В разработке
скоро здесь появится информация
ПРИМОРСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Приморского края и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Приморском крае
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Приморского края от 29.09.2014 № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в ред.от 30.01.2017 г.
Ознакомиться с Законом


2.
Постановление Администрации Приморского края от 08.10.2014 г. № 404-па «О реализации Закона Приморского края от 29 сентября 2014 года N 472-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных"
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Закон Приморского края от 29.09.2014 № 472-КЗ наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

  • Предусмотрено проведение следующих мероприятий:
  1. отлов безнадзорных животных;
  2. транспортировка отловленных безнадзорных животных;
  3. учет, содержание, лечение, вакцинация отловленных безнадзорных животных, утилизация (уничтожение) биологических отходов, в том числе в результате эвтаназии отловленных безнадзорных животных;
  4. возврат владельцам отловленных безнадзорных животных.
Таким образом, стерилизация не предусмотрена.

  • Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета.
  • Объем субвенций рассчитывается по формуле, согласно которой отлову подлежат животные в количестве 2 особи на каждую тысячу населения.
Также зафиксировано, что 30% от общего числа отловленных животных будут подлежать эвтаназии и утилизации. Расчет средств субвенций делается на основании данных гипотез.

Средний размер затрат на отлов, учет, содержание, лечение отловленного безнадзорного животного (то есть, на животное, не подлежащее эвтаназии) установлен в размере 7779 рублей на одну голову.

Средний размер затрат на утилизацию (уничтожение) биологических отходов, в том числе в результате эвтаназии, одной головы отловленного безнадзорного животного установлен в размере 1400 рублей.

Как уже было сказано выше, установлена доля отловленных безнадзорных животных, подлежащих утилизации (уничтожению), в том числе в результате эвтаназии, от общей численности отловленных безнадзорных животных. Она составляет 0,3 (то есть, 30%).

Данная гипотеза видится необоснованной и может приводить к неверному расчету цены контракта, а также дает подрядчикам неверную антигуманную установку.


2. Постановлением Администрации Приморского края от 08.10.2014 г. № 404-па утвержден Порядок организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на территории Приморского края.

  • Порядок содержит перечень ключевых понятий, которым даны определения.

Обращает на себя внимание тот факт, что регулирование численности безнадзорных животных определено следующим образом - это «мероприятия по отлову безнадзорных животных, транспортировке, учету, содержанию, лечению, вакцинации отловленных безнадзорных животных, возврату их владельцам, передаче лицам, имеющим необходимые условия для содержания таких животных, их эвтаназии, утилизации (уничтожению) биологических отходов, в том числе в результате эвтаназии указанных животных».

Таким образом, ключевое мероприятие - стерилизация - не упомянута и не зафиксирована в качестве фундаментального мероприятия, которое позволяет эффективно регулировать численность.

В Порядке не зафиксировано, каким методом достигается снижение численности популяции.


  • Установлен ряд запретов при отлове. В том числе, запрет на жестокое обращение, запрет на применение дитилина и его аналогов.
Данное обстоятельство (запрет дитилина) является передовым.

Также запрещено содержание отловленных безнадзорных животных в оборудованных для их транспортировки транспортных средствах более 6 часов с момента отлова.

  • Установлена обязанность оказания ветеринарной помощи животному, пострадавшему в ходе отлова.
  • При погрузке, транспортировке и выгрузке отловленных безнадзорных животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья людей и животных.
  • Бригада по отлову доставляет отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания для проведения карантина, последующего содержания и вакцинации, где такие животные подлежат клиническому осмотру специалистом в области ветеринарии в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
  • Травмированным безнадзорным животным в течение трех часов после поступления в пункт временного содержания оказывается ветеринарная помощь.
  • В день поступления отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания такие животные подлежат учету.
  • При поступлении в пункт временного содержания отловленные безнадзорные животные содержатся на карантине не менее 10 дней.
  • После истечения срока пребывания отловленного безнадзорного животного в карантинном помещении оно подлежит вакцинации против бешенства, помещается в боксы или вольеры для временного содержания. Длительность содержания не указана.
Также в составе мероприятий не указана стерилизация (кастрация).

  • Установлены требования к содержанию животных, в частности, к квадратуре на каждое животное. Также закреплены требования к кормлению, поению и уходу за животными.
  • В качестве оснований выбытия зафиксированы: возврат животного его собственнику, передача новому владельцу, эвтаназия в случае выявления оснований (таковых прописано три). Возврат животных в среду прежнего обитания Порядком не предусмотрен.
  • Основания для эвтаназии следующие:
  1. при наличии у отловленного безнадзорного животного заболеваний, травм, несовместимых с жизнью;
  2. в случае наличия у животного заразных и иных болезней животных в целях предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных;
  3. агрессивного поведения отловленного безнадзорного животного, опасного для жизни и здоровья человека (людей) и (или) животных.
Таким образом, предусмотрена основания по причине агрессии. При этом, порядок и методика ее диагностики не прописана: любое животное можно признать агрессивным и опасным, тем самым сделать эвтаназию методом регулирования численности. Также важно отметить, что в федеральном законодательстве такого основания для умерщвления нет.
  • Также зафиксированы требования к подрядным организациям, оказывающим услуги по регулированию численности популяции. В частности, установлены требования к их штатному составу, наличию сайта, наличию автомобиля для перевозки животных и его соответствию требованиям, наличию пункта временного содержания с забором, наличия договора на утилизацию биоотходов.

При общей гуманности зафиксированных Порядком норм, обращают на себя внимание следующие упущения:

  • Не зафиксирован метод регулирования численности популяции. Отсутствует указание на необходимость применения исключительно гуманного метода регулирования, отсутствует запрет на отлов с целью умерщвления.
  • Стерилизация не упоминается и не зафиксирована как ключевое мероприятие, необходимое к проведению.
Исходя из норм Порядка, старому или новому владельцу передается животное, не прошедшее стерилизацию. Данное животное с высокой долей вероятности может принести ненужное потомство, усугубить проблему переизбытка ненужных особей.

Совершенно неясно, в чем состоит методика снижения численности популяции в отсутствии стерилизации. Тогда остается предполагать, что численность снижается за счет эвтаназии. Что противоречит федеральном законодательству (эвтаназия не может являться методом регулирования).

  • Перечень оснований для эвтаназии включает три основания, в том числе, позволяет умерщвлять животных по причине агрессии. При этом, объективные и измеримые критерии агрессии не зафиксированы. Что на практике может привести к злоупотреблениям.
  • Не прописана обязанность профилактической и разъяснительной работы с населением.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Приморском крае

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    В Приморском крае объявляется большое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных. Закупки характеризуются большим объемом, в частности, десятками подлежащих отлову животных. При этом объект закупки формулируется заказчиками по-разному.

    • При объявлении закупок, заказчики используют типовое Техническое задание. Данное ТЗ составлено подробно, включает проведение в отношении животных ряда мероприятий, кроме ключевого - стерилизации.

    В ТЗ предусмотрены следующие услуги: отлов, транспортировка, осмотр, оказание ветеринарной помощи, карантинирование, учет, содержание, вакцинация, эвтаназия при выявлении одного из трех предусмотренных оснований. Предусмотрен возврат животных собственникам или передача новым владельцам. Возврат в среду обитания не предусмотрен.

    Как уже было отмечено выше - в ТЗ не предусмотрена стерилизация, что делает неясным применяемый метод регулирования численности популяции. При передаче нестерилизованного животного прежнему или новому владельцу сохраняется вероятность того, что животное будет приносить нежелательное потомство.

    Таким образом, необходимо заключить, что размещаемая заказчиками закупочная документация не предусматривает проведение полного комплекса мероприятий, по причине отсутствия в нем стерилизации. Что однозначно снижает эффективность, прозрачность и гуманность проводимых мероприятий по регулированию численности.

    • Особое внимание заслуживает тот факт, что в типовом ТЗ предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии (три основания), включая следующее: «агрессивное поведение отловленного безнадзорного животного, опасное для жизни и здоровья человека (людей) и (или) животных». При этом, данное понятие не определено, критерии его объективной диагностики не зафиксированы. На практике наличие данного основания может приводить к злоупотреблениям: любое животное можно признать агрессивным и опасным, умерщвить, проверить обоснованность данного решения будет невозможно.
    Также важно подчеркнуть, что Федеральный закон № 498 не предусматривает эвтаназию по основанию агрессии (в нем предусмотрено только одного основание для эвтаназии - неизлечимое заболевание животного, которое приносит ему чрезмерные страдания). Таким образом, в закупочной документации в данном регионе допускается эвтаназия по причине, которая отсутствует в федеральном законодательстве.

    Не меньшее внимание вызывает то обстоятельство, что цена контракта формируется на основании гипотезы о том, что у 30% из отловленных животных будут иметься основания для умерщвления.

    • Цена является рыночной. При этом важно отметить, что заказчики указывают цену за комплекс услуг в отношении одного животного, при этом, они не указывают цену каждой услуги. Это неверно.
    Очевидно, что в отношении каждого животного будет оказан различный состав и объем услуг (в зависимости от его возраста, состояния его здоровья, обращения хозяина или нового владельца или отсутствия такового, итоговой длительности нахождения в пункте временного содержания). По этой причине оплата различного состава и объема услуг по единой цене является неверной.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    • Еще одним обращающим на себя внимание обстоятельством является то, что на значительное число объявляемых заказчиками закупок не подается ни одной заявки.


    Дата подготовки Справки - 13.05.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ