Резолюция по итогам круглого стола «Защита органами государственной власти и органами местного самоуправления прав граждан в сфере обращения с животными, в том числе без владельцев» 10.07.2019
г. Воронеж
В целях укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, а также обеспечения реализации на территории Воронежской области Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закона Воронежской области «Об ответственном обращении с животными, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области», участники круглого стола рекомендуют следующее:
1. Правительству Воронежской области: - организовать разработку государственных программ Воронежской области в области обращения с животными, обеспечить их утверждение и реализацию;
- определить уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области в области обращения с животными, в том числе уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее – уполномоченный орган в области обращения с животными).
2. Правительству Воронежской области совместно с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, управлением ветеринарии Воронежской области при участии Управления Росприроднадзора по Воронежской области (по согласованию), Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям (по согласованию), представителей социально ориентированных некоммерческих организаций: - разработать план мероприятий («дорожную карту») по реализации положений Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ и Закона Воронежской области «Об ответственном обращении с животными, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области»;
- включить в данный план мероприятий положения Стандарта организации работы с безнадзорными животными в регионах, а также Методических рекомендаций, разработанных Агентством стратегических инициатив (г. Москва) с учетом примеров лучшей практики субъектов Российской Федерации.
3. Администрациям муниципальных районов и городских округов Воронежской области – прекратить незаконную практику массового умерщвления безнадзорных животных на территории области. 4. Управлению региональной политики правительства Воронежской области – провести разъяснительную работу со СМИ в части недопущения разжигания социальных конфликтов по вопросу обращения с животными, категорического недопущения и пресечения призывов к нарушению закона, к жестокому обращению с животными.
5. Уполномоченному органу в области обращения с животными: - установить порядок организации и деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них;
- установить порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев;
- обеспечить создание приютов для животных и их функционирование на территории Воронежской области.
6. Уполномоченному органу в области обращения с животными, администрациям муниципальных районов и городских округов области (по согласованию) при участии социально ориентированных некоммерческих организаций – «запустить» масштабную социальную рекламу по вопросу ответственного обращения с животными.
7. Контрольно-счетной палате Воронежской области: - включить в план контрольных мероприятий проверку исполнения государственных полномочий по организации деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных;
- привлечь к проверке представителей социально ориентированных некоммерческих организаций.
8. ГУ МВД России по Воронежской области (по согласованию): - провести разъяснительную работу с населением по вопросу недопустимости жестокого обращения с животными, самоуправного их уничтожения (с участием участковых уполномоченных полиции, СМИ, путем размещения материалов на официальном сайте и др.);
- разработать методические рекомендации для сотрудников полиции и населения по вопросу последовательности действий в случае наблюдения фактов жестокого обращения с животными.
Также, юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных" Екатерина Кузьменко внесла дополнения к резолюции по теме составления грамотной закупочной документации: 1. Уполномоченному исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере обращения с животными разработать типовой проект закупочной документации на данный вид услуг. К разработке типовой закупочной документации на данный вид услуг привлечь представителей УФАС Воронежской области, представителей Прокуратуры Воронежской области, общественные организации, обладающие профильном оптом в сфере закупочной деятельности.
При ее формировании учесть: - Необходимость исключения из Технического задания пункта о возможности отстрелов животных из огнестрельного оружия,
- незаконность отлова животных с целью их умерщвления (усыпления/ эвтаназии/ утилизации),
- недопустимость указания в закупочной документации числа животных (или процента от общего числа), которые должны быть умерщвлены (эвтанизированы, утилизированы),
- необходимость однозначного указания в Техническом задании на применение метода массовых стерилизация как единственного для снижения численности популяции,
- необходимость подробного и четкого отражения в Техническом задании комплекса услуг в отношении животных без владельцев, а именно следующих услуг:
отлов животных без владельцев,
транспортировка животных без владельцев в приют,
первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животных без владельцев, поступивших в приют,
оказание неотложной ветеринарной помощи (в случае необходимости),
регистрация и учет всех отловленных животных,
содержание животных без владельцев на карантине под наблюдением специалиста в области ветеринарии,
лечение животных без владельцев (умерщвление осуществляется только в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии достоверно установленного специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного),
обработка животных без владельцев против экто- и эндопаразитов,
ежедневное содержание животных, включающее кормление, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря,
вакцинация от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных,
стерилизация (кастрация),
маркирование (мечение),
послеоперационный уход,
транспортировка и возврат на прежние места обитания не проявляющих агрессию, вакцинированных и стерилизованных животных,
содержание животных, возврат которых в среду обитания невозможен, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. - необходимость указания в Техническом задании нормы о том, что истечение срока заключенного контракта не освобождает исполнителя (подрядчика) от обязанностей по дальнейшему содержанию животных, находящихся в приюте по факту на дату истечения контракта и выпуск которых в среду обитания является невозможным,
- необходимость расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) с учетом того, что для всех подлежащих отлову животных должно быть предусмотрено оказание полного комплекса мероприятий, включая отлов, транспортировку в приют, осмотр, содержание, обработку, вакцинацию, стерилизацию, послеоперационный уход.
2.
Уполномоченному исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере обращения с животными провести рабочие встречи с Заказчиками, объявляющими закупки на регулирование численности животных без владельцев, со следующими целями: - доведения до Заказчиков необходимости приведения закупочной документации в строгое соответствие с нормами законодательства, необходимости исключения из Технического задания пункта об отстрелах или иных способах массового умерщвления животных,
- обращение внимания на закрепленную законодательством ответственность Заказчиков за соответствие закупочной документации нормам законодательства, эффективность мероприятий и достижение целей закупки.
А также на необходимость объективной приемки оказанных подрядчиками услуг по объему и качеству, недопустимость приемки и оплаты услуг, оказанных с нарушениями законодательства (в частности, недопустимости приемки и оплаты услуг по массовому умерщвлению животных),
- доведение рекомендации использовать при объявлении закупок типовую закупочную документацию,
- обращение внимание на важность корректного расчета НМЦК, методом сопоставимых рыночных цен, с целью создания предпосылок для полноценной работы подрядчиков в строгом соответствии с законодательством, исключения подмены гуманных методов на негуманные,
- разъяснение необходимости исключения практики формирования НМЦК исходя из гипотез о том, сколько процентов отловленных животных будут больны и сколько здоровы. Вместо этого, для всех подлежащих отлову животных надлежит предусмотреть оказание полного комплекса мероприятий,
- обращения внимания на необходимость планирования средств на 2020 год на данные цели с учетом норм законодательства, вступающих в силу с 01.01.2020 г.
3. Прокуратуре Воронежской области ужесточить надзор за соответствием размещаемой Заказчиками закупочной документации нормам законодательства. 4.Уполномоченному исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере обращения с животными рассмотреть вопрос о необходимости регулярного проведения мониторинга численности популяции с целью объективного понимания масштаба проблемы, ее динамики, а также объективного формирования объема закупаемых услуг по регулированию численности, предусмотреть средства на данную цель.
Итоговые материалы в СМИ по данной теме:
Воронежская Облдума приняла закон об ответственном обращении с животными
Воронежцев обяжут стерилизовать, чипировать и завещать наследникам своих домашних питомцев
Проблему бездомных животных в Воронеже решат за счет областного бюджета Запрос на справедливость. Как будет работать закон о животных в Воронеже