В разработке
скоро здесь появится информация
НОВГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Новгородской области и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Новгородской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон от 27.04.2015 № 760-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Новгородской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», в ред. от 04.06.2019 г.
Ознакомиться с Законом

2. Постановление Правительства Новгородской области от 04.02.2016 № 35 «Об утверждении Порядка организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и временного содержания безнадзорных животных на территории Новгородской области», в ред.от 25.12.2017 г.
Ознакомиться с Постановлением


Дополнительная информация:

Ранее действовал Закон Новгородской области от 21.12.2009 № 656-ОЗ «О содержании домашних животных на территории Новгородской области».
Утратил силу на основании Областного закона Новгородской области от 30.04.2019 N 401-ОЗ
Ознакомиться с Законом
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Законом от 27.04.2015 № 760-ОЗ органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В Закон внесены поправки 04 июня 2019 года, в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

  • Зафиксированы права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий. В частности, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право заключать контракты (договоры) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отлов животных без владельцев.
  • Финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций бюджетам городского округа и муниципальных районов Новгородской области.
  • Сумма субвенций и распределение субвенций для каждого муниципального образования утверждается областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
  • При расчете размера субвенций применяется норматив численности животных без владельцев, зависящий от численности населения муниципального образования. Такой порядок расчета видится необоснованным, так как численность популяции животных не имеет прямой зависимости от численности населения, а зависит от других факторов (наличия кормовой базы, структуры местности и наличия укрытий, климатических факторов, уровня ответственности населения и наличия программ стерилизации и т д).
  • Обращает на себя отдельное внимание тот факт, что расчет размера субвенций строится на основании гипотезы о том, что 30 % из общего числа отловленных животных будут подлежать эвтаназии.
Для объективности картины необходимо добавить, что само по себе это обстоятельство не означает эвтаназию 30% животных, а только определяет суммы, которыми располагают заказчики на данную цель. Вместе с тем, это приведет к применению аналогичного подхода при формировании НМЦК. И затем, в ходе реализации контракта, подрядчик не сможет оказать полный комплекс мероприятий для всех отловленных животных. Такой порядок формирования цены может дать неверную установку и побуждать подрядчика подгонять результаты осмотра животных под заданные нормативы.


2. Постановлением Правительства Новгородской области от 04.02.2016 № 35 утвержден Порядок организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и временного содержания безнадзорных животных на территории Новгородской области.

  • Порядок содержит перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Предусмотрено осуществления регулирования численности безнадзорных животных как на основании заключенных муниципальных контрактов, так и силами учреждений, созданных органами местного самоуправления, на основании муниципального задания.
  • В целях гуманного обращения с безнадзорными животными при проведении мероприятий по отлову безнадзорных животных применяются наименее травматичные методы отлова - с помощью сеток, сачков, ловушек, пищевых приманок. В случаях когда безнадзорное животное невозможно отловить указанными методами, используется метод временной иммобилизации, реализуемый путем выстрела из пневматического оружия с применением нейролептических препаратов, безопасных для человека и животных.
  • Установлен ряд запретов при отлове.
  • Организации, осуществляющие отлов, обязаны передавать безнадзорных животных в пункт временного содержания в течение суток с момента отлова. Не допускается пребывание отловленного безнадзорного животного в транспортном средстве более 6 часов.
  • Требования к автомобилю и порядку транспортировки не зафиксированы.
  • В состав работ по содержанию безнадзорных животных в пункте временного содержания безнадзорных животных входят:
  1. прием безнадзорного животного в пункт временного содержания,
  2. первичный клинический осмотр,
  3. проверка наличия микрочипа,
  4. поиск прежнего владельца безнадзорного животного или новых владельцев,Д) стерилизация (кастрация),
  5. обработка против экто- и эндопаразитов,
  6. вакцинация против бешенства,
  7. чипирование в случае отсутствия микрочипа,
  8. внесение информации о животных в электронную базу данных чипированных животных и передача информации в уполномоченный орган,К) ежедневная уборка вольера и подсобных помещений,
  9. обеспечение полноценным рационом питания, М) обеспечение постоянного доступа к питьевой воде,
  10. дезинфекция вольера после выбытия.

  • Время содержания животного в пункте временного содержания - не более 10 календарных дней.
  • Эвтаназия отловленных безнадзорных животных осуществляется:А) в случае социально опасного поведения безнадзорного животного, проявляющего агрессию, представляющего непосредственную угрозу для жизни и здоровья человека (людей), в том числе имеющего явные признаки заболевания бешенством в момент отлова,В день поступления безнадзорного животного в пункт временного содержания безнадзорных животных по результатам первичного клинического осмотра в случаях:
  1. наличия у животного заболеваний, травм, несовместимых с жизнью;
  2. наличия у животного заразных, в том числе особо опасных болезней животных, а также болезней, общих для человека и животных, представляющих угрозу жизни;
  3. в случае установления наличия у животного в период нахождения устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и (или) другим животным. Решение о проведении эвтаназии в отношении такого безнадзорного животного принимается с участием специалиста-кинолога.

Таким образом, предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии.
В том числе, допускается умерщвление при отлове. Получается, что регулирование может свестись к отлову и умерщвлению на месте.
Вызывает не меньшую обеспокоенность тот факт, что после прибытия животного в пункт содержания, допускается эвтаназия по такому основанию как агрессия, критерии и порядок диагностики которого не зафиксированы. Это опять же может привести к применению метода массовых убийств.
При общей гуманистической направленности рассмотренных норм, это обстоятельство вызывает большое опасение, так как может привести к подмене на практике метода регулирования на негуманный.


  • Помимо широкого перечня оснований для эвтаназии, надо отметить, что метод регулирования численности популяции не зафиксирован. Также отсутствует запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания предполагает либо возврат животного собственнику, либо передача новому владельцу, либо передача в приют, либо эвтаназия. В рассматриваемом Порядке возврат в среду обитания не прописан.
  • Приложением к Порядку являются рекомендуемые сроки выполнения ветеринарных мероприятий в пункте временного содержания.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Новгородской области
    Технические задания, размещаемые заказчиками данного региона, предусматривают проведение в отношении безнадзорных животных полного комплекса мероприятий, а именно: отлова, транспортировки, первичного клинического осмотра, учета, содержания (10 дней), обработки от паразитов, вакцинации, стерилизации, чипирования, эвтаназии в случаев выявления оснований, поиска владельцев, возврата животных в прежнюю среду обитания.

    Сами Технические задания изложены достаточно подробно, четко, каждое мероприятие расписано.

    Предусмотрены такие основания выбытия животных из пункта временного содержания как возврат владельцу, передача новому собственнику, передача в приют, возврат в среду обитания, эвтаназия в случае выявления показаний.

    Таким образом, данное ТЗ дает возможность осуществлять регулирование численности по методу массовых стерилизаций с последующим выпуском животных в среду обитания.

    Предлагаемая цена за комплекс услуг является достойной, рыночной, позволяет реализовать на практике комплекс гуманных мероприятий.

    Таким образом, содержание ТЗ и предлагаемые цены дают возможность добросовестным подрядчикам выходить на данные закупки и реализовывать контракты.

    При этом, для объективности картины, необходимо отметить и имеющиеся упущения и лазейки:

    1.Техническими заданиями предусмотрен перечень оснований для эвтаназии, в который, в том числе, входит агрессия. С учетом того, что критерии диагностики агрессии не установлены, само понятие не определено, порядок принятия данного решения прописан недостаточно четко, это является лазейкой для недобросовестных подрядчиков, которые могут злоупотреблять и усматривать агрессию в поведении значительной части или всех животных, тем самым подменяя метод массовых стерилизаций на метод умерщвлений.

    Наличие в ТЗ такого основания для умерщвления как агрессия приводит к тому, что итоговое регулирование осуществляется, по сути, на усмотрение подрядчика: если подрядчик гуманной направленности (например, это фонд помощи животным) – он не будет злоупотреблять данным основанием, а если подрядчик негуманных взглядов или же стремится только к максимизации прибыли, он может допускать злоупотребления.

    И такой возможности способствует упущение, изложенное в пункте 2.

    2.Формируя НМЦК, заказчики указывают цену за комплекс услуг в отношении одного животного, при этом, они не указывают цену каждой услуги, входящей в комплекс. Это неверно.

    Очевидно, что в отношении каждого животного будет оказан различный состав и объем услуг (в зависимости от его возраста, состояния его здоровья, обращения хозяина или нового владельца или отсутствия такового, возможности или невозможности вакцинации и стерилизации, например, по причине возраста).

    По этой причине оплата различного состава и объема услуг по единой цене является неверной.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    Проще говоря, Заказчикам надлежит установить цену каждой услуги, а не только цену комплекса услуг.

    В целом, качество подготовки Технических заданий в данном регионе можно назвать хорошим. Цену за комплекс услуг также справедливо назвать соответствующей рыночным реалиям.

    При этом, в ТЗ есть лазейка, в частности, состоящая в наличии такого основания для эвтаназии как агрессия, что является негативным и опасным фактором.


    Дата подготовки Справки - 18.07.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ