В разработке
скоро здесь появится информация
НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРИЮТОВ
РАЗЪЯСНЕНИЕ

О целесообразности создания муниципальных приютов в связи с принятием Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступлением в силу с 01.01.2020 требований к приютам.


27 декабря 2018 года был принят Федеральный Закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – «ФЗ № 498»).

Подавляющая часть статей уже вступила в силу, при этом, ряд статей вступят в силу с 01.01.2020 г., а именно: часть 6 статьи 13, статьи 15, 16, 18, 19, 20, 22.

Согласно пункту 2 статьи 3 (уже вступившей в силу), «деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом».

Согласно пункту 2 статьи 7 (уже вступившей в силу), «органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».

С 01.01.2020 года вступает в силу статья 16 «Приюты для животных».

Согласно пункту 2 данной статьи, «приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях».

Согласно пункту 3 данной статьи, «приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными».

С 01.01.2020 вступает в силу еще одна статья - статья 18 «Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев».

Согласно пункту 1 данной статьи, «Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных
».

Более того, пункт 5 статьи 18 гласит: «Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается».

Таким образом, с 01.01.2020 года отловленные животные могут поступать только в приюты!

Очевидно, что наличие приютов становится обязательным условием осуществления деятельности по регулированию численности животных без владельцев.

Таким образом, при объявлении закупок на отлов и содержание животных без владельцев начиная с 01.01.2020 года муниципалитеты могут пойти по одному из двух путей:

1 путь - Объявить закупку на полный комплекс услуг в отношении животных без владельцев, включая отлов, транспортировку, содержание, вакцинацию, стерилизацию и другие предусмотренные законодательством мероприятия. При этом, муниципальный заказчик будет обязан указать в закупочной документации требование к подрядчику о наличии у него приюта. Победителем такой конкурсной процедуры сможет стать только тот подрядчик, кто таковым приютом будет обладать.

Весомым минусом данного варианта является то, что в случае отсутствия подрядчиков, имеющих приют, и желающих принять участие в данной закупке, заказчик не сможет реализовать свои полномочия по организации мероприятий по регулированию численности животных без владельцев: не сможет реагировать на заявки граждан, не сможет регулировать численность популяции, что в свою очередь, может вызвать вопросы со стороны Прокуратуры. То есть, при данном сценарии муниципальный заказчик зависит от подрядчика: наличия у него частного приюта и его заинтересованности в заключении контракта.

2 путь - Объявить закупку на отлов, транспортировку и содержание животных на базе имеющегося муниципального приюта (или же две закупки: Отдельно на отлов и транспортировку, отдельно - на содержание животных на базе имеющегося приюта).

В данном случае, риски для заказчика значительно снижаются. Так как число исполнителей услуг по отлову и транспортировке значительно больше, чем число подрядчиков, располагающих приютом.

На основании вышесказанного, муниципалитетам целесообразно уже сейчас рассмотреть и проработать вопрос о создании приютов, тем самым исключить вероятность невозможности регулирования численности популяции животных без владельцев в 2020 году.

В настоящее время Правительство ведет разработку подзаконных актов к принятому ФЗ № 498 (их полный перечень приведен в статье 5 ФЗ № 498).

Эти подзаконные акты будут уточнять и детализировать нормы Закона.

В частности, в настоящее время разрабатываются два важных подзаконных акта: "Методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них", а также "Методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев".