В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
МОРДОВИЯ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Мордовия и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Мордовия
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 25 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении Правил содержания собак и кошек на территории городского округа Саранск», в ред. от 21.07.2010 г.
Ознакомиться с Решением


2. Закон Республики Мордовия от 02 марта 2016 г. N 10-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Мордовия по организации проведения на территории Республики Мордовия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных"
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Республики Мордовия от 28 марта 2016 г. N 149 «Об утверждении Правил проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Мордовия"
Ознакомиться с Постановлением


4. Постановление Правительства Республики Мордовия от 28 марта 2016 г. N 150 "Об утверждении Положения о порядке расходования и учета финансовых средств на предоставление субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на осуществление государственного полномочия Республики Мордовия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных"
Ознакомиться с Постановлением


5. Постановление Администрации городского округа Саранск от 13 декабря 2016 г. № 3435, в ред. от 03.12.2018 г.
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1.Решением Совета депутатов городского округа Саранск утверждены Правила содержания собак и кошек на территории городского округа Саранск.

  • Правила устанавливают правовые основы содержания собак и кошек на территории городского округа Саранск, регулируют отношения между владельцами собак и кошек и иными гражданами, органами внутренних дел, ветеринарного и санитарного надзора, а также организациями, на которые возложены обязанности, связанные с упорядочением содержания собак и кошек, созданием условий, исключающих возможность причинения вреда здоровью людей.
  • Закреплены права и обязанности владельцев собак и кошек. В частности, владельцы обязаны содержать животное в соответствии с его биологическими особенностями, гуманно обращаться с ним, не оставлять его без присмотра, без пищи и воды, не избивать и в случае заболевания животного вовремя прибегнуть к ветеринарной помощи. Также важно, что зафиксирована обязанность содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории (в изолированном помещении) или на привязи.
  • Помимо этого Правила обязывают владельцев доставлять собак и кошек, для ежегодной обязательной регистрации, перерегистрации и вакцинации против бешенства, начиная с 2-месячного возраста, независимо от породы, в государственном ветеринарном учреждении. Вновь приобретенные собаки и кошки должны быть зарегистрированы в 2-недельный срок. При регистрации владельцу животного в установленном порядке выдается регистрационное удостоверение (паспорт), в который заносится запись о вакцинации животного, в том числе против бешенства.
  • Запрещено оставлять животных безнадзорными или уничтожать их, запрещены бои животных и натравливания. При невозможности дальнейшего содержания животное должно быть передано другому владельцу или сдано в организацию по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек.
  • Отдельная статья Правил посвящена безнадзорным собакам и кошкам. Закреплено, что Безнадзорные собаки и кошки подлежат отлову. При их отлове запрещается использование травмирующих приспособлений (проволочные петли-удавки, крючья) и препаратов, представляющих опасность для их жизни.


2. Закон Республики Мордовия от 02 марта 2016 г. N 10-З регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск государственными полномочиями Республики Мордовия по организации проведения на территории Республики Мордовия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

  • Органам местного самоуправления передаются государственные полномочия Республики Мордовия по организации проведения на территории Республики Мордовия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, на неограниченный срок.
  • Законом закреплены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении данных полномочий, установлен порядок отчетности.


3. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 марта 2016 г. N 149 утверждены Правила проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Мордовия". По сути, данный нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу.

  • Правила устанавливают общие требования к проведению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Мордовия.
  • В Правилах содержится перечень основных понятий, которым даны определения.
  • Зафиксировано, что проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.
  • Установлен ряд запретов при проведении отлова. В том числе, запрещено жестоко обращаться с безнадзорными животными при проведении мероприятий по их отлову. Запрещено превышать рекомендуемую инструкцией по применению ветеринарного препарата дозировку специальных средств для временной иммобилизации.
  • Зафиксировано, что транспортировка безнадзорных животных в пункт временного содержания производится автомобильным транспортом, технически исправном и специально оборудованным для перевозки животных, исключающим возможность травматизма людей и животных.
  • Безнадзорные животные в день проведения мероприятий по их отлову доставляются в пункт временного содержания.
  • Закреплены требования к порядку учета, карантинированию и содержанию животных в пункте временного содержания, а также в приюте.
  • Срок пребывания безнадзорных животных в пункте временного содержания безнадзорных животных составляет 20 календарных дней (10 календарных дней - срок прохождения карантина и проведения ветеринарных мероприятий, 10 календарных дней для определения дальнейшей судьбы безнадзорных животных).
  • Закреплен состав работ при уходе за безнадзорными животными, сюда входят следующие мероприятия:
1) ежедневный осмотр всех животных и их вольеров;
2) ежедневное кормление, поение животных;
3) выгул животных (при размещении животных в вольерах выгул не обязателен);
4) механическая уборка клеток, вольеров и других помещений и территорий, где содержатся животные, обеззараживание подстилок, лотков и инвентаря;
5) ежедневное мытье и обеззараживание (не реже одного раза в неделю) посуды для животных (кормушек, поилок, поддонов);
6) ежедневная влажная уборка пола с использованием дезинфицирующих средств;
7) проведение санитарной уборки всех помещений (не реже одного раза в месяц), дезинфекции.

  • При содержании безнадзорных животных в приюте для безнадзорных животных в состав работ по уходу за животными включаются также чистка, периодическое купание, стрижка животных (при необходимости).
  • Безнадзорные животные по истечении срока пребывания в пункте временного содержания помещаются в приют для безнадзорных животных либо передаются на содержание и в пользование заинтересованным лицам (за исключением случаев возврата безнадзорных животных собственникам).
  • Также зафиксировано, что организацией по содержанию безнадзорных животных проводятся мероприятия по возврату безнадзорных животных их собственникам, а также по подысканию заинтересованных лиц для передачи им на содержание и в пользование безнадзорных животных.
Таким образом получается, что существуют следующие основания для выбытия животных из пункта временного содержания: Возврат собственнику, передача животного новому владельцу, передача в приют, эвтаназия. То есть, возможность возврата животных в прежнюю среду обитания не зафиксирована.

  • Закреплено, что проведение ветеринарных мероприятий (осмотр, лечение, стерилизация (кастрация), эвтаназия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.
  • Указано, что до передачи на содержание и в пользование заинтересованным лицам безнадзорные животные подлежат стерилизации (кастрации). При этом не указано, что стерилизации должна быть осуществлена в отношении всех животных и что она является ключевым мероприятием, обеспечивающим гуманное и эффективное снижение численности.
  • Установлены три основания для проведения эвтаназии:
1) проявление агрессии, представляющей угрозу жизни и здоровью человека;
2) наличие признаков заболеваний, общих для человека и животных, или неизлечимых болезней;
3) прекращение страданий больного безнадзорного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.

Важно отметить, что такое основание как проявление агрессии может являться лазейкой, позволяющей недобросовестным подрядчикам производить умерщвление животных, в частности, для минимизации собственных расходов на их содержание.

  • Закреплено, что информация о безнадзорных животных, содержащихся в пунктах временного содержания безнадзорных животных и в приютах для безнадзорных животных, является доступной и открытой и представляется организацией по содержанию безнадзорных животных собственникам животных, заинтересованным и иным лицам бесплатно.

Резюмируя, необходимо отметить, что Правила имеют общий гуманный вектор: в них отмечается необходимость исключения жестокого обращения с животными.

Также важно отметить, что в Правилах указан полный комплекс мероприятий, за исключением возврата в среду обитания.

Вместе с тем, данные Правила содержат и упущения, в том числе, достаточно весомые, а именно:

  • Не закреплен и не сформулирован сам метод регулирования численности популяции. Стерилизация не зафиксирована как обязательное к проведению и ключевое мероприятие для всех отловленных животных. В дальнейшем, это приводит к тому, что и в закупочной документации стерилизация упоминается, но при этом ее проведение не отмечено как обязательное.
  • Изложенные основания для эвтаназии позволяют злоупотреблять ими, признавать животных агрессивными по основанию агрессии и умерщвлять. Также отсутствует прямой запрет на отлов исключительно с целью умерщвления.
  • Отсутствует норма о проведении мониторинга численности популяции, а также требование о проведении разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным и предупреждения проблемы переизбытка популяции.


4. Постановление Правительства Республики Мордовия от 28 марта 2016 г. N 150 определяет процедуру расходования и учета финансовых средств на предоставление субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия и г.о. Саранск на осуществление отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

  • Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия является Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия.
  • Субвенции перечисляются для осуществления следующих расходов:
1) на проведение мероприятий по отлову и транспортировке безнадзорных животных для размещения их в приюте на территории Республики Мордовия;
2) на обеспечение идентификации, проведение лечебно-профилактических мероприятий в отношении безнадзорных животных и их содержание в период нахождения в приютах временного содержания на территории Республики Мордовия.
  • Также установлен порядок отчетности за бюджетные средства.


5. Постановлением Администрации города Саранск № 3435 от 13.12.2016 г., в ред. от 03.12.2018, установлена стоимость работ (услуг), выполняемых для муниципальных нужд за счет средств бюджета городского округа Саранск.

В частности, стоимость отлова безнадзорных животных составляет 1165,81 руб. за одно животное, стоимость содержания животных составляет 3493,5 руб. на одно животное в месяц (4192,20 руб. с НДС).


Дополнительная информация:

Летом 2018 г. в Саранске открылся первый в истории города приют для бездомных собак и кошек. Он первый и пока единственный в регионе. Плановая вместимость – 200 животных.

Ссылки на публикации в СМИ:
https://stolica-s.su/news/society/136953
https://mordoviatv.ru/v-saranske-otkryilsya-priyut-dlya-zhivotnyih/
https://pg13.ru/news/27342
http://info-rm.com/2018/05/29/v_saranske_otkrylsya_priyut_dlya_bezdomnyh_zhivotnyh_foto.html/
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Мордовия
    Необходимо отметить, что в Республике Мордовия объявляется достаточно большое число закупок на регулирование численности безнадзорных животных, на данные цели выделяются достаточно большие бюджетные средства, число животных, подлежащих отлову, исчисляется десятками особей по муниципальным образованиям.

    По муниципальным образованиям Республики Мордовия объявляются закупки на полный комплекс мероприятий в отношении безнадзорных животных (в рамках одной закупки закупается весь комплекс услуг), а по городу Саранску отдельно объявляются закупки на содержание животных в приюте.

    • Закупочная документация, размещаемая различными муниципальными заказчиками, отличается между собой. В Технических заданиях большинства (но не всех) закупок предусмотрен полный комплекс мероприятий, включая отлов, транспортировку, осмотр, учет, содержание, вакцинацию и стерилизацию, при этом, услуга стерилизации не обозначена как ключевая и обязательная к проведению в отношении всех отловленных животных. Вместо этого в Технических заданиях указано, что перед передачей новым владельцам животные подлежат стерилизации. (Таким образом, для передаваемых в приют животных, исходя из ТЗ, услуга стерилизации не предусмотрена. Более того, в ТЗ в большинстве случаев не указывается возможность возврата животных в среду прежнего обитания и не предусмотрена стерилизация таких подлежащих выпуску животных).

    Таким образом, даже когда услуга стерилизации предусмотрена в ТЗ, она не обозначена как фундаментальное мероприятие, обеспечивающее гуманное снижение численности и поэтому обязательное к проведению, вне зависимости от основания выбытия животного из пункта временного содержания в дальнейшем.

    Данное замечание является ключевым.

    • В Технических заданиях установлена длительность содержания животных в пунктах временного содержания, она составляет 20 дней.
    • В закупках предусмотрена эвтаназия животных и приведены основания для эвтаназии. Таких оснований три, в том числе, допускается эвтаназия животных по причине их агрессивности. Необходимо отметить, что на практике наличие данного основания может приводить к злоупотреблениям со стороны подрядчиков: признанию большой части или всех животных агрессивными с целью минимизации затрат подрядчика на их дальнейшее содержание.

    Важно подчеркнуть, что таким злоупотреблениям способствует некорректное формирование цены со стороны заказчика: когда заказчик объявляет единую цену за весь комплекс мероприятий, вместо того, чтобы устанавливать цену за каждое мероприятие в отдельности. Очевидно, что в отношении каждого отловленного животного состав и объем оказанных услуг будет отличаться (по причине состояния, возраста, пола, отсутствия или наличия хозяина и иных отличий), таким образом, для каждой услуги (отдельного мероприятия) должна быть установлена цена и оплата по контракту должна напрямую зависеть от фактически оказанных услуг в отношении каждого конкретного животного.

    • В продолжении вышесказанного, необходимо обратить внимание на применяемый порядок формирования цены. Заказчики в Республике Мордовия объявляют цену за комплекс услуг в отношении одного животного, что является неверным.

    Закупки на отлов и содержание животных без владельцев относятся к случаю, когда невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, в связи с этим, в соответствии с п.2 ст.42 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждого мероприятия, которые будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в Извещении о проведении закупки и документации о закупке.

    Вместо этого, муниципальные заказчики объявляют цену за комплекс услуг.

    Она составляет 3 991,80 руб. (она является фиксированной на данный вид услуг для Республики Мордовия).

    Очевидно, что подрядчику гораздо выгоднее признать животное агрессивным и произвести эвтаназию, нежели содержать животное, ухаживать за ним, вакцинировать и стерилизовать его, при этом, получив точно такую же оплату, как в первом случае.


    Дата подготовки Справки - 04.04.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ