В разработке
скоро здесь появится информация
РЕСПУБЛИКА
МАРИЙ ЭЛ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Республики Марий Эл и закупками,
объявляемыми на регулирование
численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Республике Марий Эл
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 года № 437 «О государственной программе Республики Марий Эл "Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл на 2013 - 2025 годы"» (с изменениями на 24 сентября 2018 года)
Ознакомиться с Постановлением



2. Закон Республики Марий Эл от 25 сентября 2015 года № 43-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Законом


3. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 октября 2015 года № 550 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных в Республике Марий Эл» (с изменениями на 9 апреля 2018 года)
Ознакомиться с Постановлением



4. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2018 года № 377 Об установлении норматива расходов на отлов и содержание одного безнадзорного животного»
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 года N 437 утверждена программа "Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл на 2013 - 2025 годы".
Ответственным исполнителем программы назначен Комитет ветеринарии Республики Марий Эл.

Целями данной программы являются:
  • Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Республики Марий Эл;
  • Защита населения от болезней, общих для человека и животных;
  • Обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;
  • Обеспечение эффективной деятельности Комитета ветеринарии Республики Марий Эл в поддержании стабильного эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Республики.
Индикатором программы, в том числе, является число отловленных безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл, охват вакцинацией против бешенства отловленных безнадзорных животных.

Вместе с тем, в данной программе не зафиксированы мероприятия по массовой стерилизации животных, это ключевое мероприятие полностью упущено из внимания.

В программе установлены целевые показатели по числу отловленных животных за каждый год. В частности,
На 2016 год – установлен показатель в объеме 252 отловленных животных (в год),
На 2017, 2018, 2019, 2020 – 535 животных (за каждый год),
А с 2021 предусмотрено значительное увеличение числа отловленных животных.
На 2021 – 3443 животных,
На 2022 – 3198 животных,
На 2023, 2024, 2025 – 3107 (за каждый год).

Следует еще раз обратить внимание на то, что было бы целесообразным проведение массовой стерилизации отловленных животных. А осуществление отлова и вакцинации без проведения стерилизации не видится эффективным.


2. Закон Республики Марий Эл от 25 сентября 2015 года № 43-з наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Закон определяет права и ответственность муниципальных образований, регламентирует порядок получения ими средств на реализацию переданных полномочий и отчетности за них.

Собственно порядок регулирования численности данным нормативным правовым актом не регламентируется.


3. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 октября 2015 года № 550 утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Республике Марий Эл.
Именно этот нормативный правовой акт является ключевым по рассматриваемому вопросу.

  • Согласно Постановлению, уполномоченным органом исполнительной власти по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл является Комитет ветеринарии Республики Марий Эл.
  • Отлов животных осуществляется с использованием специального автомобиля, специальных технических приспособлений, не травмирующих животных при отлове.
  • Отлов животных осуществляется методом временного полного обездвиживания животного с использованием летающих шприцев. В отдельных случаях применяются сети, петли для удержания и фиксации животных. При отлове животных для их обездвиживания используются миорелаксанты, применение которых не может вызвать гибель животного. Вместе с тем, отсутствует прямой запрет на отлов животных с целью последующего умерщвления, а также не зафиксирован сам метод регулирования и исключительно гуманный подход к уменьшению численности популяции.
  • Отловленное животное помещается в специальный автомобиль и транспортируется к месту временного содержания.
  • Зафиксированы требования к автомобилю для перевозки животных и порядку транспортировки.
  • Закреплен порядок содержания животных в пункте временного содержания.
  • Содержание животных включает в себя проведение следующих мероприятий:
а) прием отловленных животных;
б) ветеринарный осмотр животных;
в) ветеринарная обработка против эктопаразитов, дегельминтизация, вакцинация против бешенства;
г) мытье и дезинфекция помещений и территорий, где содержатся животные, подсобных помещений, посуды для животных;
д) кормление животных;
е) выгул животных;
ж) умерщвление животных в случаях и при соблюдении условий, установленных настоящим Порядком.

  • Таким образом, в перечне мероприятий отсутствует стерилизация.Данное упущение является чрезвычайно важным и значительно снижает эффективность проводимых мероприятий по регулированию.

Помимо этого, не установлена обязанность оказания неотложной помощи животным, поступившим с отлова.

  • Установлены основания для эвтаназии.Решение об умерщвлении животного принимается двумя и более специалистами в области ветеринарии после клинического осмотра или получения результатов лабораторного исследования на заразные болезни в следующих случаях:
а) повышенная агрессивность животных, с которыми связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай;
б) обнаружение у животного заболевания, общего для человека и животных, или неизлечимой болезни, вызывающей чрезмерные страдания.

Необходимо отметить, что понятие «повышенная агрессивность» допускает широту его трактовки, что может приводить к злоупотреблениям (например, для минимизации затрат по содержанию).

  • Также зафиксировано, что информация о животных, находящихся на временном содержании, является гласной и общедоступной.

Таким образом, необходимо отметить, что данный Порядок не содержит полного комплекса мероприятий, так как в нем полностью опущено ключевое мероприятие – стерилизация (кастрация).

Помимо этого, недостаточно четко прописаны основания для выбытия животного из пункта временного содержания, по сути, в качестве таких оснований указан только возврат владельцу (что и так положено по ГК) и эвтаназия.

Не зафиксирована необходимость проведения мониторинга численности популяции, а также отсутствует норма о проведении профилактической и разъяснительной работы с населением.


4.Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2018 года N 377
установлены нормативы расходов на отлов и содержание одного безнадзорного животного (на 2019 год).

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий Республики Марий Эл по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных составляют 2 110 рублей (на одно животное).

Очевидно, что данная сумма не позволяет на практике осуществить в отношении животного полный комплекс мероприятий, включающий отлов, транспортировку, содержание, вакцинацию и стерилизацию.

Есть основания опасаться, что на практике, ввиду скромного финансирования, метод регулирования численности популяции может сводиться к отлову, транспортировке животных в пункте временного содержания, с последующей эвтаназией подавляющего большинства или всех животных.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Республике Марий Эл
    В Республике Марий Эл имеет место нетипичная ситуация с закупками на регулирование численности безнадзорных животных, что проявляется в следующем:

    1. Заказчики не указывают в Техническом задании ключевую услугу - стерилизацию (кастрацию) отловленных животных.

    То есть, заказчиками в ТЗ указываются только следующие мероприятия: отлов, транспортировка, осмотр, содержание, вакцинация, эвтаназия при выявлении оснований.

    При этом, стерилизация является фундаментальным мероприятием, направленным на гуманное и эффективное снижение численности популяции, а в данном случае, она полностью игнорируется.

    С учетом того, что в закупочной документации и действующем законодательстве закреплена возможность передачи животных из пункта временного содержания – владельцам (а также же лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по дальнейшему содержанию животного), неясно, зачем передавать гражданам нестерилизованных животных, которые продолжат пополнять популяцию нежелательным потомством и увеличивать масштаб проблемы. Есть основания отметить, что отсутствие стерилизации в комплексе предусмотренных мероприятий может приводить к неэффективности, негуманности и непрозрачности регулирования.

    2. Цена, объявляемая заказчиками за комплекс мероприятий в отношении животных, является чрезвычайно низкой и не позволяет реализовать их с должным качеством.

    В большинстве рассмотренных закупок цена составляет 2110 руб. за одно животное (такой норматив закреплен Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2018 года N 377).

    Также очевидно, что подрядчики, реализуя контракты за данную цену, могут склоняться к минимизации своих затрат, в том числе, используя для этого эвтаназию животных вне зависимости от наличия или отсутствия у животных оснований для этого.

    На большинство из объявляемых заказчиками закупок не подается ни одной заявки. Возможно, причиной данной ситуации является именно низкая цена.



    Дата подготовки Справки - 28.02.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ