В разработке
скоро здесь появится информация
ПСКОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Псковской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Псковской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Псковской области от 17.12.2009 г. № 926-ОЗ «О содержании и защите домашних животных», в ред.от 12.01.2017 г.
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Администрации Псковской области от 06.05.2013 г. № 192 «О Порядке регистрации и перерегистрации собак в Псковской области»
Ознакомиться с Постановлением


3. Постановление Администрации Псковской области от 29.08.2013 г. № 400 «О Порядке отлова, безнадзорных животных на территории Псковской области», в ред. от 06.04.2016 г.
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Закон Псковской области от 17.12.2009 г. № 926-ОЗ в ред.от 12.01.2017 г. регулирует отношения в сфере содержания и защиты домашних животных от жестокого обращения.

  • Закон содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Закон устанавливает права и обязанности владельцев домашних животных. В частности, зафиксировано, что владелец имеет право кастрации и стерилизации принадлежащих ему домашних животных.
  • Установлена обязанность содержать домашних животных в соответствии с их биологическими особенностями, гуманно обращаться с ними, не оставлять без пищи и воды, а в случае заболевания оказать квалифицированную ветеринарную помощь.
  • Оставлять домашних животных без попечения запрещается.
  • Отдельной статьей закреплены условия содержания домашних животных.
  • На территории области запрещается жестокое обращение с домашними животными.
  • Отдельной статьей предусмотрена регистрация и перерегистрация собак. Регистрация (перерегистрация) собак проводится их владельцами в учреждениях государственной ветеринарной службы. Отмечено, что регистрация собак, в том числе, осуществляется с целью решения проблемы безнадзорных животных.
  • Закреплен порядок выгула животных, их перевозки в общественном транспорте.
  • Отдельная статья посвящена приютам и пунктам временного содержания. Указано, что при организациях, осуществляющих отлов безнадзорных животных, в обязательном порядке создаются приюты или пункты временного содержания.
  • Для организации и функционирования приюта, гостиницы и пункта временного содержания необходимо неукоснительное соблюдение следующих требований:содержание собак и кошек в вольерах, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности животных;наличие полноценной и сбалансированной кормовой базы;осуществление постоянного квалифицированного ветеринарного контроля и обслуживания;наличие профессионально подготовленного обслуживающего персонала;соблюдение правил по максимальному наполнению приютов и минимальной полезной площади на одно животное;обязательное карантинирование вновь прибывших безнадзорных животных.
  • Животные, поступившие в приют, гостиницу и пункт временного содержания, должны быть осмотрены ветеринарным специалистом в день поступления. Раненые животные или животные с явными признаками болезни осматриваются в течение трех часов после поступления, после чего им оказывается первая помощь.
  • В приютах, гостиницах и пунктах временного содержания тяжелобольные, неуправляемые, повышенно злобные животные при крайней необходимости подвергаются усыплению после установления ветеринарным врачом соответствующего диагноза.
  • В приюте и пункте временного содержания ведется обязательная специальная система учета по каждому животному.
  • Отдельно зафиксирован порядок отлова безнадзорных животных. Закреплено, что отлов основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.
  • При отлове безнадзорных животных запрещается использование приспособлений, которые их травмируют, их отстрел из любого вида огнестрельного оружия, кроме случаев крайней необходимости, а также использование препаратов, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
  • Отловленные животные помещаются в приют или пункт временного содержания, расположенные на территории области.
Закон имеет выраженный гуманистрический вектор: зафиксирована необходимость защиты животных от жестокого обращения, сохранения их жизни и обеспечения должного ухода. Нормы изложены подробно, четко и ясно.

Вместе с тем, не зафиксирован метод регулирования численности популяции безнадзорных животных. Стерилизация не зафиксирована как ключевое и обязательное к проведению мероприятие
.


2. Постановлением Администрации Псковской области от 06.05.2013 г. № 192 утвержден Порядок регистрации и перерегистрации собак в Псковской области.

  • Целями регистрации и перерегистрации собак в Псковской области являются:
  1. учет собак в Псковской области;
  2. создание базы данных о собаках, в том числе для организации розыска пропавших собак и возвращения их владельцам;
  3. решение проблемы безнадзорных собак;
  4. осуществление ветеринарного и санитарного контроля и надзора за собаками;
  5. своевременное предупреждение завоза инфицированных и больных собак из других государств или субъектов Российской Федерации на территорию Псковской области.
  • Регистрация и перерегистрация собак осуществляется владельцем в государственном ветеринарном учреждении Псковской области по месту жительства или по месту пребывания владельца собаки, являющегося гражданином, или по месту нахождения владельца собаки, являющегося юридическим лицом.
  • Регистрация собак осуществляется на безвозмездной основе.
  • Для проведения регистрации собаки ее владелец предъявляет в Регистрирующее учреждение собаку, а также представляет заявление о проведении регистрации собаки по форме, утвержденной актом органа исполнительной власти области в сфере ветеринарии.
  • Перерегистрация собак проводится их владельцами в Регистрирующих учреждениях один раз в пять лет после регистрации собаки.


3. Постановлением Администрации Псковской области от 29.08.2013 г. № 400 в ред.от 06.04.2016 утвержден Порядок отлова, безнадзорных животных на территории Псковской области». Данное Постановление справедливо считать ключевым по рассматриваемому вопросу.

  • Зафиксировано, что отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.
  • При отлове безнадзорных животных запрещается использование приспособлений, которые их травмируют, их отстрел из любого вида огнестрельного оружия, кроме случаев крайней необходимости, а также использование препаратов, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
  • Отловленные безнадзорные животные не позднее трех часов с момента отлова помещаются в приют для домашних животных или пункт временного содержания домашних животных, расположенные на территории области. При помещении животных составляется акт передачи отловленных безнадзорных животных по форме, утвержденной актом органа исполнительной власти области в области ветеринарии.
Необходимо отметить, что данный Порядок изложен чрезвычайно кратко, в нем регламентирован только порядок отлова. Упущены все последующие мероприятия в отношении безнадзорных животных, в частности, не зафиксирована необходимость проведения стерилизации безнадзорных животных для гуманного решения проблемы.


Подводя итог, можно заключить следующее:


  • Принятые в Псковской области нормативные правовые акты имеют общую гуманистическую направленность, содержат нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья животных, а также нормы о гуманности отлова. Это, безусловно, важно.

Вместе с тем, они имеют целый ряд упущений, которые могут снижать эффективность регулирования. А именно:

  • Не определен сам метод регулирования. Стерилизация не зафиксирована как ключевое мероприятие.
  • Отсутствует прямой запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Не прописаны четкие требования к автомобилю и самому процессу транспортировки.
  • Не зафиксирован четкий перечень оснований для выбытия животных из пунктов временного содержания и приютов.
  • Отсутствует норма о проведении мониторинга численности популяции.
  • Не зафиксирована необходимость проведения профилактической и разъяснительной работы с населением.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Псковской области

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    В Псковской области объявляется сравнительно небольшое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных (по сравнению с другими регионами).

    Запланированные объемы отлова исчисляются десятками животных.

    • В большинстве Технических заданий рассмотренных закупок предусмотрено проведение в отношении животных всего перечня мероприятий, а именно: отлова, транспортировки, осмотра, содержания, учета, вакцинации и стерилизации. Обычно устанавливается длительность содержания, равная месяцу.
    • Технические задания изложены достаточно подробно, четко.
    • Заказчики объявляют цены за комплекс услуг, которые адекватны рынку (около 8 т.р.).
    • При этом, необходимо особо подчеркнуть, что заказчики формируют цену именно за комплекс услуг в отношении одного животного, при этом не указывая цену каждого мероприятия по отдельности, входящего в комплекс. Это неверно.
    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    • Также необходимо отметить, что в ряде случае на закупки не подается ни одной заявки от потенциальных подрядчиков.

    Дата подготовки Справки - 20.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ