В разработке
скоро здесь появится информация
ПЕРМСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Пермского края и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Пермском крае
В Пермском крае порядок регулирования численности животных без владельца регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Постановление Правительства Пермского края от 09.07.2014 № 596-п «Об утверждении Правил отлова, регистрации, учета и содержания безнадзорных животных на территории Пермского края», в ред. от 10.07.2019

http://docs.cntd.ru/document/494904221

В данный НПА вносились различные изменения с момента его принятия.

Последние изменения в данное Постановление были внесены 10.07.2019, Постановлением Правительства Пермского края от 10.07.2019 № 458-п

http://docs.cntd.ru/document/561420483

Данный нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу в данном регионе.

2. Закон Пермского края от 29.02.2016 № 612-ПК "О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных"

http://docs.cntd.ru/document/432981097

3. Приказ от 15 августа 2018 года N СЭД-49-01-20-123 Государственной ветеринарной инспекции Пермского края «Об утверждении Порядка определения количества безнадзорных животных, нормативов расходов и численности работников, применяемых при расчете общего объема субвенций бюджетам городских (сельских) поселений и городских округов Пермского края для осуществления государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» в ред. от 12.12.2018 г.

(с изменениями на 12 декабря 2018 года)

http://docs.cntd.ru/document/550159938

Ранее действовали Приказы:

- Приказ Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 27.06.2016 г. № СЭД-49-01-16-86 «Об утверждении нормативов расходов по отлову безнадзорных животных, их учету и регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), эвтаназии, утилизации», в ред. от 21.09.2016 г.

http://docs.cntd.ru/document/438963428

- Приказ Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 29.09.2017 г. № СЭД-49-01-20-79 «Об утверждении количества безнадзорных животных, подлежащих отлову, транспортировке, учету, регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), и количества безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии и утилизации на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов»

Дополнительная информация:

В Перми запущена целевая программа, целью которой заявлено снижение негативного воздействия безнадзорных собак на жителей города Перми (наименование программы - "Регулирование численности безнадзорных собак на территории города Перми").

Исполнитель программы - управление по экологии и природопользованию администрации города Перми.

Программа рассчитана на 2019 – 2021 годы.

Задачи программы:

- Организация отлова и временного содержания безнадзорных собак, поступающих в МКУ "Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек", создание мест для выгула собак.

- Содержание МКУ "Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек"

Показателями конечного результата считается число обращений граждан по проблеме наличия собак на улицах.

При этом, массовая стерилизация не заявлена как ключевое мероприятие и способ решения проблемы. Речь идет об усилении отловов и дальнейшем содержании.

http://docs.cntd.ru/document/550218714
Комплексный анализ вышеперечисленных нормативно-правовых актов позволяет сделать следующие выводы:

  1. Мероприятия по регулированию численности животных на территории Пермского края предусматривают отлов, транспортировку, учет, регистрацию, клинический осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию, возврат владельцам или новым собственникам, эвтаназию по заключению специалиста в области ветеринарии, утилизацию трупов.

  2. Зафиксирована обязанность транспортировки отловленных животных в пункт временного содержания, а также проведения клинического осмотра специалистом в области ветеринарии в день отлова.

  3. Зафиксирована обязанность проведения ветеринарного освидетельствования раненных и больных животных в течение трех часов после поступления в пункт временного содержания, а также оказания им неотложной помощи.

  4. Зафиксирована необходимость подготовки ветеринарного заключения по результатам осмотра каждого безнадзорного животного.

  5. Зафиксирована необходимость постановки животных на учет в день отлова.

  6. Зафиксирован порядок, согласно которому поступившие в пункт временного содержания безнадзорные животные помещаются в карантинную зону с последующим перемещением в зону основного содержания. Установлена длительность карантинирования.

  7. Кастрация (стерилизация) безнадзорных животных осуществляется специалистом в области ветеринарии в помещении для оказания ветеринарной (хирургической) помощи на 16 день со дня отлова безнадзорных животных, за исключением безнадзорных животных, имеющих признаки владельческого животного, а также животных, владельцы которых выразили намерение забрать их из пункта временного содержания организации по содержанию безнадзорных животных.

  8. Установлена длительность содержания отловленных животных в пункте временного содержания, равная шести месяцам со дня отлова.

  9. Ряд пунктов Правил посвящён условиям, срокам и порядку возврата животных их собственникам. Установлены строгие нормы, согласно которым может быть произведен данный возврат. В частности, животное может быть возвращено владельцу либо после истечения 15-дневного срока карантинирования, либо на основании предъявления владельцем документов, подтверждающих наличие у животного необходимых прививок с неистекшим сроком действия вакцинационного периода. Помимо этого, установлено требование об обязательном предъявлении владельцем документов или иных доказательств, подтверждающих право собственности. А также установлено требование о возмещении владельцем затрат на проводимые с животным мероприятия.

  10. Установлен ограниченный перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии, состоящий из трех пунктов.

  11. После истечения срока пребывания животных в пункте временного содержания, если они не востребованы владельцами, животные подлежат передаче заинтересованным лицам либо в приют.

Ранее, в одной из редакций данных Правил, был предусмотрен выпуск в среду обитания, в настоящее время он не предусмотрен.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в действующих Правилах имеют место следующие упущения:

  1. Нормативно не зафиксирована необходимость проведения объективного мониторинга и подсчёта численности популяции для достоверного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории.
  2. Не зафиксирована необходимость проведения с разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным.
  3. Недостаточно полно сформулированы нормы, определяющие порядок содержания животных в пункте временного содержания.
  4. Одним из трех оснований для проведения в отношении животного процедуры эвтаназии обозначено наличие реальной угрозы жизни и здоровью человека (агрессивное поведение безнадзорного животного), в том числе в момент отлова. Вместе с тем очевидно, что большинство животных могут проявлять ситуативные признаки агрессии в момент отлова, что не свидетельствует об их агрессивности во всех иных ситуациях, следовательно, некорректно трактовать агрессию животного в ответ на стрессовую ситуацию отлова как достаточное основание для признания его агрессивным и проведения эвтаназии. Основание для эвтаназии, сформулированное таким образом, дает возможность недобросовестным подрядчикам злоупотреблять данной возможностью и проводить эту процедуру для минимизации собственных расходов на содержание животного.
  5. В Правилах отсутствует запрет на применение миорелаксантов курареподобного действия (вместе с тем, в ряде ТЗ данный запрет введен).
  6. Зафиксированные в рамках Правил требования, в целом, можно назвать гуманными, в месте с тем, во многих пунктах Правил приведены общие, размытые, недостаточно конкретные формулировки, допускающие возможность широкой трактовки изложенных норм.

Например, установлен запрет на совершение ловцами действий, причиняющих животному страдания, травмы или гибель животного, вместе с тем, отсутствует прямой запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления, а также не установлено требование о доставке животных в пункт временного содержания живыми и не повреждёнными. Аналогичные замечания уместны в отношении целого ряда пунктов данных Правил.

Вышеизложенное даёт основание предполагать, что на этапе применения закреплённых в Правилах норм, исполнителями (подрядчиками) могут быть допущены их трактовки, что может привести к снижению прозрачности и качества оказываемых услуг, а также допущению злоупотреблений, направленных на минимизацию затрат в ущерб качеству оказываемых услуг.

Приказ от 15 августа 2018 года N СЭД-49-01-20-123 устанавливает правила определения количества безнадзорных животных, подлежащих отлову, транспортировке, учету, регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), количества безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии и утилизации на территории Пермского края. Делается это для расчета размера необходимых на эти цели субвенций.

Объем субвенций, предоставляемый бюджетам органов местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с Методикой , утвержденной Законом Пермского края от 29 февраля 2016 г. N 612-ПК "О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных"

Методика определяет норматив - расчетный показатель потребности органов местного самоуправления, в средствах бюджета Пермского края в расчете на одну голову отловленного безнадзорного животного.

Количество безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии и утилизации (К2), устанавливается в размере 10% от количества безнадзорных животных, подлежащих отлову, транспортировке, учету, регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации) на территории муниципального образования.

Результат: муниципальные заказчики при формировании закупочной документации, руководствуясь данным Приказом, устанавливают точное число животных, подлежащих дальнейшему содержанию, вакцинации и стерилизации, а также точное число животных, подлежащих эвтаназии.

Данное требование в составе закупочной документации содержит признаки необъективности описания объекта закупки, чем нарушает ст.33 ФЗ 44. Очевидно, что заказчику на этапе объявления закупки не может быть известно, у скольких животных в будущем будут выявлены ветеринарные основания для проведения данной процедуры.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Пермском крае

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018-2019 год)
    Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Пермском крае позволяет сделать следующие выводы:

    - Обращает на себя внимание тот факт, что на некоторое число объявленных закупок не подается ни одной заявки от потенциальных подрядчиков. В случае, если заявки подаются, в большинстве случаев это только одна заявка, то есть, конкурентная борьба за право заключения контракта в большинстве случае отсутствует и муниципальный контракт заключается по начальной максимальной цене. Чаще всего способом определения победителя является электронный аукцион.

    - Вторым важным аспектом является то, что закупочная документация, размещенная заказчиками разных муниципалитетов, и ТЗ, в частности, отличается между собой как по содержанию, так и по степени подробности. Например, один заказчик устанавливает длительность карантина, равную 10 дням, другой - 15 дням.

    Еще одним примером является тот факт, что ряд заказчиков фиксируют цену за комплекс мероприятий, проводимых в отношении одного животного, а другие - указывают цену каждой услуги (что более верно).

    - Необходимо также подчеркнуть, что требования, изложенные заказчиками в ТЗ не всегда строго соответствуют Правилам, являясь «вариациями» вокруг них.

    Видится целесообразным подготовка типового ТЗ для муниципальных заказчиков данного субъекта.Актуальные материалы в СМИ:
    http://fedpress.ru/article/2153261
    https://rg.ru/2018/04/12/reg-pfo/verhovnyj-sud-zapretil-vypuskat-otlovlennyh-sobak-obratno.htmlhttps://www.newsko.ru/news/nk-4989887.html

    Дата подготовки справки - 23.09.2019 г.
    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ