В разработке
скоро здесь появится информация
ОМСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Омской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Омской области
Необходимо отметить, что в Омской области порядок регулирования численности безнадзорных животных нечетко и недостаточно регламентируется. Комплекс мероприятий, необходимый к проведению в отношении безнадзорных животных для эффективного снижения численности популяции, регламентирован противоречиво, фрагментарно.

В данном регионе действуют следующие правовые акты:


1.Закон Омской области от 6 ноября 2015 года N 1812-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования, городской округ, город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области, отдельными государственными полномочиями Омской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории города Омска и территориях муниципальных районов Омской области»
Ознакомиться с Законом


2. Приказ Главного Управления ветеринарии Омской области от 01 декабря 2015 года № 28 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления и использования субвенций из средств областного бюджета муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области и муниципальным районам Омской области на осуществление отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории города Омск Омской и территориях муниципальных районов Омской области
Ознакомиться с Приказом


3. Решение Омского городского Совета от 25 января 2017 года № 505 «Об отлове и содержании безнадзорных животных в городе Омске»
Ознакомиться с Решением


4. Целесообразно также добавить, что 01 декабря 2004 года Омским городским Советом Омской области было принято Решение № 220 «Об упорядочении содержания собак в городе Омске». Но данное Решение утратило силу на основании Решения Омского городского Совета от 25.01.2017 N 505.
Ознакомиться с Решением


5. Помимо того, ряд муниципальных районов Омской области издают правовые акты, касающиеся рассматриваемого вопроса. Но они регламентируют указанные мероприятия только в рамках соответствующего района.
Примерами могут являться следующие:

  • Постановление Администрации Тарского муниципального района Омской области от 17.03.2017 года №105 «Об утверждении порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Тарского муниципального района Омской области»,
  • Решение Совета Саргатского муниципального района Омской области от 28.04.2017 года № 31 «Об утверждении Положения «О порядке отлова и содержания безнадзорных животных на территории Саргатского муниципального района Омской области»,
  • Решение Совета депутатов Калачинского муниципального района Омской области от 08.10.2004 № 39 Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории Калачинского муниципального района»
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Законом Омской области от 6 ноября 2015 года N 1812-ОЗ, Омская область передает органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области на неограниченный срок отдельные государственные полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории города Омска и территориях муниципальных районов Омской.

Закон устанавливает права и обязанности органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий.

Закон не определяет порядок регулирования численности, не устанавливает перечень и сроки проведения мероприятий.


2. Приказом Главного Управления ветеринарии Омской области от 01 декабря 2015 года № 28 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления и использования субвенций из средств областного бюджета муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области и муниципальным районам Омской области на осуществление отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории города Омск Омской и территориях муниципальных районов Омской области.

  • В ключе рассматриваемого вопроса, в данном документе важным является то, что им утвержден норматив стоимости единицы работы на услуги по регулированию численности безнадзорных животных. Норматив стоимости единицы работы составляет по:
  1. отлову безнадзорных животных на территории города Омска и территориях муниципальных районов Омской области на 1 особь в сумме 1 342,26 рубля;
  2. содержанию 1 безнадзорного животного в течение 1 дня в пункте временного содержания на 1 особь-день в сумме 51,31 рубля.
  • Также в Приказе указано, что клинический осмотр отловленных безнадзорных животных и вакцинация их против бешенства осуществляются специалистами бюджетных учреждений Омской области, подведомственных Управлению на безвозмездной основе в рамках исполнения утвержденного им в установленном порядке государственного задания.
  • Необходимо обратить внимание на то, что в перечне мероприятий не указана стерилизация (кастрация): неясно, за счет каких средств ее осуществлять.

3. Решением Омского городского Совета от 25 января 2017 года № 505 утвержден порядок отлова и содержания безнадзорных животных в городе Омске.

Необходимо подчеркнуть, что правовой акт регламентирует данные мероприятия только в рамках города Омска.

  • Порядок содержит перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Установлено, что отлов, транспортировка и содержание безнадзорных животных должны осуществляться с учетом соблюдения ветеринарного, санитарного законодательства, принципов гуманности, общепринятых норм нравственности, обеспечения безопасных условий для животных и удовлетворения их естественных физиологических и поведенческих потребностей.
  • Отлов безнадзорных животных исключительно в целях их умерщвления запрещен.
  • Зафиксирована норма, согласно которой заказчики отлова не менее чем за двое суток до начала мероприятий по отлову информируют население о предстоящем отлове. Специализированная организация обязана проверить факт размещения информации о предстоящем отлове. Отлов не осуществляется, если информация не была размещена заказчиком отлова.
  • Установлены требования к транспортному средству, на котором осуществляется транспортировка, а также его оснащению. Также установлено, что отловленных животных не допускается держать в транспортных средствах более 4 часов с момента отлова.
  • Зафиксировано, что животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания.
  • Специализированная организация обязана осуществлять учет безнадзорных животных.
  • Безнадзорные животные, поступающие в пункт временного содержания, подлежат осмотру специалистом в области ветеринарии с целью выявления возможных заболеваний животного, а также оказания животному ветеринарной помощи. По результатам осмотра специалист в области ветеринарии не позднее трех дней готовит заключение о состоянии животного, о необходимой ему ветеринарной помощи и условиях содержания животного.
  • Информация об отловленных животных, об условиях их содержания является доступной и открытой.
  • Обращает на себя внимание норма, согласно которой, умерщвление безнадзорного животного до истечения шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного животного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации допускается в случае наличия у животного признаков заболевания, общего для человека и животных, если иным способом прекратить распространение такого заболевания невозможно, и при наличии соответствующего заключения специалиста в области ветеринарии. Важно отметить, что описанные основания для эвтаназии нельзя назвать достаточно четкими. На практике, могут быть допущены их трактовки, что может привести к необоснованной эвтаназии.
  • Изложенные в данном правовом акте нормы только частично регламентируют комплекс мероприятий, проводимый в отношении безнадзорных животных, многие ключевые вопросы упущены и не регламентированы.
  • Не регламентированы мероприятия, которые обязательны к проведению на этапе содержания. Не установлена длительность содержания.
  • Не прописан перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания. Не определен порядок действий в отношении животных в случаях, если они не востребованы собственниками и не переданы новым владельцам.
  • Не зафиксирована необходимость стерилизации (кастрации) животных. Метод массовой стерилизации не обозначен как основной для гуманного снижения численности популяции. По сути, метод регулирования вообще не определен.
  • Не зафиксирована обязанность проведения мониторинга и подсчёта численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории.
  • Не зафиксирована необходимость проведения с разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным


Таким образом, необходимо заключить следующее:

Ситуацию с нормативно-правовым регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Омской области справедливо назвать недостаточной и требующей изменения. Очевидно, что действующие в настоящее время правовые акты не содержат исчерпывающих норм, изложены недостаточно полно и четко.

Основное, на что необходимо обратить внимание, это отсутствие в данных нормативных правовых актах четкого указания на метод регулирования численности. Такого указания нет.

Вместо этого, имеется нечетко описанный перечень указаний для эвтаназий, дающий возможности широкой трактовки.

Очевидно, что такая ситуация на практике приводит к применению метода отлова с целью массовых эвтаназий. Также очевидно, что ситуация далека от заявленного гуманного подхода и требует исправления.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Омской области
    • Число закупок на регулирование численности безнадзорных животных в данном субъекте сравнительно небольшое, объем закупаемых услуг (число животных, подлежащих отлову) также невысокий. Есть основание опасаться, что такой низкий объем закупаемых услуг является недостаточным для эффективно снижения численности популяции. Более того, неясно, на основании каких объективных данных заказчиками определяется объем закупаемых услуг.
    • Помимо этого, на значительное число из объявленных заказчиками закупок потенциальными подрядчиками не подается не одной заявки (число таких закупок – около 1/3 от общего их числа).
    • Уровень конкуренции низкий. Победителем состоявшихся закупок в большинстве случаев становится один и тот же подрядчик - ООО "ВЗТ СЕРВИС".
    • Закупочная документация большинства закупок вызывает значительные нарекания и содержит признаки нарушения действующего законодательства.
    ТЗ заказчиков разных муниципалитетов отличаются между собой, являются разнородными (отсутствует типовое и подробно расписанное ТЗ).

    Состав и объем услуг в подавляющем большинстве случаев не согласуются с содержанием Технического задания. Например, число животных, подлежащих отлову, значительно превышает число животных, подлежащих содержанию, при этом в ТЗ указана необходимость их содержания.

    Часть из услуг никак не отражается в ТЗ, например, в части закупок не предусмотрена вакцинация. А стерилизация не предусмотрена в подавляющем большинстве рассмотренных закупок.

    Также в части закупок не предусмотрена эвтаназия по вет.основаниям, при этом, число животных при передаче с этапа отлова на этап содержания уменьшается в несколько раз: неясно, каким образом и по каким критериям.

    Можно с уверенностью назвать закупочную документацию в целом, и Технические задания в частности, размещаемые заказчиками данного субъекта, изобилующими смысловыми упущениями, неточностями и противоречиями. Помимо этого, имеются ошибки по части соблюдения ФЗ 44.

    • Не менее парадоксальной, чем качество закупочной документации, является ситуация с ценообразованием. Подход к ценообразованию также является нелогичным. Имеются закупки, в которых цена за комплекс услуг является крайне высокой, в частности, более 9 тысяч рублей. При этом, имеются и другие закупки, с идентичным набором услуг, но цена за них в несколько раз ниже.
    • В целом, ситуацию с закупками на регулирование численности безнадзорны животных в Омской области, справедливо назвать хаотичной.
    Такой эпитет справедлив как в отношении порядка расчета объема оказываемых услуг, так и в отношении формирования цены, а также подхода к составлению закупочной документации и написания ТЗ. Части закупочной документации прямо противоречат друг другу, чем вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, часть услуг указываются, часть упускаются.

    Очевидно, что контролю в данной сфере уделяется недостаточно внимания.

    Особенно обращает на себя внимание факт отсутствия в большинстве закупок в составе закупаемых услуг стерилизации (кастрации) животных.

    Совершенно неясно, каким методом регулируется численность животных в данном регионе и как оценивается эффективность проводимых мероприятий.


    Дата подготовки Справки - 12.01.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ