В разработке
скоро здесь появится информация
ПЕРМСКИЙ
КРАЙ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Пермского края и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Пермском крае
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Пермского края от 09.07.2014 № 596-п «Об утверждении Правил отлова, регистрации, учета и содержания безнадзорных животных на территории Пермского края», в ред. от 28.12.2017;

2. Закон Пермского края от 29.02.2016 № 612-ПК "О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных";

3. Приказ Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 27.06.2016 г. № СЭД-49-01-16-86 «Об утверждении нормативов расходов по отлову безнадзорных животных, их учету и регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), эвтаназии, утилизации»;

4. Приказ Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 29.09.2017 г. № СЭД-49-01-20-79 «Об утверждении количества безнадзорных животных, подлежащих отлову, транспортировке, учету, регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), и количества безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии и утилизации на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

  1. Мероприятия по регулированию численности животных на территории Пермского края предусматривают отлов, транспортировку, учет, регистрацию, клинический осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию, эвтаназию по заключению специалиста в области ветеринарии, утилизацию трупов.

  2. Зафиксирована обязанность транспортировки отловленных животных в пункт временного содержания, а также проведения клинического осмотра специалистом в области ветеринарии в день отлова.

  3. Зафиксирована обязанность проведения ветеринарного освидетельствования раненных и больных животных в течение трех часов после поступления в пункт временного содержания, а также оказания им неотложной помощи.

  4. Зафиксирована необходимость подготовки ветеринарного заключения по результатам осмотра каждого безнадзорного животного.

  5. Зафиксирована необходимость постановки животных на учет в день отлова.

  6. Зафиксирован порядок, согласно которому поступившие в пункт временного содержания безнадзорные животные помещаются в карантинную зону с последующим перемещением в зону основного содержания. Установлена длительность карантинирования, равная 15 дням.

  7. Установлена длительность содержания отловленных животных в пункте временного содержания, равная двум месяцам со дня отлова.

  8. Ряд пунктов Правил посвящён условиям, срокам и порядку возврата животных их собственникам. Установлены строгие нормы, согласно которым может быть произведен данный возврат. В частности, животное может быть возвращено владельцу либо после истечения 15-дневного срока карантинирования, либо на основании предъявления владельцем документов, подтверждающих наличие у животного необходимых прививок с неистекшим сроком действия вакцинационного периода. Помимо этого, установлено требование об обязательном предъявлении владельцем документов или иных доказательств, подтверждающих право собственности. А также установлено требование о возмещении владельцем затрат на проводимые с животным мероприятия.

  9. Правилами зафиксировано, что безнадзорные животные, не возвращенные их владельцам и не подлежащие эвтаназии, подлежат стерилизации (кастрации) и чипированию. Процедура кастрации (стерилизации) должна производится на 16 день со дня отлова.

  10. Установлен ограниченный перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии, состоящий из трех пунктов.

  11. После истечения срока пребывания животных в пункте временного содержания, если они не востребованы владельцами, животные подлежат передаче заинтересованным лицам либо в приют.

В случае отказа приюта в принятии животных, а также при отсутствии заинтересованных лицах, кастрированных (стерилизованных) животных выпускают в среду обитания в месте отлова.

Таким образом, данные Правила предусматривают возможность работы с безнадзорными животными по методу «ОСВВ».


Вместе с тем, необходимо отметить, что в действующих Правилах имеют место следующие упущения:

  1. Нормативно не зафиксирована необходимость проведения мониторинга и подсчёта численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории. Вместо этого, число подлежащих отлову животных закреплена Приказом № СЭД-49-01-20-79 для каждого муниципалитета.
  2. Не зафиксирована необходимость проведения с разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным.
  3. Недостаточно полно сформулированы нормы, определяющие порядок содержания животных в пункте временного содержания.
  4. Определения ряда понятий, используемых в Правилах, нуждаются в пересмотре. Например, отлов животных определяется как мероприятия по изъятию безнадзорных животных, проводимые организациями по отлову безнадзорных животных.
  5. Одним из трех оснований для проведения в отношении животного процедуры эвтаназии обозначено «наличие реальной угрозы жизни и здоровью человека (агрессивное поведение безнадзорного животного), в том числе в момент отлова». Вместе с тем очевидно, что большинство животных могут проявлять ситуативные признаки агрессии в момент отлова, что не свидетельствует об их агрессивности во всех иных ситуациях, следовательно, некорректно трактовать агрессию животного в ответ на стрессовую ситуацию отлова как достаточное основание для признания его агрессивным и проведения эвтаназии. Основание для эвтаназии, сформулированное таким образом, дает возможность недобросовестным подрядчикам злоупотреблять данной возможностью и проводить эту процедуру для минимизации собственных расходов на содержание животного.
  6. В Правилах отсутствует запрет на применение миорелаксантов курареподобного действия (вместе с тем, в ряде ТЗ данный запрет введен).
  7. Зафиксированные в рамках Правил требования, в целом, можно назвать гуманными, в месте с тем, во многих пунктах Правил приведены общие, размытые, недостаточно конкретные формулировки, допускающие возможность широкой трактовки изложенных норм.
Например, установлен запрет на совершение ловцами действий, причиняющих животному страдания, травмы или гибель животного, вместе с тем, отсутствует прямой запрет на отлов животных исключительно с целью их умерщвления, а также не установлено требование о доставке животных в пункт временного содержания живыми и не повреждёнными. Аналогичные замечания уместны в отношении целого ряда пунктов данных Правил.

Еще одним примером, иллюстрирующим данное замечание, является то, что в ряде пунктов используются понятия «все» или «каждый», что обязывает применить норму ко всем животным, при этом в других пунктах такие понятия отсутствуют, из чего неясно, относится ли изложенное требование ко всем животным или же нет.

Вышеизложенное даёт основание предполагать, что на этапе применения закреплённых в Правилах норм, исполнителями (подрядчиками) могут быть допущены их трактовки, что может привести к снижению прозрачности и качества оказываемых услуг, а также допущению злоупотреблений, направленных на минимизацию затрат в ущерб качеству оказываемых услуг.

Действующие Правила нуждаются в доработке.

Помимо этого, вызывает обоснованные вопросы содержание Приказа Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 29.09.2017 г. № СЭД-49-01-20-79 «Об утверждении количества безнадзорных животных, подлежащих отлову, транспортировке, учету, регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), и количества безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии и утилизации на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».
Ознакомиться с Приказом

Данный Приказ устанавливает число животных в каждом муниципальном образовании, которые подлежат отлову, дальнейшему содержанию, вакцинации и стерилизации, а также устанавливает точное число животных, подлежащих отлову с последующей эвтаназией.

Число животных, подлежащих эвтаназии, составляет в среднем около 10% от общего числа отловленных (варьируется между муниципалитетами).

При этом, неясно, каким образом Государственная ветеринарная инспекция Пермского края может точно установить, у скольких из отловленных животных в будущем будут иметься законные основания для осуществления процедуры эвтаназии, с учетом того, что в Правилах установлен ограниченный перечень таких оснований.

Более того, муниципальные заказчики при формировании закупочной документации, руководствуясь данным Приказом, устанавливают точное число животных, подлежащих дальнейшему содержанию, вакцинации и стерилизации, а также точное число животных, подлежащих эвтаназии. Данное требование в составе закупочной документации содержит признаки необъективности описания объекта закупки, чем нарушает ст.33 ФЗ 44, что в свою очередь может являться основанием для отмены закупок со стороны УФАС. Очевидно, что заказчику на этапе объявления закупки не может быть известно, у скольких животных в будущем будут выявлены ветеринарные основания для проведения данной процедуры.

В связи с вышеизложенным встает вопрос, каковы должны быть действия подрядчика при реализации муниципального контракта, в случае, если он произвел отлов животных, но ни у одного из животных нет ветеринарных оснований для проведения эвтаназии, а в закупочной документация не предусмотрена оплата услуг по дальнейшему содержанию (около 10% животных от общего объема закупки) . В этих условиях подрядчик поставлен в ситуацию, когда он либо должен нарушить действующее законодательство и произвести эвтаназию установленного числа животных без наличия на это законных оснований, либо же содержать отловленных животных за счет собственных средств. Оба изложенные варианта могут являться препятствием для добросовестной конкуренции и снижать число потенциальных участников закупочных процедур, тем самым противоречить требованиям ФЗ 135.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Пермском крае

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • Рынок подрядчиков, предоставляющих услуги по регулированию численности безнадзорных животных в Пермском крае, крайне специфичен.
    Обращает на себя внимание тот факт, что на значительное число объявленных закупок не подается ни одной заявки от потенциальных подрядчиков (число таких закупок составляет около 40%). В случае, если заявки подаются, в большинстве случаев это только одна заявка, то есть, конкурентная борьба за право заключения контракта в большинстве случае отсутствует и муниципальный контракт заключается по начальной максимальной цене. Чаще всего способом определения победителя является электронный аукцион.

    Описывая рынок данных услуг в Пермском крае необходимо зафиксировать, что победителями закупок становятся различные организации (как видно из таблицы, приведенной ниже).

    • Вторым важным аспектом является то, что закупочная документация, размещенная заказчиками разных муниципалитетов, и ТЗ, в частности, отличается между собой как по содержанию, так и по степени подробности.
    Например, один заказчик устанавливает длительность карантина, равную 10 дням, другой - 15 дням.

    Еще одним примером является тот факт, что ряд заказчиков фиксируют цену за комплекс мероприятий, проводимых в отношении одного животного, а другие - указывают цену каждой услуги (что более верно, согласно ч.2 ст.42 ФЗ 44).

    • Необходимо также подчеркнуть, что требования, изложенные заказчиками в ТЗ не всегда строго соответствуют Правилам, являясь «вариациями» вокруг них. Видится целесообразным доработка и внесение уточнений в Правила, после чего подготовка типового ТЗ для муниципальных заказчиков данного субъекта.
    • Также обращает на себя внимание тот факт, что практика обжалования и отмены закупок через УФАС не представлена в данном регионе. При этом, характерной чертой является наличие в закупочной документации ряда заказчиков неточностей и ошибок по части применения ФЗ 44.
    • Еще одной характерной чертой закупочной ситуации в Пермском крае является то, что расчет расходов на мероприятия по регулированию численности заказчики осуществляют на основании Приказа Государственной ветеринарной инспекции Пермского края № СЭД-49-01-16-86 от 27.06.2016 г., в ред. От 21.09.2016 «Об утверждении нормативов расходов по отлову безнадзорных животных, их учету и регистрации, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), эвтаназии, утилизации» (Заказчики используют нормативный метод для расчета НМЦК).
    Выписка из данного Приказа:
    • Норматив расходов по отлову одного безнадзорного животного 163,54 р.
    • Норматив расходов по транспортировке одного безнадзорного животного 130,28 р.
    • Норматив расходов по учету одного безнадзорного животного 97,26 р.
    • Норматив расходов по регистрации одного безнадзорного животного 67,90 р.
    • Норматив расходов по содержанию одного безнадзорного животного 4330,11 р.
    • Норматив расходов по лечению одного безнадзорного животного 579,85 р.
    • Норматив расходов по кастрации (стерилизации) одного безнадзорного животного 562,31 р.
    • Норматив расходов по эвтаназии одного безнадзорного животного 188,71 р.
    • Норматив расходов по утилизации трупа одного безнадзорного животного 294,83 р.

    Нужно отметить, что цена за комплекс услуг в отношении одного животного составляет 5985 руб., вместе с тем, в данную цену заложено двухмесячное содержание животного.

    • Закупочная документация предусматривает проведение Подрядчиком всего комплекса мероприятий в отношении безнадзорных животных, в частности, отлова, транспортировки, карантинирования, содержания, вакцинации, стерилизации. Но, как уже было подробно изложено выше, вызывает обоснованный вопрос основание, по которому заказчик на этапе размещения закупки точно указывает число животных, подлежащих эвтаназии, тем самым заранее определяя итоги будущего ветеринарного осмотра. Это замечание является весомым.
    Аргумент о том, что число подлежащих эвтаназии животных зафиксировано Приказом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 29.09.2017 г. № СЭД-49-01-20-79 не может быть принят, по той причине, что требования данного Приказа противоречат Федеральному законодательству, а именно ФЗ 44.


    Дата подготовки Справки - 18.11.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ