В разработке
скоро здесь появится информация
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ростовской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ростовской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1 Постановление Правительства Ростовской области № 489 от 14.07.2016 г. «Об утверждении Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области», в ред. от 21.12.2017 г.
Ознакомиться с Постановлением


2.Дополнительная информация:

В повестке Законодательного собрания на апрель 2019 года зафиксировано рассмотрение проекта областного закона «Об ответственном обращении с кошками и собаками на территории Ростовской области»
Ознакомиться с Постановлением





Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Правительства Ростовской области № 489 от 14.07.2016 г. утверждены Правила отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области.

  • Правила разработаны в целях организации на территории Ростовской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  • В качестве метода регулирования численности зафиксирован метод отлова, стерилизации, вакцинации. Основой метода является отлов безнадзорных животных в сочетании с поголовной стерилизацией (кастрацией) и вакцинацией неагрессивных особей.
  • В Правилах содержится перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Обращение с безнадзорными животными в Ростовской области осуществляется на основе принципов обеспечения права граждан на безопасную окружающую среду и гуманного обращения с безнадзорными животными.
  • Допустимые в Ростовской области мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных основаны на биологических закономерностях, современных технологиях, социально-нравственных аспектах и требованиях гуманности и исключают жестокое обращение с ними.
  • Организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных обеспечивается посредством:
  1. проведения разъяснительной работы с населением, обучающих мероприятий в целях пропаганды гуманного и ответственного обращения с животными;
  2. информационной поддержки, в том числе и в средствах массовой информации, программы поголовной стерилизации (кастрации) безнадзорных животных и выборочной (предпочтительной) стерилизации (кастрации) домашних животных, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, в целях предотвращения неконтролируемого увеличения числа безнадзорных животных в будущем;
  3. проведения мониторинга численности безнадзорных животных на территории соответствующего муниципального образования Ростовской области периодичностью не реже одного раза в три года.
  • Мероприятия по отлову безнадзорных животных предусматривают:
  1. отлов безнадзорных животных;
  2. транспортировку отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания животных.

  • Мероприятия по содержанию безнадзорных животных предусматривают:
  1. первичный осмотр и оценку специалистом в области ветеринарии физического состояния безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных;
  2. обработку безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных, против экто- и эндопаразитов;
  3. содержание безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных, на карантине под наблюдением специалиста в области ветеринарии;
  4. ежедневное содержание животных, включающее кормление животных, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря;
  5. вакцинацию от бешенства и иных заболеваний, перечень которых определен управлением ветеринарии Ростовской области;
  6. стерилизацию (кастрацию) безнадзорных животных;
  7. мечение безнадзорных животных;
  8. послеоперационный уход;
  9. медикаментозную эвтаназию безнадзорных животных по заключению специалиста в области ветеринарии;
  10. сбор биологических отходов, включая и трупы павших животных;
  11. утилизацию и уничтожение биологических отходов, включая труппы павших животных.

  • Порядок имеет гуманистический вектор, в нем подчеркивается необходимость гуманного обращения с животными, а также введен запрет на жестокое обращение с животными в ходе отлова и последующих мероприятий.
  • В частности, установлена следующая норма: безнадзорные животные подлежат отлову живыми и не поврежденными с применением разрешенных и сертифицированных для данных целей приспособлений, препаратов и материалов и гуманными способами. Применяемые для обездвиживания безнадзорного животного вещества должны быть безопасны как для человека, так и для животных.
  • Специализированные организации обязаны информировать население любым доступным способом о проводимых ими мероприятиях по отлову безнадзорных животных, о местонахождении и телефонах пунктов временной передержки, куда осуществлена передача отловленных безнадзорных животных.
  • Зафиксирована обязанность передавать отловленных безнадзорных животных в пункт временной передержки по акту не позднее чем в течение одних суток с момента их отлова.
  • Подробно изложены требования к этапу транспортировки животных и специализированному автомобилю для перевозки животных.
  • Отдельной главой определен порядок учета и регистрации отловленных животных. В Приложении к Порядку приведены бланки отчетной документации.
  • Установлен перечень оснований для проведения эвтаназии животных. Установлены следующие основания:
  1. наличия неизлечимого заболевания, в том числе особо опасного для человека и (или) животных;
  2. необходимости предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации их последствий;
  3. необходимости прекращения страдания раненого или ослабленного животного при невозможности оказать ему лечебную помощь;
  4. установления наличия у безнадзорного животного устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и (или) другим животным.

  • Зафиксировано требование о карантинировании животных, об обработке против экто- и эндопаразитов, о проведении вакцинации.
  • Установлены требования к содержанию безнадзорных животных: организации территории пункта временного содержания, кормлению, выгулу, уходу.
  • В Порядке особое внимание уделяется процедуре стерилизации. Зафиксировано, что целью стерилизации (кастрации) является ограничение роста численности безнадзорных животных, а также улучшение санитарно-эпидемической и эпизоотической обстановки в Ростовской области и признается наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.
  • Все неагрессивные вакцинированные и стерилизованные (кастрированные) безнадзорные животные подлежат обязательному мечению в целях их идентификации и мониторинга в дальнейшем.
  • Зафиксированы основания для выбытия животных из пункта временного содержания. В качестве таких оснований зафиксированы следующие:
  1. передача (возврат) животного его собственнику;
  2. передача стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного лицу, выразившему желание взять на себя обязанность по его дальнейшему содержанию;
  3. передача стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного на содержание в приют;
  4. медикаментозная эвтаназия животного по заключению специалиста в области ветеринарии.

Подводя итог, необходимо отметить, что рассмотренный выше Порядок имеет выраженный гуманистический вектор. Зафиксирована необходимость гуманного отношения к животным на всех этапах, установлен запрет на жестокое обращение.

В Порядке в качестве метода регулирования зафиксирован метод массовых стерилизаций и вакцинаций - данный метод обозначен как наиболее эффективный.

В отношении безнадзорных животных предусмотрен полный перечень мероприятий, включая отлов, транспортировку, осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию, мечение, учет.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ростовской области
    Ситуацию с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Ростовской области справедливо назвать благополучной, в том числе, на фоне других субъектов.

    • Закупочная документация, размещаемая муниципальными заказчиками в настоящее время, является полной и подробной, не содержит признаков нарушения действующего законодательства и предусматривает проведение в отношении всех отловленных животных полного комплекса мероприятий (услуг), а именно: отлова, транспортировки в пункте временного содержания, осмотра, карантинирования, содержания, обработки, учета, вакцинации, стерилизации, мечения, эвтаназии только по ограниченному перечню оснований.
    • Для полноты картины необходимо отметить, что в данном регионе ранее (в 2018 году, в частности) имели место закупки с признаками нарушения действующего законодательства, в связи с чем были поданы соответствующие жалобы в УФАС и подавляющее большинство данных закупок было отменено, о чем имеются соответствующие Решения УФАС Ростовской области. В след за данными событиями, Министерством ЖКХ Ростовской области было разработано типовое Техническое задание, которые было рекомендовано муниципальным заказчикам для размещения.
    Данное типовое ТЗ является подробным, грамотным и позволяет заказчиками избегать нарушений.

    В настоящее время муниципальные заказчики публикуют именно типовое ТЗ, качественно формируют закупочную документацию, верно формируют НМЦК, предусматривают для всех отловленных животных полный комплекс мероприятий, чем создают почву для продуктивной работы подрядчиков и гуманного, законного решения проблемы.

    Благодаря грамотной закупочной документации, регулярным разъяснениям со стороны контрольных и надзорных органов, адекватной цене за услуги и развитию добросовестных подрядчиков в регионе осуществляются массовые стерилизации.

    • Цена за комплекс мероприятий в отношении животных варьируется от муниципалитета к муниципалитету, но является адекватной рынку, позволяет добросовестно оказать услуги.
    • Рынок является конкурентным, в большинстве случаев на закупку подается две заявки от участников, часто происходит значительное падение цены от исходной НМЦК. Конкуренция в данной сфере является положительным фактором.
    • В Ростовской области специфика состоит в том, что в г.Ростов-на-Дону имеется МКУ «Центр безнадзорных животных», выступающее муниципальным заказчиком. Данный заказчик имеет собственную территорию приюта и объявляется закупки на каждый вид услуг отдельно: отдельно на отлов и транспортировку, отдельно - на содержание животных (на территории данного приюта), отдельно на вакцинацию, отдельно - на стерилизацию, отдельно на подбор трупов. Данная закупочная стратегия не противоречит законодательству.

    При этом, все остальные муниципальные заказчики Ростовской области (города меньшие по размеру) объявляют закупки на весь комплекс мероприятий (и не имеют муниципальных приютов). А подрядчик, победивший по итогам закупочной процедуры, оказывает весь перечень услуг на базе собственного пункта временного содержания. Данная стратегия муниципальных заказчиков области также находится в рамках закона.


    Дата подготовки Справки - 10.03.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ