В разработке
скоро здесь появится информация
ОРЛОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Орловской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Орловской области
В Орловской области порядок регулирования численности безнадзорных животных регламентируется следующим нормативным правовым актом:

1. Постановление Правительства Орловской области № 347 от 18.11.2014 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области»
Ознакомиться с Постановлением


Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

Данный нормативный правовой акт является подробным, содержит перечень понятий и определений, включает в себя ряд глав и устанавливает требования к содержанию домашних животных и обращению с ними, а также определяет порядок регулирования численности безнадзорных животных.

  • Отдельной главой закреплены права и обязанности владельцев домашних животных.

В том числе, установлена обязанность владельца гуманно обращаться с животным, производить их вакцинацию, своевременно обратиться за оказанием квалифицированной ветеринарной помощи, осуществлять регистрацию, перерегистрацию и идентификацию животных, а также принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных путем применения временной изоляции, контрацептивных средств, стерилизации (кастрации).

  • Установлен запрет на оставление животных без попечения.

Перечень обязанностей владельцев домашних животных четко и подробно сформулирован.

  • Отдельная глава посвящена правам и обязанности обществ (клубов) владельцев животных и зоозащитных организаций.

В том числе, закреплено право на создание приютов, а также участие в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по охране животных, порядку их содержания.

Закреплена обязанность проведения пропаганды исполнения Порядка среди населения.

Отдельная глава посвящена условиям содержания животных.

В частности, определен порядок содержания животных, а также их выгула и перемещения.

  • Помимо этого установлен ряд запретов при обращении с животными, а именно: истязание животных, нанесение побоев, увечий, травм, жестокое умерщвление животных, разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель, натравливание животных на человека или на других животных, оставление без надзора и самостоятельное уничтожение домашних животных.
  • Отдельная глава посвящена приютам, гостиницам и пунктам временного содержания животных.
  • Установлено требование о том, что при организациях, осуществляющих отлов безнадзорных животных, в обязательном порядке должны быть созданы пункты передержки. Данное требование является гуманным и передовым.
  • Помимо этого зафиксированы требования к кормлению, уходу, карантинированию и порядку содержания животных в пунктах временного содержания, гостиницах и приютах, а также к осуществлению квалифицированного ветеринарного контроля и обслуживания;
  • Установлено требование о том, что поступившие животные должны быть осмотрены ветеринарным специалистом в день поступления.

Таким образом, данный нормативный правовой акт можно считать передовым в части регламентации прав и обязанностей владельцев, порядка содержания животных в приютах и пунктах временного содержания, а также мероприятий, направленных на обеспечение защиты животных.

  • Отдельная глава регламентирует порядок отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области.

Требования к регулированию численности безнадзорных животных изложены подробно.

Мероприятия включают в себя отлов, транспортировку, осмотр, содержание, вакцинацию, стерилизацию, эвтаназию.

При этом, необходимо подчеркнуть, что наряду с общим гуманным вектором, имеют место ряд упущений и лазеек.

  • В частности, обращает на себя следующая норма: Отлов безнадзорных животных проводится организацией по отлову безнадзорных животных на основании письменных заявок на отлов безнадзорных животных, содержащих сведения об агрессивном поведении безнадзорных животных, создающих прямую угрозу жизни и здоровью граждан, направляемых в учреждение ветеринарии Орловской области юридическими и физическими лицами, а также приютами с целью дальнейшего содержания животных.
К данному требованию возникает сразу несколько вопросов.

Во-первых, неясно, насколько достоверно гражданин, не имеющий кинологического и ветеринарного образования, может определить наличие или отсутствие у животного признаков агрессии.

Во-вторых, неясно, почему гражданин имеет возможность подать заявку на отлов животного только с признаками агрессии. Данное ограничение противоречит федеральному законодательству, в соответствии с которым отлову подлежат все безнадзорные животные, вне зависимости от наличия или отсутствия у них признаков агрессии, так как отлов осуществляется не только с целью изоляции агрессивных животных, а с гораздо более широким спектром целей.

  • Установлено требование об использовании при отлове приспособлений, не травмирующих животных, а также применении средств временной иммобилизации. Установлен запрет на использование при отлове безнадзорных собак и кошек приспособлений, которые травмируют животных.
  • В данной главе Порядка также установлен прямой запрет на жестокое обращение с собаками и кошками при их отлове, транспортировке и содержании.
  • Установлен запрет на отстрел безнадзорных животных из любого вида огнестрельного оружия, кроме случаев, когда поведение животных угрожает жизни и здоровью человека.
  • При этом, обращает на себя внимание норма, согласно которой есть перечень случаев, при возникновении которых допускается немедленное умерщвление животных на месте отлова.

В частности, умерщвление на месте допускается, если животное создает реальную угрозу жизни и здоровью человека в момент отлова, а также в приюте.

Вторым основанием для такого умерщвления является необходимость прекращения страдания животных при невозможности оказания ему помощи.

Необходимо подчеркнуть, что приведенные формулировки являются неконкретными и допускают широту их толкования, четкие критерии определения перечисленных состояний животного отсутствуют.

Таким образом, по сути, нормативный правовой акт содержит лазейки, позволяющие на законных основаниях произвести умерщвление животного на месте.

Недобросовестные подрядчики могут использовать данную лазейку для минимизации собственных затрат на дальнейшие мероприятия с животным (транспортировку, осмотр, содержание, вакцинацию, стерилизацию).

Наличие таковой лазейки, по сути, сводит к нулю всю строгость ранее перечисленных гуманных требований, так как практически любое животное можно признать агрессивным в ходе отлова и усмотреть в нем угрозу для человека. А в виду отсутствия каких-либо четких формулировок и объективных критериев проверить обоснованность такого решения будет невозможно.

  • Установлены требования к автомобилю, на котором производится транспортировка животных, в частности, зафиксировано требование об оснащении автомобиля соответствующей надписью и телефонным номером, а также требование об укомплектации автомобиля набором переносных клеток.
Определен порядок транспортировки, согласно которому после отлова животное помещается в индивидуальную клетку, в которой оно загружается в специально оборудованное автотранспортное средство, транспортируется, выгружается и доставляется до приюта. При погрузке, транспортировке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.

  • Установлен запрет на содержании в автомобиле животных более 8 часов с момента отлова.
  • Установлена обязанность организации по отлову безнадзорных животных передавать животных в приют в течение суток с момента отлова.
  • Наряду с этим, зафиксировано требование о том, что отловленные агрессивные животные в день их отлова должны быть доставлены в ветеринарное учреждение Орловской области, в котором агрессивные животные подлежат эвтаназии.
Вместе с тем, не зафиксирован порядок диагностики агрессии.

Таким образом, это - еще одна лазейка, снижающая на практике заявленный уровень гуманности и прозрачности регулирования численности.

Наличие описанных выше лазеек может привести к трансформации на практике заявленного гуманного метода регулирования в метод умерщвления животных непосредственно при отлове или же при доставке в ветеринарное учреждение.

Отсутствие четкого определения понятия агрессии, методов ее диагностики и критерия признания животного агрессивным является проблемой, значительно влияющей на итоговый результат.

  • Установлен перечень мероприятий, осуществляемых на этапе содержания, а именно: прием животного и оформление документации, первичный клинический осмотр, карантинные мероприятия (обработка против эктопаразитов, дегельминтизация, вакцинация против бешенства), проведение диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, поиск собственника или нового владельца животного, содержание животного (осмотр, прогулки, кормление, дезинфекция вольера), умерщвление животного в случаях, когда животное создает реальную угрозу жизни и здоровью человека, а также для прекращения страдания животного при невозможности оказания ему помощи.
На территории приюта должна быть оборудована огороженная площадка для свободного выгула животных.

Таким образом, требования к порядку содержания зафиксированы полно и подробно.

  • Подробно прописан порядок проведения карантина и действия после его истечения.
  • Установлен порядок и условия для проведения стерилизации (кастрации).
  • Вместе с тем, не установлена требуемая длительность содержания животных в пункте временного содержания.
Необходимо констатировать, что данный нормативный правовой акт является подробным, в нем четко изложены требования к содержанию владельческих животных, и в этой части его можно назвать передовым.

При этом, нормы, определяющие порядок регулирования численности безнадзорных животных, содержат ряд фундаментальных и критичных лазеек, позволяющих недобросовестным подрядчикам в ходе исполнения муниципальных контрактов подменять гуманный метод на метод отлова с целью массового умерщвления.

При беглом изучении, данный нормативный правовой акт создает впечатление выдержанного в гуманной стилистике, вместе с тем, по факту, по причине неточности формулировок и упущений, он допускает применение антигуманных методов регулирования, вплоть до умерщвления на месте.

Возможность возврата в среду обитания не предусмотрена.

Требуется внесение изменений в данный нормативный правовой акт в части исключения пунктов, допускающих умерщвление на месте, а также умерщвление при наличии нечетко описанных признаков агрессии.

Помимо этого, необходимо отметить отсутствие в данном нормативном правовом акте обязанности проведения регулярного мониторинга численности популяции и необходимость включения этого требования для объективного определения объема закупок.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Орловской области

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    • Важно подчеркнуть, что если в нормативном правовом акте, определяющем порядок регулирования численности безнадзорных животных, обозначен принцип гуманности как фундаментальный и предусмотрен весь комплекс работ, то ситуация с закупками значительно отличается в худшую сторону.
    • В Орловской области муниципальными заказчиками закупаются услуги по эвтаназии и утилизации большей части отловленных безнадзорных животных, о чем прямо указано в закупочной документации.
    • То есть, по факту, для регулирования численности применяется метод отлова с целью эвтаназии и утилизации большинства животных большинства, вместо гуманного метода, закрепленного в региональном нормативном правовом акте.
    Только для небольшой части животных предусмотрена транспортировка в приют.

    При этом совершенно неясно, на основании чего заказчики на этапе размещения закупки точно определяют число животных, подлежащих отлову и эвтаназии, а также число животных, подлежащих доставке в приют. Такое формирование объекта закупки и Технического задания содержит признаки необъективности, так как эвтаназия может проводиться только после осмотра и по его результатам, и только в случае наличия соответствующих основании, о наличии или отсутствии которых заказчику не может быть известно заранее.

    • Причем на отловы с целью умерщвления выделяются достаточно ощутимые суммы (2400-2600 руб.).
    • Отдельной закупкой предусмотрено содержание животных в приюте, но такая услуга предусмотрена только для меньшинства из них.
    • Обращает на себя внимание тот факт, что на данные закупки не подаются жалобы в УФАС и контракты заключаются.
    • Уровень конкуренции на рынке данных услуг является низким, заявку на участие подает один подрядчик, который и становится победителем, заключаясь по максимальной цене.

    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Орловской области является негативной. Бюджетные средства расходуются на закупки с признаками нарушения действующего законодательства.

    Требуется незамедлительное изменения практики регулирования численности: разработка типового ТЗ, подробно изложенного и включающего в себя весь комплекс мероприятий в отношении животных: отлов, транспортировку, осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию и стерилизацию.

    Необходимо проведение разъяснительной работы с муниципальными заказчиками и исключение нынешней закупочной практики как противоречащей действующему законодательству.

    Можно отметить также, что закупок на регулирование численности по данному субъекту в Единой информационной системе в сфере закупок очень мало. Неясно, каким способом муниципальные заказчики определяют подрядчика на данный вид услуг, возможно, они заключаются прямыми контрактами на малые объемы. Есть основания предполагать, что в таких контрактах речь идет также от отлове с целью утилизации, если такого рода регулирование открыто публикуется даже при проведении аукционов.


    Дата подготовки Справки - 10.12.2018 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ