В разработке
скоро здесь появится информация
МОСКОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными правовыми актами
Московской области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Московской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:


1. Закон Московской области от 28.12.2016 № 201/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными», в ред.от 15.07.2019 г.
Ознакомиться с Законом


2.
Постановление Правительства Московской области от 16.05.2017 № 347/16 «О мерах по реализации Закона Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными», в ред.от 19.12.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением


3.
Постановление Правительства Московской области от 12.09.2018 № 629/32 «Об утверждении нормативов расходов на отлов, содержание и ветеринарные услуги для расчета объема субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Московской области, на 2019 год»
Ознакомиться с Постановлением
Анализ правовых актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Законом Московской области от 28.12.2016 № 201/2016-03 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями Московской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

  • Закон содержит перечень ключевых понятий, которым даны определения.
  • Законом закреплены права и обязанности уполномоченного органа и органов местного самоуправления в данном вопросе.
  • Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на очередной финансовый год и на плановый период.
  • Размер субвенций определяется в соответствии с методикой их расчета, она закреплена в приложении к Закону.
  • Размер субвенций утверждается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
  • Объем субвенции на проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных определяется по формуле: S i = ЧК(N отл + N сод + N вет. усл.),
где:
Ч - общее количество безнадзорных животных, находящихся на территории муниципального образования;К - коэффициент, регулирующий количество безнадзорных животных, подлежащих отлову, содержанию и ветеринарному обслуживанию;
N отл - норматив расходов на отлов одного безнадзорного животного;
N сод - норматив расходов на содержание одного безнадзорного животного;
N вет. усл. - норматив расходов на ветеринарные услуги одного безнадзорного животного.Нормативы расходов на отлов, содержание и ветеринарные услуги одного безнадзорного животного, а также коэффициент, ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Московской области.Общее количество безнадзорных животных, находящихся на территории муниципальных образований Московской области, определяется уполномоченным органом на основании сведений, предоставленных муниципальными образованиями по результатам мониторинга, проведенного в году, предшествующем очередному финансовому году.



2. Постановлением Правительства Московской области от 16.05.2017 № 347/16 «О мерах по реализации Закона Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными», утверждены:

  • 2.1. Порядок проведения ежегодного мониторинга численности безнадзорных животных на территории Московской области;
  • 2.2. Порядок расходования органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области субвенций на реализацию государственных полномочий Московской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
2.1.Порядок проведения мониторинга численности гласит, что мониторинг проводится органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно.
  • Мониторинг включает в себя сбор, систематизацию, обобщение и анализ информации о численности безнадзорных животных (собак и кошек) на территории муниципального образования, их отлове и содержании, в том числе информации об оказанных ветеринарных услугах.
  • Органы местного самоуправления осуществляют сбор информации путем осуществления объездов (обходов) территорий населенных пунктов, включающих в себя визуальный подсчет безнадзорных животных.
  • Объезды (обходы) территорий населенных пунктов осуществляются органами местного самоуправления двукратно: первый раз в период с января по март подсчитываются половозрелые (взрослые) особи и неполовозрелые особи, второй раз не ранее чем через 75 дней, но не позднее чем через 90 дней после первого подсчитываются неполовозрелые особи (щенки, котята).
  • К участию в объездах (обходах) могут привлекаться общественные организации, волонтеры, которые могут оказать содействие в точном подсчете количества безнадзорных животных.
2.2.Порядок расходования субвенций гласит, что субвенция предоставляется бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области в пределах средств, установленных законом Московской области о бюджете Московской области на текущий год и на плановый период.
  • Главным распорядителем средств, выделяемых в виде субвенций, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
  • Субвенции расходуются на Отлов, содержание и оказание ветеринарных услуг безнадзорным животным.
  • Приложением является перечень оказываемых услуг, где они указаны более подробно, а также указаны максимальные суммы на каждую из них, в частности:
- Отлов - 1000 руб.,
- Содержание (в сутки) – 100 – 150 руб. (в зависимости от пола и вида животного),
- Ветеринарные услуги (осмотр, санитарное мытье, обработка от паразитов, дегельминтизация, - вакцинация) – 590 – 1079 руб.
- Стерилизация (кастрация) – суммы значительно разнятся от пола и вида животного, от 2376 до 5248 руб.
- Идентификация: считывание информации с чипа (58 руб.) или его установка (701 руб.)
- Эвтаназия – 752 – 1955 руб.

  • Также приложениями являются бланки отчетности о выполненных мероприятиях и отчетности за средства


3. Постановлением Правительства Московской области от 12.09.2018 № 629/32 установлены нормативы расходов на отлов, содержание и ветеринарные услуги на одного безнадзорного животного в 2019 году в следующих размерах:

  • на отлов одного безнадзорного животного - 1000 рублей;
  • на содержание одного безнадзорного животного - 2711 рублей;
  • на ветеринарные услуги на одного безнадзорного животного - 5359 рублей.
Также на 2019 год установлен коэффициент, регулирующий количество безнадзорных животных, подлежащих отлову, содержанию и ветеринарному обслуживанию, в размере 0,417.


Важная дополнительная информация:

В Московской области есть ряд городских округов. И в каждом из них принимаются нормативные-правовые акты по данному вопросу, уточняющие акты Московской области.

Все они основываются и ссылаются на Закон Московской области от 28.12.2016 № 201/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными».

Например,
  • Постановление Администрации городского округа Домодедово Московской области от 28.03.2018 № 574 «О мероприятиях по недопущению распространения случаев бешенства животных на территории городского округа Домодедово Московской области»,
  • Постановление от 22.06.2018 г. № 103 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории ЗАТО городской округ Восход Московской области»,
  • Постановление от 24.08.2018 № 2384 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ногинского муниципального района Московской области»,
  • Постановление от 14.12.2017 г. № 3329 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории городского округа Шатура Московской области», и целый ряд других.


Анализируя их в совокупности, необходимо отметить следующее:


Нормативные правовые акты, действующие в городских округах Московской области, являются по своей сути «двоякими»: с одной стороны, в них сказано о гуманности, предусмотрено содержание и стерилизация отловленных животных, то есть, созданы предпосылки для гуманной работы, но с другой стороны, допускается эвтаназия по широкому и нечетко сформулированному перечню оснований, в частности, по причинам болезней, агрессивности, несоциальности, социальной опасности и прочим неизмеримым и непроверяемым формулировкам.

Очевидно, что это огромная лазейка, позволяющая на практике массово умерщвлять.

Наличие возможности умерщвления животного по непроверяемому основанию может приводить к применению на практике метода отлова с целью последующего умерщвления.

Такое содержание нормативных правовых актов приводит к тому, что и в ТЗ есть аналогичные лазейки и у подрядчиков развязаны руки.

По сути, ситуация следующая: метод регулирования численности отдан на усмотрение конкретного подрядчика: он может быть построен как на базе массовых стерилизаций – они предусмотрены, но равно может быть построен и на методе массовых эвтаназий – для этого есть такие же возможности.

По этой причине однозначно оценить ситуацию затруднительно. И ее более верно назвать двоякой.

Также необходимо отметить, что данная проблема в этом регионе регулярно становится предметом общественной дискуссии.

Также очень часто поднимаются вопросы о наличии приютов и недостаточности их вместимости, о низком качестве содержания животных в них, а также о злоупотреблениях.
Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Московской области
В Московской области объявляется очень число закупок на регулирование численности безнадзорных животных, на данные цели предусмотрены значительные бюджетные средства, объемы подлежащих отлову животных исчисляются десятками и сотнями особей.

Как уже было сказано выше, в каждом городском округе существуют свои нормативные правовые акты, уточняющие и дополняющие собой законодательство Московской области.

Но в связи с тем, что в данной Справке анализируется регион в целом, ниже приведены общие тенденции.

1. В Техническом задании предусмотрено проведение в отношении безнадзорных животных следующих мероприятий: отлов и транспортировка, временное содержание (10 дней карантина плюс послеоперационная передержка от 5 до 14 дней в зависимости от пола животного), ветеринарные услуги (клинический осмотр животного, санитарное мытье, обработка против эктопаразитов, дегельминтизация, вакцинация против бешенства), идентификация, стерилизация (кастрация), эвтаназия и утилизация в случае выявления оснований.

Таким образом, в ТЗ предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий.

Вместе с тем, в ТЗ предусмотрен широкий перечень оснований для эвтаназии.

Эвтаназия осуществляется по результатам клинического осмотра и составления Акта в случаях ветеринарных и/или социальных показаний.

В том числе:
  • при наличии у отловленного безнадзорного животного заболеваний, травм, несовместимых с жизнью;
  • в случае наличия у животного заразных и иных болезней животных в целях предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных;
  • агрессивного поведения отловленного безнадзорного животного, опасного для жизни и здоровья человека (людей) и (или) животных.

То есть, предусмотрена возможность умерщвления по причине агрессии. При этом, данное понятие должным образом не раскрыто, критерии и порядок ее диагностики не регламентирован. Очевидно, что на практике это может приводить к подмене метода регулирования с гуманного на негуманный: признанию животных больными или агрессивными и массовому умерщвлению.

Получается, что ТЗ, размещаемые заказчиками Московской области, дают возможности работать как методом массовых стерилизаций, так и методом массовых умерщвлений.

Упрощая, можно сказать, что сформулированное таким образом ТЗ дает широкие возможности подрядчику - самому выбрать метод регулирования, близкий ему либо по духу, либо с точки зрения финансовой выгоды:

Добросовестные подрядчики гуманных взглядов имеют возможности проводить стерилизации животных, а недобросовестные исполнители имеют возможности отлавливать животных с целью их последующего умерщвления, признавая их больными или агрессивными, оформляя это Актами, достоверность которых проверить будет крайне сложно.

2. Цены, объявляемые Заказчиками, варьируются, но являются конкурентноспособными и позволяют оказать в отношении животных комплекс услуг.

Чаще всего от потенциальных подрядчиков поступает две заявки, происходит снижение начальной цены, иногда, значительное.

3. Также необходимо отметить, что ТЗ предполагает оказание услуг по регулированию численности как в отношении собак. Так и кошек.


Дата подготовки Справки - 25.07.2019 г.

Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
Ваш вопрос
Укажите электронную почту, куда отправить ответ