В разработке
скоро здесь появится информация
ПЕНЗЕНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Пензенской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Пензенской области
В Пензенской области порядок регулирования численности безнадзорных животных регламентируется следующим правовым актом:

1. Постановлением Правительства Пензенской области от 17.02.2011 N 83-пП "Об утверждении Положения о порядке отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных на территории Пензенской области"
Ознакомиться с Постановлением
Анализ правового акта позволяет сделать следующие выводы:

Постановление Правительства Пензенской области от 17.02.2011 N 83-пП "Об утверждении Положения о порядке отлова, содержания и дальнейшего использования безнадзорных животных на территории Пензенской области" регламентирует порядок отлова, транспортировки, учета, регистрации, содержания и ветеринарного обслуживания безнадзорных животных.

  • Положение гласит, что регулирование численности безнадзорных животных должно учитывать биологические закономерности, социально-нравственные аспекты, отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Положение изложено четко, достаточно подробно, содержит перечень ключевых понятий и их определений.
  • Зафиксирована норма о том, что отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и производится с применением приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечья и гибель животных.
  • Установлены требования к транспортировке животных, а также к автомобилю, на котором она осуществляется, и его оснащению.
  • Установлено требование о том, что при погрузке, транспортировке и выгрузке отловленных животных должны использоваться устройства, предотвращающие их травмы, увечья или гибель.
  • При этом, необходимо отметить, что не установлен срок, в течение которого животное должно быть доставлено в пункт временного содержания после осуществления отлова.
  • Зафиксировано требование о том, что отловленные безнадзорные животные размещаются в карантинном помещении на срок 10 дней. В этот период они осматриваются ветеринарным специалистом, им оказывается ветеринарная помощь, другие необходимые профилактические мероприятия по заключению ветеринарного специалиста.
  • Вместе с тем, не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным, поступившим с отлова, не установлен срок (в часах), не позднее которого данная помощь должна быть оказана.
  • Также отсутствует четкое требование об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии в день отлова.
  • Зафиксирована норма о том, что после истечения срока пребывания животного в карантинном помещении оно помещается в пункт по временному содержанию. Предельный срок пребывания установлен равным 20 дням, а для отловленных безнадзорных домашних животных - шести месяцам с момента заявления о задержании.
  • Зафиксирован принцип доступности и открытости информации об отловленных безнадзорных животных.
  • Документация об отловленных безнадзорных животных и проведенных с ними мероприятиях подлежит обязательному хранению в организации по отлову в течение одного года.
  • Установлено, что на каждое животное должна быть заведена регистрационная карточка.
  • При этом, не зафиксирована необходимость подготовки ветеринарного заключения по результатам осмотра каждого безнадзорного животного.
  • Зафиксированы требования к порядку содержания животных, в том числе, их размещению, питанию. Вместе с тем, не учтена необходимость регламентировать иные мероприятия, проводимые на данном этапе, в частности санитарное мытье, дегельминтизацию, послеоперационную реабилитацию, выгул.
  • В Положении указано, что кастрация (стерилизация) является наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.
  • Кастрация (стерилизация) осуществляется ветеринарным специалистом в помещении для оказания ветеринарной (хирургической) помощи на 15 день с момента отлова.
  • Установлен перечень оснований для проведения эвтаназии. Согласно Положению, данная процедура может быть произведена в следующих случаях:
  1. В отношении животных, подозрительных в заболевании бешенством,
  2. для прекращения страданий животного, если оно не может быть прекращено иным способом,
  3. при проявлении агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.

Необходимо отметить, что порядок диагностики указанных выше оснований не закреплен. Приведенные формулировки могут допускать широту их трактовки и служить лазейкой для недобросовестных подрядчиков при реализации контрактов на регулирование численности безнадзорных животных.

  • Необходимо также отметить, что в Положении не зафиксирована необходимость проведения мониторинга численности популяции безнадзорных животных для объективного определения объема закупаемых услуг в рамках соответствующих закупок.
  • Также нужно подчеркнуть, что в Положении не зафиксирована необходимость проведения разъяснительной работы с населением, направленной на формирование гуманного и ответственного отношения к животным, профилактики проблемы их безнадзорности.
  • В приложениях к Положению приведены типовая форма Заявки на отлов безнадзорных животных и форма Карточки учета отловленного безнадзорного животного.
  • Важно отметить, что в Положении не прописан перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания.
  • Не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам, а установленный срок пребывания в пункте временного содержания истек.

Таким образом, необходимо заключить следующее:

  • Положение имеет гуманистический вектор, в нем отмечена необходимость применения гуманного подхода к регулированию численности безнадзорных животных и недопущения жестокого обращения.
  • Предусмотрены ключевые мероприятия в отношении животных: отлов, транспортировка, осмотр, учет, карантинирование, содержание, стерилизация (кастрация).
  • Вместе с тем, в Положении имеются лазейки, в частности, касающиеся оснований для проведения процедуры эвтаназии. Основания допускают широту толкования.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Пензенской области
    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • В ходе мониторинга выявлены закупки, представляющие собой закупки на эвтаназию большей части отловленных животных, вне зависимости от наличия или отсутствия на это ветеринарных оснований.
    • Обращает на себя внимание тот факт, что на данные закупки, содержащие признаки нарушения действующего законодательства, не подаются жалобы в УФАС.
    • Вторым важным фактом, обращающим на себя внимание, является низкая цена за комплекс услуг в отношении одного животного.
    • Есть закупки, на которые не было подано ни одной заявки от потенциальных подрядчиков.
    • Чаще всего в качестве способа определения подрядчика используется запрос котировок.
    На основании вышесказанного, необходимо заключить следующее:

    Актуальная ситуация с наличием закупок на отлов и утилизацию большей части животных коренным образом противоречит Постановлению Правительства Пензенской области от 17.02.2011 N 83-пП, в котором зафиксировано, что регулирование численности безнадзорных животных должно учитывать социально-нравственные аспекты, отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.

    Помимо этого, в Постановлении указано, что кастрация (стерилизация) является наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных. Исходя из этого остается неясным, по какой причине на практике методы гуманного снижения численности заменяются на метод массовой утилизации.

    Необходимо:

    • Привести закупки на регулирование численности безнадзорных животных в строгое соответствие с действующим региональным нормативным правовым актом.
    • Исключить закупки, состоящие в отлове животных с целью утилизации или предполагающие эвтаназию большей части животных.
    • Разработать типовое Техническое задание, с подробным и непротиворечивым изложением порядка работы с животными, рекомендовать его муниципальным заказчикам при объявлении соответствующих закупов.
    • Обратить внимание на необходимость пересмотра цены, для качественной реализации в отношении животных всего комплекса мероприятий, в том числе, содержания, вакцинации, стерилизации.

    Дата подготовки Справки - 17.12.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ