В разработке
скоро здесь появится информация
НЕНЕЦКИЙ
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Ненецкого автономного округа и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Ненецкого автономного округа
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2006 года № 831-оз «О ветеринарии в Ненецком Автономном Округе»
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Администрации Ненецкого Автономного Округа от 31 октября 2013 года № 391-п «Об утверждении порядка отлова, транспортировки, учета, содержания и использования безнадзорных животных на территории Ненецкого Автономного Округа»
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2006 года № 831-оз устанавливает полномочия исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа в сфере ветеринарии и регулирует вопросы организации государственной ветеринарной службы.

  • В Законе содержится перечень основных понятий, которым даны определения. Изложен подробно, четко.
  • Законом определены полномочия Губернатора и Администрации, а также органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа в сфере ветеринарии.
  • Законом определен порядок ветеринарного надзора и мероприятия по профилактики появления и распространения болезней животных. Порядок отлова и содержания безнадзорных животных Законом не регламентирован.


2. Постановлением Администрации Ненецкого Автономного Округа от 31 октября 2013 года № 391-п установлены правила отлова, транспортировки, учета, содержания и использования безнадзорных животных на территории Ненецкого автономного округа.

  • Правила содержат перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Установлено, что отлов, транспортировку, учет, содержание и использование безнадзорных животных на территории Ненецкого автономного округа осуществляет Казенное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных", подведомственное Государственной инспекции по ветеринарии Ненецкого автономного округа.
  • Правилами установлен ряд запретов при отлове, в частности, запрещено жестокое обращение с безнадзорными животными, противоречащее принципам гуманности, а также запрещено использовать средства и препараты, влекущие за собой увечье, травму безнадзорных животных либо опасные для их жизни и здоровья.

Требования к порядку отлова изложены подробно: зафиксированы возможные способы отлова.

Вместе с тем, отсутствует прямой запрет на отлов животных с целью умерщвления.

Более того, предусмотрено, что при отлове безнадзорных животных допускается эвтаназия этих животных при угрозе жизни или здоровью человека (людей) (в том числе Работников Учреждения) со стороны безнадзорных животных.

Таким образом, умерщвление при отлове прямо предусмотрено.

Необходимо подчеркнуть, что понятие «угроза» не раскрыто и под эту формулировку может попасть большое число фактов. Очевидно, про проверить наличие или отсутствие угрозы не представляется возможным.

По сути, этот пункт является лазейкой, обосновывающей умерщвление в ходе отлова.

  • В Правилах подробно изложены требования к транспортировке животных, специализированному транспортному средству. Отловленные безнадзорные животные (в том числе подвергнутые эвтаназии при его отлове) подлежат учету в день их отлова Работником Учреждения в учетной карточке отловленного безнадзорного животного.
  • Отловленные безнадзорные животные в день их отлова с целью выявления бешенства и иных болезней подвергаются клиническому осмотру специалистом. Ветеринарный специалист непосредственно после клинического осмотра каждого отловленного безнадзорного животного составляет заключение о его клиническом состоянии.
  • Требования к порядку размещения, кормления и содержания животных изложены достаточно подробно.
  • Зафиксировано, что формами использования безнадзорных животных являются:
а) возврат отловленных безнадзорных животных объявившимся их собственникам;
б) передача отловленных безнадзорных животных на содержание и в пользование заинтересованным физическим или юридическим лицам;
в) оставление Учреждением отловленных безнадзорных животных у себя в Питомнике на содержании;г) эвтаназия безнадзорных животных;
д) передача в муниципальную собственность.

  • Эвтаназии подвергаются безнадзорные животные в случаях:
а) прекращения страданий отловленных безнадзорных животных по причине их нежизнеспособности;
б) если отловленные безнадзорные животные имеют клинические признаки бешенства, болеют заразными и иными болезнями (а также подозреваются на их наличие), при которых законодательством в сфере ветеринарии в качестве мер ликвидации и предупреждения распространения заболеваний (очагов заболеваний) предусмотрено умерщвление больных и зараженных животных (а также животных, подозреваемых на заражение данными болезнями);
в) при угрозе жизни или здоровью людей (в том числе Работников Учреждения) со стороны безнадзорных животных.

  • Установлено, что безнадзорные животные, не возвращенные их владельцам и не подлежащие уничтожению и утилизации, подлежат стерилизации (кастрации) и чипированию.

Таким образом, в отношении безнадзорных животных не предусмотрен весь комплекс мероприятий: не предусмотрена маркировка/мечение, стерилизация не зафиксирована как поголовная и обязательная процедура, отсутствуют четкие нормы к учету и регистрации животных и мероприятий с ними.

Помимо этого, четко не определен сам метод регулирования численности.

Также необходимо подчеркнуть, что допущение возможности эвтаназии при отлове является значимой лазейкой благодаря наличию которой зафиксированные на бумаге нормы гуманного регулирования на практике могут на законных основаниях трансформироваться в отлов с целью умерщвления всех или большинства животных.

По сути, возможность такого умерщвления в ходе отлова может быть рассмотрена как несоответствие федеральным нормам, выход за пределы переданных субъекту полномочий, нарушение прав собственников на возврат животных.

Также не зафиксирована обязанность оказания неотложной ветеринарной помощи животным, поступившим с отлова.

Помимо этого, отсутствует обязанность проведения мониторинга численности популяции, не зафиксирована необходимость профилактической и разъяснительной работы с населением, направленной на формирование гуманного и ответственного обращения с животными.


Дополнительная информация:

Отлов, транспортировку, учет и содержание и использование безнадзорных животных на территории Ненецкого автономного округа осуществляет казенное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных" (СББЖ), подведомственное Государственной инспекции по ветеринарии Ненецкого автономного округа.

В июне 2013 года в казенном учреждении Ненецкого автономного округа «Станция по борьбе с болезнями животных» был создан отдел по отлову, уходу и содержанию безнадзорных животных.

На основании изучения информации из открытых источников, складывается следующая картина: отлов и дальнейшие мероприятия с безнадзорными животными проводятся силами работников Вет.станции (СББЖ), подрядчики не привлекаются, по этой причине в данном регионе нет объявленных закупок на регулирование численности животных.

В структуре СББЖ, в том числе, функционирует Отдел по отлову, уходу и содержанию безнадзорных животных. Проводятся выезды по обращениям граждан и регулярные плановые мероприятия по отлову.

Также имеется Пункт временного содержания, куда поступают животные.

По информации из открытых источников, вместимость ПВС составляет около 80 животных.

По всей видимости, этими силами и реализуются данные мероприятия.

На сайте СББЖ размещен ряд внутренних документов, в частности, Порядок посещения животных, находящихся в пункте временного содержания безнадзорных животных, Порядок передачи животных частным лицам, Нормы кормления животных.

Вместе с тем, судя по сообщениям в СМИ, проблема переизбытка популяции стоит остро и не решена в данном регионе.

Из Отчетов, размещенных на сайте Портала государственных органов следует, что только часть от общего числа животных подвергается стерилизации, в частности, (взяты различные периоды)

Из 371 отловленного животных проведена стерилизация 46 животных,
Затем, из 347 отловленных животных - стерилизация 35 животных.
Таким образом, только небольшой процент (около 10-15% проходят процедуру стерилизации).

Отдельный вопрос вызывает соотношение фактической численности безнадзорных животных, обитающих в данном регионе, и возможности СББЖ (с учетом относительно небольшого по вместимости ПВС). Не меньший вопрос вызывает фактический метод регулирования. На основании анализа нормативного акта субъекта, лазейки в виде допущения возможности эвтаназии при отлове и еще по ряду оснований в ходе содержания, а также статистики стерилизации, есть основание предполагать, что может иметь место применение метода умерщвления невостребованных животных.

http://adm-nao.ru/search/?searchid=2246212&text=%D...
https://sbbgnao.ru/administration/struktura-ku-nao...
http://prokuratura-nao.ru/2012-10-24-08-55-28/2011...
http://nao24.ru/proishestviya/8886-v-naryan-mare-u...
http://adm-nao.ru/press/government/14275/
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Ненецком Автономном Округе

    (Анализ проведен на основании мониторинга закупок за 2018 год)
    Как уже было отмечено выше, регулирование численности безнадзорных животных в Ненецком Автономном Округе осуществляется силами Вет.станции (СББЖ). Подрядчики на данные виды услуг не привлекаются.

    На сайте Единой Информационной Системы в сфере закупок не размещены соответствующие закупки по данной причине.


    Дата подготовки Справки - 14.02.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ