно, четко, имеет гуманистический вектор. Месте с тем, в нем имеются два существенных упущения, которых можно назвать лазейками.

  1. это наличие такого неясно обозначенного основания для эвтаназии как повышенная агрессивность (как уже было сказано выше).
  2. это фиксация сразу двух методов регулирования численности популяции.

Согласно рассматриваемому нормативному правовому акту, методами регулирования численности безнадзорных животных на территории Сахалинской области являются:

  1. стерилизация безнадзорных животных;
  2. безболезненное умерщвление безнадзорных животных по предусмотренным основаниям.

Оба принципиально различных способа предусмотрены.

При этом, умерщвление животных не может являться методом регулирования численности, это также противоречит норме, согласно которой, эвтаназия проводится только в двух случаях - в отношении агрессивных и больных животных, то есть, эвтаназия не предусмотрена для снижения численности.

Таким образом, имеют место противоречия между различными пунктами данного Положения.


3. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 13.11.2012 № 60 «Об утверждении нормативов средней стоимости единиц услуг по осуществлению государственных полномочий Сахалинской области по регулированию численности безнадзорных животных»

Утверждены следующие нормативы:
  • Норматив средней стоимости единицы услуги по отлову безнадзорных животных - 500 рублей на одно безнадзорное животное,
  • услуги по транспортировке отловленных безнадзорных животных на расстояние 1 км - 6 рублей 66 копеек (за средний размер пробега транспортного средства в месяц принято - 1300 км),
  • услуги по содержанию и учету безнадзорных животных - 100 рублей 41 копейка на одно безнадзорное животное в сутки,
  • услуги по мечению: чипирование - 698 рублей на одно безнадзорное животное;.
  • нанесение клейма-татуировки - 850 рублей на одно безнадзорное животное.
  • услуги по.кастрации одной мужской особи (кобеля) - 1847 рублей 10 копеек;
  • услуги по кастрации одной мужской особи (кота) - 1539 рублей 70 копеек;
  • услуги по стерилизации одной женской особи (суки) - 2717 рублей 80 копеек;
  • услуги по стерилизации одной женской особи (кошки) - 2234 рубля 50 копеек.
  • услуги по умерщвлению безнадзорных животных (эвтаназия) - 402 рубля 30 копеек на одно безнадзорное животное.
  • услуги по захоронению, уничтожению (или утилизации) отловленных безнадзорных животных -375 рублей на одно безнадзорное животное.
Норматив средней стоимости затрат на проведение мониторинга численности безнадзорных животных (исходя из данных мониторинга, проводимого органом местного самоуправления, в предшествующем году) за один квартал:
  • 7500 рублей при численности безнадзорных животных до 100 особей;
  • 12500 рублей - при численности безнадзорных животных от 100 до 300 особей;
  • 17500 рублей - при численности безнадзорных животных свыше 300 особей.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Сахалинской области
    • В Сахалинской области при объявлении закупок на отлов и содержание безнадзорных животных (регулирование численности безнадзорных животных) заказчиками используется типовое Техническое задание.
    • Данное ТЗ изложено достаточно подробно, четко, в нем предусмотрен полный комплекс мероприятий, включая: отлов, транспортировку, осмотр, карантинирование, содержание, стерилизацию (кастрацию), учет, мечение, эвтаназию по показаниям, утилизацию. Требования к проведению каждого мероприятия расписаны достаточно подробно и полно. Это обстоятельство является положительным.
    • При этом, в данном типовом ТЗ предусмотрены два основания для проведения процедуры эвтаназии, это: повышенная агрессия и обнаружение заболевания общего для человека и животных или неизлечимая болезнь, вызывающая чрезмерные страдания.

    Таким образом, по факту имеется лазейка, позволяющая подрядчикам умерщвлять животных, в том числе массово, признавая их повышенно агрессивными.

    С учетом того, что в настоящее время отсутствует методика и четкое определение понятия агрессии, а тем более ее градаций (повышенная или пониженная), имеются возможности для злоупотреблений.

    • Еще одним важным обстоятельством, обращающим на себя внимание, является следующее: ряд заказчиков при расчете НМЦК опираются на некие (ничем не обоснованные) данные о распределении 100% всех отловленных (в будущем) животных на больных (подлежащих эвтаназии) и здоровых (подлежащих стерилизации, мечению, содержанию). Таким образом, НМЦК в ряде закупок формируется исходя из гипотезы заказчика о том, какие животные поступят в пункт содержания, следовательно, какой комплекс мероприятий будет оказан подрядчиком в отношении каждого из них.
    Очевидно, что такого рода гипотезы не могут являться надежными и могут привести к необъективному формированию НМЦК. С учетом того, что большинство контрактов заключается на длительный срок: год, полугодие, реже - квартал, предсказать заранее, какие животные будут отловлены подрядчиком, какая будет эпидемиологическая обстановка в данном муниципалитете в будущем не представляется возможным.

    • Нормативы средней стоимости единиц услуг по осуществлению государственных полномочий Сахалинской области по регулированию численности безнадзорных животных утверждены Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Сахалинской области от 13.11.2012 года № 60 (в ред. Приказа от 17.12.2013 года № 60)


    Дата подготовки Справки - 16.03.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ