В разработке
скоро здесь появится информация
РЯЗАНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Рязанской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Рязанской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Главы Администрации Рязанской области от 19 сентября 1994 года N 531 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах области»
Ознакомиться с Постановлением


2. Постановление Администрации города Рязани от 29 сентября 2015 года N 4553 «Об утверждении муниципальной программы "Благоустройство города Рязани" на 2016 - 2022 годы», с изменениями на 02 ноября 2018 года.
Ознакомиться с Постановлением


3. Инструкция по отлову, транспортировке, временному содержанию, подбору трупов безнадзорных животных на территории города Рязани (но ее статус неясен: проект ли это или действующий документ)
Ознакомиться с Инструкцией





Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Главы Администрации Рязанской области от 19 сентября 1994 года N 531 утвержден порядок содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах области.

  • Необходимо отметить, что данный порядок изложен достаточно кратко, неподробно.
  • Перечень ключевых понятий и определений к ним отсутствует.
  • Правила устанавливают порядок содержания животных гражданами. Установлен ряд запретов, необходимых к соблюдению при содержании животных.
  • Установлена обязанность регистрации и перерегистрации животных гражданами и организациями в ветеринарных учреждениях Министерства сельского хозяйства РФ по месту жительства граждан, нахождения предприятий.
  • Регистрации и перерегистрации подлежат собаки с трехмесячного возраста, независимо от породы. Вновь приобретенные собаки должны быть зарегистрированы в недельный срок.
  • При регистрации и ежегодной перерегистрации собак в частичное возмещение расходов, связанных с устройством и содержанием площадок для выгула собак, поддержанием санитарного состояния территории в городах и других населенных пунктах, с оказанием коммунальных и иных услуг владельцам этих животных взимается плата в размере, установленном органами местной власти.
  • Ветеринарные учреждения, осуществляющие регистрацию собак, обязаны выдать регистрационное удостоверение и регистрационный знак с указанием клички собаки, адреса и телефона владельца, а также ознакомить владельцев собак с правилами содержания животных, что должно быть подтверждено подписью владельца в регистрационном удостоверении на собаку, регистрационный знак крепится к ошейнику собаки.
  • Зафиксировано, что о приобретении, регистрации (перерегистрации) собаки гражданин сообщает жилищно - коммунальной организации.
  • Также данным порядком закрепляются обязанности владельцев животных, связанные с порядком выгула и ухода за животными.
  • Установлена обязанность владельцев гуманно обращаться с животными (не выбрасывать, не оставлять их без присмотра, пищи, воды, не избивать их и т.п.).При нежелании в дальнейшем содержать собак и кошек - сдавать их в организации, занимающиеся отловом, либо передавать их в установленном порядке другим организациям или гражданам, либо продавать их.
  • Предусмотрено проведение разъяснительной работы среди населения силами органов ветеринарного надзора, в целях предупреждения заболевания животных и соблюдения санитарно - ветеринарных правил.
  • Правила содержание собак и кошек, адреса ветеринарных учреждений, осуществляющих регистрацию, перерегистрацию и лечение животных, и организаций, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели мест выгула собак должны вывешиваться жилищно - эксплуатационными организациями на видном месте для широкого ознакомления граждан.

Необходимо отметить, что данный нормативный правовой устанавливает порядок содержания и выгула владельческих животных, определяет ответственность владельцев, но не определяет порядок регулирования численности безнадзорных животных.


2. Постановлением Администрации города Рязани от 29 сентября 2015 года N 4553, утверждена муниципальная программа "Благоустройство города Рязани" на 2016 - 2022 годы.

Согласно данной программе, в том числе, предусмотрено проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Также, в программе указано, что одним из целевых показателей (индикаторов) является количество отловленных животных.

При этом, в данной программе не отражены используемые методы регулирования численности популяции.

Также обращает на себя внимание тот факт, что программой не предусмотрено проведение мониторинга численности популяции, а источником информации о количестве отловленных безнадзорных животных являются отчетные данные, представляемые подрядными организациями (эти данные не всегда являются объективными, тем более, если имеют место закупки услуги отлова с целью дальнейшего массового умерщвления. В таком случае, могут иметь место завышение объемов фактически оказанных услуг).

Не менее любопытным является тот факт, что в данной программе указано, что число безнадзорных животных исчисляется в тысячах (например, 2800 особей на 2015 год), при этом, в ЕИС публикуется крайне малое число закупок на регулирование численности (в 2018 году – две, в 2019 - 0).

Таким образом, логично предположить, что регулирование численности популяции на постоянной основе осуществляется через прямые контракты (на сумму до 100 т.р.), но тогда встает вопрос: каково должно быть число таких контрактов с учетом объема подлежащих отлову животных, а также неясно, по какой причине, не происходит объявление закупок в форме запроса котировок и аукциона, что позволило бы заключить контракт на длительный срок (например, год) и планово, бесперебойно осуществлять регулирование.

Такая непрозрачность закупочного процесса вызывает настороженность.


3. На сайте Администрации города Рязани опубликована Инструкция по отлову, транспортировке, временному содержанию, подбору трупов безнадзорных животных на территории города Рязани, но ее статус неясен.

С одной стороны, она опубликована на официальном ресурсе. С другой стороны, в документе отсутствуют обязательные реквизиты, а именно: дата издания, номер документа, информация о должности лица, подписавшего данный документ.

Таким образом неясно, является ли данная Инструкция действующим документом или же только проектом.

  • Данная инструкция (или проект Инструкции) содержит требования к проведению мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, эвтаназии и утилизации трупов животных.
  • Зафиксированы требования к осуществлению отлова, в частности, что отлов животных и их доставка производится методами, исключающими нанесения животным увечий или иного вреда их здоровью. Ловцы обязаны соблюдать нормы гуманного обращения с животными при их отлове и транспортировке.
  • Также установлены требования к транспортировке животных, автомобилю для их перевозки, а также максимальному сроку нахождения животных в автомобиле.
  • Установлены требования учету животных и мероприятий с ними.
  • Определена длительность содержания: при поступлении в пункт передержки безнадзорные животные должны содержаться в нем не менее 7 дней.
  • Согласно Инструкции (проекта Инструкции), в состав работ по содержанию в пункте передержки безнадзорных животных входит:
  1. осмотр всех животных;
  2. оказание первой ветеринарной помощи животным не лечебного характера;
  3. кормление животных;
  4. мытье и дезинфекция вольеров, подсобных помещений, посуды для животных.
  • Установлены основания для эвтаназии, к ним относятся:
  1. недопущени распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью ликвидации их последствий при наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животного;
  2. прекращение страданий безнадзорного животного при наличии у него подтвержденного специалистом в области ветеринарии неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы, если они не могут быть прекращены иным способом;
  3. проявление повышенной агрессии животного, представляющей угрозу жизни и здоровью человека и не поддающейся методам социальной адаптации согласно заключению специалиста в области ветеринарии;
  4. в случае, если животное в течение 7 дней не обрело хозяина и не передано на домашнюю передержку.
Таким образом, последним основанием допускается эвтаназия по причине невостребованности. По сути, данная формулировка при применении ее на практике позволяет умерщвлять всех невостребованных животных и, по сути, умерщвление становится методом регулирования численности.

Важно отметить, что данный пункт Инструкции (проекта Инструкции) идет вразрез с Федеральным законодательством.

Кроме этого, в данной Инструкции есть целый ряд существенных упущений, в частности, отсутствуют четко прописанные основания для выбытия животных из пункта временного содержания, отсутствует указание на доставку животных с мест отлова живыми и не поврежденными, отсутствует запрет на отлов с целью умерщвления.

Таким образом, в Рязанской области фактически отсутствует нормативный правовой акт, который бы в полной мере регламентировал комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных.


4. Дополнительная информация:

В городе Рязани создано и функционирует Муниципальное Бюджетное Учреждение «Городская служба по контролю за безнадзорными животными» (дата создания – 2016 год).

По данным, содержащимся на официальном сайте Администрации города, ключевым принципом работы данного МБУ является гуманное регулирование численности популяции.

Проверить соответствие реальности заявленному принципу в рамках данного мониторинга не представляется возможным.

Информация о МБУ содержится по следующим ссылкам:
https://7info.ru/ryazan/ryazan-society/v_rjazani_s...
https://vk.com/zoorzn62
https://zoorzn.u/
http://admrzn.ru/novosti/2017/
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Рязанской области
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Рязанской области вызывает обеспокоенность по ряду причин, а именно:

    • За 2018 год в ЕИС размещено только две такие закупки, в 2019 году таких закупок не объявлено (на дату проведения мониторинга).
    Таким образом, имеет место ситуация, когда на практике муниципальными заказчиками заключаются прямые контракты (на сумму до 100 тысяч рублей).

    Вместе с тем, опираясь на анализ двух ранее размещенных закупок, содержащих нарушения, есть основания предполагать, что ситуация с прямыми контрактами обстоит еще хуже.

    • Изучив закупочную документацию двух объявленных за 2018 год закупок, необходимо отметить, что Техническое задание является чрезвычайно кратким, по сути, не содержит четких требований к порядку и качеству проведения мероприятий, является изложенным фрагментарно. Очевидно, что опираясь на данное ТЗ, заказчик не может должным образом осуществить контроль качества работы исполнителя и приемку оказанных услуг.
    • Крайне важным аспектом рассматриваемых закупок является чрезвычайно низкая цена за комплекс услуг в отношении одного животного, составляющая 1375 - 1688 руб. Очевидно, что а данную цену невозможно отловить и содержать животное, тем более, проводить мероприятия по вакцинации, мечению и стерилизации.
    • В одной из рассматриваемых закупок выявлено указание на отлов с целью умерщвления всех отловленных животных. При этом, закупочная документация не предусматривает проведение мероприятий по осмотру, карантинированию, содержанию, вакцинации и стерилизации.
    Необходимо подчеркнуть, ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных требует изменения: повышения открытости объявляемых закупок, приведения закупочной документации к нормам действующего законодательства, пересмотра порядка формирования цены, понимания необходимости подробного изложения ТЗ.


    Дата подготовки Справки - 13.02.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ