В разработке
скоро здесь появится информация
ОРЕНБУРГСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Оренбургской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Оренбургской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Оренбургской области от 04.12.2003 № 712/90-III-ОЗ «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области», в ред.от 20.03.2019 г.
Ознакомиться с Законом


2. Закон Оренбургской области от 12.11.2014 № 2703/762-V-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Оренбургской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных домашних животных»
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Оренбургской области от 26.03.2015 № 198-п «Об утверждении порядка отлова и временного содержания безнадзорных домашних животных»
Ознакомиться с Постановлением


4.Постановление Правительства Оренбургской области от 26.03.2015 г. № 197-п «Об утверждении базовых нормативов финансовых затрат на отлов, содержание и умерщвление одного безнадзорного домашнего животного», в ред.от 20.12.2017 г.
Ознакомиться с Постановлением



Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Оренбургской области от 04.12.2003 № 712/90-III-ОЗ «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области», в ред. от 20.03.2019 г.

Первое, что необходимо отметить: в данный Закон были внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом, в Законе Оренбургской области не зафиксирован метод регулирования численности популяции безнадзорных животных: массовая стерилизация не указана в качестве эффективного способа снижения численности. По сути, неясно, за счет чего планируется достичь цели снижения численности.

Таким образом, далеко не все нормы ФЗ 498 нашли свое отражение и продолжение в рассматриваемом Законе Оренбургской области.

  • Законом закреплены Полномочия органов государственной власти Оренбургской области.
  • Осуществление полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является расходным обязательством Оренбургской области и осуществляется за счет средств областного бюджета.
  • Торговля домашними животными производится в специально отведенных местах: питомниках, обществах и клубах владельцев домашних животных, на специальных рынках и в магазинах при наличии соответствующих документов, выданных государственным ветеринарным учреждением.
  • Отдельная статья (ст.13) регламентирует Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Зафиксировано, что отлов животных без владельцев основывается на соблюдении принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан. Использование приспособлений, которые травмируют животных (проволочные петли, крюки и прочее), запрещено. Животные без владельцев, кроме оставленных на привязи у мест общественного пользования, подлежат отлову с последующей передачей их в приюты для домашних животных или владельцу.
  • Запрещается жестокое обращение с отловленными животными при транспортировке и содержании, а также неоправданное уничтожение отловленных животных.
  • Информация об отловленных животных без владельцев является доступной и открытой, для чего создается специальная телефонная линия. Каждый имеет право обратиться за получением необходимой информации о пропавших животных.
  • Умерщвление животных без владельцев и домашних животных допускается на основании заключения специалиста в области ветеринарии:
  1. для прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в том числе при наличии у животного неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы;
  2. для умерщвления нежизнеспособного приплода с врожденными физическими пороками;
  3. в случае наличия у животного неизлечимых заразных болезней, в том числе общих для человека и животных;
  4. в целях предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации их последствий;
  5. в случае отсутствия возможности социализации животного, в том числе проявления животными без владельцев и домашними животными агрессии по отношению к другим животным и людям, несущей угрозу здоровью и жизни людей и животных.

Таким образом, установлен достаточно широкий перечень оснований для эвтаназии, в том числе, предусмотрена эвтаназия по причине агрессии. При этом, данное понятие не раскрыто, методика объективной диагностики не зафиксирована, что на практике может приводить к злоупотреблениям (умерщвлению всех животных под видом агрессивных).

  • Отдельные статьи посвящены системе приютов для животных. Система приютов для животных позволяет:
  1. организовать на практике службу розыска и возвращения владельцам потерянных животных;
  2. создавать условия для карантинирования животных с целью выявления опасных для человека заболеваний животных;
  3. решать проблему ненужных, обременительных для владельцев животных
Приюты подразделяются на приюты кратковременного (до 10 дней) и длительного (более 10 дней) содержания животных.
При содержании животных без владельцев приют обязан:

  1. обеспечить проведение ветеринарного осмотра и карантинирование поступившего животного без владельца, а при необходимости - оказание ему квалифицированной ветеринарной помощи;
  2. произвести учет поступившего животного и зафиксировать сведения о нем (дата его поступления, вид (порода), окрас, вес, приблизительный возраст, заключение специалиста в области ветеринарии о состоянии здоровья животного, сведения о наличии у животного уникальных отличительных признаков или мечения, сведения о лице, от которого животное поступило в приют);
  3. обеспечить ответственное обращение с животными без владельцев (в том числе удовлетворение их потребностей в полнорационном сбалансированном питании, сне, движении);
  4. обеспечить проведение животным без владельцев обязательных вакцинаций и иных профилактических мероприятий, перечень которых устанавливается Правительством Оренбургской области;
  5. принимать меры по недопущению размножения животных, в том числе обеспечивать проведение мероприятий по стерилизации животных, передаваемых лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по содержанию животного (если отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья животного);
  6. предоставлять лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по содержанию животного, информацию о животных, содержащихся в приюте;
  7. в трехдневный срок с момента передачи животного лицу, изъявившему желание принять на себя обязанности по содержанию животного, известить об этом орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого был произведен отлов животного.

Ключевыми упущениями является:

Отсутствие четко закрепленного метода регулирования численности популяции, Наличие широкого спектра оснований для эвтаназии, в том числе, по такому широко трактуемому основанию, как агрессия.


2. Законом Оренбургской области от 12.11.2014 № 2703/762-V-ОЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Оренбургской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных домашних животных.


3. Постановление Правительства Оренбургской области от 26.03.2015 № 198-п регулирует мероприятия по отлову и временному содержанию безнадзорных домашних животных на территории Оренбургской области.

  • Отлов животных осуществляется специалистами специализированной организации, прошедшими обучение правилам техники безопасности по использованию специальных средств, применяемых при отлове животных, безопасным приемам отлова и иммунизированными против бешенства.
  • Отлов животных осуществляется с использованием спецавтомобиля, специальных технических приспособлений, не травмирующих животных при отлове.
  • Отлов животных осуществляется методом временного полного обездвиживания животного с использованием летающих шприцев. В отдельных случаях применяются сети, петли для удержания и фиксации животных. При отлове животных для их обездвиживания разрешается использование препаратов ветеринарного назначения, наставление по применению которых разрешает их использование в качестве миорелаксанта, применение которых не может вызвать гибель животного. Препараты должны применяться в соответствии с наставлениями по их применению.
  • Отловленное животное помещается в спецавтомобиль и транспортируется к месту временного содержания.
  • Зафиксированы требования к спецавтомобилю.
  • Не допускается содержание животных в спецавтомобиле более четырех часов с момента отлова.
  • Содержание животных включает в себя проведение следующих мероприятий:
  1. прием животных и оформление учетной документации;
  2. ветеринарный осмотр;
  3. умерщвление в случаях и при соблюдении условий, установленных законодательством Оренбургской области и настоящим Порядком;
  4. ветеринарная обработка против эктопаразитов, дегельминтизация, вакцинация против бешенства;
  5. мытье и дезинфекция помещений и территорий, где содержатся животные, подсобных помещений, посуды для животных; кормление животных.

Таким образом, стерилизация не предусмотрена.

  • Информация о животных, находящихся на временном содержании, является гласной и общедоступной.
  • В отношении невостребованных животных по истечении 10 дней специализированная организация принимает меры, предусмотренные статьей 230 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.03.2015 г. № 197-п, в ред. от 20.12.2017 г. утверждены нормативы финансовых затрат на отлов, содержание и умерщвление одного безнадзорного домашнего животного.

  • Отлов - 669,70 руб.,
  • 1 день содержания - 124,90 руб. (10 дней содержания - 1249 руб.),
  • Эвтаназия - 96 руб.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Оренбургской области
    Ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных в Оренбургской области носит ярко выраженный негативный характер.

    Закупки предусматривают проведение в отношении животных только услуг по отлову, временному содержанию (срок не более 10 дней) и эвтаназии.

    При этом, в Техническом задании не предусмотрена услуга стерилизации.

    То есть, гуманный метод массовых стерилизаций не применяется, а применяется метод отлова с целью последующего умерщвления всех или большинства отловленных животных.

    Второе, что обращает на себя пристальное внимание, это крайне низкая цена.

    Цена на каждый вид услуг зафиксирована Постановлением Правительства Оренбургской области и представляет собой следующие значения:

    • Отлов - 669,70 руб.,
    • 1 день содержания - 124,90 руб. (10 дней содержания - 1249 руб.),
    • Эвтаназия - 96 руб.

    Таким образом, в случае, если заказчик предусмотрел для животных только один день содержания - а и такое, увы, бывает - цена за комплекс услуг составляет 890,60 руб.

    В случае, если заказчик предусмотрел 10 дней содержания - сумма составляет 2014,70 руб.

    Данная сумма однозначно является недостаточной для проведения гуманного регулирования, которое закреплено федеральным законодательством.

    Требуется пересмотр состава услуг, включаемых заказчиками в Техническое задание: добавление в него услуги стерилизации как обязательной и ключевой. Необходим пересмотр цены: она должна позволять подрядчику провести отлов, содержание, обработку, вакцинацию, стерилизацию и выпуск вакцинированных стерилизованных животных в среду прежнего обитания.

    Метод отлова с целью последующего умерщвления животных противоречит действующему федеральному законодательству и должен быть исключен.

    Указание на то, что все отловленные животные должны быть умерщвлены противоречит не только федеральному законодательству, но и региональному, в частности,

    Закону Оренбургской области от 04.12.2003 № 712/90-III-ОЗ «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области», в ред.от 20.03.2019 г., в котором установлены пять оснований для эвтаназии, а неоправданное уничтожение отловленных животных запрещено. Заказчику на тапе объявления закупки не может быть известно, что у всех отловленных животных в будущем, в ходе осмотра, будут выявлены основания, поэтому указание в закупочной документации эвтаназии для всех животных противоречит указанию, что эвтаназия проводится только при выявлении оснований.

    Более того, упомянутым выше региональным законом зафиксировано, что животные без владельцев, кроме оставленных на привязи у мест общественного пользования, подлежат отлову с последующей передачей их в приюты для домашних животных или владельцу. Данное требование не находит отражения в закупочной документации.

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что размещаемая муниципальными заказчиками закупочная документация не приведена в соответствие в действующим федеральным и региональным законодательством.



    Дата подготовки Справки - 18.05.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ