В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания и закупками, объявляемыми на регулирование численности
животных без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Северная Осетия-Алания
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Администрации местного самоуправления г.Владикавказа № 2283 от 13.12.2010 «Об утверждении правил содержания домашних животных в г.Владикавказе»;
Ознакомиться с Постановлением


2. Постановление Администрации местного самоуправления г.Владикавказа № 159 от 24.02.2005 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с заболеванием бешенства среди населения города Владикавказа», в ред. от 2016 г.
Ознакомиться с Постановлением



Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

В настоящее время нормативный правовой акт, который бы в полной мере регламентировал порядок регулирования численности безнадзорных животных, в данном субъекте отсутствует.

При этом, вопросы регулирования численности безнадзорных животных частично отрегулированы в Постановлении Администрации местного самоуправления г.Владикавказа № 2283 от 13.12.2010 и частично - в Постановлении Администрации местного самоуправления г.Владикавказа № 159 от 24.02.2005, которые рассмотрены ниже.


1. В Постановлении № 2283 имеется ряд положений, регламентирующих мероприятия по отлову и умерщвлению безнадзорных животных.

При этом, ряд ключевых мероприятий не регламентированы (в частности, транспортировка, ветеринарный осмотр, порядок и длительность содержания, требования к содержанию, осмотр, стерилизация).

  • Постановлением Администрации местного самоуправления г.Владикавказа № 2283 от 13.12.2010 утверждены Правила содержания домашних животных в г. Владикавказе. Таким образом, изложенные нормы в большей степени определяют порядок содержания и выгула владельческих животных. И, как уже отмечено выше, только частично затрагивают мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных.
  • Правила содержат перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Правилами установлен ряд запретов, а именно: запрещено бросать, оставлять без пищи, воды и попечения домашних животных, самовольно и необоснованно их уничтожать.
  • Также запрещается разводить, использовать домашних животных с целью производства шкур и нетрадиционных для населения продуктов питания (мясо собак, кошек, декоративных птиц).
  • Введен запрет на проведение собачьих боев и других зрелищных мероприятий, построенных вокруг преследования, умерщвления животных.
  • Также важным является запрет на применение к домашним животным любого вида оружия, кроме случаев самообороны.
  • Запрещено применять к домашним животным методы физического и иного воздействия, которые могут быть квалифицированы как жестокие по отношению к животному.
  • Также запрещено принудительно изымать из естественной среды обитания и содержать в домашних условиях диких животных, не приспособленных к проживанию совместно с людьми.
  • Необходимо отметить, что указанные выше и содержащиеся в Правилах запреты имеют гуманистический вектор.
  • Вместе с тем, нельзя не отметить, что в Правилах отсутствуют важные нормы, относящиеся именно к регулированию численности безнадзорных животных. Эти нормы изложены неполно, фрагментарно.
  • Правилами установлено, что собаки, кошки и дикие плотоядные животные, принадлежащие физическим и юридическим лицам, начиная с 2-месячного возраста независимо от породы, подлежат регистрации и ежегодной перерегистрации, а также вакцинации против бешенства. Регистрация и перерегистрация животных производится учреждениями ветеринарной службы. Закреплена норма о том, что приобретенные животные должны быть зарегистрированы владельцами не позднее 5 дней со дня их покупки.
  • Не менее важной нормой является следующая: Продажа на территории городов и других населенных пунктов муниципальных образований щенков и собак защитно-караульных и бойцовых пород, отличающихся повышенной агрессивностью и представляющих социальную опасность, осуществляется только через зарегистрированные кинологические организации, лицам, имеющим свидетельство о сдаче кинологического минимума. Владельцы собак указанных пород обязаны пройти с ними курс общей и специальной дрессировки при кинологических организациях, в которых они стоят на учете. По окончании курса собака должна пройти тестирование на социальную опасность. Содержание в черте населенных пунктов собак, не прошедших указанное тестирование, запрещено.
  • Отдельной главой Правил закреплены права и обязанности владельцев животных. В частности, владелец домашнего животного обязан содержать домашнее животное на изолированной территории в соответствии с его биологическими особенностями, при проживании в коммунальной квартире не допускать доступ животного к местам общего пользования, гуманно обращаться с ним, в случае заболевания обеспечивать оказание ветеринарной помощи.
  • Помимо этого установлено, что в случае отказа от дальнейшего содержания домашнего животного владелец обязан передать его другому владельцу, обратиться в ветеринарную организацию для стерилизации и поместить в приют.
  • Отдельной главой Правил зафиксированы условия содержания домашних животных.
  • Большое внимание в Правилах уделено порядку выгула животных, обеспечения чистоты на территории выгула и безопасности окружающих в ходе выгула животных - данным вопросам посвящена отдельная глава. Введены нормы о месте возможного выгула, введен запрет на оставление животных без присмотра.
  • Отдельная статья посвящена приютам для животных. В ней кратко изложены цели, с которыми приют может быть создан. Требования к организации собственно работы приюта не зафиксированы.
  • Отдельная статья Правил определяет порядок отлова животных.
  • Правилами установлено, что отлов безнадзорных животных основывается на принципах соблюдения норм общественной нравственности, спокойствия населения.
  • Вместе с тем, не установлено, что данное регулирование должно осуществляться исключительно на основе гуманного подхода, не допускающего умерщвление животных.
  • Отлов безнадзорных животных производится специализированными организациями в места кратковременного содержания отловленных животных, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию.
  • При этом, отсутствует запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Отсутствует норма об отлове животных строго живыми и неповрежденными.
  • Отсутствует требование о доставке всех отловленных животных в пункт временного содержания в установленный срок.
  • Помимо этого, отсутствуют требования к порядку осуществления транспортировки животных, а также не зафиксированы требования к спецавтомобилю и его оснащению.
  • Отсутствует требование об обязательном проведении осмотра всех поступивших животных специалистом в области ветеринарии в день отлова.
  • Не зафиксирована обязанность оказания неотложной помощи раненным или больным животным.
  • Не зафиксирована необходимость подготовки ветеринарного заключения по результатам осмотра каждого безнадзорного животного.
  • Перечень мероприятий, проводимых на этапе содержания, не регламентирован.
  • Особенно обращает на себя внимание факт отсутствия требования об обязательной стерилизации отловленных животных.
  • Помимо этого, не зафиксирована обязанность проведения мониторинга численности популяции для объективного определения числа животных, подлежащих отлову.
  • Отсутствует норма о проведении разъяснительной работы с населением и популяризации ответственного отношения к животным.
  • Не прописан перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания.
  • Установлен перечень оснований для умерщвления животных, в которые включены следующие:
1) с целью прекращения страдания животного, при невозможности прекращения их иным путем;
2) при необходимой обороне от нападающего животного, если жизни и здоровью людей угрожает опасность;
3) с целью регулирования численности диких животных и животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых человеком;
4) при необходимости умерщвления отдельных животных, больных бешенством или иным особо опасным инфекционным заболеванием, или являющихся носителями особо опасного заболевания.

Таким образом, основание номер 3 допускает умерщвление как метод регулирования численности. Важно подчеркнуть, что данный метод регулирования не предусмотрен федеральным законодательством и его закрепление в региональном нормативном правовом акте может быть рассмотрено как выход субъекта за пределы переданных ему полномочий (ФЗ 184, ФЗ 131).

Также важно отметить, что отсутствуют критерии оценки вышеописанных состояний, являющихся основаниями для умерщвления. Также не определен порядок их документальной фиксации. Вышеуказанные упущения могут являться лазейками для недобросовестных подрядчиков, которые будут производить умерщвление всех или большей части отловленных животных, в том числе, для минимизации собственных расходов на содержание и уход. Что может свести к нулю весь общий гуманистический вектор данных Правил.


2. Постановление Администрации местного самоуправления г.Владикавказа № 159 от 24.02.2005 вводит Положение «О мерах и методах по регулированию численности безнадзорных животных в г.Владикавказе», которое является приложение к Постановлению.

  • Важно отметить, что Положение предусматривает стерилизацию как метод регулирования численности безнадзорных животных. По сути, чем дополняет нормы рассмотренных выше Правил.
  • Положение рассматривает безнадзорных животных как неотъемлемую часть городской экологической среды и устанавливает необходимость их охраны органами городской власти.
  • Основным принципом обращения с животными признается отношение к ним как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль. В этом смысле, данный нормативный правовой акт является передовым.
  • Также установлено, что регулирование численности безнадзорных животных должно отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Основным методом регулирования численности безнадзорных животных признается кастрация (стерилизация самок) с возвращением их на прежнее место обитания. Таким образом, предусмотрена работа по снижению численности методом «ОСВВ» (хотя самого термина в документе нет).
  • Зафиксировано, что ветеринарное обслуживание бесхозяйных животных включает в себя стерилизацию, вакцинацию, диагностику и лечение при возникновении у них особо опасных болезней.
Таким образом, нормы данного Положения значительно дополняют и уточняют номы, фрагментарно изложенные в Правилах.

  • В Положении подробно изложены нормы к осуществлению отлова животных, который должен строиться на принципах гуманности, исключать травмирование.
  • Установлены требования к бригаде по отлову, ее составу, а также к ее укомплектованности препаратами, спецодеждой. Подчеркнута необходимость применения наименее травмотичных методов отлова.
  • При отлове животных запрещается применение дитилина и других миорелаксантов. Данная норма также является передовой, так как в нормативных правовых актов других субъектов такой запрет отсутствует.

В этом смысле данный правовой акт можно смело назвать прогрессивным.

  • Установлена обязанность оказания помощи животному, в случае таковой необходимости.
  • Определен порядок транспортировки животных. Установлен прямой запрет на эвтаназию в автомобиле.
  • Зафиксировано, что содержание найденных, отловленных, бродячих и безнадзорных кошек и собак производится в приютах, которые организуются администрацией местного самоуправления города.
  • Установлена обязанность документирования проводимых с животным мероприятий.
  • Установлены следующие основания для умерщвления:
  1. в случае необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
  2. в случае нежелательности новорожденного приплода;
  3. в случае заболевания животных бешенством;
  4. при необходимой обороне от нападающего животного в случае угрозы жизни и здоровья человека - Что в целом согласуется с нормами рассмотренного выше нормативного правового акта.

Таким образом, Положение имеет выраженный гуманистический вектор, содержит четко изложенные нормы, существенно дополняет собой Правила, рассмотренные выше.

При этом необходимо отметить, что данные нормы включены в Постановление «О дополнительных мерах по усилению борьбы с заболеванием бешенства среди населения города Владикавказа».
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Северная Осетия-Алания
    Мониторинг показал, что закупки на регулирование численности в данном субъекте объявляются в крайне малом объеме.

    В частности, за 2018 год в Единой информационной системе в сфере закупок размещена только одна закупка, на которую не подано ни одной заявки, контракт не заключен.

    Исходя из этого неясно, как на практике осуществляется регулирование.

    Можно предположить, что заключаются прямые контракты (на сумму до 100 тысяч) рублей.


    Дата подготовки Справки - 24.12.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ