В разработке
скоро здесь появится информация
МОСКВА
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами города Москва
и закупками, объявляемыми
на регулирование численности животных без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в в Москве
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Москвы от 01.10.2002 № 819-ПП «О формировании системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охране животных в городе Москве»
Ознакомиться с Постановлением


2. Постановление Правительства Москвы от 02.08.2016 № 468-ПП «О мероприятиях по регулированию численности и содержанию безнадзорных и бесхозяйных животных в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы»
Ознакомиться с Постановлением


3. Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28.11.2014 № 05-14-379/4 «Об утверждении Регламента на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве и Технологических карт на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве»
Ознакомиться с Распоряжением


4. Закон г. Москвы от 29.06.2005 № 33 «Об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном благополучии города Москвы», в ред. от 20.09.2017 г.
Ознакомиться с Законом


5. Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 07 декабря 2000 г. № 1022-РЗП "Об утверждении Методики и порядка городского учета и регистрации собак"
Ознакомиться с Распоряжением


6. Распоряжение Департамента экономической политики и развития города Москвы от 02 марта 2015г. № 5-р «Об утверждении предельных тарифов на работы по отлову, транспортировке, содержанию в стационаре пункта стерилизации и в приюте безнадзорных и бесхозяйных животных»
Ознакомиться с Распоряжением


Дополнительная информация:

В Москве в различные периоды времени издавались нормативные правовые акты по данному вопросу, затем они признавались утратившими силу и заменяли на новые. Объем таковых очень велик.

Например, ранее действовало Распоряжение Заместителя Премьера Правительства Москвы от 19 июля 2001 года N 403-РЗП «О дополнительных мерах по организации и выполнению работ по регулированию численности безнадзорных животных методом стерилизации в г.Москве», в ред. от 05.06.2009 г.

Утратило силу на основании распоряжения Правительства Москвы от 03.03.2015 N 106-РП
Ознакомиться с Распоряжением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановление Правительства Москвы от 01.10.2002 № 819-ПП «О формировании системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охране животных в городе Москве»

  • В Постановлении подчеркивается необходимость гуманного обращения с животными.
  • Подчеркивается, что для гуманного решения проблемы переизбытка популяции нужны именно системные меры.
  • Постановлением утверждены: Порядок функционирования и финансирования системы городского учета и регистрации животных, Порядок организации и финансирования работ по отлову и стерилизации (кастрации) безнадзорных животных, Порядок функционирования и финансирования приютов для безнадзорных животных.
  1. 1 Порядком функционирования и финансирования системы городского учета и регистрации животных зафиксировано, что система городского учета и регистрации животных создается для формирования ответственного владения животными и гуманного обращения с ними и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение численности животных в городе, сбор информации о каждом животном, установление ответственных за их содержание, использование и защиту.
  • В городском учете и регистрации животных участвуют:
А) подрядная организация, выигравшая закупку на выполнение данного вида городского заказа, осуществляющая учет и регистрацию, а также ведение городской базы данных по домашним и безнадзорным животным;
Б) Подрядные организации, выигравшие закупку на отлов и стерилизацию бесхозяйных животных;
В) Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, осуществляющий функции государственного заказчика по учету, регистрации, а также ведению городской базы данных по домашним, безнадзорным и бесхозяйным животным;
Г) Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, осуществляющий учет и регистрацию пользователей дикими животными.
  • Прописаны обязанности каждого участника из вышеописанных
  1. 2 Порядок организации и финансирования работ по отлову и стерилизации (кастрации) безнадзорных животных.
  • Установлен запрет на убийство животных и жестокое обращение с ними.
  • Отлов бесхозяйных животных проводится с целью их стерилизации или размещения в приюте.
  • В качестве метода регулирования зафиксирована стерилизация, содержание животных в приютах, также предусмотрен возврат в среду обитания.
  • В работах по отлову и стерилизации бесхозяйных животных участвуют:
А) подрядные организации, прошедшие процедуру конкурсного отбора и выигравшие конкурс на отлов и стерилизацию бесхозяйных животных;
Б) префектуры административных округов города Москвы, осуществляющие функции государственных заказчиков;
В) специалисты по фауне административных округов и районов, фиксирующие информацию о наличии на территории животных и оформляющие заявку;
Г) Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, оформляющий заявку на отлов диких животных.

Также зафиксированы обязанности вышеперечисленных и порядок взаимодействия.

В частности, зафиксирована обязанность подрядчика доставлять животных в пункт передержки для проведения операции по стерилизации или в приют.
  • Указаны мероприятия, которые проводятся в отношении животных: отлов, транспортировка, осмотр, обработка от паразитов, вакцинация, стерилизация, уход, собственно содержание, учет.
Таким образом, предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий.
  • Срок содержания за счет средств бюджета города Москвы животных в стационарах пунктов стерилизации установлен - не более 10 дней со дня их поступления в пункт.

1.3. Порядок функционирования и финансирования приютов для безнадзорных животных определяет механизм организации работ по содержанию в приютах бездомных и бродячих животных и использования средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на эти цели.
  • Целью содержания животных в приютах является снижение численности безнадзорных животных, а также улучшение эпизоотической и эпидемической обстановки в городе вследствие поиска новых владельцев для животных.
  • В организации работ по содержанию в приюте безнадзорных животных участвуют:
А) подрядные организации, прошедшие процедуру конкурсного отбора и выигравшие конкурс на содержание в приюте бесхозяйных животных;
Б) подрядные организации, прошедшие процедуру конкурсного отбора и выигравшие конкурс на отлов и стерилизацию бесхозяйных животных;
В) Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, осуществляющий функции государственного заказчика;
Г) префектуры административных округов города Москвы, осуществляющие функции государственных заказчиков;
Д) Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, осуществляющий организацию и контроль за содержанием в приютах диких животных.

Подрядная организация, осуществившая отлов, обязана доставить отловленных животных в приют, оформив это Актом.

Организация, содержащая приют, обязана принять животное, при необходимости оказать ветеринарную помощь, если животное не зарегистрировано, зарегистрировать его, нанести идентификационную метку, осуществлять ежедневный уход за животным, содержать животное до момента его передачи новому владельцу или естественной смерти.

  • Установлен срок содержания безнадзорных животных в приютах за счет средств бюджета города Москвы не более 6 месяцев со дня поступления животных в приют, за исключением приютов, находящихся в собственности города Москвы, порядок содержания животных в которых устанавливается Правительством Москвы.


2. Постановление Правительства Москвы от 02.08.2016 № 468-ПП «О мероприятиях по регулированию численности и содержанию безнадзорных и бесхозяйных животных в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы»

  • Постановлением зафиксировано, что содержание безнадзорных животных в приютах осуществляется за счет средств бюджета города, до момента передачи владельцу или естественной смерти.
  • Предусмотрено проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий, включая содержание, вакцинацию и стерилизацию, послеоперационный уход, учет, а также проведение мониторинга численности популяции.


3. Распоряжение ДЖКХиБ города Москвы от 28.11.2014 № 05-14-379/4 «Об утверждении Регламента на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве и Технологических карт на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве»

  • Данный Регламент определяет порядок осуществления всех мероприятий с животными: отлова, транспортировки, содержания, стерилизации, учету и регистрации. А также определяет составы этих работ.
  • В Регламенте содержится перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Зафиксированы цели, задачи и принципы работы с животными.
  • Зафиксировано, что регулирование численности популяции должно осуществляться следующими способами: учет животных, электронное мечение и регистрация, стерилизация, размещение животных в приюте и дальнейшая передача их под опеку физическим и юридическим лицам.
  • Зафиксирован запрет на жестокое обращение с животными.
  • В данном Регламенте каждое мероприятие расписано подробно. Нормы изложены четко. В частности, закреплен порядок отлова и оснащение ловцов. Установлен ряд запретов при отлове. Закреплена обязанность ловцов гуманно обращаться с животными при отлове и транспортировке.
  • Закреплены требования к спецавтомобилю и порядку транспортировки.
  • Животные после отлова транспортируются в стационар для стерилизации или приют.
  • Каждое животное, поступившее в пункт стерилизации, должно быть осмотрено в течение 20-30 минут.
  • Закреплены требования к самому пункту стерилизации.
  • В пункте стерилизации проводятся следующие мероприятия: осмотр, обработка от паразитов, вакцинация, идентификация, стерилизация, послеоперационный уход.
  • Зафиксирован порядок размещения и ухода за животными.
  • После стерилизации животные транспортируются в приют.
  • Отдельно зафиксирован порядок содержания животных в приюте.
  • Установлены требования к помещениям приюта.
  • Зафиксировано, что животные поступают в приюты с мест отлова или из пунктов стерилизации.
  • Зафиксирована обязанность социализации животных в приюте и поиску для них владельцев.
  • Зафиксированы и подробно изложены требования к порядку учета животных на каждом этапе работы. Приложениями являются ряд учетных бланков.
  • Прописано основание эвтаназии. Оно одно. Это наличие неизлечимого заболевания, приносящего чрезмерные страдания. Данное решение принимается комиссионно.
  • Зафиксировано, что по факту истечения контракта на содержание животных, происходит переучет животных и их передача для последующего содержания подрядчику, который выиграл контракт на следующий период.
Отдельно прописан порядок привлечения волонтеров к работе с животными, их права и обязанности.


4. Закон г. Москвы от 29.06.2005 № 33 регулирует отношения в области обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия города Москвы в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения появления и распространения заразных и иных болезней животных.

  • Законом установлены полномочия Правительства Москвы в области обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и задачи государственной ветеринарной службы.


5. Распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 07 декабря 2000 г. № 1022-РЗП утверждена Методика и порядок городского учета и регистрации собак.

  • Методика предназначена:
  1. для проведения учета численности собак в Москве, изучения структуры их популяций, тенденций развития проблемных ситуаций, связанных с собаками, а также для планирования и организации мероприятий по их содержанию и профилактике инфекционных заболеваний, общих для человека и животных и зоонозов;
  2. для паспортизации собак, подтверждение имущественных прав владельцев, определения юридической ответственности граждан и организаций, обладающих такими правами, и создания единой городской информационной системы.

  • Методика применяется:
  1. при проведении городского учета;
  2. при проведении городской регистрации.

  • Целями учета являются:
  1. Получение достоверных данных о количестве как собак, имеющих владельцев, так и безнадзорных собак, распределении их численности по районам и административным округам, структуре популяций.
  2. Обеспечение комплекса мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, укусов людей и животных, своевременного обеспечения биопрепаратами, а также осуществления контроля за плановой вакцинацией собак против зоонозов.
  3. Регламентирование работ по отлову, перевозкам и стерилизации собак; строительству, оборудованию, капитальному ремонту и благоустройству пунктов временного содержания животных и приютов, площадок для выгула и дрессировки собак.
  4. Осуществление контроля за расходованием денежных средств, отпускаемых из городского бюджета на программы, связанные с содержанием собак.

  • Целями регистрации являются:
  1. Подтверждение имущественных прав и юридической ответственности юридических и физических лиц, владельцев собак, создание единой городской информационной системы.
  2. Установление лиц, ответственных за содержание и сохранность собак, гуманное обращение с ними.
  3. Упрощение поиска потерявшихся собак.

  • Зафиксировано, что все собаки, находящиеся на территории г.Москвы, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, (кроме собак, владельцами которых являются государственные силовые структуры), а также безнадзорные подлежат городскому учету и регистрации.
  • Ответственность за своевременную регистрацию собаки несет владелец собаки.
  • Переучет собак осуществляется ежегодно.
  • Подробно прописана процедура учета и регистрации. А также порядок хранения информации.
  • Приложениями являются бланки для осуществления учета.


6. Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 02 марта 2015г. № 5-р утверждены предельные тарифы на работы по отлову, транспортировке, содержанию в стационаре пункта стерилизации и в приюте безнадзорных и бесхозяйных животных.

Данные тарифы применяются для планирования бюджетных ассигнований и для формирования НМЦК контрактов на соответствующие виды услуг:
  • На отлов собаки - 536,58 руб.,
  • На отлов кошки - 363,40 руб.
  • На содержание в стационаре пункта стерилизации собаки (одни сутки) - 255,81 руб.
  • На содержание в стационаре пункта стерилизации кошки (одни сутки) - 191,79 руб.
  • На содержание в приюте собаки (одни сутки) - 96,24 руб.
  • На содержание в приюте кошки (одни сутки) - 55,44 руб.
Затраты на транспортировке рассчитываются по таблице, в зависимости от километража и числа одновременно перевозимых животных.


Подводя итог, необходимо резюмировать следующее:

В городе Москва действует целый ряд нормативных правовых актов. В них зафиксирована необходимость гуманного и ответственного отношения к животным, введен запрет на их убийство, закреплены принципы обращения с животными.

Предусмотрено проведение в отношении животных полного комплекса мероприятий, включая отлов, транспортировку в стационар для стерилизации и приют, осмотр, оказание ветеринарной помощи, вакцинацию, стерилизацию, мечение, послеоперационный уход, учет, содержание до момента передачи владельцу или естественной смерти, а также поиск владельца и социализацию животного. Закреплены требования к стационару и приюту и каждому этапу работы с животными.

Также предусмотрена система городского учета и регистрации животных, а также мониторинга численности популяции.

Предусмотрено только одно основание для эвтаназии - это наличие неизлечимого заболевания, приносящего чрезмерные страдания. Зафиксировано, что данное решение принимается комиссионно.

Нормы изложены подробно, четко, имеют гуманный вектор.

Такое качество нормативных правовых актов создает благоприятные предпосылки для гуманного регулирования на практике.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в городе Москве
    Закупки, объявляемые в Москве, характеризуются следующими особенностями:

    1. Ряд заказчиков объявляет закупку на весь комплекс услуг, включая отлов, содержание, вакцинацию, стерилизацию. То есть, это закупки на полный комплекс услуг.

    При этом не менее часто заказчиками размещаются закупки на каждую услугу отдельно, в частности, объявляются отдельные закупки на отлов и транспортировку животных в приюты, на содержание животных в приютах, на оказание ветеринарных услуг.

    Сравнивая Москву с другими субъектами, необходимо отметить, что в других регионах заказчики чаще всего идут по первому пути и объявляются на весь комплекс услуг в рамках одной закупки, и реже бывают закупки на каждую из услуг по-отдельности.

    В обоих вариантах есть как плюсы, так и минусы. Но оба они не являются нарушением.


    2. Помимо закупок собственно на регулирование численности, в Москве объявляется значительное число закупок, связанных с обеспечением функционирования приютов. В части, размещаются закупки на поставку кормов, поилок, опилок, установку вольеров для содержания животных, а также приобретение медикаментов. Также встречаются закупки на проведение ремонтных работ в приютах, в частности, по линии освещения.


    3. Размещаемые заказчиками Технические задания изложены подробно, четко, содержат измеримые требования к качеству услуг. Например, подробно изложены нормативы по кормлению и содержанию животных.

    Если закупка представляет собой закупку комплекса услуг, то каждое мероприятие расписано отдельно.

    Нужно отметить, что качество и степень подробности закупочной документации в Москве значительно выше, чем в других регионах.


    4. При формировании закупочной документации, заказчики приводят ссылки на действующие нормативные правовые акты, как федеральные, так и субъекта. А также включают ссылки на ГОСТы, чего практически нет в ТЗ других регионов.

    Данные действия заказчиков Москвы видятся грамотными и обоснованными.


    5. В качестве способа определения поставщика в Москве чаще всего применяются аукционы, при этом, проводятся и открытые конкурсы в электронной форме.

    В других регионах применяются в основном аукционы и запросы котировок, а конкурсы – крайне редко.

    Проведение конкурсов для определения исполнителя по данному виду услуг видится прогрессивным, так как позволяет помимо фактора цены учесть и другие важнейшие параметры, напрямую влияющие на качество.


    6. В закупочной документации предусмотрено проведение в отношении животных гуманного комплекса услуг, в частности, их вакцинации, стерилизации, мечения (чипирования) и содержания в приютах.

    В закупочной документации прописаны основания выбытия животных из приютов – ими являются: передача владельцу и естественная смерть. Таким образом, предполагается пожизненное содержание.

    В ТЗ возврат стерилизованных вакцинированных и неагрессивных животных в среду их прежнего обитания не предусмотрен.

    В Технических заданиях также прописано, что должно происходить с животными, когда контракт одного подрядчика истек (например, по итогам года).

    Указано, что в данном случае заказчик совместно с подрядчиком осуществляет переучет всех животных, содержащихся в приюте на дату завершения контракта. И затем животные передаются на дальнейшее содержание организации, с которой по результатам закупок будет заключен муниципальный контракт на следующий год.

    Такое указание тоже видится грамотным, так как этот важный момент заранее регламентирован.


    7. Рынок подрядчиков является наполненным, на закупки выходят различные подрядчики, зачастую имеет место снижение начальной максимальной цены контракта в ходе конкурентной процедуры.


    8.
    Не менее важно отметить, что в размещаемых заказчиками Москвы ТЗ отсутствуют нечеткие и непроверяемые основания для эвтаназии (например, по причине агрессивности, одичалости или несоциальности животных). Данное обстоятельство видится положительным и отличает данный субъект от других регионов, где такие туманные основания имеются в ТЗ в большинстве случаев.


    Дата подготовки Справки - 31.07.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ