В разработке
скоро здесь появится информация
МАГАДАНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Справка о ситуации
с региональными нормативными
правовыми актами Магаданской
области и закупками,
объявляемыми на регулирование численности животных
без владельцев
Часть 1: Анализ ситуации с регулированием в сфере управления численностью безнадзорных животных в Магаданской области
В данном регионе действуют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Магаданской области № 2040-ОЗ от 02.06.2016 года «О безнадзорных животных на территории Магаданской области»
Ознакомиться с Законом


2. Постановление Правительства Магаданской области № 730-пп от 08.09.2016 года «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Магаданской области».
Ознакомиться с Постановлением


3. Постановление Правительства Магаданской области от 08.09.2016 г. N 729-пп "Об определении уполномоченных органов исполнительной власти Магаданской области"
Ознакомиться с Постановлением


4. Постановление Правительства Магаданской области № 1050-пп от 30.12.2016 года «Об утверждении нормативов финансовых затрат на осуществление органами местного самоуправления городских округов отдельных государственных полномочий Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Постановлением


5. Закон Магаданской области от 09.12.2016 г. № 2118-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных»
Ознакомиться с Законом


6. Постановление Правительства Магаданской области от 19.01.2017 г. № 9-пп «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных в муниципальном приюте на территории Магаданской области»
Ознакомиться с Постановлением
Анализ вышеперечисленных актов позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон Магаданской области № 2040-ОЗ от 02.06.2016 года «О безнадзорных животных на территории Магаданской области» изложен подробно, четко, содержит перечень основных понятий, которым даны определения.

  • Отдельной статье Закона установлены требования к отлову животных. Зафиксировано, что мероприятия по отлову основываются на принципах нравственного, гуманного отношения к безнадзорным животным, должны исключать их неоправданную гибель, получение увечий и травм, а также физические страдания животных.
  • Отлов безнадзорных животных исключительно в целях эвтаназии запрещен.
  • Установлен ряд запретов, необходимых к соблюдению в ходе отлова. В частности, запрет на применение способов и технических приспособлений, которые могут привести к гибели животных, травмам, увечьям, а также препаратов, опасных для их жизни и здоровья.
  • Отловленные безнадзорные животные подлежат передаче в приют не позднее 12 часов с момента отлова. Установлено, что в целях содержания безнадзорных животных создаются приюты.
  • Важно отметить, что в Законе не зафиксированы требования к порядку осуществления транспортировки животных. Также отсутствуют требования к специализированному автомобилю для транспортировку и его оснащению.
  • Установлено, что в государственных приютах предусматривается выполнение следующих мероприятий: ветеринарный осмотр, карантирование, при необходимости - оказание квалифицированной ветеринарной помощи, учет поступившего животного, обеспечение ответственного обращения с ним, принятие мер по поиску владельцев. Вместе с тем, важно отметить, что указанный перечень относится только к государственным приютам, таким образом, это требование не распространяется на частные приюты.
  • Законом установлено, что информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой.
  • Законом зафиксировано, что безнадзорные животные подлежат стерилизации (кастрации) по показаниям, за исключением безнадзорных животных, имеющих регистрационные знаки (в том числе электронный микрочип), а также безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии.
  • Отдельной статьей определен порядок участия гражданских активистов (волонтеров) в сфере обращения с безнадзорными животными. В частности, собственник государственного приюта обязан допускать волонтеров на территорию приюта по согласованию с уполномоченными органами. В данном случае также нужно отметить, что изложенная норма касается только государственных приютов.
Таким образом, Закон имеет общий гуманный вектор, предусмотрены ключевые мероприятия, в частности, отлов, содержание, вакцинация, стерилизация.

Вместе с тем, ряд аспектов не регламентированы, в частности, не регламентирован порядок транспортировки животных, не установлена длительность содержания, не прописан перечень оснований для выбытия животного из пункта временного содержания, а также отсутствует четко сформулированный ограниченный перечень ветеринарных оснований для проведения эвтаназии.


2. Постановлением Правительства Магаданской области № 730-пп от 08.09.2016 года утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Магаданской области.

  • Порядок фиксирует, что регулирование численности безнадзорных животных должно отвечать требованиям гуманности, исключающим жестокое обращение с ними.
  • Отлов безнадзорных животных осуществляется с применением методов и средств, исключающих негуманное к ним отношение, их страдание, травмирование или гибель.
  • В Порядке закреплено, что основным методом регулирования численности безнадзорных животных является их отлов и содержание в приюте.
  • Специализированные организации, осуществляющие отлов и транспортировку безнадзорных животных, обязаны доставлять безнадзорных животных в приюты в день их отлова.
  • Все отловленные безнадзорные животные вне зависимости от пола и возраста подлежат учету и регистрации в приюте.
  • Установлены требования к транспортировке животных, а также к спец.автомобилю и его оснащению. Установлено, что при погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных используются устройства и приемы, исключающие травмы, увечья или гибель животных. В этой части данный Порядок дополняет нормы, изложенные в Законе Магаданской области № 2040-ОЗ от 02.06.2016 года.
  • Определен порядок содержания животных в приюте, а также установлены требования к самому содержанию. В частности, установлено требование о наличии площадки для выгула, а также к вентиляции и освещению.
  • Состав работ при содержании животных в приюте включает в себя: прием животного, учет и оформление документации, ветеринарный осмотр животных, обработку против эктопаразитов, дегельминтизацию, вакцинацию против бешенства, нанесение идентификационной метки (при ее отсутствии), кормление животных, выгул животных, мытье и дезинфекцию помещений и территорий, эвтаназию животных в соответствующих случаях.
  • Порядком установлены основания для эвтаназии, которыми являются:
  1. наличие признаков беспричинной агрессии по отношению к людям, другим животным и представляющее угрозу для их жизни и (или) здоровью,
  2. неизлечимая болезнь, причиняющая чрезмерные страдания, подтвержденная специалистом в области ветеринарии.
  • Приложениями к Порядку являются бланки отчетных документов. А именно: Заявка на отлов безнадзорного животного, Акт отлова безнадзорного животного, Акт эвтаназии безнадзорного животного, Акт уничтожения биологических отходов, Акт приема-передачи животного собственнику.


3. В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 8 сентября 2016 г. N 729-пп "Об определении уполномоченных органов исполнительной власти Магаданской области", уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области в сфере обращения с безнадзорными животными в части осуществления контроля за отловом и транспортировкой безнадзорных животных является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.

При этом, Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области определено уполномоченным органом в части осуществления контроля за организацией и проведением ветеринарных мероприятий при отлове и содержании безнадзорных животных.


4. Постановлением Правительства Магаданской области № 1050-пп от 30.12.2016 года утверждены нормативы финансовых затрат на осуществление органами местного самоуправления городских округов отдельных государственных полномочий Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных.

  • Норматив финансовых затрат на отлов и транспортировку в расчете на одну голову животного -1 481,88 рублей.
  • Норматив на содержание и учет отловленных безнадзорных животных:
  1. содержание в расчете на одну голову в сутки - 152,3 рублей;
  2. учет в расчете на одну голову - 300 рублей;
  3. затраты на обеспечение содержания животных (с учетом оплаты труда рабочих, приобретения хозяйственного инвентаря, затрат на обработку от эктопаразитов) в расчете на одну голову в сутки - 241,87 рублей.
  • Норматив на эвтаназию и утилизацию в расчете на одну голову - 8 668,1 рублей.
  • Норматив финансовых затрат на осуществление управленческих функций в расчете на одного муниципального служащего в месяц - 75 824,0 рубля.


5. В соответствии с Законом Магаданской области от 09.12.2016 г. № 2118-ОЗ, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных. Закон устанавливает права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти, регламентирует порядок получения субвенций и отчетности за них.


6. Постановлением Правительства Магаданской области от 19.01.2017 г. № 9-пп утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных в муниципальном приюте на территории Магаданской области.

  • В данном Порядке продублированы нормы, уже изложенные выше и касающиеся порядка проведения отлова, поступления животного в приют, учету, размещения животных в прите и ухода за ними. Подчеркивается необходимость гуманного подхода к животным.
  • Обращает на себя внимание тот факт, что в данном нормативном правовом акте в перечне мероприятий, проводимых с животными на этапе содержания, не указана стерилизация.


Таким образом, необходимо заключить следующее:


Рассмотренные нормативные правовые акты имеют общий гуманный вектор, не противоречат друг другу, представляя собой смысловой комплекс.

Мероприятия по регулированию численности животных в Магаданской предусматривают отлов, транспортировку, клинический осмотр, карантинирование, содержание, вакцинацию, стерилизацию, учет, мечение, эвтаназию по заключению специалиста в области ветеринарии, утилизацию трупов. Возможность возврата в среду обитания не предусмотрена.

Также не зафиксирована обязанность проведения мониторинга и подсчёта численности популяции для объективного определения числа безнадзорных животных на соответствующей территории.

А также не зафиксирована необходимость проведения с разъяснительной работы с населением, направленной на формирование ответственного отношения к животным.
    Часть 2: Анализ закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Магаданской области
    • Необходимо отметить, что в Магаданской области есть значительное число закупок, на которые потенциальными подрядчиками не было подано ни одной заявки (около 25-30% от общего числа таких закупок).
    • Проанализированные закупки на отлов и содержание безнадзорных животных, размещенные различными заказчиками, имеют идентичный состав услуг и порядок формирования цены.
    • При этом, ряд Технических заданий изложены подробно, а ряд очень кратко и недостаточно подробно.
    • Необходимо подчеркнуть, что в состав закупаемых услуг входят следующие мероприятия: отлов, транспортировка, учет, содержание, эвтаназия в случае ветеринарных показаний.
    • Длительность содержания в большинстве закупок указана и равна 10 или 14 дням.
    • Относительно оказания услуги вакцинации в Технических заданиях указано, что она оказывается ветеринарной службой (поэтому не входит в состав закупаемых услуг).
    • При этом, важно отметить, что в состав услуг не включена стерилизация (и она не указана как услуга, подлежащая проведению силами ветеринарной службы). Не совсем ясно, каким образом на практике осуществляется регулирование с учетом отсутствия данной ключевой услуги в ТЗ, и, если она проводится, то чьими силами и за чей счет. С учетом того, что в региональном законодательстве данная услуга предусмотрена, ее отсутствие в закупочной документации неясно.
    • Заказчики в Технических заданиях предусматривают оказание услуги эвтаназии в отношении малой части из отловленных животных, при этом, в ТЗ они указывают, что данное мероприятие будет проведено при условии наличия показаний.
    • В целом, предлагаемые заказчиками цены являются адекватными реалиям практики. Большинство заказчиков объявляют цену за единицу услуги, проводимой в отношении одного животного (что более верно), другие – цену за комплекс работ в отношении одного животного (что неверно, так как состав и объем услуг в отношении каждого животного разнится).
    • При этом, особо обращает на себя внимание тот факт, что услуга эвтаназии и утилизации трупа имеет очень высокую цену (8668,1 руб.), превышающую цены на другие, не менее трудоемкие и ответственные услуги. Данное обстоятельство вызывает обоснованный вопрос, особенно, в ключе отсутствия предусмотренных затрат на стерилизацию.


    Дата подготовки Справки - 17.01.2019 г.

    Екатерина Кузьменко - юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", дипломированный специалист
    по государственным и муниципальным закупкам, волонтер с многолетним опытом.
    Ваш вопрос
    Укажите электронную почту, куда отправить ответ